В поисках трофейного язя

Крупный язь

Язь — представитель семейства карповых, очень красивая и крупная рыба. Я не единожды читал, что порою при благоприятных условиях она может достигать в длину до полуметра, а по весу — до восьми килограммов. Рыба эта несколько напоминает голавля, но при всех сходствах есть и различия: брюшные и анальный плавники — алого цвета и не закругленные. Особенно красив язь во время нереста. Окрас становится золотым, а зеленоватая радужина глаза делает рыбу неповторимой.

С язем довелось встречаться в разных местах Советского Союза. Впервые этот трофей попался мне в Белоруссии на прекрасной реке Неман. Как-то раз со свояком поехали мы порыбачить, забрались в приличную глухомань.

Пернатое царство

Огромная затопляемая весной пойма с множеством различного рода озерцов, с важно выхаживающими по луговинам и оставшимся лужам журавлями, с их вечерним перестуком, как пулеметная дробь. Тут же дикая утка кряква, а за ней — с десяток маленьких пуховых комочков, но уже умеющих плавать и не отстающих от мамы.

Вообще пернатое царство там такое обширное, что диву даешься. Тут и варакушка, и синица-ремез. Если хочешь увидеть московку, то она тоже есть. Овсянка нужна? Пожалуйста, вот она подпевает в кустах. Хочешь услышать соловья — дождись сумерек, и в воздухе повиснет звонкая трель, да какая!..

…Когда-то здесь прокатилась война. Отступая из Белоруссии, немец был вынужден уйти с основных дорог, над которыми день и ночь висела наша авиация. Поэтому противник двигался проселками. А через Неман навел понтонную переправу. Перебравшись ночью через реку, немцы с рассветом ушли в леса. А несколько понтонов оставили на месте.

Один из них местные пастухи вытащили из воды, перевернули его, и получилось неплохое укрытие от непогоды. А заезжие рыбаки и охотники использовали этот немецкий понтон как жилище.

Безумное счастье лова

Тут расположились и мы. Здесь же на лугу накопали хороших червей и приступили к лову. Рыбы — мелкий окунек, чебак, густера — клевали одна за другой. Мы забыли о времени и даже не вспомнили об обеде, дорвавшись, как говорится, до безумного счастья.

Часов в пять к нам подошел старичок, постоял за нашими спинами: видно, наблюдал, чем занимаемся. Потом тут же недалеко от нас на изгибе реки, где течение несколько спадало, расположился и сам. У него было три двухметровых ореховых удилища. Мы к тому времени уже наловили и сразу на берегу начали засаливать рыбу.

Закончив свою работу, подошли к нашему соседу. А он буквально на наших глазах вытащил двухкилограммового красавца язя. Все ореховые удилища старика представляли собой донки. Снаряжены они были очень просто: метров 15 лески № 03-04, завершающейся свинцовым грузилом, отлитым в десертной ложке. Выше него примерно в 25-30 сантиметрах был привязан один поводок с крючком № 4-5. Еще один виднелся через 30-35 см. Вот и вся оснастка!

Где-то в 40 сантиметрах от конца удилища на леске висела небольшая струганая палочка. Она держалась благодаря расщепу на одной из вершин. Это устройство выполняло обязанности сторожка. В общем, ничего особенного наш сосед не использовал. С такой оснасткой мы были знакомы.

Рыбалка на горох

Лишь одна насадка выглядела для нас неожиданно. Рыбак вытащил из-за пазухи коробочку и открыл ее. Перед нашими глазами оказались крупные, распаренные, одна к одной, горошины. Эту насадку старичок нацепил на крючок, закинул удочку и тут же присел.

Мы, не желая мешать, деликатно отошли в сторону и тоже опустились на берег. Минут через десять палочка, оттягивающая леску на одном из удилищ, чуть дернулась. Рыбак положил руку на комель. Прошло две-три секунды, и сторожок от рывка под водой подпрыгнул. Тотчас же дедок сделал подсечку, и еще один выловленный красавец затанцевал на берегу.

Нам оставалось только тихо сидеть и наблюдать за процессом. Мы даже боялись пошевелиться. А рыбак тем временем достал из воды третьего крупного язя, а потом еще двух. Было понятно, что это большой мастер по ловле таких трофеев. Нам обязательно требовалось побеседовать с ним, попробовать узнать тонкости «охоты» на язя.

Я сбегал к понтону и принес еду и свою еще полную фляжку. Минут через 20 мы уже сидели на берегу втроем, перекусывали и мирно общались. Рыбак представился Казиком и рассказал, что язь в этом районе клюет на пареный горох. Свое место дедок постоянно подкармливает.

Рыба активизируется в основном во второй половине дня. Некоторые местные жители ловят и на поплавочную удочку. Недели через две язь будет реагировать на лягушек, выползков, угрицу (личинку миноги). В это же время активно начнет клевать и ночью, но, как правило, на живую приманку.

На том же месте

Затем Казимир Владимирович собрал свои снасти и пойманную рыбу, причем он предлагал нам одного язя, но мы деликатно отказались. Просто попросили горох и сказали, что хотели бы попробовать половить на этом месте завтра, если никто не будет возражать.

Старичок с нами согласился и высыпал мне в тряпочку с полсотни крупных горошин. А потом еще вынул из кармана целлофановый мешочек и отдал его нам.

— Это на прикорм! — пояснил дедок.

В пакетике лежат мелкий горох. Тем временем Казимир сел на велосипед, который, оказывается, стоял у него в кустах, и покатил восвояси.

На ночь мы поставили несколько донок, снарядив их угрицей и мясом ракушки-перловицы. Перед тем как заснуть, проверили их, но насадка была цела. Всю ночь мне снились крупные язи, которых я вытаскивал запросто на спиннинг.

Под утро мы поднялись и вместе с Сергеем пошли взглянуть на возможный улов. Попалась одна щучка на полкило. А два крючка на донках были оборваны. Поводки из лески на 0,25 оказались срезаны, как ножом.

В ожидании поклевок

Около полудня Сергей пошел в деревню, чтобы встретить наших жен. Также он собирался прихватить продукты. А я приготовил наши снасти и сел сторожить язя.

Время бежало, река убаюкивающе журчала… Мне оставалось только греться на солнышке. В плане рыбалки все было бесполезно. Над головой делали круг за кругом два коршуна. Они распластали свои крылья и словно купались в воздушном пространстве. А где-то за кустами кричала неугомонная сорока…

Сторожки на обеих донках застыли: словно заснули, абсолютно не шевелились. Я уже два раза сменил горох, но рыба совсем не клевала. Посмотрел на часы: скоро уже пять вечера.

Взял простую удочку и, насадив перловую кашу, забросил в струю. Поплавок заплясал на волне, а потом вдруг резко нырнул. Я подсек, и подлещик с ладонь размером оказался в моем садке. «Но ведь мы сегодня ловим язя!» — мелькнула в голове мысль.

Двойная удача

Отложил в сторону удочку и посмотрел на сторожки. Один из них стоял, как и прежде, а другой начал подниматься. Я схватил удилище, сделал подсечку и почувствовал, как забилась рыба на крючке. Принялся вытягивать леску, а сам думал: «Только бы не сошел! А то ведь не поверят!».

Вот язь показался на поверхности воды. Он выписывал свои кульбиты, пытаясь вырваться. Но я уже вывел его на мель и подсачником подтянул к себе на берег. Садок у меня был большой, четыре кольца. Рыба действительно оказалась красивая, чешуя — чистейшее серебро, довольно крупная голова и мощное тело. Отпустил трофей в садок и в воду.

И прямо тут же второй сторожок поднялся, и окончание удилища затрясло. Снова подсечка — и следующий язь запрыгал у меня на берегу, как гимнаст в цирке. Худо-бедно, а две рыбины — в садке. Это ведь здорово!

Я опять забросил донки и стал ждать новых поклевок. Все-таки человек странно устроен. Ведь только что молил Бога, чтобы хоть один раз язь попался. А теперь уже два экземпляра в улове, и этого все мало!

А на той стороне реки по бугру шли трое: Сергей, Галя и Неля. Минут через 10 они добрались до меня. Я показал им свою добычу. Вечером мы долго сидели у огня, любуясь звездным небом. Слушали, как шумит река. А в кустарнике, почти рядом с нашим костром, выводил свои трели соловей…

Маршрут по великим рекам

Следующая встреча с язем произошла пятью годами позже. Расскажу об этом по порядку. Пришлось мне участвовать к пробеге по рекам Урала и Сибири на моторных катерах типа «Прогресс». Рыбачить предстояло по всему маршруту — от Миасса до Оби, включая Исеть, Тобол и Иртыш.

Трофеи ловили разные, но в основном щуку, окуня и чебака. Много попадалось густеры. Чем ближе мы оказывались к реке Обь, тем больше добывали рыбы. Она была крупнее и разнообразнее. При этом мы намеревались сберечь червя, которого накопали целую банку еще в Челябинске.

Обь нас встретила непогодой, встречным ветром с дождем и крутой волной, которой было где разгуляться. Грозовые тучи пришли с севера. Осадки продолжались днем и ночью. Нам стало ясно, что нужно организовать привал, что мы и сделали.

Где-то за небольшой деревенькой Троица зашли в одну из многих обских проток и проделали по ней несколько километров. Потом остановились под высоким берегом, прикрывшись им от ветра. Протока была около 50-60 метров в ширину. По карте мы определились, что, если продолжим путь этим же маршрутом, доберемся до населенного пункта Елизарово.

Подъязки — на червя

Лагерь устроился быстро. Дров в этих местах по берегам было хоть отбавляй. Вскоре весело запылал костер. Дождь то ослабевал, то прекращался совсем. А по небу летели грозовые темные облака, из которых то и дело на наши головы падали капли.

Я отошел метров на 100 от лагеря, нашел топляк, выброшенный на берег, и устроился там рыбачить. Со мной был спиннинг, оборудованный под донку с двумя крючками. Я насадил на них крупных червей и сделал заброс на 25-30 метров.

Чуть поправил леску, держа ее в натянутом состоянии. И почти тут же уловил чьи-то рывки. Кто-то дернул леску, потом еще раз и снова. Я попробовал подсечь, и у меня получилось. Подъязок граммов на 250 забился у моих ног.

Рыбалка пошла сразу же, не переставая: заброс, поклевка, подсечка и добыча. Попадались только подъязки, что меня устраивало. Я собрал свой улов и отправился в лагерь.

Еще когда причаливали, заметил, что кругом очень много малька. Добыть его не составляло труда. В нашем хозяйстве была специальная банка с крышкой и ручкой для малька. Сачком поймав штук 30, я снова отправился к своему топляку.

Крупная рыба

Меж тем погода несколько улучшилась. Солнце сквозь просветы в тучах взглянуло на землю. Время шло уже к обеду, и я подумал: «Может быть, стоит отложить рыбалку на вечер, а сейчас пойти перекусить и отдохнуть». Но что-то подсказало мне, что надо закинуть спиннинг пару раз. Я насадил на крючки двух мальков и сделал заброс.

За спиной раздались шаги. Кто-то приближался ко мне со стороны нашего лагеря. Я оглянулся и увидел Славу Тулбу — нашего старшину и главного кормилица. И в это же время последовала поклевка. Кто-то сильно потянул наживку, и сторожек подпрыгнул над леской. Я подсек и сразу ощутил, что на крючке не подъязок, а рыба значительно крупнее. Она вела себя бурно, бросалась из стороны в сторону, пыталась уйти вглубь.

Но я все же заставил ее всплыть на поверхность и еще настойчивей завращал ручку катушки. Слава схватил сачок и встал несколько впереди меня, готовясь подцепить добычу. Наш противник не сдавался. Мне даже, наверное, показалось, что он несколько раз перевернулся через голову. Но мы все-таки остались победителями!

Пойманным оказался полуторакилограммовый язь во всей своей красоте и блеске. Славка смотрел на этого трофея и цокал языком. А потом сказал:

— А я ведь вас на обед пришел звать. Да, видно, прием пищи придется пока отставить!

И побежал к костру за своим спиннингом. К сожалению, как мы ни старались, больше у нас ничего не получилось. По-прежнему на червя клевал подъязок, мальком он пренебрегал. На этом все и закончилось, так как утром с рассветом мы ушли дальше. Однако впереди нас ждали еще встречи с язем…

На пути к Салехарду

Из протоки наша группа вышла на большую Обь. Погода установилась, солнечные дни не заставили себя ждать. Пользуясь этим, мы продолжали путешествие от восхода до заката.

Обь — прекрасная река, острова, разливы, рукава, протоки — все это в изобилии. На берегах — красивая тайга, много кедра, богатый животный мир. Увидеть можно все: от северного оленя и лося до царей леса — медведей. Часто на глаза попадаются куницы и норки.

В лесу жирует интересная и красивая птичка кедровка, которая может сортировать шишки. Она знает, хорошие внутри орешки или плохие. Если увидишь, что эта птичка сбросила с дерева шишку, не спеши брать. Она может казаться целой, но орехи в ней пустые или гнилые…

Мы шли со скоростью километров 30 в час. На воде это считается вполне приличным. Три «Прогресса» резали обскую воду, приближая нас к конечному пункту — Салехарду. Чем дальше на север, тем холоднее становились дни и ночи. Команда бросила купаться, а ранее все окунались ежедневно по нескольку раз. Теперь приходилось сидеть в куртках.

Опасные гонки на воде

Миша Утин сказал мне:

— Нас обходят слева.

Я взглянул туда и увидел, что мимо нас со скоростью около 50 километров в час шла «Казанка». В ней сидели два человека — видимо, местные. Они рассматривали наши раскрашенные «Прогрессы». Обогнав нас, еще прибавили скорость. и начали удаляться.

Тут Миша объявил:

— Впереди прямо на носу топляк, еле виден на небольшой волне.

Действительно, показалось дрейфующее бревно. «Куда же ты плывешь, брошенная на произвол судьбы человеком столь ценная вещь? — подумал я. — Сколько таких топляков мы встретили на своем пути…».

«Казанка» прижилась к берегу, пересекая нам путь. Видимо, они уходила от ветра. До «суши» было 200 метров. Я направлял катер строго по створному знаку. И тут мы услышали звук сильного удара впереди. На «Казанке» вылетел из воды двигатель, и тут же из-под кормы вынырнуло бревно. Оно секунду постояло почти вертикально и рухнуло обратно.

Мотор на лодке сам заглох, или его выключили. Один человек на «Казанке» попытался завести двигатель, постоянно дергая за шнур. Второй скинул с себя телогрейку и, по всей видимости, принялся заделывать ею пробоину. Я сбавил ход, другие наши катера сразу же подошли ко мне.

— Женя, приготовь буксир и попробуй взять его на «уздечку»!

— Петрович! Заходишь справа, я — слева, а там видно будет.

Спасательная операция

Тот, который пытался запустить движок, бросил эту затею и, подняв руки, начал нам что-то кричать. Мы уже подходили к аварийной моторке. Она явно тонула, хотя экипаж старался двумя ватниками заделать рваную пробоину длиною примерно в 40 см.

Я глянул на берег: до него оставалось метров 100, не меньше. «Казанка» наполнялась водой. Тут Дьяченко закричал:

— Буксировать готов!

«Только бы берег был пологий», — пронеслась мысль в моей голове.

— Мужики! Быстро один ко мне, а другой — туда, — я показал рукой на Петровича.

Мотор на Женькином «Прогрессе» рыкнул, и он, набирая скорость, рванулся вперед. Нам всем действительно повезло, что берег оказался пологим. Лодка затонула примерно на полутораметровой глубине.

Потом мы вытащили «Казанку» и выяснили, что в бревно была вбита обычная скоба. Один ее «рог» вошел в дерево почти до отказа, а другой отогнулся в сторону. Прямо на него и наскочила лодка, получив пробоину.

Хозяева лодки ездили по своим делам в леспромхоз, а теперь добирались домой. Их участок находился примерно в 40 километрах от места аварии. Бревно не заметили, потому что разбирались, кто мы такие. Они предположили, что увидели рыбинспекторов из Тобольска или Ханты-Мансийска, поэтому спешили предупредить местное население, практикующее запрещенные методы ловли.

В том, что «Казанка» налетела на бревно, не было ничего экстраординарного. Такое могло случиться с каждым. Однако у них, ко всему прочему, не оказалось ни инструмента, ни аптечки, ни набора продуктов на крайний случай. Пенопласт, служивший для повышения плавучести, был выброшен.

Финальный успех

Почти двое суток мы сидели на берегу с ними и помогали приводить в порядок «Казанку». В это время Слава, приготовив обед, пошел порыбачить. Я тоже ловил, но почти рядом с нашей стоянкой.

На малька клевал окунь весом около 200 граммов, на перловую кашу — чебак размером с ладошку. Но мы уже не считали это хорошей добычей. Подумаешь: пять-шесть рыбешек общей массой около килограмма.

Ребята закончили ремонт лодки и спустили ее на воду, чтобы проверить на предмет течи. Все оказалось в порядке. И в это время я увидел идущего по берегу Славу. В одной руке он нес спиннинг, а во второй — что-то блестящее и большое. Все смотрели в его сторону.

— Ну уж если сегодня мне не выдадут премиальных, то я и не знаю, что и подумать! — с этими словами он опустил на землю крупного язя весом килограмма в три с половиной. Мы все молча стояли и смотрели на Славин трофей. А сам рыболов только тихо улыбался…

На этом встречи с крупными язями у нас в том году закончились. Но я еще сталкивался с ними там же — на Оби. Попытаюсь рассказать о тех случаях в следующий раз.