Самый ожидаемый любителями рыбалки закон все же приняли…

любительский лов

12 декабря 2018 года народные избранники завершили историю, которая началась около семи лет назад. Тогда в ряде российских городов на улицы вышли удильщики, спиннингисты, поклонники фидера и другие их товарище по увлечению, активно выражавших свое недовольство наличием на водохранилищах и реках платных участков для любительской рыбалки, так называемых РПУ. О причинах этого писали СМИ, шли бурные обсуждения в социальных сетях и на других площадках в Интернете.

Предыстория

Вспомним, что с первыми проблемами, связанными с доступом к популярным водоемам, рыбаки столкнулись в 2004 году, когда арендаторы РПУ стали обносить «свои владения» заборами. Это было только начало, дальше, как говорится, больше.

Многие из таких бизнесменов почти сразу сообразили, что товарное производство рыбы на полученных в пользование участках менее выгодно, чем организация на них же любительского лова. Предприимчивые граждане сразу внесли в документы изменения и переключились на этот вид деятельности.

Смекнули, что личных затрат тут почти никаких и можно легко «делать деньги» на тех, кому нравится закинуть спиннинг, поставить жерлицу или просто посидеть с удочкой. На большинстве рыбопромысловых участков и так уже обитали карасики, окушки, щуки, сазаны и т.п.. С научной точки зрения, это водные биологические ресурсы (ВБР), которые сами себя воспроизводят.

И все… С тех пор рыбалка на таких РПУ стала платной. Недовольство удильщиков подобными поборами копилось несколько лет, пока в марте 2011 года не привело к бурному протесту. В ряде регионов возмущенные любители рыбалки приняли участие в массовых мероприятиях, требуя справедливого к себе отношения.

Работа над документом

К озвученной населением проблеме подключились парламентарии. В декабре 2013 года депутаты приняли первый вариант проекта федерального закона № 200303-6 «О любительской рыбалке». В этом документе еще оставались Положения о РПУ, хотя и скорректированные. Спиннингистов и удильщиков такой законопроект по понятной причине не устраивал, и они смогли донести свою точку зрения до Президента России.

Глава государства дал поручение за две-три недели подготовить другой вариант документа, в котором уже не будет формулировок о взимании платы на рыбопромысловых участках. С тех пор многие успели поломать головы над проектом закона.

Над ним работали не только депутаты Госдумы, но и чиновники, и активисты Общероссийского народного фронта, и представители субъектов Федерации, и рыболовы из своих общественных организаций, и просто неравнодушные граждане, которым нравился спокойных отдых со снастями в руках на берегах водоемов.

Возможные изменения в документе обсуждались на всяких уровнях. От Госдумы поступило 112 поправок, от верхней палаты парламента — 66. Правительство страны предложило еще 7 корректив, регионы — 102.

Последний вариант законопроекта к заключительным чтениям в Госдуме вобрал себя 232 поправки, которые посчитали важными депутаты и их помощники. О судьбе идей, поступавших от рыбаков-любителей, их организаций и других субъектов гражданского общества, известно лишь то, что они были. Эти предложения тоже обсуждались парламентариями.

Важное событие

В итоге в декабре 2018 года депутаты Госдумы, наконец, приняли ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ вобрал в себя не 27, как в первом чтении, а всего 19 статей.

Парламентарии назвали важным событием принятие закона, поскольку его на протяжении многих лет ждали миллионы жителей страны. В Госдуме заверили, что документ является понятным, емким и исключительно сбалансированным, поскольку в нем одновременно уделено внимание и защите прав рыболовов от несправедливых ограничений, и сохранению данных природой ресурсов.

С точки зрения автора статьи, это, безусловно, правильные слова.

21 декабря закон был одобрен Советом Федерации, а спустя четыре дня подписан главой государства.

Права и обязанности

Теперь пройдемся по тексту документа. В статье 2 дается определение любительскому рыболовству. Уточняется (в вольном изложении), что это добыча водных биологических ресурсов для личных потребностей, а также в ходе официальных спортивных мероприятий. Подобную формулировку предполагается внести и в новой версии 24-й статьи Федерального закона о рыболовстве и сохранении ВБР.

Вернемся к уже принятому Госдумой документу. В первом пункте 6-й статьи подчеркивается, что на водных объектах общего пользования граждане России могут бесплатно и свободно заниматься любительской рыбалкой. Правда, есть ряд исключений, к которым относятся участки для аквакультуры, особо охраняемые природные территории и так называемые земли обороны и безопасности.

В документе затрагивается и ситуация, когда любительский лов осуществляется на водоемах, принадлежащих частным лицам или организациям. В этом случае необходимо руководствоваться Положениями гражданского и земельного законодательства.

Любителей закинуть снасти также обязывают не превышать суточную норму вылова. В настоящее время она установлена Минсельхозом России по каждому рыбохозяйственному бассейну. В среднем по стране получается около пяти килограммов в день на одного человека.

В статье 7 принятого закона затрагиваются ограничения при любительской рыбалке. И сразу подтверждается право граждан на установку сетей в определенные периоды ради личного потребления на водоемах на Севере (а также на Дальнем Востоке и в Сибири). Порядок использования таких орудий устанавливается Правительством России (п. 5, ст. 9). Как утверждено в пункте 2 статьи 9 эти периоды будут определяться Правилами рыболовства.

Применяемые любителями сети подлежат учету. Об этом говорится в пунктах 3-4 рассматриваемой статьи. Соответствующую работу должны выполнять работники территориальных подразделений ведомства, отвечающего за сферу рыбохозяйственной деятельности. В ходе обязательной поштучной маркировки на каждую сеть наносятся ее характеристики, учетный номер, фамилия владельца, имя и отчество (если таковое имеется). В пункте 6 статьи 9 уточняется, что на рыбоводных участках запрещен любительский лов сетями.

На арендованных водоемах

РПУ, которые вызвали необходимость принятия настоящего Закона, прекращают существование с 1 января 2021 года (п. 8, ст. 16). Вместе с тем арендаторы этих участков получают возможность без дополнительных торгов переоформить договор и до конца его срока использовать водоем для организации спортивного и любительского рыболовства. Соответствующие бумаги предпринимателям нужно подписать до 1 января 2020 года.

Договоры о предоставлении РПУ для любительского лова будут действовать максимум до 31.12.2020 г. Вышеназванные требования к участкам предлагается реализовать через новую статью 65 ФЗ о рыболовстве и сохранении ВБР.

В принятом Госдумой законе предусмотрены ряд исключений для РПУ. Речь идет об участках Северного рыбохозяйственного бассейна (а также Восточно-Сибирского, Дальневосточного и Байкальского), где есть ценные виды биоресурсов. Для арендаторов таких водоемов заключенные договоры сохраняют свое действие на весь предусмотренный срок.

Это отражено в пункте 2 статьи 18 данного закона. Так говорится, что в названных бассейнах список таких районов утверждается Правительством России по представлению руководства регионов с указанием ценных видов биоресурсов.

В пункте 4 статьи указано, что любителям на РПУ и РУ (рыболовных участках) должны выдаваться путевки, которые подтверждают платный характер оказания услуг. Эти документы относятся к сфере действия гражданского законодательства. Кроме того, пунктом 5 той же статьи установлено требование к арендаторам водоемов о создании соответствующей инфраструктуры, которая потребуется для любительского и спортивного лова.

Договоры о предоставлении РПУ и РУ для этих целей регулируются Федеральным законом № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 года с последующими изменениями (ст. 333). Та же статья определяет, кому будет предоставлено право добычи ВБР на освободившихся участках после истечения срока аренды…

Что можно предпринять

Вот вроде и все, что, на взгляд автора, важно знать о новом законе. Однако, думается, разработчикам не удалось сделать документ понятным для простых любителей рыбалки. В тексте много отсылочных норм к другим ФЗ и даже к подзаконным актам органов исполнительной власти. Например, Минсельхоз готовит Правила рыболовства, в которых устанавливает среди прочего суточные нормы добычи биоресурсов.

Опять же органы исполнительной власти составляют перечень ценных обитателей водоемов. В настоящее время в него пока входят только лососевые рыбы и крабы. Для их любительского лова создаются РПУ (РУ). Причем в перечне видов ВБР, на которые уже сейчас требуется получать разрешении, имеются 14 наименований.

Если кто помнит, в первой редакции законопроекта этот список предлагали закрепить в отдельной статье. В утвержденной версии документа все совсем не так. К примеру, в п. 2 ст. 9 и п. 8 ст. 16 закона в названных рыбохозяйственных бассейнах предлагается создавать РПУ (РУ) для лова «водных биоресурсов». А в пункте 2 статьи 18 в этой связи речь идет уже о ВБР «из числа ценных видов».

Закон уже подписан Президентом России, но пока не вступил в силу. Теоретически еще имеется возможность для исправления выявленных недоработок и неопределенностей в тексте. Если же все оставить так, как есть, то у ретивых чиновников могут возникнуть всякие идеи по дополнению списка ценных рыб, для лова которых требуется специальное разрешение. Не исключено, что появятся предложения по созданию новых РПУ (РУ).

И что в связи со всем этим нам делать? Прежде всего, не переживать напрасно, а хорошенько изучить закон, чтобы знать его не хуже инспекторов и других контролеров. Можно пытаться изменить этот документ, используя имеющиеся легальные пути, которых немало. Например, действовать через депутатов и тех же чиновников. Среди них тоже есть любители рыбалки, они могут нас понять…

Думаю, что далеко не все из работавших над законопроектом полностью удовлетворены итогом. Из открытых данных Госдумы России видно, что над документом активно трудились, например, Николай Валуев, Мартин Шаккум, Леонид Огуль, Георгий Карлов, Олег Нилов и еще дюжина народных избранников. Много предложений вносили действующие и бывшие члены Совета Федерации. Среди них можно выделить Александра Акимова, Сергея Лисовского.

Допустимо обращаться с предложениями и критикой принятого закона к региональным депутатам и властям, в территориальные органы Росрыболовства. Наконец, надо использовать возможности Интернета и наших специализированных СМИ. Но ни при каких обстоятельствах нельзя переходить дозволенное, нарушать действующее законодательство, заниматься браконьерством и оскорблять тех, с кем контактируете!

Вячеслав Михайлов, юрист, г. Калуга

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий