Надувная лодка: правильный выбор

Надувная моторная лодка

Какое же теплое время года без рыбалки и какая ловля без надувной лодки?! Итак, необходимую сумму вы накопили, осталось не ошибиться при выборе. Покупка предстоит серьезная, и предполагается, что использоваться будет очень длительное время. Так что подходить к этому делу следует со всей строгостью, ну а мы постараемся вам просто помочь!

Кому они нужны

Кто выбирает надувную лодку? Чаще всего те, кто не имеет в собственности дока для хранения судна в зимний период. Подойдет она и тем рыболовам, которые не хотят возиться с дополнительными прицепами и трейлерами для перевозки крупных катеров.

С надувной лодкой все гораздо проще: она обычно помещается в багажнике автомобиля. По приезде на место достаточно ее разобрать, развернуть на земле, наполнить воздухом и спустить на воду. Надувные лодки хороши еще и тем, что у них минимальная осадка, поэтому они прекрасно подходят для использования на мелководье.

А представьте, что вы решили сплавиться по реке? Вообразили? Ну а вот теперь мысленно нарисуйте себе такую картину: плывете на большом катере и впереди видите непреодолимое препятствие в виде порога или, что еще хуже, плотины. Все, прогулка закончена!..

Но только не в случае с надувной лодкой. На ней достаточно просто приплыть к берегу, вытащить ее из воды, перенести по суше, обогнув препятствие, и снова продолжить свой путь.

Идеальный вариант для новичков

Надувные лодки можно использовать как просто с веслами, предаваясь тихому и спокойному путешествию или рыбалке, так и с мотором, если нужно перемещаться на большие расстояния. В настоящее время, когда есть огромный выбор водных транспортных средств, удильщики все чаще отдают предпочтение образцам с двигателем.

Однако при выборе мотора нужно быть очень внимательным, ведь маленький вес и мягкость самой лодки могут сыграть с вами злую шутку. Так что о двигателях подробнее расскажем немного ниже.

Надувные моторые лодки хороши новичкам, только осваивающим водную гладь, поскольку очень устойчивы и легки в управлении. Вообще современные модели отличаются от того образа, который часто возникает в голове у людей зрелого возраста: что-то длинное, с острым носом, часто зеленого цвета.

Сейчас видов надувных лодок очень много, и делятся они на различные категории по назначению. Так, например, бывают экземпляры исключительно рыболовные или прогулочные, встречаются и специализированные — например, для аквалангистов и спасателей.

«Шлюпки» для начинающих

Чем же конкретно отличаются лодки? Конечно, комплектацией и конструктивными особенностями. Классические резиновые лодки уже уходят в прошлое. На смену им пришли модели из синтетических материалов, которые отличаются большей надежностью и удобством. Современные надувные лодки изготавливаются чаще всего из ПВХ и прорезиненной ткани.

Если брать во внимание конструктивные особенности, то лодки можно грубо разделить на несколько видов. Первый — так называемые «шлюпки». Это небольшие по размерам надувные лодки, имеющие навесной транец. Они могут использоваться с веслами и облегченным и маломощным мотором.

Такие лодки идеальны для начинающих рыболовов и охотников, потому что относительно дешевы. При этом вмещают пару человек и могут применяться для путешествий на небольшие расстояния.

Днища обычно плоские, не имеющее даже намека на киль. По своей сути этот тип надувных лодок очень сильно напоминает старые советские образцы. По конструкции палуба и днище являются одним и тем же элементом.

Транспорт для любителей рыбалки с комфортом

Следующая разновидность — это надувные лодки с наборной палубой, которая часто состоит из пластиковых или деревянных реек. У подобных образцов весьма твердый транец. Но все равно вместе с полом лодку можно скатать.

Эти модели более «серьезные» и быстрые. Они оснащены мягким, но ярко выраженным надувным килем и могут использоваться как с веслами, так и с подвесным мотором. От профессиональных лодок отличаются только простотой в сборе и легкостью в хранении. Недостаток тут по сути один — это невозможность устанавливать подвесной мотор большой мощности.

Третий тип — лодки с надувной палубой. Они имеют жесткий транец. Палуб два вида — съемная и постоянная. Ряд лодок этого типа оснащен гибким надувным килем, у некоторых его нет.

Основным достоинством таких транспортных средств является меньший вес по сравнению с более мощными моделями, быстрота в сборке и конечно же простота хранения. Этот тип лодок прекрасно подходит для отдыха на природе. А вот для каких-то серьезных занятий использовать их не рекомендуется ввиду наличия мягкого пола.

Надувная палуба позволяет в первую очередь изолировать людей от внешних воздействий среды. Тепло в таких условиях сохраняется намного дольше. Так что подобную разновидность можно рекомендовать любителям осенней рыбалки.

Выбор для фанатов скорости

Четвертый тип — это лодки, имеющие жесткое днище. Они соединяют в себе несколько положительных моментов. Во-первых, это жесткость, присущая традиционным моторным катерам. А во-вторых, хорошая плавучесть, характерная для надувных лодок.

Многие элементы их конструкции являются гибкими и наполненными воздухом. В то же время днище чаще всего изготовлено из прочного и легкого алюминия, полиэтилена либо стеклопластика.

Такие лодки отличаются интересным дизайном и довольно часто оснащаются рубками и модными водометными двигателями. Конструкция обычно предусматривает наличие топливного бака, нескольких сидений и коробов для хранения вещей.

Однако такие лодки уже нельзя назвать компактными и легкими в сборке. Просто свернуть и положить их в багажник машины уже не получится. Для хранения и перевозки требуется как минимум автомобильный прицеп. В то же время неоспоримые достоинства в виде отличных скоростных характеристик и «мореходности» ставят эти лодки на одно из лидирующих мест.

Учитываем грузоподъемность

Ну а теперь «копнем глубже» и рассмотрим другие параметры водных транспортных средств. Всем известно, что лодки имеют номинальную грузоподъемность. Однако не стоит думать, что наполнение их до рекомендуемых пределов позволит передвигаться с комфортом. Обычно с такой загрузкой даже при наличии мощного мотора будешь терять как минимум половину скорости и на глиссирование точно не выйдешь.

Оптимально иметь запас примерно в полтора раза меньший, нежели разрешенная загрузка. Но не стоит все лодки мерить под одну гребенку.

Есть вполне современные модели с твердым дном, которые можно более плотно наполнять необходимыми вещами и припасами. И достаточно оставить запас в 20% от предельной загрузки. Главное — чтобы лодка не сидела слишком глубоко и ее не заливало через борта при движении.

Зачем нужен киль

Поподробнее хочется рассказать и о преимуществах или недостатках при выборе днища. Давайте начнем с образцов, очень распространенных у рыбаков.

Как правило, удильщики берут лодки с мягким днищем и подвесным транцем. В подобных условиях лучше устанавливать небольшой по мощности двигатель (пары лошадиных сил вполне хватит). При средней загрузке с таким мотором лодка может разогнаться до 10 км/ч.

Более серьезную скорость способны показать только модели с более плотным дном и имеющие киль. Он нужен для того, чтобы придать устойчивости на поворотах и удержаться на волне при порывах ветра.

Но не стоит думать, что киль создан только для того, чтобы помочь моторным лодкам развивать высокую скорость. Он полезен и тем, кто привык ходить на веслах. Киль позволяет рыболовам грести одной рукой, когда вторая занята, и не допускает кручения лодки, как в случае с плоскодонками.

Хочется сразу предостеречь любителей мощных моторов. Не пытайтесь устанавливать их на простые лодки, не имеющие киля. Разогнаться вы сможете легко, а вот управлять будет очень сложно. Лодка без киля даже на небольших скоростях начинает «рыскать». Так что удержать выбранный курс крайне трудно.

В общем, тут можно сделать один хороший вывод. Если вам нужна лодка для перемещения по водоему на больших скоростях, то берите ту, у которой киль ярко выражен, и ставьте мощный мотор. Если же требуется транспорт для спокойных путешествий и неторопливой рыбалки, то лучше выбрать образец с плоским дном и слабым двигателем.

Что учесть при креплении «механического сердца»

Теперь поговорим о важнейшем элементе лодки, на которую планируется ставить мотор, – о транце. Тут во главе угла оказываются надежность крепления и его прочность. На что следует обратить внимание? Обязательно разберитесь с размерами, углом наклона, типом покраски и защиты.

Для моторов мощностью в 12-15 лошадиных сил лучше всего брать транец толщиной 3,5 или даже 4 сантиметра. Что до угла наклона, то чаще всего оптимальным считается 5-6 градусов.

Мотор следует отрегулировать так, чтобы винт вкручивался в воду только горизонтально и на самых максимальных оборотах. Это обеспечит дополнительный упор, а следовательно, двигатель будет работать с предельной отдачей.

Для придания транцу нужного цвета рекомендуется использовать краску на основе эпоксидки. Считается, что она куда надежнее, чем эмалевая. Для защиты верха транца можно выбрать ПВХ-профиль. Он позволит не «размочалить» фанеру со временем.

Дополнительная проверка

При покупке надувной моторной лодки обязательно проверьте все швы. Они строго обязательно должны быть надежными и проклеенными. Все самые серьезные нагрузки приходятся именно на швы.

Понятное дело, что при производстве лодки вы не присутствовали и не сможете понять, какая из них сделана на совесть, а где мастера «подхалтурили». В крайнем случае, если вас терзают сомнения или глаз «зацепился» за что-то подозрительное, попросите продавца о дополнительной проверке.

Можно просто постоять на баллонах той лодки, что вам приглянулась, и посмотреть, не промнутся ли они под вашим весом. Если так и произойдет — значит, давление внутри меньше рекомендуемой величины. В таком случае, возможно, стоит оказаться от покупки.

Отечественный или импортный?

Давайте теперь поговорим поподробнее о моторах. Если вы все-таки решили ставить двигатель на лодку, то нужно знать о нем максимально много. При этом не стоит забывать о веслах. Они никогда не помешают даже при подвешенном моторе.

Двигатель — это сложный механизм, который может неожиданно отказать во время плавания. И если такая ситуация возникнет вдали от берега, то вам придется спасаться только при помощи весел.

Часто при выборе мотора покупатели колеблются: какой из них выбрать — отечественный или заморский. Понятное дело, что российские образцы привлекают куда меньшей ценой и высокой «ремонтопригодностью». Почти у каждого рыболова или охотника есть знакомый мастер, который в случае поломки может вдохнуть жизнь в зачихавший или заклинивший механизм.

Однако есть ли у вас достаточный запас времени, чтобы регулярно заниматься починкой и докупать все новые «вылетающие» запчасти? В итоге вероятна ситуация, когда «русское чудо» обойдется вам примерно в такую же сумму, как и заморская диковинка. Однако времени будет потрачено намного больше.

Зарубежных моторов много, выбор очень серьезный. Подавляющее большинство марок — это надежные агрегаты, которые могут прослужить не один десяток сезонов.

Понятное дело, что тут весь вопрос в финансовых возможностях покупателя да в наличии ремонтных мастерских соответствующего класса: ведь в современных двигателях простой «гаражный мастер» уже вряд ли разберется. Моторы сейчас напичканы электронными узлами и датчиками, поэтому для диагностики чаще нужен компьютер, а не ключ или отвертка.

Два такта или четыре?

Помимо марки перед покупателем встает и выбор типа движка. Моторы сейчас выпускаются двухтактные и четырехтактные. В чем же конструктивные различия и особенности этих агрегатов?

Двухтактные движки очень просты в обслуживании, долговечны, весьма надежны и могут «потреблять» практически любой вид топлива. Такие моторы будут работать и ранней весной, когда температура воздуха едва переваливает за ноль, и поздней осенью, когда часто бывает ощутимый морозец. Привлекает и цена: двухтактные двигатели, как правило, в разы дешевле.

Есть, конечно, и минусы… Самый важный из них — это высокий расход топлива, который примерно в полтора-два больше, чем у четырехтактного.

Вторая серьезная проблема — шум. Многие владельцы лодок утверждают, что двухтактные двигатели работают гораздо громче, чем четырехтактные. Это отчасти верно, но заметно лишь на максимальных оборотах движка. При спокойной работе разницу ощутит разве что профессионал.

Четырехтактные двигатели — более сложные механизмы. Они имеют дополнительные узлы, такие, например, как газораспределительный механизм. Иногда он становится уязвимым местом, требующим дополнительного и часто более дорогого обслуживания, которое сможет предоставить далеко не каждый мастер.

Какой винт подойдет

Ясно, что при выборе многие покупатели, в первую очередь, ориентируются на мощность мотора. Если для вас это не главный показатель, то тогда можете спокойно брать двухтактный двигатель.

Кстати, некоторые новички считают, что только лошадиные силы мотора влияют на быстроту перемещения лодки. Однако это не совсем верно. При расчете необходимой вам мощности двигателя следует брать во внимание не только желаемую скорость, но и размер транспорта, количество пассажиров и массу груза, которую придется везти.

Ну вот… вроде бы с мотором мы определились… Переходим теперь к выбору винта. Это тоже очень важно, ведь от него зависит многое. Например, на движки малой мощности следует ставить пластиковый винт. Он не будет перегружать мотор. но следует отдать предпочтение алюминиевому винту. При мощном двигателе пластиковый придется менять очень часто.

Ну и в заключение пара слов о транспортировке мотора. Даже тут есть отличия. Так, например, четырехтактные двигатели необходимо перевозить и использовать только в вертикальном положении. Таковы уж особенности устройства. Будьте внимательны с таким мотором и на сильной волне. Можно залить свечи, и тогда запустить двигатель будет сложно.

Николай Хромов, г. Мичуринск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий