Поезжайте смело!

зубастая хищница

Вот и снова очередные длинные выходные, на этот раз обнадеживающие. На неделе морозы выпадали пусть и небольшие, снежок подсыпал. А потом опять оттепель началась. На днях Димка Коркин, которому окрестные удильщики уже давно дали прозвище Рыба, на разведку ездил под Березовское. Места там уловистые, но туда только по зимнику пробраться можно, когда морозы надежно укрепят лесовозные дороги.

Димка — мужик простой, ничего в себе не таит. После каждой поездки обо всем расскажет, как на духу, опытом поделится. Одним словом, рубаха-парень! И на этот раз так было. Нынче еще и морозы настоящие не ударили, а Рыба уже под Березовское смотался. На «Ниве» с другом пробрался. На неделе туда скатался и все нам выложил.

— Лед там сантиметров пять, вполне надежный, — говорит Димка. — Щук наловите и на балансир, и на живца. Они там еще не пуганы — мы первыми были. Окунь тоже берет. Десятка по два наловили. Но предупреждаю: дорога не простыла — в первой болотине на все мосты сядете! Дуйте по моим следам — вдоль реки по самому берегу, пока все не припорошило и не замело. Попетлять, как зайцам, придется меж кустами, но зато чуть не до места доберетесь — метров 200-250 останется…

Уже перед уходом Рыба заметил, что и спиннинг с собой захватить можно — вдруг сгодится! Мы с Юрием в ответ только плечами пожали. Зачем спиннинг, если со льда ловить собираемся? Не лето же! Пошутил, видимо. И вот мы решились на поездку…

Третий — не лишний

Собирались отправиться вдвоем, но мой дальний родственник Александр Кокорин, примчавшийся в отпуск из Республики Марий Эл, прознал о наших замыслах. Тут же банным листом к нам прилип:

— Хоть я и рыболов аховый, но в тех края побывать надо! Там же моя малая родина, — объяснил Александр. — С детских лет ее не видел. Хочется посмотреть, что от моей родной деревни осталось.

Мы с Юрием отговаривать не стали, хотя могли бы многое ему рассказать. Деревня Саши называлась Крутая Гора. Место, где она стояла, высокое — на возвышении. Сейчас от нее уже и следов не найти: всю округу лесом молодым затянуло.

Только столетние тополя в бывших палисадах высятся, а домов не то что жилых, но и пустующих не осталось. Строения, что казались покрепче, давным-давно перевезли в другие села. А старенькие избушки потом разобрали на дрова и рыболовы в своих кострах сожгли.

Дорога предстоит дальняя, болотистые места не простыли — мало ли что может случиться. Мы решили, что третий участник «экспедиции» не помешает. Одежду теплую Александру отец пообещал дать. А сапоги лишние у меня есть: одни — свои, вторые от тестя остались. Подумал, что захвачу их сразу, и за Кокориным заедем. Он быстренько переобуется — и в путь. Чего взад-вперед бегать, время терять?

Вечером я подготовился основательно. Осенние запасы насадки тряхнул. Червей-живцов, правда, мало осталось — менее десятка. Думал, что больше будет, но они нынче почему-то быстро погружались в сон… «Для начала пойдет, — махнул я рукой. — А там, может, свежих живцов удастся наловить!».

Тесто для угощения плотвы приготовил свое коронное — пшеничная мука с зажаренной гороховой, толокно с манкой. Растительным маслом сдобрил. Не один раз так кулинарил — большей частью неплохо получалось. Насадку эту, бывало, друзья выпрашивали: понравилась им. Потому и на этот раз приготовил с избытком.

Сапоги свои для гостя захватил — рядом с « шарабаном» поставил на ночь. Мало ли… вдруг впопыхах забуду, а тут уж точно промашку не дашь. Утром поднялся, за окном темно еще — зимний день еще не проснулся. Сижу, жду Юрия…

Мчимся за гостем, а он — от ворот поворот!

Напарник подъехал около семи часов — еще уличные фонари не погасли. Бибикнул, чтобы я из дома выбежал. А мне и сигналить не надо было: давно у окна сидел в полной «амуниции», оставалось только шапку напялить да все приготовленное с собой захватить. Выскакиваю, едем за Александром.

Он в отцовском доме остановился — на другом конце села в переулке. Родителей здесь уже нет, но Кокорин каждый год в отпуск наведывается: старый очаг манит. Подкатываем — свет у него во все окна! Забегаю с сапогами под мышкой, вручаю — и обратно к «Ниве».

«Долго ли обуться? — думаю я. — Дело минутное!». Ждем товарища в машине, а его все нет и нет. Смотрим, наконец, выходит… в тапках! Говорит, что промашка вышла — сапоги малы оказались. Хоть на босу ногу надевай и то с трудом! Я опешил от неожиданности. Александр — человек отнюдь не великанского роста, поэтому и обутка ему должна была подойти. А у него оказались не ноги, а лапы медвежьи!

Едем обратно за другими сапогами — тестевыми. Тот, помню, по нескольку шерстяных носков натягивал, когда обувался. Сапожищи подобрал себе словно на вырост или на дядю Степу. Я сначала хотел их отдать кому-либо из земляков, но желающих не нашлось. Выбросить жалко, а тут сгодились!

Александр прямо в тапочках поехал ко мне. Сапоги примерил, около машины потоптался, будто косолапый хищник, и объявил:

— Пойдут! В самый раз!

— Тогда бери их себе, дарю! — говорю ему.

— Возьму, — отвечает он с довольным видом. — Авось эта рыбалка понравится, и на другую съездим. Да и в хозяйстве сапожки пригодятся!

По пересеченной местности

Сорок верст по бетонке отмотали, вдоль реки поехали. Светать уж начало. Снег на берегу неглубокий, следы, где Рыба пробирался на своей машине, хорошо заметны. Зайцем петляем меж кустами, а справа река — перекат до самого места. Течение быстрое, а потому лед только у берега. Дальше вода темная водоворотится.

Наконец, приехали дальше только тропинка узкая петляет. Оставляем машину, идем пешком. Сначала кусты непролазные, продираемся, потом овраг глубокий. На дне ручеек журчит, к реке торопится. Далее — второй, тоже не замерзший, болотистый. Переправились, а тот берег сплошь валежником завален, с трудом перешагиваем.

Хорошо, что Александр тащит емкость с живцами и мой ледобур. Судя по времени, тут двумя сотнями метров никак не пахнет, по ощущениям, уже в пять раз больше отмотали, а до Березовского еще топать и топать! Река рядом, можно бы на лед прибрежный спуститься. Юрий посмотрел и только головой помотал: путь, мол, легче, но опасней. Лед только у берега узкой полоской держится — рисковать не стоит.

С трудом добрались до места, вышли по следам. Идем теперь уже без оглядки. Здесь течение тише, и лед от берега метров на 50 простирается. Осматриваемся: видим лунки, которые от Димки остались. Даже пятна подле некоторых из них предательски свидетельствуют об удачной рыбалке.

Мы с Юрием сверлим лунки. Он для балансира лед решетом пробивает в шахматном порядке— будто жилом протыкает. Я аккуратно бурю, чтобы ставить жерлицы. «Панцирь» довольно тонкий, а через полсотни шагов вообще открытая вода. Реку там еще не сковало, хоть спиннингом щук лови! Димка же нам намекал, а мы зря не послушались, не взяли.

Александр пока просто осматривается. Своих снастей у него нет, на наши надеется. Мы еще по дороге пообещали, что поделимся…

День короток, его начало — одни печали

Юрий уже начал рыбалку — во второй или третьей лунке шугает. Я всех живцов пристроил, семь жерлиц на стороже стоят. А еще три своей поры ждут, когда мелочь появится. Александру удочки подготовил поплавочные, поставили одну на тесто, другую — на червя. Свои неподалеку от гостя разместил.

Сидим уже полчаса — никто и ни на что не клюет, как вымело! Юрий молчуном от лунки к лунке переходит — тоже пока не обрыбился. Потом видим: «шьет» мужик! Леска внатяг, как струна. Мы с Александром за удочками своими уже не следим, за нашим спутником наблюдаем. Вот-вот добыча должна из лунки показаться.

Вдруг он зачертыхался, вытащил обрывок лески… Добыча из-под самого льда ушла и… вместе с балансиром! Тут и я не стерпел — хотел в другое место сигануть, там удачи поискать. Стал готовить приманку, но не успел. Жерлица сыграла, и, пока я подбегал, вторая флажок выбросила. Меня радость охватила: пошел клев!

Но ликовал зря. На первой жерлице даже добычи не почувствовал и подсекать не пришлось. Пусто, но живец потрепан — даже не трепещется и вообще никаких признаков активности не подает. На второй тоже неудача. Подсек и уже к лунке подтащил, но, увы, рыба сошла… не моей оказалась.

Юрий подошел, посочувствовал: мол, бывает. А под нос себе пробубнил, что, мол, не надо было «вворачиваться», вот, дескать, и не везет. Я словно мимо ушей это пропустил, промолчал. Что ж делать, сам виноват: из-за моего просчета мы тогда за сапогами возвращались…

Осматриваю вторую жерлицу, живец тоже уже непригоден. И заменить нечем, а надо бы: пять снастей теперь пустые. Иду искать малявок. Александр уже на удочки не смотрит, неподалеку от них прогуливается. Подаю ему балансир, показываю, как им работать надо. А сам поближе к берегу пару лунок сверлю и поплавочные перезакидываю. Жду.

А вот и клев!

И вдруг Александр радостно закричал, что обрыбился и теперь только этой снастью ловить будет! Ничего другого, мол, уже не нужно! У Юрия тоже подле лунок пара окуней валяется. Потом рядом с ними щуренок затрепыхался.

У меня кивок заиграл. Подсекаю, но уже без видимой радости, чтобы не сглазить. Подвожу к лунке, вывожу. Горбач тоже! Жаль, на живца такой не сгодится: велик для щучки. Потом второй и такой же! За ним сорожина, будто голавленок среднего размера. И все пока ловятся на червя. Видимо, тесто мое сегодня не в ходу: не шевельнул его даже никто.

Окуни пошли один из другим, и я даже не заметил, что два флажка разом «вспыхнули». Хорошо, что Юрий не проморгал, вовремя подсказал! На этот раз подхожу не спеша, слежу за катушками — обе потихоньку буксуют, чуть-чуть проворачиваются. Подсекаю одну, вторую… И пара небольших зубастых хищниц пополнила мой улов! Обе одинаковы, будто инкубаторские.

Едва я управился с ними, пошел назад к удочкам. Но не дошел, опять флажок поднялся, воротил меня назад. Вытащил еще одну. Теперь от жерлиц не отхожу… время послеобеденное уже, поджимает. Скоро сниматься надо и домой ехать.

Юрий все по лункам бегает, но подолгу не стоит, махнет раз-другой и дальше. Потом рыбу собирать стал. Александру не везет: больше, похоже, ничего не поймал. Просто от лунки к лунке бродит, посматривая то на часы, то на меня.

Я уже надежду потерял: щук уже не будет, смеркается… Начал сматывать жерлицы. Подхожу к последней… и вдруг флажок взметнулся, катушка начала проворачиваться.

Немного подождал, мужики уже все снасти сложили, ко мне подошли, смотрят выжидаючи. Выбираю леску, чувствую тяжесть, подсекаю… есть! И снова у меня подле лунки зубастая хищница затрепеталась. Небольшая, с теми прежними как на подбор.

Какова дорога к дому?

Обратно по той же тропинке направились. Александр при мне роль носильщика выполняет. Снова часть моего груза взвалил на себя. Юрий впереди пробивается. Обратная дорога каторгой показалась. И заросли чаще и колючее, и овраги глубже, и их словно больше стало.

При переходе через самый коварный — болотистый, незамерзающий — я решил по жердочке проскочить, но поскользнулся… Упал не в жижу, а на сваленную бобрами осину. Она меня и выручила, а то пришлось бы водяного в «ароматной» тине изображать, выбираясь из оврага.

Правда, ударился при падении. Сгоряча не почувствовал ничего, и в машине даже неприятных ощущений не было. А на другой день проснулся… и не охнуть, и не вздохнуть. Ушибленный бок на малейшее движение болью отзывался…

Дошли все же мы до машины, уже смеркалось вовсю. Запустили мотор, прогрелись, тронулись в путь. Снова петляем зайцами и наконец-то облегченно вздыхаем. На бетонку выехали, а там домой прямым ходом.

Еще в машине делюсь уловом с Александром: не с одним же окунем ему хозяйке показываться. Да и выходить из салона он первым будет. Даю ему пару щучек, хотел еще окуней добавить: перед женой, дескать, похвастаешься. Но парень наотрез отказался.

— Мне и этого за глаза хватит! Спасибо за рыбалку!

По бетонке сорок верст катить, но за разговорами это расстояние промелькнуло, даже не заметили.

Звонок вечерний, незнакомый…

Едва я наряд свой рыбацкий с себя снял, со снастями, с уловом разобрался, вдруг телефон застрекотал. Смотрю: вроде номер Александра, а в трубке голос незнакомый, женский:

— Здравствуйте, я Неля — Сашина жена. Спасибо за щук! И правда ли, что мой муж окуня поймал?

— Конечно, — подтвердил я.

— А у нас щуки уже готовы! — скороговоркой зачастила она. — Почистила, изжарила! Вкусные они, очень свежие! А теперь когда на рыбалку поедете? Сашу с собой берите, но теперь пусть сам ловит! Нечего у других захребетником быть…

Я ей ответил, возьмем, конечно, коли он еще здесь будет, а не в городе. А про себя подумал: «Ну и мужик, не мог пару щучек приврать! Наши-то, бывает, ох как загибают! Особенно женам…».