Приводим «моторку» в порядок

Спуск лодки на воду

В разгаре — весна, и, как только пройдет нерестовый запрет, на водоемах начнется активная навигация. Перед стартом сезона нужно как следует подготовить моторную лодку. В сегодняшнем материале я хочу поделиться советами о первичном осмотре как металлических, так и надувных плавсредств и способах выявления основных неисправностей.

Зимние приготовления

Опираясь на свой опыт, могу сказать, что некоторые работы стоит провести и в холодный период. Конечно же это справедливо только в том случае, если ваша лодка хранится в теплом помещении. Есть прекрасная возможность заранее установить необходимое навигационное оборудование, антенны и различные системы. Я зимой подготавливаю технологические отверстия, а уже с наступлением тепла сажаю аппаратуру на герметик.

Если есть какие-то неисправности, то лучше всего устранить их не в сезон. С началом навигации в сервисных центрах большие очереди и не хватает запчастей. Лучше позаботиться об этом заранее, чтобы потом не затягивать со спуском лодки на воду.

В идеале браться за работу желательно еще осенью — после завершения очередного сезона. По возможности нужно сразу провести процедуру консервации. Плавсредство рекомендуется хранить в таких условиях, где оно будет защищено от повышенной влажности, морозов и резких температурных перепадов.

Если все сделать правильно, то во время весенней навигации никаких проблем возникнуть не должно. Перед спуском лодки на воду вам достаточно будет просто избавиться от консерванта и все проверить. Нужно убедиться, не перетерлись ли провода, не окислились ли контакты электрической проводки и нет ли подтекания бензина. После этого настроить систему и с легкой душой совершить пробный выход.

Коварная ржавчина

Начну, пожалуй, с разговора об осмотре металлической лодки, поскольку обладаю неплохим опытом в этой области. У моего плавсредства корпус клепаный — он изготовлен из дюралюминия типа Д-16. Такой сплав очень подвержен коррозии и требует особого внимания.

Даже если лодка перезимовала в хороших условиях, на ней можно обнаружить неприятные сюрпризы. Посмотрите, не попал ли в корпус снег и нет ли там жидкости. Тщательно уберите всю воду и насухо протрите поверхность. Корпус отмойте от грязи и пыли. Потом смело приступайте к составлению дефектной ведомости, если она не была заполнена осенью.

С первыми признаками появления ржавчины хорошо знакомы все опытные владельцы лодок. Но начинающим «капитанам», пожалуй, стоит об этом сказать. Речь идет о беловатых или серых пятнах и мелких ракушках, похожих на темные точки.

Обратите особое внимание на те места, где прикрепляются стальные детали. При отсутствии изоляции разные металлы создают благоприятную среду для образования так называемой «гальванической пары», что способствует интенсивному развитию коррозии. Окись алюминия легко узнать: бело-серая масса, которая при прикосновении рассыпается, как порошок.

Все замеченные вами очаги коррозии обязательно зачистите до металлического блеска. Уделите время осмотру клепаных швов в районе мотора и в тех местах, где корпус часто ударяется о воду.

В подозрительных случаях я всегда провожу «проверку керосином». Для этого вначале развожу водой молотый мел и аккуратно наношу кисточкой смесь на проблемные, на мой взгляд, швы. Побелка должна высохнуть. Потом эти же места промазываю керосином. Появление темных пятен говорит об уязвимости швов.

Восстановить герметичность и устранить вмятины

Во время зимнего хранения лодки нередко возникают различные проблемы с заклепками. Их герметичность можно проверить при помощи неоднократно мной опробованного и описанного выше способа с керосином.

Заклепки, которые не выдержали испытания, не обязательно сразу менять. Вначале стоит попробовать их просто подтянуть. По каждой нужно постучать небольшим молотком снаружи корпуса. Как только заклепка немного приподнимется — необходимо ее обжать. Для этого она должна быть зафиксирована снаружи с помощью «поддержки». А потом изнутри ее надо расклепать молотком. Или воспользоваться стальным прутом для этой цели.

Когда все заклепки будут подтянуты, рекомендуется не лениться и еще раз проверить их на герметичность. Возможно, какую-то все же придется полностью заменить. Для этого на ее головке по центру делается кернение, чтобы дрель не смещалась, и высверливается заклепка диаметром 4,1 мм…

Сварные лодки, как правило, изготовлены из алюминиевого сплава высокого качества, поэтому практически не подвержены коррозии даже в соленой воде. Однако, если ржавчина все же присутствует, поврежденные ею участки необходимо подкрасить.

При осмотре сварных лодок я бы посоветовал изначально обращать внимание на наличие неровностей и вмятин. Выпрямить их можно, имея тяжелую стальную поддержку с одной стороны, а с другой — деревянную «прокладку». Она нужна для того, чтобы при ударах лист не прогибался. В качестве этого «амортизатора» может использоваться обычная 10-миллиметровая фанера. Благодаря ей сила удара не будет сосредоточена в одной точке, а распределится по всей поверхности.

Избежать трещин и дыр

Некоторые из моих знакомых рыбаков, которые пользуются резиновыми лодками, утверждают, что материал ПВХ очень слабый. Я бы так не сказал. Разорвать его достаточно проблематично, и на таком плавстредстве можно смело выходить на камыш и даже на небольшие коряги. Встречаются и экстремалы, которые умудряются использовать лодки ПВХ даже по тоненькому льду.

Материал может выдержать короткое экстремальное воздействие. Например, как-то по неосторожности я потушил об него сигарету. С одной стороны материал прожегся, а вот вторая осталась целой. В целом, если вы не будете ставить правсредство возле костра, облокачивать его на акации, таскать по битому стеклу и камням, то оно прослужит вам долго, не требуя ремонта.

Однако лишь на первый взгляд кажется, что уход за надувными лодками — довольно простое дело. С ними нужно повозиться. И на подготовку к навигации также нужно время.

При плюсовой температуре достаньте плавсредство из зимнего хранилища. Ведь именно в этом случае материал будет эластичным и снизится риск получить неожиданные повреждения корпуса судна.

Если надувная лодка лежала в неотапливаемом помещении и в упакованном виде, то сначала ее еще свернутую стоит перенести в тепло и дать прогреться в течение пяти часов. Потом нужно аккуратно развернуть и позволить немного «отлежаться». И только после этого можно спокойно накачивать лодку и определять дефекты: потертости, плесень, растрескивания и дыры.

Для поиска маленьких, незаметных глазу отверстий я, например, использую мыльный раствор. Его нужно нанести поролоновой губкой или распылителем на поверхность корпуса. Это позволит быстрее обнаружить повреждения.

Дно можно легко проверить, посмотрев сквозь него на солнце. Крупные дыры будут видны невооруженным глазом. Еще один способ найти «пробоины» — налить в лодку воды и немного приподнять ее. Если жидкость станет просачиваться, то отверстия точно есть.

Ремонт надувной лодки

Некоторые повреждения очень легко устранить собственными силами. Для этого можно использовать любой полиуретановый клей, желательно «десмокольного» ряда, который продается во многих магазинах. Также понадобится ацетон или жидкость, предназначенная для снятия лака с ногтей.

Сначала я вырезаю латку нужного размера. Обратите внимание на то, что она должна примерно на два сантиметра по сторонам перекрывать отверстие. Закругляю ее края, ведь острые углы постоянно за все цепляются и очень мешают. Прикладываю латку к дырявому месту, обрисовываю его ручкой.

Потом обезжириваю пробоину ацетоном или жидкостью для снятия лака и даю просохнуть. Затем наношу тонкий равномерный слой клея на латку. Делаю паузу в несколько минут, чтобы он подсох. После этого накладываю второй слой. Клей должен вылежаться не менее 20 минут.

Следующий шаг — прогревание латки и того места, куда она ставится. Для этого я использую обычный фен. Потом уже ставлю «заплатку» на отверстие и прикатываю чем-нибудь тяжелым.

Однажды мне пришлось заклеивать лодку прямо на воде, и вместо фена я использовал зажигалку. Подогревал я ей только латку и прикатывал крышкой от клапана. Но подобные операции в экстремальных условиях не всегда нужны.

Если разрывы или потертости на лодке относительно большие — крупнее двух сантиметров, то вряд ли вы сможете справиться с такой проблемой самостоятельно. В этом случае лучше всего обратиться к профессионалам.

Не упустить детали

У надувных лодок необходимо еще проверить место стыка баллонов и дна. Тут нужно потратить немало времени, чтобы осмотреть всю ленту. Не забудьте оценить состояние крепления транца, если он есть на судне. Теперь взгляните: надежно ли закреплены навесные элементы? Если есть повреждения, то лучше сразу их устранить.

Чаще всего, по моему мнению, на надувных лодках встречаются клапаны пружинного типа китайского или итальянского производства. Именно они очень боятся попадания песка и грязи, поэтому требуют наличия крышечек. После того как лодка надута, целостность клапана легко проверить, просто нажав на него. Он должен быть зафиксирован в правильном положении, не пропуская воздух.

Хорошо осмотрите деревянные элементы любой лодки — весла, пайолы и транцы. За время хранения на них могла вырасти плесень, которая впоследствии приведет к процессу гниения. Зачистите ее наждачкой, а потом покройте эпоксидной смолой или влагостойким лаком.

Если у вас лодка из стеклопластика, то посмотрите, нет ли на ней царапин и потертостей. Чаще всего они встречаются в тех местах, где корпус касается грунта. Обратите внимание на объемы блока плавучести, переборки, детали крепления транца. Ведь именно эти элементы обычно испытывают самые большие нагрузки.

Доскональная проверка

Внимательно обследуйте ветровое стекло вашей лодки — на нем не должно быть даже мельчайших трещин. Обязательно проверьте тент и просушите его. На потертости, если такие имеются, наложите заплатки. А разошедшиеся швы аккуратно прошейте капроновыми нитками.

Осмотрите уключины, в которых держатся весла. Если есть зазоры, то их нужно устранить. Якорный канат, брезент для тушения пожара, спасательные жилеты и швартовы необходимо хорошо просушить. Не забудьте проверить якорь и черпак.

Электропроводке стоит уделить особое внимание для вашей же безопасности. Я всегда с началом сезона выворачиваю все лампочки, чищу цоколи и патроны, смазываю их графитной смазкой и ставлю на место. Желательно также периодически осматривать уплотнители стеклянных колпачков, внутрь них не должна попадать вода.

Хочу также обратить внимание на пробку, закрывающую сливное отверстие. Именно о ней почему-то очень многие забывают в самом начале сезона. А затем у них появляются проблемы. Пробка должна быть очень плотно затянута, чтобы однажды вы не потеряли ее.

Осмотрите тросы дистанционного управления, если они есть. Недопустимо, чтобы на них были трещины. Кроме того, стоит хорошенько проверить тросы рулевого управления.

Избавиться от налета и наростов

Нередко после зимнего хранения лодки на ее корпусе обнаруживается ил. С этой проблемой обязательно нужно бороться, ведь обросшее днище сильно снижает динамические характеристики судна. Скорость обрастания всегда зависит от освещенности и температуры воды. Если она светлая и теплая, то процесс, как правило, идет быстрее. Во избежание такой проблемы лодку желательно хранить на берегу.

На корпус судна должны наноситься не обычные, а специальные краски — так называемые «необрастающие». Но найти их проблематично, да и стоят они отнюдь не дешево. Перед тем как приступать к покраске лодки, сначала решите: а нужна ли вам эта процедура в нынешнем году?

Алюминиево-магниевый корпус, как я считаю, и так устойчив к коррозии. Нанесение краски может носить исключительно декоративную функцию. При этом даже очень толстый слой не принесет никакой пользы. Лодка с каждой последующей окраской прибавляет в весе. Когда большой кусок этого нового покрытия в итоге отслоится, что неминуемо, зашпаклевать «пострадавший» участок будет проблематично.

Если вы хотите сэкономить, то могу дать вам совет. Этой рецептурой я пользуюсь давно и успешно. В краску ПФ-115 добавляю медную пудру. Она широко применяется в современной полиграфии и порошковой металлургии. Достаточно сделать смесь в соотношении две столовые ложки пудры на литр краски.

Если вы все же решили потратить деньги и купить необрастающую краску, то помните, что наиболее дорогая еще не значит самая лучшая. Я, например, на своем судне выхожу на воду в среднем не чаще раза в неделю. Считаю, что при такой эксплуатации вполне подойдет краска для малоскоростных лодок. В ней содержится достаточно всего, чтобы во время простоя мой транспорт не покрывался наростами.

Добавить цвета

Многие покрывают корпус своей лодки свинцовым суриком. Но обратите внимание на то, что эта оранжевая краска очень тяжелая. Если плавсредство скоростное, то сурик нужно сначала замесить на масляном лаке или натуральной олифе. В результате поверхность будет более привлекательной и гладкой.

Сурик в течение суток выдерживают в темном месте на батарее, чтобы он хорошо набух перед использованием. При этом его нужно регулярно перемешивать. Как уже говорилось выше, свинцовый сурик — тяжелый состав. Он будет стекать с любых вертикальных поверхностей. Во избежание этого лучше «связать» его свинцовыми, густо растертыми белилами. Их понадобится 2-3 столовые ложки на литр.

Будьте осторожны, ведь испарения свинца токсичны. Нужно соблюдать технику безопасности, чтобы не получить сильное отравление с последующей госпитализацией. Во время работы необходимо периодически проветривать помещение. Если на улице уже тепло, то лучше заниматься покраской на открытом воздухе, вдали от других людей.

Никогда не наносите самополирующуюся краску на верхнюю часть коронки и транцевый узел! По ходу движения лодки эти элементы не обмываются водой, и через несколько месяцев на них образуются наросты.

Диагностика «сердца»

Более подробно остановимся на осмотре двигателя. Если на вашем судне установлен подвесочный импортный мотор, то я бы советовал ограничиться только внешним осмотром. Зажигание у такой техники чаще всего электронное. Электрику и механику лучше всего не трогать, тем более если вы не специалист. Лучше обратитесь в проверенный сервис.

Однако в любом случае не забудьте очистить мотор от загрязнений. Протрите его сначала мокрой, а затем сухой тряпочкой. Двигатель обработайте керосином.

Проверьте: не протекает ли масло из редуктора, находящегося в подводной части мотора. Если есть даже незначительная течь, то устраните ее. Разберите редуктор, осмотрите полости соединений и при необходимости замените сальники. Открутите крышку слива, чтобы проверить состояние масла. Его нужно полностью поменять, если в редукторе обнаружится вода. Или просто долить масло, если уровень будет маловат.

Затем хорошо подтяните все соединения крепежного типа. Подвижные детали (рукоятка румпеля, шкив пускового механизма) обязательно должны легко вращаться. Если они «идут» туго, то смажьте их детали.

Осторожно поверните свечи зажигания и счистите с них образовавшийся нагар. При необходимости отрегулируйте зазор между электроприводами, аккуратно отгибая их. Потом займитесь контактами прерывателей магнето. Зачистите их и проведите регулировку зазоров.

А вот карбюратор — вещь достаточно хрупкая и сложная. Именно поэтому я бы не рекомендовал туда лезть самим. Его можно только почистить и, согласно инструкции, провести регулировку. Если же в карбюраторе появились поломки, лучше обратиться к профессионалам.

Если мотор вашей лодки с электрозапуском, то хорошо осмотрите болты и клеммы проводов аккумуляторной батареи. При необходимости почистите их от окиси, после чего нанесите слой консистентной смазки. Именно она защитит от коррозийных процессов. Не забудьте проверить уровень электролита и при необходимости долейте дистиллированной воды.

Забота о винте

Это один из самых уязвимых элементов «моторки», так что внимание к нему должно быть повышенным. Погнутые лопасти вы можете самостоятельно выправить через подкладку из дерева, а забоины и задиры — спилить средним напильником и зачистить шкуркой.

Красить винт не рекомендуется. Не исключено, что вам попадется некачественный состав покрытия, которое уже через несколько недель начнет очень сильно шелушиться и «прихватывать» воздух. А это, в свою очередь, приведет к возникновению аэрации в винте. В результате даже при резком увеличении количества его оборотов скорость движения лодки будет только падать.

Хочется дать еще один совет. Если в моторе винт прикреплен при помощи вставленной в вал шпонки, то необходимо следить за ее отверстием. Она очень похожа на окружающий металл. А наклеп около шпоночного отверстия может помешать снятию винта. Это препятствие устраняется при помощи надфиля или бархатного напильника. Стоит осмотреть и сам винт. От долгой работы он может покрыться зеленью, как и остальная подводная часть двигателя. В этой ситуации пригодится жесткая щетка, которая эффективно все очищает.

Винт станет хорошо работать только в том случае, если правильно установлен. Причем главное — не высота транца, а расстояние от днища до антикавитационной плиты мотора. Если оно слишком маленькое, то к винту будут постоянно прорываться пузырьки воздуха.

Из-за этого, собственно, и образуется аэрация. Плотность воды, перемешанной с воздухом, резко падает. Мотор же увеличивает обороты в то время, как лодка теряет скорость. Так двигатель может быстро сломаться.

Аэрация винта нередко происходит именно у килевых лодок. К счастью, данное явление довольно легко устранить, и сейчас я расскажу вам, как это сделать. Необходимо сместить мотор к левому борту примерно на 80 миллиметров. Расстояние должно быть измерено от правой кромки лопасти винта до киля.

Это смешение не окажет какого-то заметного эффекта на управляемость. Но вы теперь сможете находиться гораздо ближе к диаметральной плоскости, что само собой уменьшит вероятность крена. А лодочным румпелем придется управлять левой рукой.

Все по закону

В завершении хотелось бы поговорить о тех документах, которые необходимы владельцам плавсредств. Почему-то не все знают об обязательных требованиях, а это может привести к определенным проблемам с законом.

На лодку, как и на любой другой транспорт, непременно нужен талон технического осмотра. Выдадут его вам только после тщательной сверки оснащения. Инспекторы обращают особое внимание на наличие багра, черпака, аптечки, весел, которые должны быть даже на «моторках», небольшого спасательного круга и жилетов по числу людей, находящихся на борту. Естественно, что проверяется и исправность всего оборудования судна, включая сигнальные огни, бортовые и топовые.

Без соблюдения всех этих правил талон технического осмотра получить практически невозможно. А без такого документа открывать навигацию не стоит. Во-первых, безопасность вашего судна не подтверждена, поэтому вы можете поставить под угрозу себя и своих пассажиров. Во-вторых, высока вероятность получить штраф. Хотя это, конечно, менее критично по сравнению с риском, которому подвергнутся все люди на вашей лодке.

Лично я бы еще посоветовал не экономить деньги на страховке. Но тут уже каждый решает сам. Мне кажется, что не помешает найти надежную компанию, которая возместит вам расходы в случае непредвиденной случайности. Никто не может гарантировать, что ваше судно не загорится, на него, например, не упадет старое дерево, или не произойдет еще какая-нибудь неприятность. Однако не исключено, что страховка вам так и не понадобится, а деньги за нее вы уже заплатите…

Очень надеюсь, что мои советы помогут подготовить вашу лодку к предстоящему сезону. Если же собственного опыта у вас пока что недостаточно, то для технического обслуживания вы можете обратиться в одну из специализированных мастерских. Безопасность и уверенность на воде, как известно, — залог положительных эмоций и хорошего отдыха.

Счастливой навигации!

Максим Ишуткин, Башкирия

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий