Проверка рыбацкой удачи

Попался лещ

Был самый разгар весны. Я тогда жил в другом регионе. Всего несколько дней назад в наших краях растаяла основная масса снега. На реке Урал прошел пик ледохода, она наполнилась водой до краев и затопила лес и все низины. Уровень уже пару суток держался на одной отметке. Это означало, что вот-вот начнется спад воды и рыба из затопленных пойменных озер и лугов пойдет обратно в реку…

Такой момент нельзя было упустить: ведь как приятно после зимы похлебать свежую наваристую уху или попробовать только что выловленные и поджаренные трофеи. Да и сам процесс весьма увлекателен. Рыбак же всегда надеется, что вдруг в один прекрасный миг попадется лещ, сазан невиданных размеров или сом, весящий килограммов 15!

Между прочим, подобный трофей нам однажды достался, тоже по весне! Мы выловили сома, который потянул на 14 кг. Но история сейчас не о нем…

Планы на предстоящую рыбалку

Погода на улице стояла подходящей для похода на водоем. Ночью температура опускалась примерно до минус 5, а днем воздух прогревался до 10… 12 градусов тепла. Самое то!

Сговорились с соседом пойти с утра пораньше на одно пойменное озеро — где-то за 12 километров от поселка. Даже при небольшом подъеме уровня реки оно всегда заливалось. Водоем в длину был около двух километров. А какие сазаны там ловились в пору моего детства!

Вышли мы часов в 8 утра. Держался небольшой морозец, земля еще не оттаяла. Взяли только резиновую лодку, подготовили снасти. Прошагали мы с соседом около километра, когда я случайно глянул назад и увидел, что следом за нами на расстоянии в 600-700 м идут два человека. Это были наши знакомые — братья-рыбаки. Они несли мешки за плечами…

Впереди нас в 12 км находился здоровенный овраг с глинистыми стенками высотой в 5-6 метров. Тянулся он далеко в степь. Это была, возможно, какая-то древняя река. Однажды я осмотрел верховья оврага, находящиеся примерно в 30 км в степи. На дне был родничок, а рядом в слое песка — здоровенная кость мамонта, очень толстая, длиной более метра. Подобные находки видел потом в областном краеведческом музее города Уральска…

Наперегонки с соперниками

Но вернемся к нашей истории. Братья шли к устью оврага, которое весной всегда заливалось водой. Они всегда там рыбачили и возвращались с хорошим уловом.

На этот раз мы с соседом решили подшутить над ними. У нас существовал неписаный закон — кто раньше займет место, тот и рыбачит! Озеро, к которому мы направлялись, находилось в паре километров от этого оврага. Но нам все равно предстояло через него перебраться.

И вот пять километров у нас продолжалась своеобразная гонка, в ходе которой должно было решиться, кто доберется до цели первым. Мы получили серьезных конкурентов — под 1,8 метра ростом.

Со старшим братом я несколько раз ловил вместе. Как-то ставили разрешенную сеть. Я ему сказал:

— Не шлепай сапогами по воде! Всю рыбу распугаешь! Надел сапоги 45-го размера и радуешься!!!

А он мне резко ответил:

— Да это не 45-й! У меня 47-й размер. Все магазины объехал, пока не нашел! И то немного тесноваты…

Компромисс найден

Можете себе представить, какие молодцы с нами соревновались! Когда мы подошли к устью оврага, они нас почти уже догнали. Расстояние с 600 метров сократилось более чем в 10 раз — до 40-50 м. Но такой рывок даже крепким парням дался нелегко. Они были все в поту, телогрейки нараспашку, шапки — в руках.

Братья подошли и начали отстаивать свои интересы:

— Ребята! Мы здесь каждый год рыбачим! И вчера ловили, и позавчера!

Я и сосед немного поупирались для вида, напоминая, что есть такой негласный закон «Кто первый, тот и прав». Но цель у нас была совсем другая.

Мы собирались переправиться на другой берег оврага, полного воды. А разворачивать и использовать свою лодку не хотелось. Нам потом еще нужно было идти до озера пару километров.

Намекнули братьям насчет такого компромисса. Они моментально согласились, накачали собственную лодку и за 10 минут переправили нас через овраг…

Лещи и язи

На озере нам не повезло. Мы поймали только с десяток маленьких красноперок и тех решили отпустить обратно в воду. Но хоть отдохнули и перекусили за это время. А потом надумали выбраться на реку и перебраться на другой берег. Там примерно в километре ниже по течению было неплохое место — протока, переходящая в огромную поляну, которую обычно заливало по весне.

Переправились мы легко. По реке плыли лишь небольшие льдины да шуга. Вода тем временем начала спадать. Днем было относительно тихо, а ближе к вечеру пошла рыба. Нам попадались лещи весом до 2,6 кг и язи, которые тянули более чем на три килограмма!

Нас охватил азарт, но вскоре мы одумались. Сообразили, что не сможем забрать слишком большой улов. И так поймали прилично! А солнце уже почти совсем опустилось за горизонт. Нам нужно было собираться в обратный путь.

Путешествие отважных рыбаков

Мы быстренько свернули снасти, подкачали лодку до предела, погрузились и решили сплавиться по реке до нашего поселка. По воде предстояло преодолеть 14 километров. Сели в лодку и отчалили. Сосед расположился на носу, я — на корме. А посередине лежали снасти и горка рыбы.

Во время сплава лишь слегка подправляли ход веслами. Грести даже не пытались. Нам и пошевелиться было страшно! Расстояние от верха борта до поверхности воды составляло всего 5-6 сантиметров!

Я сказал соседу:

— Вот сейчас зажмет нас между двумя льдинами, или какой-нибудь старый пень проткнет веткой нашу лодку — и все! «Прощай, Маруся!».

Спасательного снаряжения мы не имели. На нас были тяжелые телогрейки и рыбацкие сапоги до пояса, в которых практически не оказалось бы шансов выплыть.

Сосед оказался парнем с хорошей выдержкой. На мои мрачные прогнозы он ответил только одно:

— Жадность фраера губит!

Однако, несмотря на все опасения, наше путешествие завершилось хорошо. Нам удалось прицепиться сзади к одной солидной льдине. Под ее прикрытием мы потихоньку и доплыли до своего поселка. Аккуратно причалили и выбрались на берег. Времени уже было около часа ночи.

Вот такая у нас получилась весенняя рыбалка! Запомнилась она надолго.