Человек и хищники. Часть первая

Эта заметка написана мною в поддержку тех авторов, которые в научных статьях и публикациях в российских средствах массовой информации высказывают свое мнение о жгуче наболевшей в последнее время проблеме. Речь идет о взаимоотношениях человека и хищных зверей в дикой природе. Данная тема систематически поднимается учеными-биологами в охотничьих газетах и журналах. Проблема эта действительно настолько назрела и стала актуальной, что умалчивать о ней невозможно. На ситуацию я постараюсь посмотреть не со стороны исследователя, эколога или биолога, которых сегодня в России крайне мало, а с точки зрения человека с многолетним охотничьим стажем — правда, любительским.

Публикации, появляющиеся в СМИ о волках, медведях, хищных птицах, интересны, познавательны, а порою даже своевременны и актуальны. Но иногда возникает категорическое возражение к взглядам или же позициям отдельных, чересчур ретивых авторов-«природолюбов», высказывающихся в защиту косолапых и прочих плотоядных зверей. Так и хочется сказать в ответ: «А кто же замолвит слово за лосиху или олениху, утку или копалуху, которые с таким трудом пытаются сохранить свое появившееся по весне потомство?».

Человек и хищники. Часть первая
Медведь_by Tambako the Jaguar@FLICKR.COM

Не в меру же расплодившиеся медведи, волки, вкупе с находящимися под особой охраной у государства хищными птицами выжирают значительную часть приплода у млекопитающих и сводят на нет количество птенцов выводковых птиц, чьи гнезда находятся на земле. Погибает и большинство кладок и вылупившихся малышей у пернатых из семейства куликовых. Эти птицы насиживают не более четырех яиц, кладки ничем не защищены ни с воздуха и ни с земли.

О таких сугубо специфических вещах начинают рассуждать дилетанты, совершенно не знающие законов дикой природы, да к тому же ищущие легких способов повышения популярности в социальных сетях или же на страницах прессы.

Опасные встречи

Страдают не только звери и птицы, но и обычные жители сел и деревень, особенно в малонаселенной Сибири. Я не буду описывать многочисленные факты нападения волков и медведей на людей — таких случаев по всей России в последние годы стало довольно много, хотя не настолько, как в послевоенные 40 — 60-е годы прошлого века.

В нашем Красногорском районе незапланированные встречи с «косолапыми» у сборщиков ягод, лосиных рогов, чаги, всяких других даров природы, а также людей, чья трудовая деятельность связана с лесом, становятся год от года чаще и чаще. Например, в 2018-м хищник напал на мужчину из Валамаза. В 2019-м жители этого села, а также Красногорского, Кокмана и других также имели незапланированные встречи с медведями.

Мы с женой, занимаясь осенью сбором дикой рябины в окрестностях моей родной деревеньки Ефремово, идя вдоль лесной опушки, нос к носу встретились с молодым «топтыгиным», вышедшим к нам из-под ветреной стороны. Слава Богу, разошлись по-мирному, а ведь могло быть и иначе.

В Юкаменском районе подвергся нападению хищника житель деревни Ертем, который повстречал медведицу с детенышем в двух верстах от родного дома. Мужчина пошел поискать валежник, а в результате схватки со зверями угодил в больницу с рваными ранами и с глубокой психологической травмой, так как был сильно напуган разъяренной «мамашей».

В Воткинском районе Удмуртской республики в ноябре 2019 года охотник был убит медведем в неширокой лесополосе, где тот соорудил себе берлогу. Погибший то ли случайно, то ли намеренно оказался рядом с местом залегания «косолапого» в зимнюю спячку. Охотясь на зайца, мужчина зарядил ружье патронами с мелкой дробью. Увидев нападающего медведя, произвел выстрелы с большой дистанции, что только усугубило конфликтную ситуацию. Зверь, вероятно, получив в располневшую за лето плоть снаряд мелкой дроби, растерзал обидчика.

Если бы у охотника хватило выдержки и он открыл бы огонь с минимального расстояния, то, возможно, остался бы жив. Но ему пришлось бы долго доказывать свою невиновность и, в результате, возможно, все равно заплатить государству сумму ущерба за ликвидированного хищника. Таковы сегодня российские законы, копирующие западноевропейскую действительность, где медведей в дикой природе нет уже более ста лет. В США же косолапых зверей довольно много, и с ними тоже хватает мороки. Но там в каждом штате свои законы, и они позволяют гибко решать подобные вопросы, особенно если затрагиваются права человека на жизнь…

В Красногорском да и в других районах Удмуртской республики зерновые были убраны очень поздно, а часть их так и ушла в зиму. Рябины уродилось немерено, что также поспособствовало упитанности «топтыгиных», которым очень нравится эта ягода.

Совершая сезонные миграции, при уходе с нажировочных, кормных мест, медведи крайне осторожны. В то же время возле своих берлог они очень злы и непредсказуемы. Если кто-то случайно окажется рядом с местом залегания «потапыча» в берлогу, зверь определенно «накажет» непрошеного визитера. Такие прецеденты имели место даже в нашем районе, причем со смертельным исходом…

Звериная осторожность и невероятно развитое чувство самосохранения не спасли взрослого медведя от столкновения с какой-то тяжелой машиной на шоссе «Глазов — Ижевск» в октябре 2019 года. Этот дорожный инцидент опять же подтверждает рост численности «косолапых»: они уже начинают попадать под колеса автотранспорта. Но сдается мне, что хищник был физически нездоров или же кем-то ранен. В здравом уме медведь не выскочит на проезжую часть дороги, если слышит, что по ней где-то движется машина…

В последние годы устойчивый снежный покров в наших лесах и полях образуется не раньше середины декабря, а нагулявшим жир медведям «не с руки» шляться по промороженной земле, укрытой неглубокими сугробами, позволяющими протропить «косолапых» главному их врагу на планете — человеку. Инстинкт самосохранения, как я еще раз подчеркиваю, развит у всех половозрастных групп «топтыгиных», но особенно у взрослых самцов.

В начале долгой зимы и при достаточно теплой бесснежной погоде медведи лежат в полудремотном состоянии рядом с берлогой или же в ней, но еще очень сторожко. Мне не единожды случалось ранее во время ноябрьских загонных охот на копытных — лосей и кабанов, — «натыкаться» на таких «топтыгиных», но пока Бог миловал: в основном расходились по-мирному.

Правда, в начале 90-х годов XX века пришлось за одного «пестунчика» заплатить штраф, но тогда мной владели охотничий азарт, нахрапистость и избыток адреналина. В зрелом возрасте здравый рассудок не позволяет эмоциям брать верх, вовремя включает процесс благоразумного торможения…

В защиту копытных

Лосей в красногорских охотничьих угодьях мало по сравнению с другими, причем более густонаселенными районами Удмуртии. Важной причиной этого является не только скудность кормовой базы для «сохатых», но и, как мне кажется, большая численность медведей у нас.

Ранней весной — после выхода из берлог — всеядные косолапые звери из-за отсутствия растительности переключаются на пищу животную. В первую очередь они охотятся на лосят и других беззащитных детенышей животных. В природе есть звери, которые специализируются на добыче только что появившихся на свет малышей. Их местонахождение хищники определяют по особому запаху, присущему лосихам-роженицам.

В научных статьях профессора Валентина Пажетнова, всю сознательную жизнь занимающегося изучением повадок медведей, описываются случаи гибели отбившихся от стада стельных коров в Тверской области. На них во время «родов» нападали косолапые. Хищники полностью сжирали телят, а коровам выедали внутренности или вымя. Это говорит об избирательности медведей, которые порой предпочитают полакомиться только что народившимися детенышами других животных.

Встречаемые мною ежегодно в мае-июне на внутриквартальных лесных дорогах Красногорских заказников следы жизнедеятельности косолапых в виде солидных «визиток», содержащих непереваренные в их утробах останки лосят и кабанов, в частности копыта, — свидетельство вышесказанному. К тому же я в последние годы вижу очень мало самок «сохатых» с приплодами текущего года. А ведь лосей-быков в угодьях достаточно, и гон — осенний период спаривания — проходит из года в год стабильно…

Рост численности медведей и стабильное присутствие волков в угодьях могут оказать негативное влияние на «демографические процессы» у копытных. В перспективе это грозит серьезным уроном и без того немногочисленной популяции лесных великанов — лосей. А ведь «сохатый» изображен на гербе — олицетворяет символику Красногорского района.

Задача всех, но особенно тех, кто увлекается охотой, — способствовать стабильному увеличению численности неприхотливых, но очень беззащитных лосей. В первую очередь нужно не давать возможности роста популяций хищников как четвероногих, так и двуногих — браконьеров. Случаи незаконной охоты не так часты, как в 90-е годы, но пока имеют место быть на нашей Красногорской земле.

Тревожный прогноз

От инициативных жителей страны поступает очень много предложений господам, которые сидят в Москве и ведают вопросами охоты в масштабах всего государства. К сожалению, эти высокопоставленные чиновники никак не хотят признать или понять, что Россия — совсем не крохотная Европа, а огромная держава.

В нашей стране, как я считаю, нужен дифференцированный подход к рассмотрению проблем, связанных с использованием возобновимых природных ресурсов, в том числе и таежных: древесины, зверей и птиц, — в лесах, а также рыбы в многочисленных реках и бесчисленных водоемах. Представителям профильных ведомств нельзя делать непродуманных шагов, а неудачные решения, принятые раньше, следует своевременно отменять.

Думаю, что необходимо дать больше прав в принятии решений по природопользованию правительствам республик, краев, областей и автономных округов. Некоторые вопросы местного характера можно поручить районным органам власти, знающим и видящим ситуацию изнутри и систематически сталкивающимся с проблемами такого рода…

По данным Минприроды России (за 2020 год), на территории насчитывается более 60 тысяч волков и свыше 290 тысяч медведей. Это конечно же сведения не совсем точные. Но в любом случае за 25-летний постсоветский период численность хищников в стране как минимум удвоилась. Может быть, для такой огромной страны, как Россия, это не так уж и много, но наносимый ими урон природе (только охотничьим животным) оценивается приблизительно в 20 миллиардов рублей ежегодно.

В Северной Америке, к примеру, барибалов (черных медведей) около одного миллиона. Но там и кормовая база для этих хищников гораздо богаче. К тому же они отлично лазают по деревьям, снимая урожаи различных видов плодов, шишек и содержащихся в них семян и орехов. У нас же, в России, во все времена «топтыгин» считался опасным хищником, и охота на него всячески поощрялась.

Доктор биологических наук из Удмуртского государственного университета профессор Станислав Пучковский в своей статье «Отстрел и управление поведением бурого медведя» делает тревожный прогноз. Ученый предупреждает, что при хроническом недоиспользовании региональных квот на отстрел косолапых хищников мы в России повторим путь, который уже раньше прошли США, Канада и Япония.

А ведь у нас сейчас легально добывается около трети от общего количества мишек, которых разрешается изъять из мира природы. Даже с незаконной охотой наберется не более половины запланированного. И это в условиях обостряющегося конфликта «человек — бурый медведь»!

В нашем Красногорском районе квота на добычу «топтыгина», которая, кстати, согласовывается на основе учетных данных в Министерстве природных ресурсов РФ в Москве и только потом утверждается Правительством Удмуртской республики, была, например, в 2018 году освоена чуть более чем на 50%.

Результативность охот на медведя у нас обусловлена высокой плотностью «косолапых» на 1000 га площади угодий. Свою роль играет и довольно большая стоимость разрешения на добычу этого зверя. Заплатив десятки тысяч рублей за, образно говоря, «шкуру неубитого медведя» (поскольку его еще надо найти и отстрелить), волей-неволей будешь прикладывать максимум усилий, чтобы заполевать мишку пусть и не трофейных размеров, но это позволит все-таки частично или же полностью окупить затраты.

И все же, по мнению Станислава Пучковского, недалеко то время, когда косолапых придется больше отстреливать в ходе мероприятий по регулированию численности, чем добывать во время легальной охоты.

Можно взять для примера японский остров Хоккайдо. Там в течение десятилетия (с 1996-го по 2005-й) добывали спортивной охотой в среднем ежегодно по 112 бурых медведей, а проблемных особей ликвидировали примерно по 240. Потом косолапых стало больше, и в период с 2010-го по 2013-й пришлось отстреливать уже по 500 в год для снижения риска для населения. И это на небольшом японском острове, мозаика охотничьих ландшафтов которого похожа на ту, что присутствует на нашем Сахалине.

В России же при необоснованных ограничениях на добычу «топтыгиных» рвется преемственность поколений. Современная молодежь не желает заниматься трудоемкими и опасными видами охот, а «медвежатников» в возрасте с каждым годом становится меньше и меньше. Если в регионах, территориально расположенных в европейской части России, еще худо-бедно находятся люди, готовые выложить солидные деньги за возможность добыть одного из самых крупных хищных зверей планеты, то за Уралом таких желающих несопоставимо мало.

При этом среди современных охотников-медвежатников практически нет молодежи. За «косолапым» в лесную глубинку приезжают, в основном, люди состоятельные, способные приобрести, помимо собственно недешевой путевки, очень дорогое снаряжение, позволяющее даже пенсионерам проводить относительно безопасную добычу хитрого, умного и очень опасного хищника.

Такими темпами в регионах к востоку от Урала скоро придется целенаправленно обучать «отстрельщиков медведей». Опасный труд этих охотников нужно будет оплачивать обществу. Но пока ни на муниципальном, ни на региональном, ни на федеральном уровнях денег на такие дела почему-то в нашей стране не находится. Сегодня с бродячими собаками, относительно безобидным борщевиком Сосновского справиться не можем, а с расплодившимися хищниками и подавно некому будет совладать. Разве что привлекут армию вкупе с Росгвардией, но с «мишками» воевать — это не в парадах участвовать и не футбольных фанатов усмирять…

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.

Алексей Перминов, Удмуртская республика

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий