Ремонтируем снегоход

Ремонтировать снегоход

Счастливым обладателем зимнего транспорта мне удалось стать не так уж давно — года четыре назад. Но за это время я уже успел столкнуться со всевозможными его «болячками», которые нередко приходилось «лечить» самому. Вот и решил немного поделиться информацией об всех «шишках», которые набивал, когда гонял на своем «снежном звере». Возможно, кому-то мой опыт пригодится…

Два или четыре?

Когда я только стал задумываться о покупке снегохода, я долго выбирал между двухтактными и четырехтактными двигателями. Не секрет, что у каждого из этих видов мотора есть свои преимущества. У первых, к примеру, поменьше вес и попроще начинка. Зато вторые — более мощные, им не страшны длительные переезды по тайге.

Я особо долго путешествовать на снегоходе не собирался. Мне от моей дачи добираться до ближайшего лесного массива, где разрешена охота, максимум часа два.

Многие мои друзья с Алтая нахваливают четырехтактные модели за их выносливость, низкий уровень шума (что особо актуально, когда отправляешься за дичью) и небольшой расход топлива. Однако такие снегоходы нередко страдают от перегрева двигателя, что вынуждает их владельцев чаще менять масло. Деньги на это жалеть не стоит, и лучше покупать качественные сорта, рекомендованные производителем…

Изучив все доводы, я сделал свой выбор в пользу транспорта с двухтактником, о чем до сих пор не жалею. Снегоход довольно резвый, прыгучий, вытаскивать его из сугроба легко. Двигатель запускается вручную, да и в починке он проще, чем его четырехтактный собрат. Последнее обстоятельство стало для меня определяющим, поскольку несколько раз приходилось ремонтировать снегоход прямо в поле.

«Зажигательная» история

Обычно, когда читаешь или слышишь о различных оказиях, которые происходят с людьми, думаешь: «Со мной такое точно не случится!». И зря! Сколько раз в различных журналах и на форумах я натыкался на информацию о слабом звене двухтактников в свечах зажигания! Но почему-то не внял этим полезным замечаниям. И хорошо поплатился за свою непредусмотрительность!..

Как-то раз поехали мы с другом к ближайшему озерцу — попытать счастья на подледной рыбалке. Кроме необходимого снаряжения, взяли еще немного бензина и масла. Хотя всего нужно было по полю проехать километров пять. И где-то на середине пути начала подниматься снежная поземка, которая из-за встречного ветра все усиливалась. Пришлось снизить скорость и ехать километров 30-40 в час (хотя я и так не особо люблю гонять).

И тут неожиданно мотор стал глохнуть. Вот ведь оказия какая! Я и так, и этак, но машина работать отказывалась. Конечно, снежной бурей окружающую нас обстановку назвать было сложно, однако становилось не по себе. Ведь мне совсем не хотелось идти пешком, тем более оставив моего «железного коня» в одиночестве. Да и три километра в поле с поземкой сойдут за все десять!

Главное — мы ничего понять не могли. Бак был почти полный, масло меняли. Да и двигатель выглядел вполне нормально при домашнем осмотре… И тут я вспомнил, что читал об особенностях свечей зажигания в двухтактниках: они просто могли отсыреть из-за бензиново-масляной горючей смеси. Подобный риск существовал при небольших оборотах двигателя, а я как раз относился к числю любителей размеренной езды.

Осмотрели мы «сердце» моего снегохода и убедились в справедливости этих подозрений. Свечи нужно было менять! Только где их взять-то?! Хорошо еще, что мы застряли не в какой-нибудь непролазной лесной глуши или в безлюдной тайге. Нас спасла мобильная связь — чудесное изобретение! Позвонил я соседу Борисычу, и он через 20 минут уже прибыл на своем тракторе с лебедкой и отбуксировал мой снегоход.

Теперь у меня всегда имеется в запасе хотя бы один комплект свечей. Кстати, автомобильные для этой цели не стоит использовать. Их можно попробовать поставить только в крайних случаях. А так лучше даже не пытаться, чтобы избежать дальнейших проблем с двигателем…

Вот так газанул!

Приехали как-то ко мне в гости друзья. Слово за слово, и решил я похвастаться своим новоиспеченным «снежным мустангом», продемонстрировать его в действии. Шел ему второй год. Вскочил в седло, включил зажигание да как начал газовать на радостях, все прибавляя обороты. А на улице было около 25 градусов мороза.

И тут мой снегоход внезапно заглох. Помучил его минут 5-7, но тщетно. Что делать?! Расстроился я, да и друзья были разочарованы.

Но один из товарищей (он из нас самый опытный «снегоходец», поменявший за свои 45 годков около четырех таких машинок) выдвинул свою версию случившейся неприятности: мол, топливо перехватило из-за больших оборотов, да и на морозе. Предложил подождать минут 10-15 и еще раз попробовать завести мотор.

Надо же… сработало! Но, по мнению того же эксперта, этот «каприз» снегохода являлся тревожным звоночком. Проблема могла повториться даже при разогретом двигателе!

Недолго думая, все втроем решили прояснить ситуацию и изучить «внутренности» моего транспорта. Под чутким руководством нашего опытного товарища Володи мы разобрали топливный насос для его очистки. И тут обнаружилось, что диафрагма соскочила со своего места.

«Вот кто виноват-то!» — радостно воскликнул Володька. Вернув ее на место и заодно почистив насос, мы благополучно собрали все детали. Позже подобных трудностей не возникало.

Непослушный руль

После того как я несколько раз наехал на серьезные кочки, стал замечать некоторые проблемы с управлением. Снегоход будто спорил со мной и не хотел двигаться в нужную сторону.

Я, надо признаться, не на шутку растерялся. Было понятно, что барахлит рулевое управление. Но у меня не имелось ни малейшей идеи, как его отладить!

Тут мне опять помог Борисыч — опытный механик. Мой сосед в основном специализируется на сельскохозяйственной технике, но хорошо разбирается и в других транспортных средствах.

Оказалось, что дело тут не такое уж страшное и сложное. Достаточно ослабить рулевые зажимы и произвольно выбрать точку отсчета. Потом добиться, чтобы с обеих сторон сравнялось расстояние от нее до руля, и окончательно закрепить его с лыжами.

— Но в дальнейшем кочек и опасных неровностей на дороге желательно избегать! — напоследок посоветовал мне Борисыч.

А специалист его знает!

Вообще неприятности со снегоходом случаются всякие. Это зависит от особенностей и длительности его эксплуатации, от марки и модели машины и так далее.

Конечно, многие владельцы такого транспорта считают себя мастерами на все руки и пытаются самостоятельно устранить любые неисправности. Однако некоторые случаи поломки снегохода все же стоит обсудить с профессионалами в этом деле.

Вот, к примеру, электроника. Она особенно «шалит» у некоторых отечественных моделей. Если двигатель неожиданно начинает глохнуть без конкретных причин, то наверняка что-то не в порядке с проводами, с искрой. Чаще всего проблема устраняется заменой коммутатора с катушкой, что несложно сделать самостоятельно. Но, если причина глубже, лучше не мудрить и отправиться к мастеру.

С поломкой самого мотора еще сложнее. А он хоть и редко, но способен выйти из строя! У меня пока, слава Богу, трудится исправно. Если же двигатель начинает часто перегреваться, стучать и вибрировать, пропадает «тяга» и повышается расход топлива, то все это — неприятные симптомы. Они свидетельствуют о «болезни» мотора.

Можно попробовать «вылечить» его самостоятельно. Это довольно непростая задача, но в принципе выполнимая. Сейчас в Интернете много различных статей и видео-инструкций по данной тематике. Однако лично я бы не стал рисковать и предпочел бы поставить мою «снежную лошадку» в профессиональное стойло.

Также без специалистов сложно обойтись при покраске деталей, рихтовке и устранении трудностей с подвеской. Надо заранее побеспокоиться об оригинальных запчастях снегохода, поскольку в мастерской их может и не быть в наличии.

Береженого Бог бережет

Эта пословица всегда актуальна. Не стоит доводить до крайностей, а лучше регулярно и тщательно осматривать свой снегоход самостоятельно или при помощи профессионалов. Ведь любая техника любит уход и бдительность.

Такие на первый взгляд несерьезные неприятности, как плохо натянутая гусеница, расшатанная цепь или битый ролик подвески, могут в дальнейшем привести к более серьезным последствиям. Поэтому любой недочет нужно оперативно устранять!

И, помните, что ваш транспорт должен оправдывать свое название и ездить только по снегу. Перемещениями по ледяной дороге или сухому грунту лучше не увлекаться. Это приведет к стиранию пластиковых направляющих у гусеницы!

Особенности «кормления»

Любителей сэкономить на горючем (сам грешил) хочу предостеречь, поскольку подобные манипуляции медленно, но верно наносят сокрушительный вред силовому агрегату. Еще хорошее дело — добавлять в топливо специальные стабилизаторы, которые уменьшают летучесть бензина.

Лично я всегда стараюсь заливать только рекомендованные производителями ГСМ. Отработанное масло утилизирую и внимательно слежу за тем, чтобы бензин не попал на горячий двигатель. Это может быть весьма опасно!

Вообще в обращении с топливом необходима аккуратность. Нельзя резко и быстро снимать пробку с бака. Вдруг содержимое его находится под давлением? Тогда и получить травму несложно. А уж о том, что не надо зажигать спички рядом с горючим, я и не напоминаю!

Поскольку снегоход у меня стоит в отапливаемом гараже, бензобак я наполняю не до краев. Иначе топливо может «расшириться» и частично вылиться из трубки.

Также не забываю о том, что надо регулярно проверять свечи. А во время эксплуатации стараюсь не превышать указанную в инструкции скорость в 90 километров в час.

Подготовка к летнему отдыху

Сезонный транспорт всегда имеет право на длительный период «каникул». Снегоход — не исключение. А от того, насколько хорошо и правильно подготовить его к периоду покоя, зависят продолжительность срока службы и состояние «железного коня».

Я живу в Омской области и консервацию начинаю в среднем в апреле, когда белый покров становится совсем рыхлым. В каких-то регионах это можно делать раньше, а где-то и позже: все зависит от особенностей вашего климата.

Обладателям снегоходов с морских побережий, где воздух довольно влажный, стоит еще более тщательно заботиться о своих «механических друзьях». Иначе те могут быстро заржаветь.

Кто-то предпочитает доверять консервацию техники профессионалам. Однако я вот уже несколько лет делаю все самостоятельно.

Мойка и сушка

Как и зимнюю обувь (и свою, и «машинную»), снегоход сначала хорошенько промываю, используя автошампуни, губки и теплую водичку. Стекло снимаю и очищаю очень бережно. Храню его отдельно в наиболее безопасном месте — все-таки вещь недешевая!

Да и лыжи лучше отвинтить и убрать. А то от соприкосновения с бетонным или земляным полом они начинают «портиться».

Начисто промываю радиатор, чтобы потом его хорошенько высушить и немного промазать маслицем при помощи обычной салфетки или ветоши. Шасси и подвеску стараюсь тщательно мыть щеточкой под небольшим напором из шланга. Там за сезон обычно собирается масса всякой грязи и мусора.

Затем долго просушиваю снегоход. На это, как правило, уходит не менее двух или трех часов. И лишь затем перехожу к силовому агрегату.

Забота о деталях

Прогреваю двигатель до привычной температуры и сливаю топливо (хотя некоторые специалисты иногда советуют оставлять не меньше литра горючего в баке). Поскольку у меня модель с карбюратором, мне не составляет особого труда извлечь излишки бензина. Я просто откручиваю сливные заглушки.

Если же их нет, то придется попыхтеть и демонтировать корпус поплавковых камер. Можно еще перехватить зажимом топливный шланг до бензонасоса. И в любом случае вначале нужно внимательно изучить рекомендации, содержащиеся в инструкции к снегоходу. У каждой модели могут быть свои частные правила консервации. Особенно это касается двигателей.

Выкрутив свечи и поставив поршни в нижнее положение, аккуратно наливаю в «колодцы» около 50 граммов минерального моторного масла. Подойдет и консервант для мотоцилиндров. И, как только все растечется, несколько раз кручу вручную коленвал, чтобы смазка распространилась равномерно. Потом можно очистить свечки от нагара, покрыть маслом резьбу и прикрутить на прежнее место.

Обильно смазать не помешает и тросы тормозов, обогатителя, дроссельной заслонки. Для удобства процедуры я вначале готовлю моторное масло. Затем заливаю его в кожухи, сняв тросы с креплений.

В масляном «обтирании» нуждается и подвеска. А для амортизаторных пружинок у меня припасен литол — так надежнее. Затем я их немного ослабляю, как и гусеницу. Без смазки нельзя оставлять и шасси с рулевой системой. Достаточно добавить по капельке в каждую их «масленку».

С воздушным фильтром и выхлопной трубой можно особо не заморачиваться. Достаточно положить в них промасленную тряпку. Для обработки резиновых деталей и гусениц я предпочитаю силикон.

Завершающие штрихи

Перед тем как накрыть снегоход тентом (кстати, его сшила моя жена из обычной палаточной ткани), проделываю еще ряд манипуляций. Снимаю и отдельно чищу сиденья. Если есть соответствующее настроение, то полирую до блеска металлические детали корпуса.

Затем отключаю аккумулятор и держу его в кладовке, подзаряжая где-то раз в месяц. Этого вполне достаточно, чтобы он потом ладно трудился целую зиму. Вот, пожалуй, и все — снегоход готов к своему летнему отдыху!

Подходить к процессу консервации более детально или менее — решать вам. Как говорится, опыт покажет, что и как. Если же вы опасаетесь ошибок (особенно в уходе за двигателем), то лучше не рискуйте понапрасну и обратитесь к специалистам.

Очень надеюсь, что кому-нибудь мои советы пригодятся. Буду рад узнать и новые премудрости в том, как ремонтировать снегоход. И напоследок всем обладателям этого транспорта хочется пожелать счастливого пути!

Максим Ишуткин, Башкирия

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий