Редкая красавица чехонь

Необычная рыбалка

Как-то раз, направляясь к себе на садовый участок, я шел по пригородному вокзалу к первому вагону электрички, следовавшей из Челябинска в Миасс. Впереди меня двигался человек, кого-то мне напоминавший. Его фигура, походка, характерное прихрамывание на правую ногу, наклон корпуса — все говорило о том, что мы прежде виделись.

Встреча старых друзей

У первого вагона человек остановился, а потом, резко повернувшись, поднялся в тамбур. На миг передо мною промелькнул профиль, который я тотчас же узнал. Это был мой сослуживец — закадычный друг Олег Бондаренко.

Когда я подошел к нему поближе, он тоже сразу заметил меня. Мы обнялись и долго стояли посредине вагона, не обращая внимания на пассажиров, любопытствовавших зевак и других людей, ехавших в электричке сообщением Челябинск — Миасс. А тут еще вдобавок громкоговоритель на стене предупредил, что наш состав отправляется, и пожелал нам хорошего пути.

Мы уселись на свои места, и я, помня, что на год младше Олега, первым приступил к повествованию. Прежде всего коротко рассказал о том, как прожил те 40 с лишним лет, в течение которых нам не удавалось видеться. Мой друг тоже не заставил себя долго ждать.

И я услышал, что, после того как Олег ушел на пенсию, он поселился в одном из маленьких волжских старинных городков. Дети разъехались в разные стороны. А мой товарищ проводит свободное время в общении с женой, которую я должен помнить, на рыбалке и с такими же старожилами, как мы, завершающими свой век.

Электричка тронулась. До моего садового участка езды всего 15 минут. Олег же направлялся в Чебаркульский военный санаторий по путевке. Мы совсем немного поболтали. Я дал слово, что обязательно в ближайшее воскресенье приеду к своему друга.

Приглашение порыбачить на Волге

Так и получилось. Я прибыл к Олегу утром, и мы до обеда гуляли по чудесному сосновому бору. Любовались озером. И почти все время говорили и говорили. Наша беседа не могла обойти рыбалку, так как еще в юности мы оба были заядлыми удильщиками.

Тут выяснилось, что мой друг живет в своем доме прямо на берегу Волги, имеет моторную лодку и, конечно, постоянно ловит. Олег предложил мне погостить у них несколько дней и, конечно, порыбачить. Я с удовольствием принял это приглашение…

И вот спустя какое-то время добрался до места. Хозяева встретили меня очень радушно, накрыли стол почти на берегу Волги, угостили закусью из различной рыбы. Жена Олега порхала перед нами, как когда-то, когда нам было по двадцать лет. Сразу стало видно, как мы постарели.

Рядом причалила лодка. Сидевший в ней рыбак был знаком семье Бондаренко. Он принялся выгружать свой улов. А я, словно завороженный, смотрел на большой садок в крупную ячею, почти полный рыбы, которая под лучами солнца переливалась ярким серебряным светом. На этом фоне хорошо выделялись красные крапинки плавников.

Подошел поближе и не поверил своим глазам! Садок оказался буквально набит чехонью! А я совершенно не встречал ее у нас на Урале, хотя ловить довелось на многих местных реках и озерах.

Трудно сказать, на кого похожа эта привлекательная рыбка. Самое верное — сама на себя. Я видел экземпляры разного размера, весящие в среднем от 100 до 300 граммов.

На зарубежном водоеме

Вспомнилось, как однажды давно рыбачил ночью на озере Балатон в Венгрии. Мы с Эдиком Скачковым ловили угря, который тогда еще не был включен в Красную книгу. На клев жаловаться не приходилось. Нам не удавалось даже немного передохнуть.

Ночь была тихая. В небе мерцали звезды. Откуда-то издалека доносился звук работающих двигателей самолета. И вдруг недалеко от лодки послышалось легкое похлопывание по воде. Оно раздавалось очень часто. У нас сложилось впечатление, что такой звук издает множество живых существ.

В это время я закончил насаживать небольшого выползка на удочку и, не задумываясь, сделал заброс в том направлении, откуда доносилось похлопывание. Услышал, как грузило ударило по воде, и тут же произошла резкая поклевка.

При свете нашего фонаря мы разглядели, как прыгает выловленная серебристая рыбка с пятнами на спине. Оба смотрели на нее, как на какое-то чудо. И Эдуард первый сказал:

— Это же чехонь!

Спустя какое-то время я узнал, что стайки таких рыбок обитают и в наших реках и озерах. Особенно много чехони в водоемах Волжского бассейна. Питается она в основном зоопланктоном и насекомыми. Однако не отказывается включить в свой рацион и различную рыбную мелочь.

Потом мы уже поняли, что услышанные нами звуки похлопывания по воде издавала чехонь, ловившая различную мошкару. В ту ночь стая рыбок кормилась рядом с нашей лодкой, и нам удалось поймать экземпляров по 15. Но потом клюнул довольно-таки большой угорь. Мы с ним долго провозились и, видимо, отпугнули чехонь. Стайка ушла.

Новый шанс поймать красивый трофей

Добытую рыбу я засолил, высушил и на застольях угощал коллег. Все наслаждались очень приятным вкусом чехони. Однако до этого визита к Олегу мне больше не доводилось ее ловить.

Как только я увидел садок рыбака, так сразу же снова захотел попробовать поймать чехонь. Моему другу пришла в голову аналогичная же мысль. Мы тут же выяснили у местного удильщика, где здесь ловят эту рыбу и какую используют приманку.

Уже на следующее утро поднялись пораньше и отправились в путь. Наша моторка скользила по широкой волжской глади, направляясь за остров в протоку, которая была не глубже полутора метров. Там мы сачком наловили малька. Потом прошли вдоль острова на восток и встали на якоря в 50 метрах от берега.

Наша снасть была довольно-таки простая: спиннинг, леска 0,15-0,2 мм и свинцовое грузило, вылитое в чайной ложке. А выше него в 20 сантиметрах друг от друга находились два паводка с крючками № 4-5.

И вот наша необычная рыбалка началась! Однако на первых порах времени для раздумий у нас оказалось много, поскольку чехонь и не думала клевать! По-видимому, ее тут просто не было, а другие обитатели Волги утром слабо реагировали на малька.

Почти всю зарю мы просидели впустую. За это время смогли поймать только двух окуней, потянувших граммов на 150 каждый. Кстати, рядом расположилась еще пара рыбаков. Они ловили на поплавочную удочку и все утро на зависть нам таскали плотву, причем наперегонки!

Обмен опытом

Мы решили сделать перерыв на обед. Оставили на месте нашей стоянки буек и отправились на берег. Вскоре рядом причалил еще один рыбак. Олег знал его и, видно, давно, так как обращались они друг к другу по отчеству. Звали нашего гостя Василич. Мы пригласили его к столу.

За обедом удильщик поведал нам, что чехонь в этой протоке — частый гость. Здесь малька — прорва, вот рыба и жирует. Но кормиться начинает под вечер, зачастую клюет и ночью. Василич подтвердил, что место у нас правильное. Нужно теперь только набраться терпения и надеяться на удачу.

Поэтому мы, не торопясь, пообедали и побродили по берегу. Всласть наговорились, вспоминая наиболее интересные события из активного периода нашей жизни. А где-то часам к пяти вечера сели в лодку и опять отправились рыбачить.

Погода стояла теплая. Ветра фактически не было. Течение за островом почти не ощущалось. Мы наслаждались отдыхом, нас устраивало все, за исключением одного важного момента — рыба совсем не клевала!

Так мы просидели часа четыре, с надеждой поглядывая на поверхность реки. Но чехонь так и не появлялась. У нас уже возник вопрос: «А не поехать ли домой?». Но все-таки решили пока не сворачивать снасти, а дождаться темного времени.

Вот уже красный диск солнца коснулся на горизонте воды. Природа как бы притихла, готовясь ко сну. Даже птиц, поющих в кустах на острове, не стало слышно.

Поклевка!

Я вытащил из воды свой спиннинг и внимательно осмотрел наживку. Мальки уже уснули, но менять их не требовалось…

По реке шел теплоход, и волна от него пробивалась за остров и раскачивала нашу моторку «Прогресс». Слыша гудок корабля, я сделал заброс. Однако маневр оказался не вполне удачным, грузило ушло недалеко — метров на 20. Выругавшись про себя, решил повторить заброс.

Но тут же почувствовал удар и увидел, как вздрогнул кончик удилища. Я подсек и начал наматывать леску на катушку. Там в воде что-то явно было… и оно сопротивлялось! Олег посмотрел в сторону моей потенциальной добычи и сказал:

— А ведь это чехонь! Видишь, как из стороны в сторону дергается?!

Это действительно оказалась она. Выловленная из воды чехонь была небольшой, на первый взгляд весила около 100 граммов.

Олег принялся крутить свою катушку и тут же сделал заброс туда, где только что был мой спиннинг. И у друга произошла поклевка. «Неужели пришла долгожданная рыбка? Неужто мы дождались своего?!» — билась мысль в моей голове.

А чехонь все клевала и клевала! Мы не успевали цеплять новую приманку, однако годился и «жеванный» живец.

Конец рыбалке

Уже темнело на глазах, и приходилось торопиться. Боязнь, что чехонь уйдет, заставляла нас не обращать внимания на состояние наживки! А солнце почти закатилось за горизонт. Вот-вот дневное светило должно было совсем скрыться.

И тут Олег объявил мне:

— Конец рыбалке! У нас же с тобой фонаря нет!

При последнем отблеске солнца я увидел, как над водой почти на одном месте стоит столбик мошкары. Внутри него насекомые постоянно перемещались друг относительно друга. Но внешние границы оставались прежними.

«Может, это и есть та мошкара, на которую охотится чехонь?» — подумал я, делая финальный бросок спиннинга. Клев продолжался, и мне удалось выловить еще один трофей. И действительно, он стал последним в этот день, поскольку совсем стемнело.

Мы сидели в лодке молча. Каждый, наверное, по-своему переживал рыбалку. А вокруг опять воцарилась тишина! Где-то далеко был слышен звук гармошки, шипела волна, поднятая очередным теплоходом, да лаяла на берегу собака.

И вдруг почти рядом с нашей лодкой раздалось «тук-тук-тук»! Потом оно стало звучать еще чаще. Мы различали отчетливое «тук-тук-тук-тук» и снова ощущали, что рядом с нами множество живых существ. Казалось, что они оповещали: «Слышишь, сколько нас?! Очень-очень много!!!».

Нам оставалось только сидеть и слушать этот звук, пока он не стал постепенно удаляться от лодки, а потом совсем пропал. Олег поднялся и начал выбирать якорь.

— Нас уж там с тобой, наверное, потеряли!.. — сказал друг, и мы двинулись в обратный путь, делясь впечатлениями от этой необычной рыбалки.