По первому льду, или Как не стать подводным жителем

Даже если вам очень сильно хочется отправиться на первую в сезоне зимнюю рыбалку, лучше выждать лишнюю недельку, пока лед не окрепнет. А когда вы окажетесь на льду, не забывайте соблюдать следующие правила безопасности…

Итак:

  • Не спешите. Не отправляйтесь на рыбалку по первому и по последнему льду в одиночку. Добрый товарищ и время поможет скрасить, и выручит, если что.
  • Передвигаясь по льду, каждый шаг предваряйте проверкой пешней. Если пешня пробивает лед с одного удара, передвигаться по такому льду— плохая идея.
  • Толщину и прочность льда можно определить и визуально: самый прочный лед тот, что чист и прозрачен. Такой лед имеет толщину не менее 5 см. Мутный лед, а особенно молочно-белый опасен. Он образуется во время метели, когда снег перемешивается с водой и застывает, образуя подобие губки. Такой лед даже не трещит под ногами, прежде чем провалиться.
  • Не стоит приближаться к топлякам, островкам камыша, местам впадения других рек или ручьев. Там лед очень долго остается тонким.
  • Кроме пешни, отправляясь по тонкому льду, стоит прихватить с собой прочную веревку длиной 10—15 метров и специальные шила-«спасалки», которыми можно будет зацепиться за кромку льда. Сама пешня также может послужить опорой для тонущего человека. Падая, ее стоит развернуть параллельно земле.
  • Еще не помешает иметь при себе нож или небольшой топорик и спички в водонепроницаемом пакете. Для мокрого человека главное— согреться. Не лишней окажется и пара теплых шерстяных носков, сложенных в целлофановый пакет.
  • Не стоит ходить по водоему большими группами— тонкий лед не выдержит и проломится. В том случае, если на одном месте, ощутив хороший клев, собирается слишком много добытчиков, лед также может провалиться. Коллективное проваливание под лед опаснее одиночного. Меньше шансов на помощь, да и в случае паники хотя бы одного из пострадавших в разы возрастает опасность для всех, кто находится рядом с ним в воде.
  • Рюкзак на рыбалке может превратиться в груз, тянущий ко дну. Потому носить его нужно на одной лямке на одном плече. В случае несчастья от него можно будет легко избавиться, сбросив на лед.
  • Если вдруг не повезло, и купание в зимней реке началось вопреки вашему желанию, главное— не паниковать. Широко расставив руки, постарайтесь удержаться ими за поверхность льда. Есть смысл попробовать принять в воде горизонтальное состояние и постепенно выползти на лед, упираясь ногами в противоположную кромку полыньи. Если не получится, то стоит успокоиться и звать на помощь. Терять силы на бесплодные попытки не имеет смысла, если есть возможность получить помощь от коллег по увлечению.
  • Если кто-то провалился под лед недалеко от вас, не нужно опрометчиво приближаться к краю полыньи. Подобраться к тонущему можно только лежа, чтобы не провалиться и самому, и не ближе чем на 2—3 метра от открытой воды. С этого расстояния протяните провалившемуся под лед древко пешни, ледобур, веревку. Если ничего из этого под рукой нет, можно снять ремень или куртку и попробовать дотянуться до тонущего ими.
  • После извлечения человека из воды нужно немедленно снять с него мокрую одежду, набросить сухую, хотя бы на плечи. Если есть спиртное— растереть грудь и кисти рук, это поможет согреться. Дать выпить горячего кофе или чаю и проводить его на берег, где усадить в протопленный салон автомобиля или развести костер.

На лед на машине

Понятно, что нас, рыболовов, призывать не выезжать на лед, особенно там, где нет оборудованной по всем правилам ледовой переправы, — совершенно бесполезно. Но, тем не менее, хотя бы минимально обезопасить себя можно. Итак, несколько советов от бывалого тем, кто не хочет повторять моих ошибок.

  • Первое и главное: толщина льда. Если лед имеет толщину менее 20 см, выезжать на водоем на легковой машине даже не думайте. Лучше оставьте авто на берегу и отправляйтесь к месту ловли пешком. Целее будете.
  • Перед тем, как выехать на лед, отстегните ремни (вряд ли на речной или озерной акватории вам встретится сотрудник ГИБДД, потому о правилах на время лучше забыть) и откройте все дверцы. Несколько секунд, что придется потратить на отстегивание замка и распахивание дверок могут стоить вам жизни. Если машина трехдверная и усаживаться на заднее сидение— это ждать, пока выйдет сидящий на переднем кресле, опускать его сиденье, пригибаясь ползти, дико забрасывая ноги в салон, и потом долго отдыхиваться, пытаясь пристроиться поудобнее, — плюньте и занимайте место в открытом багажнике. Да, неудобно сидеть, свесив ноги на упакованном ледорубе, но в случае опасности, можно легко выскочить на лед.
  • Никогда вне оборудованной ледовой переправы не ездите по чужой колее. Очень часто на водоеме образуются трещины, которые затем подмерзают. Машина, что проехала перед вами, вполне могла сдвинуть два едва примерзших друг к другу ледовых пласта. Они могли этого и не заметить, а вы легко угодите в природную ловушку.
  • Если возникли сомнения по поводу того или иного участка — выбирайтесь на лед и бурите несколько лунок. Лучше потерять 15 минут на изучение толщины льда, чем массу времени, денег и нервов, извлекая потом свою машину со дна реки или озера.
  • Помните, что алкоголь притупляет реакцию, и, случись беда, подвыпивший рыболов не успеет сразу среагировать.
  • Если все же не повезло, и железный конь, примчавший вас на рыбалку, вообразил, что он — как минимум бобр и обладает способностью к передвижению в толще воды — немедленно покидайте салон. Падаете на бок и, не теряя времени даром, откатываетесь метров на 10. Только там можно встать во весь рост, не опасаясь провалиться. Это только в кино машина тонет сразу, как кирпич. На самом деле она еще секунд 30, даже полностью оказавшись в воде, будет маячить на поверхности, постепенно набирая воду. Если на льду осталась хотя бы пара колес, а поблизости есть лес — бегом за жердями. Есть шанс зафиксировать машину в этом положении, что значительно облегчит ее последующее извлечение обратно на сушу.
  • Допустим, машина провалилась, а выбраться из салона вы не успели. Не паниковать! Спокойно избавьтесь от верхней одежды и тяжелой обуви. Набрав воды, они грозят превратиться в пудовые гири, что запросто утянут на дно. Перчатки, напротив, лучше надеть. Это подарит несколько дополнительных минут подвижности пальцев рук. Дождитесь, пока вода не заполнит хотя бы половину салона. Разница давлений снаружи и внутри машины слишком велика даже на метровой глубине. Его необходимо выровнять, и здесь вода, проникающая вовнутрь машины, уже не враг, а союзник. Если двери и окна заклинило, аварийным выходом станет лобовое стекло. Если не получается его выбить ни кулаком, ни ногой, на помощь придут ключи или шила-зацепляйки. Точечный удар заостренным предметом наверняка разнесет окно вдребезги. Только не забудьте сначала глотнуть воздуха. Выбравшись из салона, резко оттолкнитесь от машины и плывите в сторону света. Не забудьте вытянуть перед собой руки. Течение могло немного отнести машину в сторону и удар головой об острую нижнюю часть льда способен на несколько секунд лишить вас сознания. А это— верная смерть. Лед рассеивает часть света. Оглянитесь вокруг: где свет ярче, там и полынья.
  • Приняв горизонтальное положение в воде, попробуйте вынести на лед одну ногу и руку. Если получилось, то перекатывайтесь как можно дальше. Вы спасены. Если нет— не теряйте присутствия духа. Наверняка рядом есть еще рыбаки. Кричите, и помощь придет.
  • Сразу после извлечения из воды снимайте с себя все и отжимайте. Затем снова одеваемся и— бегом к ближайшему теплому месту. Или попросите спасших вас рыбаков развести костер на берегу. Вам нужно немедленно согреться. Наверняка у них есть с собой в термосах горячий чай.

Надеюсь, что все это вам никогда не пригодится. Но знать все же стоит. Удачной рыбалки и, как говорится, — ни хвоста вам, коллеги, ни чешуи.

Арсений Маврин, г. Казань

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий