Между летом и зимой

подготовка внедорожника

Наступает межсезонье, когда время жары уже прошло, ночами подмораживает, но днем бывает еще тепло. Сразу встает вопрос как быть с техникой, которая верой и правдой служила нам все лето? Если речь идет о моторной лодке, то тут однозначно нужна консервация, ведь водоемы скоро покроются льдом. Необходима и подготовка внедорожника к зимнему сезону. Приближается также пора, когда будет востребован снегоход, — следовательно, не помешает проверить все его системы.

Завершение сезона навигации

Хочется начать именно с консервации лодки на зиму, потому как часто об этом забывают, откладывая на «потом». А когда время наконец-то находится, то оказывается, что плавсредство «ночует» совсем не так, как положено, — под толстым слоем снега.

Первым делом нужно очистить лодку. Загрязнений может быть много, и все нужно устранить. На бортах и внутри скапливаются и слизь, и рыбья чешуя, и часть прикормки, и наживка. Все это не только выглядит некрасиво, но и привлекает грызунов, которые способны сильно навредить покрытию лодки.

Так что не ленимся, делаем мыльный раствор и хорошенько обрабатываем все части нашего плавательного средства мягкой, но прочной губкой. Она и грязь устранит, и избавит от запаха, притягивающего мышей.

Я бы не советовал слушать тех, кто призывает использовать для процедуры очистки ацетон и современный бензин, полный присадок. Есть у меня серьезное подозрение, что этими веществами можно нанести урон покрытию плавсредства. При промывке обратите особое внимание на места стыков днища с бортами.

Затем наступает этап сушки. Сохнуть лодка должна не на солнышке в погожий денек, а в притененном местечке, где активно циркулирует воздух. Вполне допустимо использовать промышленный фен, если, конечно, есть навыки в работе с ним. Тем, кто его ни разу в руках не держал, советую отказаться от задействования этого оборудования.

При просушивании лодки обязательно устраните весь конденсат, он часто скапливается внутри. Если речь идет о надувном плавсредстве, можно открыть все клапаны и так оставить их на целый день, особенно когда держится теплая и не дождливая погода.

После сушки осмотрите корпус и днище. Не исключено, что заметите какие-то повреждения, которые нужно устранить. Резиновые лодки рекомендуют просыпать тальком, чтобы служили дольше.

Обратите внимание на сиденья, лучше их аккуратно демонтировать и также хорошо обработать мыльным раствором, а затем ополоснуть. Эта же процедура не помешает креплениям для весел и для удилищ. Вообще желательно промыть все элементы, которые легко снимаются. Кстати, после очистки лучше не спешить ставить их на место, а хранить до весны отдельно — завернутыми в промасленную бумагу.

Где держать лодку и мотор

Если у вас имеется гараж и в нем найдется свободное место, то плавсредство можно пристроить туда. Лодку из ПВХ не стоит оставлять на полу, это далеко не идеальный вариант, поскольку она будет доступна для грызунов. Лучше не прислонять ее к стенке, а подвесить на широких ленточках прямо к потолку.

В том случае, когда гаража нет, лодку можно сложить, действуя строго по инструкции. При этом не нужно давить изо всех сил, стараясь поскорее запихнуть плавсредство в чехол. Излишнее усердие чревато риском повредить покрытие или какой-то из элементов.

Резиновую лодку, как мне кажется, хранить проще. Однако следует знать, что этот материал боится холода и весьма часто лопается в местах изгибов.

Так что ее не помешает раза три за зиму достать, полностью накачать, а потом выпустить воздух. Обязательно проводите такие процедуры сугубо при комнатной температуре, а никак не на улице. В морозную погоду подобная операция только навредит лодке.

Переходим к мотору. Валу и конечно же винту нужно уделить повышенное внимание. Они подвергаются самой большой нагрузке в сезон навигации. На них могут появиться разного рода сколы, трещины, различные деформации. Если не заняться ремонтом, то они со временем будут только разрастаться и увеличиваться.

В итоге, возможно, сломается винт, что потянет за собой проблемы, связанные с подшипниками и сальниками редуктора. Придется раскошелиться на замену или починку многих элементов.

Если серьезных дефектов не выявили, то просто обработайте винт любой консервирующей смазкой и оставьте в покое. Также стоит осмотреть карбюратор и редуктор.

Многие рыбаки думают, что беспокоиться не о чем, когда в моторе есть масло. Но оно может стечь вниз и уже не будет защищать металлические части, для которых на время долгой зимы возникнет угроза коррозии. Сейчас продается множество консервантов, достаточно залить их в мотор и… не волноваться до весны.

Подготовка внедорожника

Первым делом можно обновить масло в двигателе, убедиться, что оно не замерзнет и не излишне загустеет даже при сильном морозе. Не помешает проверить свечи зажигания и при необходимости поставить свежие. Сами похвалите себя за предусмотрительность, когда будете заводить машину в холода.

Кроме того, желательно оценить состояние всех фильтров — воздушного, топливного и масляного. Если какой-то из них нуждается в замене, то не стоит на этом экономить. Затем убедитесь в эффективности печки. Проверьте и тормозную систему — от ее работы зависит ваша жизнь и здоровье.

Не помешает оценить и яркость фар, поскольку осенью и зимой темнеет очень рано. Если хотите, можете поставить более мощные лампы, но, разумеется, разрешенные ГОСТом, чтобы потом с ними не возникло проблем.

В охлаждающую систему вместо воды необходимо залить антифриз, в бачок омывателя для стекол — незамерзающую жидкость. У тех машин, где стоит ремень ГРМ (газораспределительного механизма), его обязательно нужно проверить: весьма часто рвется он именно зимой.

Если планируете поездку вдалеке от накатанных трасс, то желательно установить внедорожные зимние колеса. При очень активной эксплуатации их советуют менять раз в пару сезонов. В период осенней распутицы машине могут также понадобиться надежная лебедка и буксировочный трос (в идеале — из строп грузового парашюта).

Ну вот в принципе и все — подготовка внедорожника к осенне-зимнему периоду завершена.

«Расконсервация» снегоходов

Транспортные средства с лыжами и гусеницами дождались своего часа. Эти «железные кони» станут надежными помощниками для охотников и рыболовов, как только выпадет настоящий снежок.

Как подготовить технику к сезону? На стареньких снегоходах можно прочистить карбюратор. Если удостоверитесь, что с ним все в порядке, то осмотрите систему подачи масла. Убедитесь, что нигде нет течей, пережимов и повреждений.

Далее проверьте масляный фильтр — возможно, его следует заменить. Если в бензобаке есть горючее — слейте его все до капельки. Оцените состояние топливного фильтра, не исключено, что понадобится новый.

После этого можно переходить к вариатору. Как только заметите что-то подозрительное, сразу зовите мастера, а то затянете и придется делать дорогостоящий ремонт. Если все в порядке, то сцепление можно продуть обычным сухим воздухом, непременно лишенным каких бы то ни было примесей, в особенности масляных.

Обязательно обратите внимание на состояние подшипников, проверьте натяжение цепи. Если масло служит вам уже не один сезон, то и его вполне можно заменить. После этого крышку цепной коробки установите назад.

Непременно осмотрите тормозную систему. Убедитесь, что все узлы и параметры работают в штатном режиме и находятся на своих местах, не имеют трещин и дефектов. С тормозами шутки плохи. Если что-то вас смущает, то сразу обращайтесь к мастеру. Возможно, он посоветует заменить какой-то узел. Лучше прислушаться к рекомендациям специалиста и не экономить на своей безопасности.

При наличии гидравлических тормозов обязательно следите за уровнем жидкости в системе. Если не меняли сезона три, то лучше залить новую. Но опять же проделать эту операцию желательно под контролем мастера.

Далее смотрим на гусеницы. Нет ли повреждений на треках, надрывов, не ослабло ли натяжение. Обратите внимание на продольное выравнивание согласно инструкции к вашему снегоходу.

Не забудьте о подвеске. Проверьте амортизаторы — они нуждаются в замене, если из них течет жидкость. Уделите внимание мотору, его можно попробовать завести и послушать — нет ли каких-то посторонних шумов. Если свечи зажигания служат более двух сезонов, то желательно поставить новые. Поменять можно и охлаждающую жидкость.

В конце проверьте все ходовые огни снегохода, все ли лампочки работают как надо. Теперь ваш «железный конь» готов к эксплуатации.

Всем удачного сезона!

Сергей Серый, Омская область

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий