Старый добрый ледобур


Теперь с моторчиком

Успех зимней рыбалки зависит от многих факторов: погода, температура, качество снастей, наживки и прикормки. Но все это вместе взятое окажется совершенно бесполезным, если рыболову не удастся добраться до места обитания потенциальной добычи, а именно — водоема.

А для этого в начале зимы потребуется пешня или, на худой конец, топор, а в разгар холодов не обойтись без ледобура. И чем острее и удобнее ледобур, тем большее количество лунок сможет пробить рыболов в поисках добычи и того самого — своего уловистого места. А это значит, что и его рыболовный ящик заполнится более увесистыми трофеями.

Ледобуры производятся в России, Финляндии, Швеции, да мало ли в каких еще странах… С длинным шнеком — для краев, где зима длится 9 месяцев в году и лед толщиной в 1,5—2 метра — привычное явление, и с коротким — для средней полосы. С ножами, позволяющими проделать окно в подводный мир диаметром, как правило, от 90 до 200 мм. И привод, как правило, ручной. То есть в одну рыболовно-человеческую силу.

При значительной толщине льда или в период, когда речной или озерный панцирь в оттепель напитывается водой, уже на второй-третьей лунке запас сил, бодрости и рвения серьезно тает, а после пятого успешного бурения уже нет необходимости следить за игрой приманки. В дрожащих от усталости руках удильник вибрирует так, что блесна, балансир или мормышка выделывают под водой очень соблазнительные для рыбы кренделя, которые вряд ли еще когда удастся воспроизвести. Даже при большом желании. Главное, чтобы к этому времени удалось напасть на стаю, тогда серьезный улов обеспечен. А если нет — превозмогая боль в усталых мышцах, рыболов отправляется делать очередную лунку. Рыбалка из удовольствия превращается в некое подобие средневековой пытки, а подсознание все активнее требует возвращения домой к четвероногому другу-дивану, холодильнику, забитому разнообразной снедью, и телевизору.

Стремление к удобству

Лень — двигатель прогресса, любят шутить сами о себе многочисленные изобретатели. Рыболовы возражают: не лень, а стремление к удобству. И именно такое стремление подвигло создателей новинок для рыбалки изобрести эхолот, адаптированный для выявления рыбьих стай, начать использовать для поиска «клевых» мест GPS-навигаторы и… усовершенствовать ледобур, оснастив его мотором — бензиновым или электрическим.

Бензиновые мотоледобуры

Сказать, что это новинка из новинок было бы слишком далеко от истины. Бензиновый ледобур известен зарубежным рыболовам уже полсотни лет. А вот в Россию этот удобный и полезный агрегат попал впервые лишь после развала СССР.

Как правило, бензиновые мотоледобуры оснащаются сравнительно небольшим двухсильным мотором. Причин тому несколько: во-первых, такой двигатель вполне достаточен для того, чтобы эффективно сделать необходимое количество лунок в сжатые сроки и при минимальной затрате сил.

Второй важный момент: легкость мотоледобура. Если перемещаться по льду приходится «на своих двоих», то каждый лишний килограмм через несколько часов активной рыбалки будет более, чем просто ощутим. Наконец — расход топлива. Не будет же рыболов таскать с собой большую канистру с бензином! А вот пара литров заранее подготовленной смеси в пропорции 40:1 (на 2 л горючего – 50 мл двухтактного масла) в специальной бутыли, уложенной во внешний карман чехла ледобура, уместятся легко. Набор для удлинения шнека позволит легко увеличить длину рабочей части в зависимости от толщины льда. А набор запасных ножей даст возможность проделать лунки диаметром от 150 до 250 мм.

На что нужно обратить внимание в первую очередь, отправляясь за бензиновым мотоледобуром: кроме того, что приобретение должно быть вам по кошельку, важно и то, насколько он удобен. Например, вес. Далеко не каждый рыболов имеет возможность приобрести карокат или снегоход, а значит, кому-то придется носить ледобур на собственных плечах. Мощность — штука хорошая, но лишние «лошадки» — лишний вес. А с тем, чтобы сделать десяток-другой лунок, вполне справится и двухсильный двигатель. Высокомоментная трансмиссия передаст значительный крутящий момент, получившаяся повышенная тяга позволит быстро и качественно резать лед.

Стартер у мотобура ручной. И лучше всего, если рукоять достаточно велика для того, чтобы мотор можно было запустить, не снимая перчаток. На серьезном морозе это значимый аргумент в пользу той или иной модели. Широкие рукояти с мягким покрытием и удобным регулятором газа делают работу с ледобуром безопаснее и комфортнее. Если есть выбор, то стоит остановиться на том аппарате, который дает возможность нарастить шнек, позволяя преодолевать более толстый лед. Комплект «родных» сменных ножей в комплекте — также хороший повод для того, чтобы обратить свое внимание на конкретный прибор. Кроме того, стоит спросить у продавца: легко ли найти ножи к тому или иному ледобуру на замену. В большинстве случаев на определенные модели можно ставить только конкретные, различающиеся лишь размерами ножи. Обидно будет, если, когда кончатся комплектные лезвия, довольно дорогой, а главное — полезный на рыбалке аппарат придется поставить в кладовку.

Минусы бензомотоледобура: серьезный шум при работе. Ловить рыбу сразу после того, как пробита лунка, невозможно. Потому приходится пробивать отверстия во льду «про запас». В них приходится сыпать прикорм и, припорошив снегом, оставлять минут на 40—60. Еще одна серьезная проблема — выхлопные газы. На свежем воздухе этот запах чувствуется особенно резко и способен даже довести до головной боли. Не самый приятный процесс и дозаправка ледобура на 20—30-градусном морозе. Да и руки после того, как приходится подержаться за бутыль с горючим, приобретают стойкий бензиновый «аромат», передающийся наживке, что также способно насторожить вашу будущую добычу.

Впрочем, сегодня в продаже есть несколько более дорогие 4-тактные 1,6-сильные аппараты, которые практически не дымят во время работы и весят чуть более 8 кг. Они используют 95-й бензин, который не нуждается в добавлении масла и гораздо менее пахуч.

Электроледобур

Поначалу электробуры не вызывали у рыболовов большого доверия. Аккумуляторы на морозе часто ведут себя непредсказуемо, а это ставит под угрозу всю рыбалку. Сейчас проблему по большему счету удалось решить, и пробить 15—20 лунок в метровой толще при внешней температуре далеко за минус 30 для современного электробура — уже не вопрос.

Чем хорош электрический ледобур, так это его удобством. Вес порядка 10—11 кг (вместе с установленным аккумулятором), в зависимости от модели аппарата. Возможно использование различных 12-вольтовых жидкостных аккумуляторов. Предпочтительнее, конечно, аккумуляторы глубокого цикла. Особенно удобны те электробуры, которые имеют возможность удлинения электрокабеля питания. В таком случае работа с электробуром становится еще более удобной. Батарея в таком случае просто оставляется на небольшой площадке, а освободившийся от лишнего веса ледобур свободно перемещается в радиусе 2,5—3 метров.

Высокомоментная трансмиссия с передаточным числом 12:1 или 15:1 — в зависимости от модели — позволяет легко сверлить лед. Смена ножей дает возможность пробивать лунки диаметром до 225 мм. Сами ножи, как правило, хорошо поддаются заточке. Главное — соблюдать заводские углы заточки, иначе эффективность их работы будет серьезно снижена. Однако, как и в случае с бензиновым мотоледобуром, перед покупкой стоит поинтересоваться у продавца — легко ли достать новые ножи для вашего будущего электроледобура.

Достаточно легкий и компактный аппарат позволяет легко удлинить шнек, добавив один или два дополнительных фрагмента, чтобы пробурить более толстый лед. А обезопасить себя от непредвиденной разрядки батареи можно, используя в качестве аккумулятора… снегоход. Удлинитель (входящий, кстати, в комплект) просто накидывается на клеммы машины и спокойно используется. Родную батарею электробура можно поберечь на случай пешего перехода. Опять же, для подзарядки аккумулятора можно использовать адаптер для работы от автомобильного прикуривателя. Как правило, такое устройство изначально входит в комплект.

Плюсами электроледобура является очень низкий шум, по сравнению с бензиновым аппаратом, при сверлении лунок, что позволяет не распугать рыбу. Для того чтобы начать сверление, достаточно просто нажать кнопку «пуск» — и все. Еще один важный момент: при работе такого прибора полностью отсутствует неприятный запах выхлопных газов, что делает рыбалку более комфортной. Опять же не нужно думать о том, в каких пропорциях смешивать горючее и как, не разливая, доставить его до места рыбалки.

Необходимость или роскошь?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Рыболовы-спортсмены в большинстве своем относятся к бензиновым и электромотобурам с пренебрежением, называя их не приспособлением для облегчения рыбалки, а средством добычи. Те же любители, которым уже посчастливилось опробовать ледобур с моторчиком, отмечают, что благодаря приспособлению рыбалка превращается из каторги в настоящее удовольствие. Главное — не нарушать правил эксплуатации: для бензиновых аппаратов при приготовлении топливной смеси использовать только рекомендованные масла, не пытаться монтировать «неродные» шнеки. У некоторых моделей направление сверления может идти не по часовой стрелке, а против нее, а это значит, что аппарат просто не сможет работать. Еще один важный момент: при сверлении мотоледобуром его нужно держать вертикально. Некоторые компании-производители предлагают доукомплектовать аппарат специальной треногой-подпоркой, позволяющей удержать бур в нужном положении.

Некоторые рыболовы привыкли, что, пробив лунку, можно довольно фривольно «уронить» ледобур за спину — чтобы не мешался. С мотоледобуром такой номер не пройдет. Конечно, создатели позаботились о том, чтобы уберечь аппарат от случайных повреждений, но если «падения» будут повторяться по 10—20 раз за одну рыбалку, да еще и на серьезном морозе — не выдержит и металл.

«Лишние» 10—12 кг на рыбалке — вес серьезный. Потому, если средства не позволяют обзавестись снегоходом или карокатом, то уж разориться на санки или большой пластиковый тазик-«подпопник», на котором дети катаются с горок, стоит. И тогда упакованный и увязанный на подобной площадке инвентарь (рыболовный ящик, снасти и ледобур) не будет оттягивать плечи и заставлять рыбака прилагать лишние усилия.

Арсений Маврин

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий