Ленки притоков Амура

ловля ленка

Давно хотел рассказать о нашей случайной поездке в верховья реки Амур, где мы занимались подледным ловом. Поначалу никто особенно не планировал эту рыбалку. Но к Чемпионату мира по хоккею с мячом, который должен был стартовать в Хабаровске в 2015 году, каждый из нас понимал, что после соревнований необходимо куда-нибудь еще съездить. В итоге мы приняли приглашение наших друзей, которое заключалось в возможности выбраться в глухую тайгу на рыбалку. Памятуя об удачной поездке на Алтай в октябре 2014 года, отнекивались недолго.

После в полном смысле чудесного победного финала нашей сборной, в котором Россия буквально за несколько последних минут разгромила шведов в, казалось бы, совершенно безнадежном матче, мы засобирались в тайгу. В таком виде я еще никогда на рыбалку не ездил. В пальто и шляпе выглядел, мягко говоря, немного комично.

Над бескрайней тайгой

До аэропорта добрались быстро. После загрузки вещей сели, пристегнулись и стали ждать взлета. Ясного неба не было, изморозь сопровождалась туманом. Мы поднялись в воздух, сразу показался Амур со всеми его заснеженными притоками. Хабаровск быстро остался позади, и мы полетели вдоль реки, которая то и дело причудливо петляла, разделяясь на множество притоков.

Мне сразу вспомнилась поездка на Лену. То было в разгар весны, когда река полна талой воды. В тот раз буквально через несколько километров полета мы потеряли понимание, где основное русло, а где приток. Их там было так много, что все рассуждения на эту тему быстро прекратились. Вот и в случае с Амуром можно четко представить, что же творится на этой великой реке в самый разгар весны…

Путь до заимки, где нам предстояло провести два дня, занял, как нам показалось, не так уж много времени. Периодически кто-то из друзей все же выглядывал в иллюминатор и отмечал, что картина за бортом меняется незначительно. Действительно, за тайгой было интересно наблюдать только в периоды полета на низкой высоте. Наш пилот предпочитал обходить стороной снеговые тучи.

Можно только дивиться бескрайним просторам России! Скоро перестали попадаться на глаза даже редкие деревни. Было ясно, что, в случае чего, искать нас будут долго. Но эти мысли, наверное, мы все старались гнать от себя подальше.

Тайга поражала своим величием, бескрайностью и, как ни странно, безжизненностью в плане зверья. Я думал, что если мы улетим подальше от человеческого жилья, то будем встречать сплоченные стада лосей, косуль и кабанов. Однако не тут-то было!

Во время снижения нам удалось заметить только трех лосей, а затем и медведицу с детенышем. На мой немой вопрос Николай Михайлович сказал, что за последнюю неделю было так много дождей, что, видимо, берлогу подмочило. Это заставило косолапых искать себе новое убежище. К зимовью они уже якобы пробовали подобраться. Правда, попытка не увенчалась успехом из-за нескольких зверовых лаек, поднявших «вселенский вой». Это вынудило медведей быстренько ретироваться.

Отдых в зимовье

Между тем наш полет неуклонно приближался к завершению. Внизу мелькнула река, мы начали снижение. После приземления выгрузили вещи и заметили дожидавшийся нас «Буран» с прицепом. Откуда-то прибежал здоровенный черный кобель и с интересом наблюдал за нашими сборами. Мы почувствовали, что остались наедине с тайгой. Нас окутала тишина первозданной природы, нарушаемой лишь журчанием речной воды на перекатах.

Водитель «Бурана» резво с разворотом подъехал поближе и ловко помог погрузить вещи в сани-прицеп. Свободного места там больше не осталось. Поэтому нам пришлось идти за удаляющимся по направлению к зимовью снегоходом. След от «Бурана» был достаточно накатанным, и мы без проблем добрались до охотничьего становища. По пути форсировали пересохший ручей, который, по логике, в разгар весны должен превратиться в бурный поток.

Кстати, в ямах с водой были видны мириады мальков какой-то рыбы. Наш весельчак и балагур Сева, в жизни истовый охотник и удильщик, объяснил нам, что это молодь кеты. Она в таких притоках дожидается весеннего тепла и не рискует быть съеденной в основной речке, которая редко замерзает полностью, а покрывается льдом лишь по берегам…

Затащив вещи в зимовье, мы надели соответствующую одежду и уселись за стол. Нас ждал поистине царский обед из щей и копченых ленков вперемешку с хариусами. На второе был жареный таймень, которой в изобилии водится в той речке. Подняли по единой за приезд.

Сева взял свою любимую гитару, и вскоре тайгу огласили так любимые мною песни Владимира Высоцкого и других российских мэтров. За окном быстро вечерело. Мы перенесли наш импровизированный концерт в баню, стоявшую неподалеку. Вдоволь попарившись со снеговыми ваннами, приняли решение отдыхать.

Утром собирались сесть в лодку и добраться до недалеких закрайков на реке. Перед сном я успел выйти на морозный воздух и подивиться великому звездному небу, которое в городе не увидеть никогда. Изредка взбрехивала собака — видимо, на всякий случай отрабатывая свой хлеб.

Сон пролетел, как мгновение. В зимовье пряно пахло какими-то таежными травами, которые пучками висели повсюду. Утро ознаменовалось завтраком — кашей с сыром да с соленым хариусом. Таежный чай был дивно хорош. Мы взяли с собой в термосах пару литров этого замечательного напитка.

Место для рыбалки

В устье временно пересохшего ручья прямо на берег были вытащены две «Казанки», которые предстояло столкнуть с обледеневшего бруствера. Сапоги имелись у всех, поэтому обошлось без промоченных ног. Иначе рыбалка могла бы закончиться, так и не начавшись.

Река парила. Тишина была такой пронзительной, что не хотелось даже разговаривать. Кобель, встречавший нас после приземления, увязался за нами по берегу. «Казанки» скользили потихоньку по речной глади, плавно обходя подводные камни. Путь занял немного времени. За поворотом реки мы пристали к берегу.

Высадка была достаточно своеобразной. Сева разогнал катер и на ходу влетел на прибрежную наледь. Мы выгрузили казан, дрова и вещи с удочками. С собой прихватили мясо косули, добытой в сезон охоты. Оттолкнули катер с проводником и остались вчетвером на льду.

Сева занялся приготовлением обеда, а мы с Александром начали бурить лунки. Николай Михайлович взял спиннинг и пошел по краю льда, периодически забрасывая серебристую «колебалку» в спокойные воды реки.

Сейчас пришло самое время рассказать о снастях. Я часто удивлялся непритязательности орудий лова где-нибудь в отдаленных районах страны. Это был именно такой случай. Леска 0,3 мм, поплавки из пробок от бутылок из-под шампанского, крючки угрожающего вида размером не менее 8-го или 9-го. Самое обычное мотовило пенопластовых удочек было оснащено гибким, но очень мощным хлыстиком.

Эта снасть весьма отличается от тех, что используются в центральной России. Где-нибудь под Москвой или Петербургом необходимо проявлять чудеса рыболовной эквилибристики для того, чтобы соблазнить на поклевку ершика размером со спичечный коробок…

Выше по течению реки в пробуренные лунки были опущены кормушки с угощением, которое особенно нравится ленку. Но это не освобождало нас от необходимости время от времени самим подсыпать лакомство для рыбы. Мы прикармливали лунки, в которых ловили.

Сева вовсю раскочегаривал костер, над которым был установлен казан. Дивные запахи дичины потекли вокруг, возбуждая аппетит. На шкворчание мяса косули наши желудки отзывались громким урчанием.

Дружеское соревнование

Опустив снасть с насадкой в воду, я стал ждать. Минут через 30 поплавок задрожал и качнулся в сторону борта лунки, а через мгновение резко пошел ко дну. Я подсек… и ничего. Разочарование овладело мной, ведь так хотелось поймать рыбу первым. Но ситуация раззадорила до предела.

Радостный возглас Александра возвестил, что рыба на крючке. Леска позволяла не миндальничать. Ленок под улюлюканье был вытащен на лед. Счет стал 1:0.

Ленок в это время дивно хорош. Особенно тут же нарезанный на кусочки и съеденный в соевом соусе. Мы быстро поручили заниматься этим волшебством Севе. Пока тот возился с рыбой, наша тройка продолжала свою ловлю.

Александр довел счет до 2:0, и я начал по-хорошему нервничать, так как мой поплавок пока оставался неподвижным. Попробовал сменить насадку на свежую. Тут же последовала награда в виде уверенной поклевки, после которой я вытащил на свет белый леночка весом эдак под килограмм. Это обнадеживало.

У Александра клевало «безбожно». Я перестал считать и только надеялся, что и мне будет ниспослана удача. Наконец, и на мою улицу пришел праздник — еще два ленка были вытащены на лед. Затем как отрезало.

Я переместился правее к заранее приготовленной лунке. Здесь мне удалось выловить еще тройку ленков, одного из которых отпустил ввиду его скромных размеров. Хотя где-нибудь в Подмосковье он непременно отправился бы в рыбацкий ящик. А здесь вес меньше килограмма считается несущественным.

У Севы стряпня дошла до кондиции, что заставило нас прекратить ловлю. Михалыч вернулся «пустой» и с промоченной ногой. Видимо, угодил в скрытую полынью на закрайках. Блюдо с мясом косули после тушения в казане было дивно хорошо. Так что все на время забыли про рыбу. За байками и поглощением пищи час пролетел незаметно.

Превратности судьбы

Оставалось не так уж много времени для рыбалки: ведь в этот период темнеет рано. Ради ловли ленка мы с трудом оторвались от вкуснотищи на столе и пошли к своим стульчикам возле лунок. Я сменил насадку, подсыпал прикормку и стал ждать заветной поклевки.

Пробка от шампанского, исполнявшая роль поплавка, резко ушла под лед. Я подсек и почувствовал нешуточную тяжесть. Осторожно стал выбирать леску. Рыба сопротивлялась отчаянно. Вдруг после очередного рывка леска предательски повисла.

Я понял, что крупного трофея у меня уже нет. Сердце от эмоций готово было выпрыгнуть из груди. Ну что же! Это рыбалка, где случай зачастую правит всем.

Александр поймал еще одного ленка весом с «полторашку». Мы поняли, что надо заканчивать. Вдалеке затарахтел лодочной мотор. Михалыч не стал больше испытывать судьбу при ловле спиннингом. Как и утром, «Казанка» влетела на лед. Мы погрузились и отправились в обратный путь, когда уже смеркалось. Почти в сумерках наш катер пристал к берегу возле зимовья.

Планировали утром пойти на тайменя, но, к сожалению, погодные сводки заставили нас отказаться от этой идеи. Можно было надолго застрять в тайге из-за приближающегося бурана. Мы решили возвращаться.

Рыбалка заняла всего один день, но зато какой! С баней, таежным чаем, песнями и разговорами о вечном, что еще очень долго будет вспоминаться всеми участниками того выезда на природу. Ну а до утра нас еще ждала замечательная уха из свежей рыбы. И снова баня, и песни, песни, песни… Спасибо судьбе за такой прекрасный подарок!

На следующий день мы действительно еле-еле успели долететь до Хабаровска, как зарядил снег с таким ветром, что рейс до Москвы задержали на 3 часа. Но это были уже мелочи жизни.