Вездеходы для рыбалки и охоты

транспорт для бездорожья

Ноябрь может быть непредсказуемым в плане погоды месяцем. В начале месяца выпадают деньки, когда с утречка пораньше все хорошо прихватит морозцем и кажется, будто проселочная дорога до самого вечера будет проезжей. Собираешься скататься на любимый водоем или в угодья, но… не тут-то было. Уже к обеду может выглянуть яркое солнышко, которое устроит «оттепель», растопит снежок и превратит грунтовку в непролазную грязь. Выручит в подобной ситуации лишь верный вездеход. Эта разновидность транспорта (особенно самодельные версии) становится все более доступной…

На необъятных российских просторах в последнее время можно встретить немало «Кулибиных», имеющих инженерное образование либо просто опыт работы на производстве и отлично разбирающихся в технике. Различных «кустарных шедевров», созданных для покорения бездорожья, теперь пруд пруди.

Умельцы собирают вездеходы на базе «запорожцев», «инвалидок» и даже «восьмерок». Самодельный транспорт по своей проходимости зачастую превосходит серийные автомобили, которые более ориентированы на городские улицы и трассы с твердым покрытием.

Но «гаражных мастеров» на всех не хватит. Да и подобные «творения» не всегда отличаются высоким качеством и надежностью. К тому же не стоит забывать и об эстетической стороне. Поэтому некоторые любители рыбалки и охоты предпочитают проверенные и красивые заводские вездеходы — колесные или гусеничные.

О любой технике, как самодельной, так и выпущенной на крупном предприятии, необходимо заботиться. Мы напомним, как оживить транспорт после длительного простоя и подготовить к сезону.

Расскажем и о том, что стоит взять с собой в дорогу: ведь от неожиданных поломок никто не застрахован. Некоторые разновидности «железных коней» любят ласку и уход и просто обожают постоянные ремонты, так что всегда есть риск застрять в пути не только в прямом, но и в переносном смысле…

Что учитывать при выборе модели

Каждый, наверное, знает, что и вездеходы отличаются своими возможностями, да и назначение тоже. Там, где одна модель с легкостью промчится, другая с трудом проползет. При этом более мощная техника, скорее всего, потребует и повышенных затрат при эксплуатации.

К тому же нужно учитывать и собственные запросы. Кому-то нужен огромный транспорт, в котором с комфортом сможет разместиться дружная компания, а кому-то хватит и легкого «караката», созданного на базе мотоцикла и рассчитанного на пару человек. Иногда имеется возможность не покупать вездеход для конкретной поездки, а одолжить у друга или взять в аренду.

В любом случае нужно заранее подумать о том, какие трудности могут вас подстерегать в пути. Не помешает прикинуть маршрут и представить дебри, по которым предстоит пробираться. Не лишним будет и ознакомиться с прогнозом погоды: возможно, понадобятся дополнительные теплые вещи или запас горючего для обогрева.

В идеале, конечно, надежный вездеход должен хорошо двигаться почти по любой поверхности — по лесистым холмам, песчаным барханам, заснеженному полю или опасной топи. Однако в реальности все получается не так просто.

Один транспорт, скажем, лучше приспособлен для работы в гористой местности, а другой будет с трудом взбираться на пологие склоны. Зато он, например, сможет легче преодолеть заболоченный участок маршрута. Нужно иметь это в виду при выборе конкретной модели для путешествия, чтобы потом не было горького разочарования от неоправдавшихся ожиданий.

Также следует определиться с тем, какого производителя вы предпочитаете. Как правило, западные компании позиционируют свою продукцию как качественную и комфортную и, соответственно, весьма дорогостоящую. О различных «бюджетных аналогах», собираемых восточными умельцами из дешевых материалов, даже упоминать не будем.

Отечественные транспортные средства в основном заслужили репутацию не вполне надежных, но зато ремонтно пригодных. Лично я отдаю предпочтение российским вездеходам, выпущенным в прежние времена. Большинство запчастей для такой техники можно найти в обычных автомобильных магазинах. Порой неисправность удается устранить банально — ударом кулака по той или иной детали.

Подобный способ «настройки», конечно, не подойдет для дорогостоящих иностранных «железных коней», в которых зачастую используются более сложные элементы и узлы, не говоря уже о современной электронике.

Я порой не понимаю, зачем на Западе собирать вездеходы, если там почти везде проложены идеальные автобаны. Думаю, никто в здравом уме не будет сворачивать с такой магистрали, чтобы помчаться сквозь просеку, прыгая по оставшимся от спиленного леса пенькам…

То ли дело наша бескрайняя страна с сотнями километров асфальтированных трасс, на которых в самых неожиданных местах зачастую могут скрываться коварные выбоины. Иногда и до 60 километров в час разгоняться опасно… Эх, сколько поездок на рыбалку и охоту сорвалось из-за дорожных проблем! Многие не смогли преодолеть все препятствия и добраться до места назначения.

Видимо, поэтому у нас такое значительное внимание уделяется развитию вездеходов. И пусть не всегда отечественные модели удовлетворяют эстетическим запросам и потребностям высокого комфорта, но зато с проходимостью проблемы возникают редко. Потому любители активного отдыха на природе и приобретают такой транспорт для бездорожья, не считаясь с расходами.

Российская техника разрабатывается конструкторскими бюро с учетом местных особенностей. Затем предприятия выпускают ее десятилетиями по одним и тем же лекалам. А ведь любой мастер согласится, что еще никто не отменял известный принцип «Чем проще, тем надежнее!».

Какие бывают разновидности

Колесные вездеходы обычно выпускаются на шинах низкого давления, которые с легкостью преодолевают ямы и колдобины. Тут даже «навороченная» подвеска не нужна. Двигатель может стоять как бензиновый, так и дизельный. Моторы, работающие на солярке, как правило, отличаются большей мощностью. Но они требовательны к качеству топлива, и не исключены проблемы с запуском в сильные морозы.

Модели, относящиеся к категории легких вездеходов, в основном рассчитаны на перевозку 2-3 пассажиров и их снаряжения… общим весом до 300-350 килограммов. У тяжелого транспорта грузоподъемность может быть в пару раз выше. Кроме того, обычно имеется вместительный прицеп, который позволяет доставить еще несколько центнеров нужных вещей. Понятно, что «прожорливому» двигателю понадобится много горючего.

Современные отечественные вездеходы могут работать в широком диапазоне температур — от 40-градусной жары до полярных морозов за минус 45. Узлы и агрегаты стараются делать максимально надежными. А шины низкого давления обычно позволяют с относительным комфортом путешествовать по местности, которая подходит больше для воздушного, чем для наземного, транспорта.

В качестве отдельной разновидности можно выделить болотоходы. Они отличаются огромными колесами с низким давлением, которые выпирают за границы транспортного средства. Благодаря такой особенности техника способна практически плыть по любой топи, не погружаясь в нее.

Это явный плюс, но есть и минусы. К ним, в первую очередь, следует отнести скорость передвижения, которая сопоставима с быстротой бега человека. Еще один недостаток — «узкая специализация». Такой вездеход незаменим в болотистой местности, однако на твердой поверхности рискует повредить свои колеса, если наедет на острые камни, ветки, арматуру, осколки стекла и прочие подобные предметы.

Гусеничный гражданский транспорт для бездорожья может внешне напоминать танк, только без вооружения. Подобная техника отличается высочайшей проходимостью, устойчивостью к любым капризам погоды, перепадам температуры и… особенностям «пилотажа» любых типов личности за рулем. В Интернете полно видеороликов, на которых отечественные гусеничные вездеходы преодолевают препятствия, утопая в грязи чуть ли не по самую кабину.

Если транспорт может выбраться даже из такой «переделки», то чего еще желать в наших условиях? Правда, есть и обратная сторона. О затратах на топливо и обслуживание тяжелой гусеничной техники лучше даже не задумываться: простому человеку такие расходы могут показаться заоблачными.

Еще один тип транспорта высокой проходимости — амфибии. К этому классу относятся различные модели с разными размерами колес. По твердому грунту подобные вездеходы способны мчаться с высокой скоростью, а по болотистой местности придется передвигаться намного медленнее. Если же встретится водоем, то можно будет пуститься в плавание.

Для поездок по суше используется привод на ведущие колеса. На поверхности рек, озер или прудов движение обеспечивается за счет винта или водомета. Такие вездеходы обычно относительно неповоротливы, не отличаются высокой маневренностью, зато проходимы и ремонтно пригодны.

Подготовка к сезону и сборы в дорогу

Как уже упоминалось выше, любой технике не помешает заботливый и внимательный хозяин. Если вы собираетесь начать эксплуатацию вездехода после длительного перерыва, то нужно обязательно осмотреть все узлы и агрегаты, убедиться в их исправности. Необходимо проверить уровень масла, охлаждающей и тормозной жидкости.

Желательно заранее прикинуть, сколько вам понадобится топлива на дорогу туда и обратно. Не лишним будет и определенный запас горючего на случай непредвиденных расходов. Если объема имеющегося в наличии бака не хватает, то можно взять с собой заполненные канистры для дозаправки в пути.

Что еще не помешает в длительной поездке? Помимо снастей, ружей и прочего необходимого снаряжения нужно взять палатку и спальные мешки по количеству участников путешествия, а также пледы и одеяла. Если в детстве вы не проходили специальные курсы по разведению костра с одной спички, то можете прихватить жидкость для быстрого розжига.

Я бы посоветовал взять провиант с избытком. На природе возможно всякое, не факт, что охота или рыбалка окажутся удачными. К тому же нельзя исключать вероятность поломки в дороге. Так что в любом случае не помешает иметь «неприкосновенный запас» продуктов хотя бы на пару дней сверх планируемой продолжительности поездки.

По этой же причине в вездеходе обязательно должна быть аптечка. Опытные путешественники берут с собой и сигнальные ракеты. Если вы выдвигаетесь в действительно глухую и дикую местность, то в критической ситуации они помогут запросить о помощи и вывести спасателей к нужной точке.

В заключение стоит признать, что в наше время, когда во многих регионах имеются проблемы с качеством дорог, в условиях осенней распутицы вездеходы очень востребованы любителями охоты и рыбалки. Это одно из более или менее доступных средств передвижения. Нужно только правильно выбрать технику с учетом собственных целей и материальных возможностей.

Сергей Серый, Омская область

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий