Зимняя рыбалка: первая и последняя

Собака на зимней рыбалке

Собрался с удочкой на пруд, а тут на тебе: жена вмешаться решила! Она мне навязала «напарника» — пса Джула, который с сентября у нас живет. Дескать, собака ни на охоте, ни на рыбалке ни разу не была, все дни около дома крутится.

— Возьми, — сказала мне благоверная, — пусть прогуляется! Здесь близко, не убежит, не потеряется. Чуть чего, все равно жилище свое найдет.

Я на отказную не пошел, зная, что жена от затеи своей не отстанет, а если буду упорствовать — мне всю плешь проест. «Напарничек» уже у крыльца крутился, будто меня специально поджидал. Так и взял Джула с собой. Прикинул, что он зимой рыбу не напугает. А если захочет порезвиться — пускай хоть по всему пруду бегает и вензеля выписывает. Лед уже толстый, не проломится!..

«Переходящий» питомец

Джул — пес молодой. Ему еще и года нет, но биография уже богатая. Сначала его мальчишки соседские нашли, где-то бездомным подобрали. Он тогда едва глазенки таращил и косолапил, будто медвежонок игрушечный.

Но любовь детей к такой живой игрушке быстро прошла. Тем более что собачонок скоро начал и зубы, и когти показывать — и царапался, и кусался. За ним вообще нужен был глаз да глаз. Только моргни, сразу схватит, например, обувь, утащит и на свой лад перепрячет.

Так вскоре пес к нашей племяннице Ксюше попал. Та зверей домашних очень любила, и мальчишки с радостью нескрываемой пошли ей навстречу — подарили этого собачонка. Правда, кличку ему пришлось изменить. Сначала его все Джулией звали, а выяснилось, что нужна «мужская форма» имени. Собачонок мальчиком оказался… Поэтому ему дали кличку Джул.

Племянница с ревом выпросила у своих родителей, чтобы они разрешили собачку домой привести. Кучу обязанностей на себя навешала: буду ухаживать, кормить, играть с нею, гулять. Настырная девочка не отстала, пока не уговорила старших. И на первых порах с собачкой действительно не расставалась. Будто с дитем малым, с ней возилась.

Но и Ксюша к Джулу совсем охладела. К нам привела: берите, мол, и все! Дядька с ней в лес ходить будет, на реку. Хозяйство у вас, дескать, необъятное — по ночам пес сторожить станет! Девочка бойкая, слова в ответ сказать не дает. Так и уговорила: взяли мы собачку — не выбрасывать же!

На вид Джул — пес не породистый, да и вообще похож на пустолайку, каких на улицах наших считать не пересчитать! Для охотников — материал бросовый. Такие пустобрехи не годятся в помощники стрелкам. Но моя жена сжалилась, племянницу поддержала…

Запасной вариант

И вот спустя несколько месяцев взял я собаку на зимнюю рыбалку. Джул, будто его заранее научили этому, увязался за мной, а иногда даже впереди оказывался. Но далеко не вырвался, назад оглядывался: иду ли я?

Топать до пруда и в самом деле близко — шагов 300 будет, не больше. В этот выходной из-за нехватки времени я решил здесь порыбачить, почти рядом с домом. Улова увесистого тут, конечно, не видать, как ушей своих. Но окуньки-полосатики в пруду кишмя кишат, клюют круглый год — и зимой, и летом.

Поэтому у местных рыболов неписаное правило давно существует. Если нет времени на дальнюю поездку, но очень хочется посидеть с удочкой, то беги на пруд. Хоть час-полчаса порыбачишь, но душу успокоишь, и порядок в ней наведешь.

Накануне будто по заказу все дни морозными были, в иные ночи до 20 градусов заворачивало. В начале месяца лед уже стал прочным, надежным. Я даже не тратил времени на то, чтобы проверить толщину.

Выбрал место подле берега на мелководье, где окуньки обычно по зимам ошиваются. Собачка быстра на ногу оказалась, весь пруд мигом облетела. Мимоходом облаяла мальчишек, облюбовавших для рыбалки другой берег, и обратно ко мне вернулась.

Атака «матросиков»

У меня уже лунки были готовы, я удочки не спеша распускал, а сам краешком глаза на напарника своего поглядывал: как бы он случайно леску не попутал и не оборвал. Закинул снасти, а окуньки через минут пять уже тут как тут появились! Начали моего мотыля на зуб пробовать. Я подсек, и небольшой полосатик около лунки затрепыхался.

Джул с места соскочил, будто его пчела ужалила, и прямиком бросился к моей добыче. Подбежал, обнюхал, осмотрел внимательно, наклоняя морду то в одну, то в другую сторону. Я прикрикнул на него и даже рукой замахнулся.

Он обернулся и, поджав хвост, трусцой ушел на свою прежнюю лежанку. Похоже, рыба, появившаяся около лунки, его не заинтересовала. Но, когда я подсекал очередного полосатика, пес все равно настораживался, внимательно присматривался, был готов вот-вот сорваться и побежать. Но сдерживал себя, оставался на месте.

Окуньки себе перекур устроили или в другое место переметнулись. В общем, клев прекратился. Я интереса ради просверлил новую лунку почти рядом с Джулом. А одну удочку оставил на том же месте. Благо, кивки у меня приметные — за десятки метров видны. «Чуть чего — увижу сразу!» — подумал я.

А окуньков и там не оказалось! Во всяком случае сторожки не выдавали присутствия рыбы. Зато на прежних лунках кивок «ожил». Принялся мне «поклоны бить». «Окуньки вернулись!» — понял я. Схватил удочку и бросился туда. Сразу же вытянул одного полосатика, другого, и пошло-поехало.

Вторую удочку закинул, и кивок тоже заработал, как живой. Хоть и мелкая, но постоянно клевала рыба. Ее можно было не только на уху, но и на жарежку на сковородке наловить.

Незваный гость

На Джула я уже обращал ноль внимания. Главное, не мешает ни мне, ни другим рыболовам — и ладно. И вдруг пес насторожился, сжался, будто пружина, и пулей сорвался с места к оставленной мною лунке! Оказалось, что оттуда вылезла ондатра. Она, увидев собаку, бросилась обратно к воде, но не успела.

Джул опередил зверька, отрезал ему путь к отступлению. Может быть, хотел схватить странное существо зубами или просто из любопытства обнюхать «незнакомца». Но на этот раз пес оплошал. Ондатра сама бесстрашно бросилась на противника, вцепилась ему в нижнюю челюсть и повисла на ней.

Мой «напарник» с визгом бросился наутек по заснеженной тропинке прямо к дому своему. Грызун, видимо, крепко вцепился в собаку и болтался из стороны в сторону, никак не отпадая. Так Джул быстро скрылся с глаз, но его испуганное подвывание еще долго было слышно с окрестных улиц.

Я не вытерпел и решил пойти и посмотреть, в чем там дело. Рыба здешняя никуда не денется: в любой день приходи и лови, без ухи не останешься. Но на этот раз нужно было закругляться пораньше. Сейчас «напарник» меня больше интересовал. Не истек ли случаем кровью? Или мимо дома и конуры своей собачьей не проскочил с перепугу?

Смотав удочки, я поднялся вверх по тропинке. Увидел, что следы собачьи «бусинками красными» украшены — редкими, и мелкими. Но на тропе заснеженной они ярко выделялись. Пошел к дому и возле калитки заметил жену. А собаки ни рядом с ней, ни в будке углядеть не мог. От ожидания чего-то нехорошего даже сердце екать начало.

Память надолго

Но волнения мои напрасны были. Жена просто в магазин собралась, а увидев меня, остановилась подождать. А собачий нос скоро из конуры выглянул. Ссадины на нем были издалека заметны. Я позвал Джула, но тот лишь оцарапанным носом повел и обиженно отвернулся. Расстроился, видать…

На следующий день я снова собрался взять собаку на зимнюю рыбалку. Жена раным-рано накормила пса супом из свежих костей. Кастрюлю до краев наполнила: пусть, мол, подкрепится поплотнее. Тогда, может, на водоеме не каждому зверю будет поддаваться…

Я подождал, пока Джул со своим завтраком расправится, и пошел в дом за пешней и ящиком рыбацким. Со всем своим снаряжением потопал к пруду. Вчера собачка сразу за мной двинулась. А в этот раз другой коленкор получился!

Увидев у меня в руках бур и ящик, пес мигом обратно в будку шмыгнул и засел там наглухо! На мой зов даже носа не показал. Жена на помощь пришла, выманила собачку из ее убежища. Та пошла было со мной, но, когда тропинка напрямую к пруду повела, повернула обратно и помчалась со всех ног. Юркнула в конуру, чтоб никто не увидел.

Сколько раз после этого я ни ходил на рыбалку, но «напарника» своего уговорить не могу. Как заметит бур да ящик рыбацкий, хвост сразу промеж ног прячет, а сам бочком, бочком и в сторону. Весь день в будке пролежать может, а со мной не пойдет. Видать, та первая зимняя рыбалка надолго запомнилась…