Форель — знатный трофей

Пойманная форель

Любой улов для удильщика — уже праздник и большой приз. А если получится поймать хорошую крупную рыбу, то это вдвойне приятно. Бывают и так называемые «зачетные» трофеи. К этому классу можно отнести форель, которая у нас в Хакасии водится, но не везде. И когда я выуживаю из воды экземпляр весом около 4 килограммов, то думаю, что мой дедушка, заядлый рыболов и охотник Юрий Ильич Иванов, был бы доволен. Он сказал бы: «Знатный трофей — звери курицы…»

Как все начиналось

Любая поездка на рыбалку обычно имеет какую-то предысторию. Иногда все начинается с рассказов о хорошем клеве и уловистом месте. Порой удильщики говорят между собой о редких экземплярах пород рыб. В ином случае обсуждают, где можно спокойно провести время за ловлей окуньков на простенькую удочку.

У нас первая поездка за форелью началась со слухов. Кто-то где-то кому-то сказал, что в заливах на понтонах реки Абакан, дескать, есть эта рыба. Мы заинтересовались, но решили вначале проверить эти сведения. Как говорится, «слухи слухами, но хотелось бы факты».

Проштудировали соответствующие разделы Интернета. Пообщались с товарищами по увлечению в одной социальной сети, где есть отдельная группа, объединяющая любителей рыбалки и просто отдыха на разных водоемах Хакасии и Красноярского края. Мы «кинули клич» и уже через полчаса получили массу ответов. Слухи действительно подтвердились правдивыми рассказами о поимке форели на понтонах.

Подготовительный этап

Для того чтобы все получалось как надо, не помешает иметь детальный план действий. Таковой у нас имелся. В соответствии с ним вначале нужно было собрать как можно больше сведений об этой форели.

Пришлось нам вновь засесть за компьютер и с помощью тематических сайтов и видеороликов подробно изучить, что это за рыба, какие у нее повадки и как лучше ловить. Оказалось, что форель — хищница. В нашем регионе она прямо-таки гурман. Предпочитает питаться креветками, кальмарами и даже крупной красной икрой, но при случае и вареным мормышем не побрезгует.

Затем мы решили, что пришло время готовить снасти для ловли этого зверя водной стихии. Вычитали, что для успешной рыбалки требуется специализированная леска-жгут. Однако она стоила немалых денежных средств.

Мы с братом Ильей надумали пойти по простому пути. Придя в рыболовный магазин, купили 400 метров лески толщиной 0,6 мм. А крючки на налима у нас уже были. Теперь в нашем распоряжении имелось все необходимое для ловли форели.

Снасти

Эту рыбу можно поймать с помощью самых разных орудий — от зимних удочек до спиннингов. И крючки с «мухами» также используют различные — на любой вкус.

Наш дедушка Юрий Ильич в свое время сделал очень удобную зимнюю удочку. Потом его знакомые просили изготовить точно такие же. Одно время в городе Братске я продавал эти орудия лова через специализированный магазин. Удочка дедушки очень легкая, с мягкой ручкой, сделанной из камыша. А поводок можно было смело настраивать на любую леску толщиной от 0,0125 мм до 0,9 мм.

В форелевой рыбалке также есть разные предпочтения. Кто-то берет леску диаметром не более 0,2 мм. А кому-то подходит и толщина в 0,5 мм. Как я уже говорил, наш выбор пал на леску диаметром 0,6 мм.

Занимаясь снастями, мы с братом прикидывали, как бы захватить больше пространства для облова. В итоге придумали поставить уды собственного производства. Так как форель — рыба очень сильная, а мы, сибиряки, люди простые, то и решение у нас оказалось несложное.

Для изготовления уды взяли деревянный колышек и распилили его на равные части. Главное, чтобы по размеру они были больше диаметра лунки. Соединили их в виде креста, один конец которого покрыли составом красного цвета. Леску намотали прямо на дерево. Все, уда была готова.

Вынужденная пауза

Снаряженные снасти ждали, когда мы поедем на рыбалку. Да вот только поднакопившаяся работа не позволяла нам вырваться на природу, помериться силой с форелью и узнать, кто из нас выйдет победителем.

Время шло, тянулись дни. В Интернете кто-то регулярно хвастался своими результатами на водоеме. Не исключено, что немного приукрашивал действительность, как это часто бывает у рыбаков…

А за окном начало резко холодать. Погода и так стояла далеко не майская. А тут повседневной нормой оказались 30-градусные морозы. Тем не менее мы с братом, посовещавшись, решили, что дальше ждать и тянуть время нельзя. Поездку за форелью наметили на ближайшую субботу — на «банный день».

Утро выдалось на удивление хорошим. Термометр показывал, что за окном всего 25 градусов ниже нуля. Это внушало надежду, что к обеду еще больше распогодится.

Сложив снасти, взяв термос, сало да хлеб, при этом не забыв про теплую одежду и валенки, я поехал за Ильей. Он уже в полной готовности ждал меня, попивая горячий чай с липовым медом. Скидав и его вещи в машину, мы отправились на понтоны. Быстро домчались по трассе до развилки, свернули на понтоны и обнаружили там очень интересную картину.

Знакомство с удильщиками

В этом месте разводили форель для продажи. Специальные сети не позволяли рыбе вырываться на волю. Однако летом был паводок, и уровень поднялся очень высоко. Форель воспользовалась этим и обрела свободу. Но, привыкнув к угощению, рыба далеко не отходила и крутилась по заливу.

Этим и воспользовались удильщики, которых мы увидели на льду. Весь ледяной покров на заливе был усеян рыбаками, палатками и многочисленными пробуренными лунками. Все, кто здесь находился, приехали явно не за окунем или ершом. Главной целью, как и для нас, была форель.

Оставив автомобиль на берегу, мы пошли к ближайшим к нам единомышленникам, чтобы расспросить их.

— Приветствуем! Как нынче клев, на что ловите? — проговорил Илья, подходя к рыболовам.

Нашими собеседниками оказались двое дружелюбных мужчин пенсионного возраста. Один из них сразу ответил, указывая на стоящий рядом ящик, в котором лежали пойманные форели среднего размера:

— Сегодня на вареный мормыш клюет, пока две штуки поймали…

Выбор места

«Неплохой улов с утра!» — подумал я. Мы попрощались с рыбаками и отправились искать для себя место, чтобы забуриться и проверить наши «самодельные» снасти. Эхолота у нас с собой не было. Пришлось ориентироваться, опираясь лишь на глаз да на свою интуицию.

Мы решили делать лунки по диагонали от плавучей базы. Взялись за ледобуры и приступили к работе. Толщина «панциря» на водоеме оказалась средней — около 50 сантиметров. Просверлив с десяток лунок, мы начали расставлять наши самодельные уды.

Из прочитанной ранее литературы и просмотренных видеороликов нам было известно, что форель обычно держится на сравнительно небольшой глубине — от одного до трех метров ото льда. С учетом этих данных мы и подготовили снасти. На леске у нас через каждый метр были привязаны поводки толщиной 0,3 мм. На них еще дома прикрепили крючки с удлиненными жалами.

Теперь оставалось только наживить приманку. Немного посовещавшись, мы с братом пришли к выводу, что не будем устраивать для форели «шведский стол». В каждой лунке будет наживка только одного типа — вареный или зеленый мормыш, мотыль, креветка либо кальмар.

Сигнал о поклевке

На открытом пространстве дул пронизывающий ветерок. Желая немного согреться, мы разлили горячий чай по кружкам и расположились недалеко от наших удилищ. Одним глазом приглядывали за снастями и одновременно беседовали. И тут началось…

Не успели допить даже по первой кружке чая, как вверх над лункой поднялся «деревянный крест», что сигнализировало о поклевке. Мы, не сговариваясь, побежали туда. В голове крутились мысли: «Только бы не сошла, не сорвалась!..».

Илья схватил крест и резким рывком потащил на себя и вверх. Леска натянулась, и брат стал быстро вытаскивать клюнувшую рыбу, которая пыталась сорваться с крючка. Вроде лески было всего-то 3,5 метра, а нам показалось, что там не меньше 11. Не успели мы вытащить первую форель, как сработала вторая снасть, где в виде приманки выступали креветки.

Я бросился туда. Подскочив к лунке, схватил крест и дернул на себя и вверх. И тут поскользнулся и упал!.. Но снасть из рук не выпустил. Начал одновременно подниматься и интенсивно вытаскивать клюнувшую рыбу. Леска ходила ходуном. Создавалось впечатление, что под водой бьется форель килограмма на 4, а то и на 5…

Сердце бешено колотилось от переизбытка чувств! Мысленно стараясь успокоить себя, я вытянул свой первый трофей на этой рыбалке. Пойманная форель отливала на солнце ярким серебром. Она пыталась вырваться, и я положил ее на снег.

А сам посмотрел, на какой крючок произошла поклевка. Оказалось, что рыба попалась на второй, который находился на расстоянии 1,5-2 метра ото льда. В качестве наживки выступала вареная креветка. Как позже выяснилось, форель, которую вытащил Илья, тоже клюнула на второй крючок. Только ее привлек вареный мормыш.

Разведка «чужих» акваторий

На нас сразу же обратили внимание местные рыбаки. Чтобы предотвратить вторжение в «нашу акваторию», мы сами решили обойти сильно «зрячих» любителей форели. Зарядив уды, отправились на обследование и разведку.

Двигаясь по широкой дуге, подошли к ближайшим рыбакам и завели неспешный разговор о том, о сем и ни о чем одновременно. А сами бдительно следили за нашими удами. Кто-то ловил на подобные снасти. Но не на самодельные, как у нас, а на «магазинные» — пластмассовые разных конструкций и форм.

Потрясающих воображение результатов у рыбаков не наблюдалось. Максимум, что мы увидели, — это две пойманные форели достаточно крупного размера — по 2-2,5 килограмма каждая. Поговорив с этим удачливым удильщиком, выяснили, что он выловил их утром — около 10 часов или в половине одиннадцатого. Поклевка произошла в полутора метрах ото льда. В качестве наживки использовался кусочек вареной креветки.

Рыбак был доброжелателен и словоохотлив. Мы, задержавшись возле него, продолжили беседу. Мужчина представился как Егор Фомич. Оказалось, что он рыбачил много где. Знал клевые места на Красноярском и Майнском водохранилищах, и на реке Клай, в теплый сезон сплавлялся по Кызыру и Кизиру, на моторной лодке поднимался в верховья Енисея и Абакана.

Мы слушали его и периодически вставляли свои «пять копеек», рассказывая, где нам довелось ловить на просторах необъятной России да и за рубежом тоже. И тут разговор был внезапно прерван…

Лов по сменам

Опять подала сигнал наша снасть, поднялся «деревянный крест». Мы пустились бежать к самодельной уде. Илья домчался первым и дернул, подсекая рыбу. Леска сразу же ослабла, форель ушла. Разочарованные этим сходом, мы решили больше не отлучаться далеко от лунок.

Перегнали автомобиль поближе, поставив его таким образом, чтобы можно было наблюдать за удами. Налили себе еще ароматного чая. Заварки там было всего около 5%, а остальное — шиповник, лист смородины, лимонник и разные таежные травки. Устроившись в салоне машины, мы приглядывали за нашей акваторией. Однако ничего интересного больше не происходило.

Просидев в напряженном ожидании около часа, решили дальше дежурить по очереди. Первым на «смену» заступил Илья. Он должен был присматривать за нашими снастями до 15.00.

А я, опустив кресло автомобиля на максимально возможное положение, натянул на голову капюшон и закрыл глаза, намереваясь немного поспать. Как мне казалось, задремал всего минут на 10-15. Меня разбудила хлопнувшая дверца машины.

Поднявшись и выйдя на мороз, я сразу же проснулся. Посмотрел на часы и увидел, что стрелки показывают половину четвертого. Взглянув в сторону наших уд, заметил Илью, вытаскивающего очередную пойманную рыбу средних размеров. Подойдя поближе, я понял, что форель опять клюнула на второй крючок. Ее вновь заинтересовала креветка.

Мы ждали новых поклевок до семи вечера. Но больше существенных трофеев не было. Пришло время возвращаться домой. Мы смотали наши самодельные удилища, погрузили улов в автомобиль и отправились в обратный путь. Ехали к родным, которые нас уже заждались. Им не так уж важно, привезем добычу или нет. Главное — чтобы сами вернулись…

Мы подумывали, что в ближайшее время повторим вылазку на тот водоем. Однако другая запомнившаяся поездка за форелью произошла уже летом. Эту историю я расскажу немного позднее.