Споры вокруг охоты не утихают

Федеральный закон об охоте

Наступление нового года не привело к прекращению дискуссий по проблемам, связанным с вопросами добычи объектов животного мира. Прийти к такому выводу автора заставляют многочисленные публикации в СМИ и социальных сетях Интернета.

Неоднократно сообщалось, что даже в Стратегии развития охотничьего хозяйства до 2030 года положение в этой сфере оценивается близко к критическому. Суммарный годовой оборот продукции услуг в данной области в последние годы специалисты оценивают примерно в 16 млрд. рублей. Ущерб же от незаконной охоты достигает 18 миллиардов в той же валюте!

Этим проблемам посвящались специальные совещания и «круглые столы», а также статьи и заметки в средствах массовой информации. В ходе обсуждений выдвигалось немало предложений о том, как возродить охоту в качестве самодостаточной отрасли хозяйства, как переписать или доработать соответствующие нормативные акты.

Много и заслуженно критиковали Федеральный закон об охоте (ФЗ-209). Но он устоял и действует в редакции от 3 августа 2018 г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 4 сентября 2018 г.

Немало активных участников поиска путей выхода из кризиса в данной сфере по факту согласны с тем, что нового ФЗ об охоте в ближайшие годы ждать вряд ли стоит… Ну что ж, будем продолжать «латать» его прорехи.

«Приключения» Федерального закона об охоте

С момента вступления в силу ФЗ-209 правили и переписывали не менее 19 раз. Не трогали его лишь в 2012-м и 2015 годах. Исключения, изменения и дополнения последовали в 21 из 72 статей…

От такой активной работы с документом крепнет мнение, что через поправки и коррективы имели и имеют место попытки сгладить огрехи закона при отсутствии должного управления охотой и наличия необходимых на эти цели средств и специалистов. Отсюда и постоянные изменения и дополнения ФЗ-209. Этим же объясняются и реформации как в Центре, так и в регионах специальных (хотя и урезанных) органов власти в области охоты и охраны объектов животного мира.

Сказывается и отсутствие должной, достаточной защиты угодий от браконьерства. Сил государственных охотинспекторов для этого явно не хватает. Выход из такого положения потребовал поиска других возможностей. Они нашлись в идее внедрения перекрестных полномочий — по-простому в привлечении к этому делу, а главное — к борьбе с браконьерами, госинспекторов лесного надзора и Росрыболовства…

Ряд представителей общественности и ученых неоднократно поднимали вопросы о необходимости разработки нового документа на замену ФЗ-209 и возрождения упраздненного Охотдепартамента.

За годы, прошедшие со времени принятия этого закона, изменения и дополнения почти не затрагивали двух основополагающих разделов: «Общие положения» (глава 1) и «Охота» (глава 2). Исключением стали лишь несколько статей в них.

В частности, изменили редакцию п. 5 ст. 2. При перечислении основных принципов правового регулирования уточнили, что охотничьи ресурсы должны использоваться (добываться) с применением орудий и способов, которые соответствуют требованиям гуманности и предотвращают жестокое обращение с животными.

В статье 6 затронули вопросы коррупции. Указали, как можно устранить возможные злоупотребления при реализации мероприятий, направленных на сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания и создания соответствующей инфраструктуры. Уточнили, что это делается через совершенствование механизма закупки услуг, работ и товаров, чтобы все осуществлялось в соответствии с действующим в стране законодательством.

Корректировке подверглась и часть 2 статьи 15. Это изменение имело скорее «технический» характер. Оно было вызвано поправками в федеральном законодательстве, затрагивающими образовательную и научно-исследовательскую деятельность.

Иные изменения закона об охоте затрагивали вопросы, связанные, например, с перераспределением полномочий между органами власти. Речь также шла о регулировании проведения аукционов и различных аспектах заключения охотхозяйственных соглашений. В документ вносились коррективы и в положения о надзорно-контрольной деятельности.

Через изменение редакции статьи 25 базового закона в 2016 году удалось несколько усилить ответственность охотпользователей за ситуацию с территорией и растительностью в закрепленных угодьях. Это было достигнуто указанием на необходимость исполнения требований соответствующих кодексов — Земельного и Лесного.

В том же году изменилась статья 53 об инфраструктуре. Эта часть документа стала короче. Теперь к охотничьей инфраструктуре относятся базы, вольеры, питомники диких животных, иные временные постройки и сооружения, а также объекты благоустройства. Отдельно оговаривалось, что полный их перечень утверждается российским правительством.

Так был открыт путь к реализации нескольких идей. В первую очередь, речь идет о развитии вольерного разведения охотничьих животных. Это позволяет активно продвигать предложение о возможности добычи содержащихся в таких условиях зверей, в том числе с использованием луков и арбалетов. Богатым охотпользователям разрешили огораживать как собственные, так и арендуемые угодья.

11 июля 2017 года было обнародовано распоряжение Правительства РФ № 1469-р, в котором утвержден перечень объектов инфраструктуры. В данный список попали питомник диких животных, егерский кордон, вольер, охотничья база, а также ограждения, позволяющие разводить и содержать разрешенных к добыче зверей и пернатых в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

В июне 2018 года сменился руководитель Министерства природных ресурсов (МПР) России. Одновременно реорганизовали его структуру в вопросах охоты, которую совместили с управлением в лесной сфере.

К концу года стало ясно, что и новое начальство в МПР не поддерживает идею разработки другого документа вместо ФЗ-209. Но после выступления министра перед депутатами Федерального собрания России появилась надежда на возрождение самостоятельного Охотничьего департамента. Посмотрим, что будет в будущем…

Как же сохранить отечественных охотничьих собак?

Эту проблему видят, к сожалению, только те, кто сам имеет четвероногих помощников. Вопрос касается также заводчиков охотничьих собак и владельцев притравочных станций, где питомцы могли тренироваться. Об этом много говорили на совещаниях и митингах, что проходили в январе 2018 года в ряде регионов России с целью сохранить прежний порядок.

Но хорошим уроком для нас, охотников, должна стать очередная победа так называемых «зоорадикалов». В подавляющим большинстве они не входят в какие-то организации, защищающие права животных. И, тем не менее, смогли не только петицию «продвинуть», но и сплотиться, подключив социальные сети, форумы и специализированные сайты Интернета, отыскать своих сторонников, в том числе и в органах власти.

Этим радикалам помогло и то, что с их подачи еще раньше был подкорректирован один из принципов правового регулирования в ФЗ-209. Как уже упоминалось выше, измененная формулировка в документе теперь указывает на соблюдение гуманности и исключение излишне жестокого обращения с животными при различных способах охоты.

Начав с обвинений, что на притравочных станциях собаки наносят серьезные раны зверям, активисты выпустили петицию с требованием запретить такую деятельность. В поддержку своей позиции они размещали в социальных сетях и в некоторых СМИ видеоклипы и фотографии жестоких сцен, которые, дескать, имели место в ходе учебных схваток псов с дикими животными.

Заводчики собак и немногочисленные объединения охотников попытались воспрепятствовать готовящему закрытию притравочных станций. Собирались подписи под собственной петицией против этого, проводились конференции и даже митинги…

Но… сказалась раздробленность охотничьего общества, куда пришло за последние десятилетия много случайных людей. Есть среди них и те, в ком развращающее влияние «мамоны» уже воспитало чувство личного превосходства над другими, у кого труднее складывается жизнь. Некоторым из таких нуворишей нравится даже не сама охота, а отдых на природе и возможность вдоволь пострелять…

Настоящие же любители в подавляющем большинстве одиночки. В лучшем случае они объединяются в мелкие группы, которые не связаны с крупными общественными организациями. Поэтому и «бузят» в своих небольших коллективах единомышленников, но их протестов почти не слышно во «внешнем мире»… А мощные и влиятельные общественные организации охотников, прежде существовавшие в каждом районе и имевшие свои угодья, зачастую становятся историей…

Это одна из причин того, почему так называемые «зоорадикалы» в очередной раз победили, настояв на изменениях в работе притравочных станций. Подготовка охотничьих собак, конечно, остается. Ее пока никто не отменял. Но вот вопросы организации такого обучения претерпели определенные коррективы.

Так, в прошедшем году ФЗ-209 дополнили новой статьей 55.1. В ней речь идет о подходах к организации подготовки собак охотничьих пород. Если изложить все кратко, то получается, что дрессировать питомцев надо в угодьях и исключительно такими способами, чтобы не было жестокого обращения с дикими зверями и им не причинялся вред.

Тренировать свою собаку можно и в условиях, когда свобода передвижения охотничьих животных искусственно ограничивается. Однако между псом и зверем предлагается использовать ограждение, чтобы они не нанесли друг другу физического урона. Устанавливать порядок в этой сфере должен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Часть 3 статьи 55.1 уточняет, что тренировкой охотничьих собак также могут заниматься зарегистрированные в соответствии с законом юридические лица и индивидуальные предприниматели. Эта деятельность допускается в закрепленных угодьях. Однако должно быть в наличии и охотхозяйственное соглашение. Данное требование, вероятно, относится к арендаторам этих земель.

Бизнесмены и организации, занявшиеся обучением охотничьих собак, должны осуществлять свою деятельность в соответствии с порядком разведения и содержания разрешенных к добыче пернатых и зверей в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Также нужно соблюдать установленные требования к использованию объектов соответствующей инфраструктуры.

«Страшилки», связанные с новым ФЗ об ответственном обращении с животными

Первое чтение проекта будущего закона состоялось в марте 2011 года. Доработка документа растянулась на семь с лишним лет. Он был принят Госдумой 19 декабря 2018 года, а через восемь дней — подписан Президентом РФ.

Рассмотрим подробнее этот Федеральный закон № 498 — «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.12.2018 г. Документ состоит из 27 статей.

ФЗ-498 в основной своей части начал действовать с первого дня нынешнего года. Закон должен регулировать отношения при обращении с животными. Документ призван не только охранять зверей, птиц и прочих созданий, но и соблюдать принципы гуманности, укреплять нравственность и защищать права граждан при контактах с «братьями нашими меньшими».

Радует, что в части 2 статьи 1 нового закона имеется формулировка, согласно которой его Положения не применяются к «отношениям в области охоты». ФЗ также не затрагивает вопросы сохранения объектов животного мира, которые можно добывать в угодьях.

И все же в этом документе уже сейчас просматриваются несколько аспектов, которые надо помнить охотникам. Думаю, что данный неоднозначный, во многом декларативный закон доставит нам дополнительные заботы.

Владельцам охотничьих собак надо думать о себе и своих питомцах. Необходимо изучить, понять и исполнять основные положения о содержании четвероногих помощников, изложенные в трех разделах. Особого внимания заслуживают несколько статей: 4, 9 – 16, 19 – 21 ФЗ-498.

В этом перечне очень важна ст. 11, в которой речь идет о защите животных от жестокого обращения. Заслуживают интереса охотников и статьи 17 и 18, посвященные различным аспектам взаимоотношений со зверями, не имеющими хозяев.

Не помешает ознакомиться с вопросами организации государственного и общественного контроля в сфере обращения с животными. Эти положения раскрыты в статьях 19 и 20.

Безусловно, не будет лишним прочитать разделы документа, где говорится о содержании животных в неволе. Данная информация имеется в нескольких статьях ФЗ-498 — к примеру, в п. 2, 3, 5, 8, 12 ст. 3, в ст. 4 и т. д.

В Законе нет ничего о регулировании численности полудиких собак и кошек не только в угодьях, но и даже в населенных пунктах. Поэтому любые попытки охотника по собственному желанию (либо по инициативе юридических и физических лиц) уменьшить такие популяции где бы то ни было — запрещены. Ответственность за подобные действия, как и за другие нарушения требований Закона, как установлено статьей 21, может быть административной, уголовной и иной…

Замечу в качестве примечания. Уже после того, как этот материал стали готовить к печати, в федеральных СМИ появилась информация об открытом письме от «зоорадикалов» и других лиц, настаивавших на скорейшем принятии нового ФЗ-498. Теперь они обратились к Президенту РФ с просьбой об изменении данного документа, чтобы можно было разрешить борьбу с собаками, представляющими опасность для людей.

Законом при обращении с животными запрещено их умерщвление, а все другие ситуации перечислены в тексте. И еще много чего в ФЗ-498 может иметь значение для нас, охотников.

К примеру, в нем есть статья 12, посвященная запрету на производство и распространение любых материалов, которые могут считаться пропагандой жестокого обращения с животными. Речь идет не только о печатной и аудиовизуальной продукции, но и фотографиях, кино- и видеороликах. Материалы с призывами к жестокому обхождению со зверями, птицами и другими созданиями также нельзя выкладывать в Интернет и другие информационно-телекоммуникационные сети.

На приведение правовой базы в соответствие с ФЗ-498 правительству было дано 180 дней. Часть этого срока уже прошла…

Вячеслав Михайлов, юрист, г. Калуга

Голосов еще нет