Рыбалка на запеске

Сообразили уху

Нынче в конце лета родственник дальний в гости ко мне приезжал. Он не охотник да и рыболов такой, что, кроме спиннинга, никакие снасти не признает. Приехал Юрий в самую пору — что в лесу, что на реке благодать. Грибы, ягоды, на реках хищники перед наступлением скорого ледостава жировать начали…

Решили с гостем так: лес подождет. Первым делом — рыбалка, отдых на реке Ветлуге. Тем более что погода стояла, будто в июле, сухая и жаркая. Вода была теплая и чистая, как стекло. Я рюкзак свой нагрузил снастями разными да провизией, Юрий взял только старый дипломат, до отказа набитый разными блеснами, и спиннинг в чехле.

Зритель на рыбалке

Приехали. Место себе облюбовали очень удобное, обоим по нраву пришлось. Я в начале яра устроился. Тут и поглубже, и коряги, в которых рыба всегда бывает, кое-где виднеются, и даже из воды торчат крокодильими мордами. Ниже — берег чистый, у воды — небольшой запесок.

Со спиннингом ходить — места и лучше искать не надо. Тут не только опытный рыболов снасть свою не запутает, не оборвет, но и новичку самое то будет. Только сноровка и потребуется, чтобы хищника из-под глубины или коряг выманить.

У меня довольно сносно поклевывали маленькие «матросики» и даже окуни-горбачи, густерки, солидные головлята. Я ловил, а гость мой сидел рядом зрителем и лишь иногда, когда попадалась рыбина покрупнее, помогал выводить, работал подсачком. А потом прошелся вдоль запеска — окрестности осмотреть, даже за поворот реки сходил и там все разведал.

— Да, — подытожил он, когда вернулся, — есть где разгуляться, со спиннингом походить.

Уха и чай

Но так до конца дня и не решился пройтись уже проверенным маршрутом.

— Утро вечера мудренее и… удачливее, — пояснил Юрий. — У нас на городском пруду на рассвете всегда чаще щука за блесну хватает, да и окунь тоже не промахивается.

Вечер был теплый, ветерок небольшой дул против течения, воду в реке безобразил — рябь на нее напускал. Здесь же на краю запеска — недалеко от моих удочек — мы развели небольшой костер, на скорую руку сообразили уху, чай корнями шиповника заварили.

Огонь догорал, да он нам уже и не нужен был до утра. Забрались мы в палатку — ночь коротать. Гость мой — сразу в сон. Видать, с дороги дальней еще не отоспался. Я тоже в дрему впал, а только проснулся и высунулся наружу — уже светает, на востоке заря занимается! Пора вставать — чай разогревать да гостя моего будить, а то всех щук проспит засоня!

Следы на песке

От костра нашего осталось всего-то ничего: пара-тройка тонких хилых головешек да и только. Огонь из них не развести — надо искать дрова. Пошел вдоль запеска, там еще с вечера приметил — «пошукать» можно. Коренья старые, кусты посохшие…

Начал собирать дрова в охапку. А ветерок все не переставал, прохладой в грудь дул. Так что я решил, что чай горячий как раз кстати будет. В предрассветье уже следы Юрины на запеске отчетливо вырисовываться стали. Потом я взглянул повнимательнее и увидел впереди еще отпечатки чьих-то ног, которых вечером не было.

Подошел поближе, принялся рассматривать… Да это же медведь из лесу к воде спустился! Я пригляделся и понял, что следы уходят вдаль — вниз по реке. Вернулся к кострищу, ступая осторожно, чтобы отпечатки лап хозяина наших лесов не затоптать. Собирался гостю нашему их показать — наверное, он такого еще не видел.

Захватывающая новость

Дрова, в охапке принесенные, были мелкими, солнцем да ветрами просушенными. Они загорелись от одной спички. Чайник тоже не подкачал — вода в нем мигом заклокотала. Гость от первого же моего прикосновения глазами захлопал. А потом из палатки выскочил и сразу к костру — чай утренний пробовать.

Кружки по две мы опустошили, а потом меня будто шилом кто-то ткнул: так захотелось свежей новостью поделиться!

— К нам ночью гость приходил, — проронил я загадочно. — Но не дождался, потому что дрыхли мы… Только следы свои нам и оставил.

Юрий оживился, сообщение его заинтересовало. Принялся он расспрашивать: кто это мог быть и почему в гости не зашел? Дескать, побалакали бы, ночь вместе скоротали…

Спиннинг без катушки

Я пока решил не выдавать секрета, ни о чем больше не рассказывать. Просто предложил родственнику вместе пройтись по песчаному берегу, чтобы сам все увидел своими глазами.

Там на запеске Юрий долго и внимательно рассматривал медвежьи следы, приседал на корточки, сопоставлял ступни — свою и звериную, с тревогою в глазах то и дело зыркал по сторонам. А потом больше от костра не отходил — поддерживал огонь, пил чай, подсаживался ко мне, помогал опускать в садок пойманную рыбу.

— А спиннинговать когда будешь? Солнце уже вовсю поднялось…

Юрий состроил на лице кислую мину и махнул рукой:

— Не получится сегодня рыбалка! Блесны взял, удильник взял, а вот катушку забыл… А без нее чего? Посижу, посмотрю, да и ближе к дому двинем…

Неожиданная находка

Тогда и я решил долго не засиживаться с удочками. Только солнце выглянуло из-за леса, клев стал вялым. Активность рыб, которую они демонстрировали на рассвете, резко уменьшилась. Мы спешно собрались и уехали. Думали, что, может, и за грибами сегодня сможем рвануть.

Но в лес так и не поехали в тот день: голова у Юрия заболела. Он прилег в пологе на летней терраске, а я надумал посмотреть хваленые блесны, которые на Ветлуге так и не удалось увидеть в действии. Надеялся, что если какие-нибудь понравятся, то, может быть, смогу их выклянчить у родственника перед отъездом.

Взял в руки дипломат, уселся в кресле поудобнее… Щелкнул замками, открыл… а там блесен столько, что глаза разбегаются! Самых-самых разных! У нас даже в рыбацком магазине выбор беднее будет. Но самое интересное и удивительное оказалось на самом верху. Там лежала безынерционная спиннинговая катушка…