Верный «мотопес» для рыбалки и охоты

Мотопес

Зимой любителям активного отдыха на природе становится все труднее пробраться к заветным местам в поисках трофеев. Не каждый транспорт может поспорить с сугробами и прочим бездорожьем. Разве что снегоходы почти везде проберутся, да уж больно цены на них кусаются. Совсем другое дело — мотобуксировщик: недорогой, компактный, маневренный, выносливый. Что же это за «зверь» такой?

Вместо собачьей упряжки и снегохода

На Крайнем Севере, где зима правит балом значительную часть года, добраться куда-либо на автомобиле — задача не из легких. Одними из главных средств передвижения по бескрайним белым равнинам являются снегоходы или собачьи упряжки.

Они-то и натолкнули конструкторов второй половины ХХ века на мысль о создании нового любопытного механизма. Это было нечто среднее между буксиром и вездеходом. После завершения испытаний техника была выпущена на рынок, где быстро завоевала популярность у охотников и рыболовов.

Новый транспорт получил неофициальное название — «мотособака»… И не случайно. Отчасти это средство передвижения напоминало один из своих «прообразов» — сани, которые тащили по снегу лучшие друзья человека. Такая упряжка была весьма простым, доступным по цене и удобным транспортом. И его скорость определялась не лошадиными силами под капотом, а мощью и выносливостью запряженных собак.

Еще одним «прообразом» мотобуксировщика стал снегоход. Это очень маневренное и быстрое средство передвижения, способное легко покорить многие сугробы. Однако и у него есть недостатки. Во-первых, современные модели отличаются сложностью конструкции, в связи с чем их сложно отремонтировать в походных условиях. Во-вторых, снегоход отличается относительно высокой стоимостью и требует определенных расходов на эксплуатацию. В-третьих, солидный вес транспорта не позволяет ему мчаться по тонкому льду.

Перед конструкторами новой техники встала цель — взять как можно больше плюсов и меньше минусов у этих «прообразов». Разработчики отчасти справились со своей задачей. О точной дате создания «мотособак» до сих пор продолжаются споры. Есть обоснованная точка зрения, что первые опытные образцы появились в Канаде в 50-х годах ХХ столетия, а в Советском Союзе — в 70-х. Однако серийное производство началось несколько позднее.

Первые двигатели для саней

В нашей стране одним из основных инициаторов выпуска мотобуксировщиков считается инженер Анатолий Фомичев. Он много времени прожил в северных широтах, увлекался рыбалкой и охотой, поэтому и задумался о создании нового вида транспорта. Ученый предложил заменить собак в упряжке двигателем внутреннего сгорания. Такая техника должна была помочь удильщикам и промысловикам доставлять свою добычу.

Вначале Фомичев попробовал поставить на сани мотор от бензопилы. А между полозьями прикрепил гусеницу, изготовленную из резины. Вся конструкция весила около 50 кг. На этом транспорте можно было отвезти груз общей массой до центнера. Новую разработку специалисты проверили в лабораторных условиях и одобрили ее использование егерями. Однако мотобуксировщики еще долгое время не были запущены в серию, хотя о них неоднократно рассказывали по телевидению и в прессе.

Этой идеей увлеклись и другие конструкторы. В настоящее время в нашей стране производится немало разновидностей «мотособак». Не отстают и западные компании.

Например, в Канаде еще в 80-х годах ХХ века был налажен выпуск маломощных буксировщиков, сцепленных с одними-двумя плоскодонными санями-волокушами. Их устойчивость зависела от ширины и низкой посадки агрегата. Через несколько лет изобретатели увеличили мощность двигателя и размеры топливного бака, внедрили конструкцию с двумя гусеницами и специальной площадкой для грузов.

Сейчас мотобуксировщики поставляются на рынок несколькими крупными и авторитетными фирмами. Но немалая доля этого транспорта создается и небольшими компаниями. Благодаря такой конкуренции совершенствуются старые модели и выпускаются все новые, что не может не радовать егерей, любителей активного отдыха, охотников и рыболовов.

Медленно, но верно

Прошло уже несколько десятилетий со времени изобретения первого мотобуксировщика. Однако интерес к этой технике только растет благодаря ее надежности и неприхотливости. Недаром такой транспорт прозвали в народе «мотособакой».

Конструкции буксировщиков различных видов в целом похожи: цельная резиновая гусеница и корпус, под которым спрятан двигатель внутреннего сгорания. Редкие модели обладают мощностью выше 15 «лошадок». Большинство «мотособак» имеют одноцилиндровые четырехтактные двигатели, рассчитанные на 6,5-9 л. с.

Этот вид транспорта прекрасно подходит тем, кому нужно без спешки ездить на небольшие расстояния. Например, прокатиться по прочному льду обширных водоемов и быстро пробурить лунки в разных местах, определяя наиболее перспективные районы лова. Для дальних же экспедиций лучше взять более быстрый снегоход или иную технику.

Благодаря простоте конструкции, невысокой цене, компактности и возможности передвигаться по почти непроходимой местности буксировщик пользуется особой популярностью у рыболовов и охотников. При малом весе и скромных габаритах «мотопес» способен доставить к цели до четырех человек. При этом транспорт прост в управлении и обслуживании.

Принцип устройства

Что же представляет собой мотобуксировщик? Несмотря на огромное разнообразие типов и моделей этого транспорта, все они имеют примерно схожее строение: гусеничная платформа, к которой прикреплены сани для водителя и его груза. Иногда, если передвигаться приходится по поверхности, не занесенной снегом, прилагается еще и пневмоколесный прицеп.

Всю конструкцию тащит буксир с одной либо двумя гусеницами. Управление осуществляется с помощью ручки газа. В «мотособаке» обычно есть рама, площадка для груза, двигатель и подвеска. Сани являются важным дополнительным элементом, благодаря которому количество перевозимых вещей можно увеличить. Мотобуксировщик способен тащить пару таких «прицепов» общей массой до 100 кг.

Немаловажный момент — фара, устанавливаемая на современные модели. Она отлично освещает дорогу в темное время суток, в метель или туман. Иногда, кроме головной фары, есть еще и «фонарь-искатель».

Действуют мотобуксировщики по следующему принципу: на специальных платформах размещен их мотор; гусеницы приводит в движение ведущая звездочка, вращаемая при помощи автоматического редуктора или вариатора, связанного с валом.

Местом водителя служат сани, прикрепленные методом жесткой сцепки. Управляют транспортным средством при помощи специальных рычагов. Но передвигаться на таком виде мотобуксировщиков не очень комфортно. Приходится стоять или сидеть на вещах, а снег попадает в сани.

Некоторые любители активного отдыха используют легковесные модели с достаточно мощными двигателями и широкими полозьями. Для водителя предусмотрено место, как на мотороллере. За спиной человека, управляющего «мотособакой», располагаются несколько пассажиров. Или эту площадку занимает закрепленный груз.

Катки или лыжи?

Очень важно при выборе «мотособаки» сразу определиться с типом подвески. Она передает вес буксировщика на дорогу, непосредственно влияя на величину средней скорости движения, продолжительность срока службы и уровень надежности техники. Встречаются два вида подвесок.

  • Катковая. Она не перегревается и не требует охлаждения. Движение идет за счет катков, поворачиваемых внутри гусеницы. Минусом такой системы считается недостаточная проходимость по глубоким сугробам. Когда сухой или мокрый снег оказывается внутри гусеницы, от мотобуксировщика требуется дополнительная мощность для ее прокручивания. Однако для ровных дорог и льда катковая подвеска подойдет идеально.
  • Склизовая. В этой подвеске движение идет за счет специальных лыж, скользящих внутри гусеницы. Они и называются склизами. «Мотособаки» такого типа отличаются большой проходимостью при передвижении по местности с рыхлым и мокрым снегом. Благодаря особенностям устройства подвески ничего не попадает внутрь гусениц, так что на двигатель не увеличивается нагрузка, и он функционирует без перебоев.

    Но и у такой конструкции есть свои недостатки. Во-первых, при работе склизы задевают металл обрамления и из-за трения нагреваются. Поэтому их нужно периодически охлаждать. Впрочем, зимой с этой задачей неплохо справляется снег. Второй минус — относительная жесткость подвески, что явно ощущается на льду или накатанной дороге. Такие мотобуксировщики стараются использовать в основном для передвижения по неровной заснеженной местности.

Выбор трансмиссии

От вида подвески зависят функциональность транспорта и его технические характеристики. Например, катковые «мотособаки» можно использовать в любое время года. А на рыхлых сугробах лучше будут смотреться склизовые модели.

На ледяных поверхностях нормально должны себя «чувствовать» разновидности с катковой подвеской. Но в глубоком снегу они могут и пробуксовать. Хотя есть и отдельные модели с повышенной проходимостью для передвижения по болотистой местности.

Не только подвеска влияет на технические особенности и возможности «мотособак». Не менее важна и трансмиссия. Она обеспечивает взаимодействие механизмов, соединяющих колеса с двигателем. Мотобуксировщики обычно оснащаются автоматическим сцеплением или вариатором.

Чтобы определиться с выбором, нужно исходить от характера местности, где вы собираетесь эксплуатировать свой транспорт. Если планируете ездить по холмистым и неровным тропам, то лучше рассмотреть модели с вариатором. Они более мощные, функциональные и хорошо выдерживают частое переключение передач. Но при этом вес и габариты могут быть серьезнее, чем у «мотособак» с АКПП.

Модели с «автоматом» в основном предпочитают люди, которые собираются колесить по относительно ровным поверхностям — например, по замерзшим водоемам. Такие разновидности мотобуксировщиков, как правило, более легкие и компактные. Им требуются менее мощные двигатели — до 9 л.с.

Снегоход или «мотособака»?

В этом вопросе каждый должен определиться сам. Однозначного ответа тут быть не может: преимущества и недостатки есть у обоих видов транспорта. Но прежде нужно разобраться, чем же они друг от друга отличаются?

«Мотопес» — это многофункциональное, неприхотливое средство передвижения, подходящее для перевозки людей и не слишком габаритных грузов на санях, либо на лыжах. По проходимости такая техника обычно не уступает снегоходу.

При этом буксировщик более легкий и компактный. Его, как правило, можно перевозить в багажнике легковушки. Да и относительно небольшой вес «мотособаки» является немаловажным фактором, влияющим на безопасность при поездках по льду замерзших водоемов.

Основная масса снегоходов — достаточно громоздкие машины. Для их перевозки нужен фургончик или большой прицеп. Тяжелый снегоход требует много места для хранения. На нем не стоит ездить по свежему льду, поскольку высок риск провалиться и уйти под воду.

Зато в плане скорости «мотособаке» далеко до снегохода. В среднем буксировщики разгоняются до 30 километров в час. А некоторые модели при небольшой нагрузке могут выжать до 40 км/ч, а иногда и больше. Однако все равно по этому параметру явно выигрывает снегоход.

Расходы на «содержание»

Но он значительно превосходит «мотособаку» и по стоимости. Так, неплохой буксировщик можно приобрести в среднем за 50-100 тысяч рублей. А хороший снегоход будет дороже в несколько раз, а то и на порядок.

Нельзя забывать и о затратах на горючее. Расход топлива, конечно, зависит от множества факторов: объема и мощности двигателя, качества дороги (или полной «целины»), общей массы техники, баланса, интенсивности «нажатия на газ» и других параметров. Однако в целом буксировщики «съедают» бензина намного меньше, чем снегоходы.

К тому же благодаря несложной конструкции обслуживание и эксплуатация «мотособак» значительно проще. При определенной подготовке их можно быстро собрать даже вне гаража и без изучения сложных инструкций. Да и запчасти к этому транспорту обычно дешевле, чем к снегоходу.

Некоторые разновидности мотобуксировщиков с рабочим объемом двигателя менее 50 куб. см можно попробовать и не регистрировать. Однако после покупки этой техники желательно все равно обратиться в Гостехнадзор и уточнить, каков порядок действий в отношении именно вашей модели.

Ездить на «мотособаках» по дорогам общего пользования не стоит. Тем более что сотрудники ГИБДД могут поинтересоваться, есть ли у вас водительское удостоверение, позволяющее рулить таким транспортом. Для некоторых моделей буксировщиков подойдут права машиниста-тракториста. Научиться водить подобную технику достаточно просто. У большинства «мотособак» нет сложных коробок передач.

Ложки дегтя

Рассказывая о замечательных свойствах буксировщиков, нельзя не упомянуть и о нескольких их недостатках, которые, к сожалению, тоже имеются.

  • У некоторых разновидностей наблюдаются подъемы (скосы) гусеницы в задней части под звездочкой, что ведет к самозакапыванию и частой пробуксовке;
  • «Мотопес» с катковой подвеской иногда застревает в слишком глубоких сугробах;
  • Подпружиненные тележки у некоторых буксировщиков часто переворачиваются на 180 градусов;
  • Для замены подшипниковой ходовой нужно разобрать почти всю «мотособаку»;
  • Пружинное устройство у транспорта с автоматическим самонатяжением гусеницы может чрезмерно перетягивать ее, что влечет дополнительную нагрузку на двигатель.

Проблема выбора

Транспортный рынок предлагает широкий ассортимент мотобуксировщиков с самыми разными характеристиками и комплектациями. Перед тем как отправиться за покупками, можно прислушаться к мнению других владельцев этой техники, почитать их отзывы и комментарии на специализированных форумах в Интернете.

Важно заранее определиться: для каких целей вам понадобится «мотособака»? Сколько людей и грузов вы планируете возить? На какого рода местности собираетесь эксплуатировать технику? Где будете ее хранить и с помощью чего транспортировать? Только после того, как вы найдете для себя ответы на эти вопросы по использованию мотобуксировщиков и как можно больше узнаете об их разновидностях, наступит время для похода в магазин.

В последние лет десять количество фирм, занимающихся производством мотобуксировщиков, заметно выросло, что несколько затрудняет выбор. Но есть общие требования к «мотособаке», на которые полезно обратить внимание при ее покупке:

  • достаточная мощность двигателя;
  • легкий вес;
  • простота в управлении и в обслуживании;
  • экономичность;
  • компактность;
  • нужная трансмиссия, соответствующая характеру местности, где будет использоваться «мотособака»;
  • приемлемый расход топлива. Канистры горючего вам должно хватать на намеченную поездку;
  • не стоит верить производителям, обещающим невероятную скорость «мотособаки» — в 50 километров в час и более. Вряд ли основательно загруженные аппараты на гусеницах даже при большой мощности двигателя смогут передвигаться быстрее, чем 30 км/ч.

Контроль безопасности превыше всего

К техническому обслуживанию буксировщика относятся вопросы мойки, заправки, смазки и проверки состояния резьбовых соединений. До того, как эксплуатировать мотобуксировщик, нужно с особой внимательностью изучить его документы по безопасной эксплуатации. В них должно быть указано, как вести себя в экстренных ситуациях и в случае поломки какого-либо из узлов.

Перед тем, как использовать мотобуксировщик, необходимо его «расконсервировать», а затем проверить:

  • Наполнен ли топливный бак?
  • Достаточное ли количество масла в двигателе? Этот вопрос уточняется при горизонтально расположенном моторе.
  • В каком состоянии гусеница и ее натяжение?
  • Как натянуты цепи приводов промежуточного и ведущего валов?
  • Плавно ли работает трос дросселя? Если есть необходимость, то нужно смазать этот элемент.
  • Надежно ли затянуты резьбовые соединения?
  • В каком состоянии находятся шплинты? Все поломанные или поврежденные элементы нужно заменить.

Обычно буксировщик «питается» бензином привычных марок АИ-92, либо АИ-95. Выбор моторного масла зависит от температурного режима эксплуатации. Если зима в вашем регионе не такая холодная (в среднем до 15 градусов ниже нуля), то заливайте продукт с вязкостью 10W40. Если же живете в районе с более суровым климатом, то для четырехтактных двигателей лучше подобрать масло с иными параметрами. При сильных морозах вязкость должна быть 5W40/5W30.

После поездки нужно тщательно очистить трос ручного стартера и сам буксировщик от налипших снега или льда, протереть и просушить фильтрующие элементы. Заправку следует проводить только после остановки двигателя. При заполнении топливного бака нужно всегда соблюдать правила пожарной безопасности.

Как и в случае с другими транспортными средствами, к управлению буксировщиков нельзя допускать детей до 14 лет. Не стоит на «мотособаке» близко подъезжать к животным, которые могут повести себя непредсказуемо.

Необходим правильный «отдых»

Напоследок стоит сказать несколько слов о хранении мотобуксировщика.

  • Помещение для этих целей рекомендуется оснастить системой вентиляции.
  • При хранении двигатель должен находиться в горизонтальном положении.
  • Недопустимо держать рядом с «мотособакой» химикаты в активном состоянии.
  • При кратковременном хранении (менее 30 суток), кроме очистки от снега и просушки фильтра, нужно слить топливо и смазать приводные цепи. Также не помешает проверить состояние покрытий. Если обнаружена ржавчина, поврежденные участки зачищаются и красятся синтетическими эмалями в соответствующий цвет. Либо обрабатываются специальной смазкой.
  • Перед длительным хранением необходимо выполнить эти же действия, дополнив их рядом операций. Двигатель рекомендуется законсервировать, если такой шаг предусмотрен инструкцией по эксплуатации мотобуксировщика. В конце важно установить транспортное средство на подставку с влагоизоляцией.
  • Полезно не реже одного раза в три месяца тщательно осматривать «мотособаку», чтобы на ней не появилось ржавых пятен. Неокрашенные поверхности желательно обработать антикоррозионной смазкой. При необходимости поврежденные участки аккуратно зачищаются и покрываются синтетическими эмалями подходящей расцветки.

Успешных вам поездок на охоту или рыбалку с верным «мотопсом»!

Максим Ишуткин, Республика Башкортостан

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий