Щука — в руку

Выловленная щука

В начале теплого сезона, наверное, многие из удильщиков мечтают поохотиться на зубастую хищницу — кровожадную и очень хитрую обитательницу рек и озер. Естественно, соблюдая все ограничения, которые могут быть установлены Правилами рыболовства в регионе. Поймать щуку — дело непростое, хлопотное. И голыми руками, казалось бы, ее не возьмешь. Но мне в детстве удалось наловить с половину ведра крупненьких щурят практически вручную.

Родился я и вырос на севере Башкирии, в селе Карманово. Но немалую часть детства провел в соседней небольшой деревушке Верхнее (Урдяк), которая находилась километрах в семи от родного дома. Населенный пункт располагался в очень живописном месте, в низине. С одной стороны его окружали бескрайние поля, пересекаемые железной дорогой, а с другой — попадались маленькие тихие озерца и болотца.

Впереди виднелись быстрые воды местной речки и могучая вершина Таш-тау (в переводе с башкирского — «каменная гора»), покрытая густой чащей леса. Туда частенько ходили жители окрестных деревень на охоту, за грибами, ягодами, орехами или дровами.

В начале 60-х годов прошлого века в районе начали строить большой и важный объект — теплоэлектростанцию. Для охлаждения ее генераторов требовалось создать водохранилище, которое впоследствии стало крупнейшим у нас в республике. Его устроили на месте деревни Верхнее.

Жителям селения расставаться со своими родными домами было очень непросто. Эта ситуация напоминала сюжет известной повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Сейчас многие уже позабыли о деревеньке Урдяк, а недалеко от тех мест красуется новый поселок для работников теплоэлектростанции. Там обосновался и мой сын с семьей. Но вернемся к описываемым событиям, которые происходили в далеком прошлом.

И забава, и промысел

В послевоенные годы выжить было непросто, приходилось очень много работать. И даже в погожие теплые дни, когда душа так и просилась на рыбалку, на берегу почти не встречалось взрослых удильщиков. Если таковые и появлялись, то их тут же причисляли к разряду бездельников или даже сумасшедших.

Зато для деревенской детворы рыбалка была одним из самых любимых и полезных забав. На нее мы ходили целой гурьбой — по пять, а то и по десять человек. Сезон открывали, как только растает снег. В конце мая, когда хорошо распогодится и вода немного согреется, устраивали еще и первые речные заплывы, совмещая полезное с приятным.

Но перед рыбалкой нужно было как следует подготовиться. Мало кто в те годы мог обзавестись снастями из магазина. В основном мы их изготавливали самостоятельно из подручных средств. Вместо удилищ брали прочные ивовые прутья, найденные прямо на берегу. Роль поплавка выполняла небольшая сухая щепка.

Кусочки от металлического провода шли в ход в качестве грузил. Леску нам худо-бедно заменяла обычная белая нитка. Как правило, брали на рыбалку целую катушку, которой хватало на всех. Позднее мы начали находить на берегу обрывки настоящей лески и привязывать ее.

Крючок делали из канцелярской скрепки. Правда, ловить на него оказалось непросто. Без должной сноровки и быстрой реакции легко было остаться без добычи. Как только мы видели поклевку и поплавок дергался вниз, требовалось как можно скорее вытянуть рыбку, высоко подбрасывая ее. Иначе она легко соскальзывала и… привет!

Ведер и пакетов с собой мы не брали. Все трофеи нанизывали через жабры и рот на остроконечные тонкие веточки. Чтобы на солнце этот «шашлык» не испортился, мы опускали его в воду, придавливая небольшим камнем. А то улов вполне мог уплыть. Такое, к сожалению, случалось не раз! Стоило только плохо закрепить пойманную рыбу, и с ней приходилось прощаться и начинать все заново.

Коллективная неудача

Помню, собрались мы однажды с друзьями где-то в конце мая на рыбалку. Было нам по 9-10 лет. Компания набралась из пяти человек. Взяв с собой удочки, банку червей, остатки черного хлеба (вдруг рыбке он больше понравится), мы отправились в путь в два-три километра длиной. Солнце в тот день пекло особенно старательно, поэтому без кепок и панамок сложно было обойтись.

Речка после половодья почти вернулась в свое русло, оставив после себя небольшие озерца. Однако значительная часть береговой линии еще была затоплена.

— Если воды много — значит, и с рыбой проблем возникнуть не должно, — решили мы.

Каждый выбрал себе удобную точку и тихонько засел в ожидании. Как ни странно, клев был очень слабым. То ли время суток плохо подходило для рыбалки, то ли жара мешала, то ли само место оказалось неудачным.

Обитатели реки реагировали так редко, что, если у кого-то из нас только начинал плясать поплавок, все остальные бросали свои удочки и бежали к счастливчику, чтобы понаблюдать за процессом и результатом. Но добыча всегда ускользала в последний момент, успевая на прощание взмахнуть серебристым плавником.

Так, несолоно хлебавши, мы просидели на берегу около четырех часов. Это был явно не наш день…

Чайки-подсказчицы

Грустные и разочарованные, мы стали собираться домой. Выкинув в сердцах свои удилища и ветки для трофейного «шашлыка», отправились обратно. Проходя мимо одного из многочисленных озер, напоминающих о недавно прошедшем половодье, один из моих друзей внезапно остановился.

— Эй, смотрите сюда! — громко воскликнул он, указывая на небо. Мы неохотно подняли головы, поскольку настроение у всех испортилось. Ожидали увидеть кружащего в воздухе коршуна, горделиво парящую цаплю (они часто селились вдоль берегов) или самолет.

Но друг привлек наше внимание к стае чаек, которая сосредоточенно «патрулировала» над озерцом. Вдруг одна из птиц стремительно бросилась вниз и выхватила из воды вполне приличную рыбину — длиной около 20 сантиметров. Потом этому примеру последовали другие пернатые.

Мы с удивлением смотрели за развернувшейся охотой. Нам было известно, что обычно чайки ищут добычу в реке. А тут они почему-то заинтересовались каким-то временным, несерьезным озерцом, которое к середине лета наверняка высохнет…

Слегка озадаченные, мы решили посмотреть на водоем поближе. На первый взгляд он выглядел вполне спокойно, с изредка пробегающей волной, поднимаемой ветром и чайками. Но, хорошенько приглядевшись, с удивлением обнаружили, что прозрачное озеро просто кишит рыбой, а именно щурятами — сантиметров 20-30 длиной!

Зубастых было так много, что хотелось просто ухватить кого-нибудь из них за хвост, просто опустив в воду руки! Это желание посетило всех нас. Мы решили попытать счастья, а за одно и искупаться: ведь в небольшом озерце было гораздо теплее, чем в речке, да и опасного течения не имелось.

«Мутная» охота

Быстро скинув с себя одежду, аккуратно спустились в воду, прихватив с собой панамки в качестве своеобразных черпачков. Рыба в озере сразу почуяла неладное и быстро легла на дно, попряталась за коряги и водоросли. Наша затея была обречена на провал.

Но тут вдруг мы вспомнили рассказы бывалых деревенских рыбаков, которые уверяли нас, что щуки не любят мутную воду. Чем не повод проверить такое утверждение?

И все принялись отчаянно баламутить озеро, взрыхляя ногами и руками дно, поднимая наверх клубы песка и ила. Мы так старались, что быстро превратили чистый и прозрачный водоем в мутное и грязное болото, в котором с трудом могли рассмотреть даже свои руки.

Растерянные щурята не заставили себя долго ждать. Потихоньку они стали всплывать в поисках света и чистой воды. Тут уж зевать было некогда! Не давая рыбкам опомниться, мы быстро хватали их голыми руками и выбрасывали подальше на берег. Там один из наших товарищей еле успевал нанизывать трофеи на веточки.

Работа кипела нешуточная! Мы совсем позабыли о неудачной рыбалке, об усталости, о затекших спинах. С большим удовольствием, с неописуемым азартом и радостными возгласами суетились в озере, вылавливая щук. В основном брали их руками. Кто-то подгонял трофеи панамкой.

Поймать рыбу безо всякой снасти — дело радостное и удивительное для любого, даже опытного рыбака, не говоря уже о детях. До того момента нам было сложно поверить, что такое вообще возможно! И если бы мы сами услышали подобную историю, то приняли бы ее за обычную рыбацкую небывальщину или байку.

Однако нам довелось убедиться, что это вполне реально. Любой из нас, опустив в воду руки, без особых усилий мог выловить крепких и плотненьких щурят, а не каких-нибудь глупых сантиметровых мальков. И нашей радости и восторгу не было предела!

Справедливый дележ

За менее чем полчаса мы серьезно проредили население того небольшого водоема. При этом старались отбирать более или менее крупных особей. В общей сложности наша добыча тянула на пять или шесть килограммов.

Роль «собирателя улова» мы исполняли по очереди. Каждому хотелось хватать рыбу голыми руками в пруду — это было гораздо интереснее. Однако и работать с выброшенными трофеями на берегу оказалось непросто и очень ответственно.

Следовало вовремя надежно уцепиться за выловленную щуку и, не давая ей ускользнуть обратно в озеро, надежно нанизать на прутья. Не раз вертлявые, только что выхваченные из воды рыбки, ловко извиваясь и скользя, умудрялись вернуться «домой». Но на одного сбежавшего приходилось как минимум три пойманных…

Когда мы, наконец, завершили нашу веселую «баламутную» рыбалку, уже начало потихоньку вечереть. Активизировались надоедливые комары. Наша компания очень устала, но все были весьма довольны собой. Около часа назад мы и не подозревали, что вернемся домой с таким богатым уловом!

Выбравшись из озера, с улыбками и гордым видом принялись смотреть на внушительные кучки рыбин. Все наперебой обсуждали самые яркие моменты произошедшего.

Но пришло время собираться домой. Однако перед этим следовало справедливо поделить улов. Рыбу сняли с прутьев и из одной большой кучи щурят соорудили пять примерно равных по величине горок. Затем один из нас повернулся к ним спиной. А остальные стали вразнобой показывать на трофеи и спрашивать, кому именно они достанутся.

Так незатейливо и по справедливости мы поровну разделили добычу. Домой возвращались совсем с другим настроением, чем после утренней неудачи. Мы напевали песни и шутили.

Домашние встретили нас с большим удивлением. Они с интересом, но солидной долей скепсиса выслушали наш восторженный и эмоциональный рассказ об удачной рыбалке практически «вручную». А на следующий день мы с удовольствием отведали вкуснейший пирог из выловленных щук!