Лов на Ижковском озере

Крупный карась

Цепь водоемов располагается в местности, которая привлекает рыбаков и красивыми пейзажами. О происхождении названия центрального озеро еще в начале XIX века была сложена легенда. Местные старожилы рассказывали, что там на небольших островках среди опасных топей укрывался от полиции главарь банды Ижковский. Один из водоемов позднее и был назван в его честь… Сюда до сих пор устремляются местные и заезжие искатели приключений, а также любители рыбалки.

В Ижковском озере водятся крупные караси — до двух килограммов. А кто-то якобы видел скелет огромной щуки, выброшенный на сушу бурей. Главный вопрос: как добраться до этих богатых рыбой мест? Как преодолеть топь и достичь островов, не завязнув в трясине?

Занятой хозяин

Сразу скажу, что наша вылазка на Ижковское озеро продолжалась неделю. Мы испытали трудности и неудобства, но наловили приличное количество рыбы и остались очень довольны нашим приключением. А началось все с визита к Никите Егоровичу — моему родственнику по материнской линии, «отмолотившему» три войны, начиная с финской и заканчивая японской…

Встретил он нас не особенно дружелюбно. Никита — сам заядлый рыбак — держал полон двор скотины и птицы. И все это мычащее и горланящее семейство требовало присмотра и ухода. Поэтому ветеран крутился, как волчок. Только было слышно стукотню его закаменевших от старости калош, сделанных из резиновых сапог.

Жена хозяина дома Евгения Сергеевна готовила на всю зиму из чулымской рыбы консервы, пресервы, соленья и копчения. Подключились и мы, помогая по мере своих сил. А хозяин был в вечной заботе…

Но я знал и чувствовал, что надо только завести разговор о рыбалке. И это случилось в один из дождливых вечеров. Мы задали Никите вопрос в лоб:

— Как местные добираются до островов? Как минуют трясину?

Егорыч ответил, что непосвященных обычно не информируют, но он знает один способ, которым пользовался еще во время войны. На болотистой местности в Белоруссии нужно было проводить операцию, разработанную Жуковым…

Разгул стихии

В общем, мы договорились о дне похода на озеро и занялись подготовкой. По молодости я любил сборы на рыбалку. Нужно было проверить снасти, насадку. Мы — дети послевоенного времени — особых развлечений не имели. Летом гоняли мяч на пустырях, зимой катались на санках и коньках.

А рыбалка — предчувствие удачи — занимала у нас, мальчишек, особое место в жизни. Пользовались примитивными удочками и на навозных и розовых червей ловили в избытке пескарей. А уж поймать на озере ворох карасиков считалось у мальчишек верхом удачи!..

И вот мы с Никитой и моим товарищем Николаем появились на берегу Ижковского озера. Накрапывал дождь, с севера тянулись гряды туч. Погода не предвещала ничего хорошего. Мы тащили на плечах три огромных рюкзака, доверху набитых вещами.

Главной «достопримечательностью», конечно, считалась лодка Егорыча. Она была сделана из камеры трактора «Беларусь» и своей надежностью не уступала винтовке-трехлинейке. У нас в рюкзаке была своя лодка.

Чувствуя рыболовный зуд, мы быстро накачали наши плавсредства. Сложили туда вещи, не забыв инструкцию по безопасности. Когда отчалили от берега, небо вдруг потемнело, упали первые крупные капли дождя. Нам было известно, что на просторе будет гулять сильный ветер, способный опрокинуть лодки. Такое случалось в нашей практике.

Мы быстро подплыли к кустам краснотала у берега, который послужил естественным бастионом от разгула стихии. Привязались к веткам, прикрывал нас и камыш. Здесь и пережили сильный ветер и волны. Наш опытный товарищ сказал, что такие уединенные места нужно примечать рыбакам! А волны меж тем бушевали на просторе, но это нас не волновало…

«Шаги Гулливера»

Никита рассказал, как в годы войны они под артиллерийским обстрелом переправлялись через болота по бревенчатым настилам. Такая картина навсегда врезалась в память. А мозг Егорыча продолжал работать над этой проблемой и в один прекрасный день выдал решение: как пройти по трясине, не тыча впереди шестом. Нужно проложить настил, но только с небольшим усовершенствованием. Он должен быть… разборным!

Достаточно было взять, например, две резиновые лодки, поставить их друг за дружкой и плыть, пока не уткнешься в трясину. А потом… вот тут, товарищи рыбаки, обратите особое внимание! Заднюю лодку нужно перенести, чтобы она оказалась спереди. Затем повторить операцию, еще раз передвинув плавсредства и поменяв их местами. И так постепенно продвигаться по болоту.

Делать это нужно до тех пор, пока не выберешься на чистую воду, где уже можно поработать веслами. Работа, конечно, трудоемкая, но себя оправдывает. У нас ушло около часа на то, чтобы преодолеть трясину. Мой товарищ назвал этот способ «шагами Гулливера».

Затем мы еще с полчаса плыли по воде, усеянной ряской. Наконец, причалили к островку. Наша группа была здесь одна, но бросались в глаза следы предшественников. Они нарубили деревьев, разожгли костер, а потом оставили после себя мусор: бутылки, газеты, журналы и даже старую порванную камуфляжную куртку. Не любят такие люди порядка!

Особенно возмущался Никита. Его раздражало, что гости из города никогда не убирают за собой. Не могут даже пустую консервную банку прихватить, чтобы потом выбросить. Егорыч, бывший разведчик, не оставлял следов и даже использованную спичку прятал обратно в коробок.

Вечерний клев

В роли рыбака мой родственник смотрелся прекрасно. В считанные минуты мы поставили палатку, приготовили место для костра. Поставили снасти на уже обжитой другими любителями лова точке. Никита бросил в воду прикорм, испускавший какой-то неприятный тухловатый запах.

Удочки Егорыч использовал гибкие — в три колена. Леску взял хотя и тонкую, но прочную — плетенку. Выбрал крупные крючки и насадил на них больших червяков. После этого сделанный из сосновой коры поплавок заступил на дежурство, как часовой.

Никита пошел к палатке, сказав, что клев пока не ожидается. Мы тоже поставили удочки и замерли в ожидании поклевки. Наши современные снасти с чуткими поплавками явно не гармонировали с его снастями.

Запомнился нам этот вечерний клев! Крупный карась, весом более килограмма, брал осторожно. Увидеть поклевку, когда идет отсвет от водной поверхности, было делом сложным. Но мы быстро приноровились! Поплавки бросали недалеко друг от друга и, если они начинали сближаться, подсекали.

Потом карась, видно, потерял осторожность. Никита бросил несколько горстей своей приманки. Рыба брала с ходу! Поплавок подпрыгивал, как говорится, шел вприсядку, а затем падал набок. Крупного карася вытаскивать в такой спешке тоже дело нелегкое! Нужно, чтобы леска была без слабины. Если такой «здоровячок» развернется на 180 градусов — пиши пропало! В лучшем случае запутает лески, а то и порвет их или разогнет крючки.

Так что каждый из нас, словно по команде, стал использовать только одну удочку. Да еще дно оказалось все в траве. Мы вымокли насквозь, доставая запутавшихся рыб. Но душа ликовала: в садках табунились хорошие экземпляры! В общем, когда после всех передряг перетряхнули улов: получилось около трех ведер.

Уха из карасей

Возник вопрос: куда девать всю эту рыбу? На берегу мы, конечно, могли бы остановить попутку. Или даже позвонить по сотовому телефону знакомым. Но вначале нужно было преодолеть несколько километров по болоту, озеру и суше — до шоссе. Наш вояка, видимо, знал еще один секрет, потому что только посмеивался.

Мы успокоились и приготовили уху из карасей. У Николая оказался нужный рецепт. Обычно из этой рыбы не делают такое блюдо. Но в итоге получилась очень вкусная уха. Заботы и волнения утомили нас. Мы полюбовались на местные красоты и немного вздремнули.

Егорыч разбудил нас и поручил обработать карасей. Провел короткий инструктаж: отрезать голову, хвост, убрать внутренности с позвоночником. Но отходы не выбрасывать, а запрятать недалеко от палатки, положив на них старые тряпки и прутья. Тут пригодилась найденная камуфляжная куртка. Никита пояснил, что выведется опарыш для насадки, а тухлятина пойдет на прикорм.

Филе карасей мы присыпали солью и поставили на «отстой». Потом повесили в мешке из-под сахара на дерево около палатки. Наш наставник заметил, что мухи не будут лететь к нам. Они все соберутся на наружной поверхности мешка. И мыши, и птицы побоятся запаха дыма от костра и не стащат отходы.

Длинный день подходил к концу. Мы были удовлетворены итогами. Поужинали остатками ухи, съели по большому куску карася, попили чай с душистыми травами. Вскоре наши голоса затихли, потому что утром нужно было вставать с зарею. В палатке раздался громкий мужской храп.

Универсальные мешки

Дальнейшая рыбалка проходила по такому же образцу. Наше пребывание на острове скорее напоминало посещение современного продуктового магазина. Можно было набрать столько, сколько под силу унести. Только нам не требовалось платить за свой улов!

В рюкзаках освободилось место, и туда положили вяленый балык, но это проблемы не решило. Осталось еще много рыбы, которую нужно было как-то дотащить до остановки. А рюкзаки уже заполнились под завязку! И снова выход нашел Никита.

Он вытащил спрятанные до поры до времени прозрачные мешки из толстого прочного полиэтилена. В подобные емкости на химических предприятиях засыпают удобрения. Но такие пакеты могут пригодиться и на рыбалке. Они прекрасно заменят охотничьи сапоги и бутылки для воды, защитят от дождя в чистом поле. Да и во многих других случаях будут весьма полезны…

Мы загрузили мешки рыбой. Николай, как самый здоровый среди нас, взял огромный пакет и прижал к груди. Из другого соорудил волокушу. И нам пришлось собрать подобные приспособления для перемещения груза. Вместо веревок, которые режут плечи, привязали найденные скрученные сети.

Мы переправились на лодках, а потом пошли по росистой траве на остановку. Тащить волокушу было совсем нетрудно! На наше счастье Никита быстро поймал попутку, и мы доехали благополучно до его усадьбы. Как оказалось, водитель знал Егорыча, поэтому сразу остановился. Вот так успешно завершилось наше приключение на Ижковском озере.

Рыбацкая кухня

Рецепт блюда из карасей. Варится как обыкновенная уха. Но вместо лука кладем речной чеснок, который, как правило, растет по берегу на галечнике. Можно использовать и черемшу. Если она старая, то связывается пучком и, когда уха готова, выбрасывается. Карасей нужно обжарить с двух сторон в муке или сухарях. Лишь потом варить! Можно добавить несколько свежих грибов. Приятного аппетита!