Плюсы и минусы деревянных лодок

Лодка с деревянным корпусом
Деревянные лодки. Фото_by archer10_Dennis@FLICKR.COM

Что ни говорите, а плавсредства из натуральных материалов сохраняют какую-то особую теплоту и близость к природе. Прежде всего, это актуально для лодок с деревянным корпусом. Они до сих пор, благодаря своим отменным свойствам, притягивают к себе внимание любителей поохотиться и порыбачить. Но, как и любой другой транспорт, деревянные лодки имеют свои особенности эксплуатации, о которых будет полезно узнать новичкам. А опытные ценители этих «органических» плавсредств смогут освежить в памяти некоторые любопытные моменты.

Далекие «предки»

Способность большинства пород дерева держаться на воде была замечена еще в древние времена. И первой попыткой воспользоваться таким открытием стал обычный плот — связанные между собой бревна. Именно его можно назвать «прадедом» современной деревянной моторки.

Но плохая маневренность и тяжеловесность плотов сподвигли людей изобрести более удобный транспорт — лодки, выдолбленные из толстых стволов дерева. Подобные плавсредства появились тысячи лет назад. Однако эта технология сохраняется в некоторых регионах и по сей день, а секреты изготовления передаются из поколения в поколение.

Но выдалбливание лодки из бревна — довольно хлопотное и непростое занятие, требующее больших затрат сил и времени. Неудивительно, что со временем стали более популярны легкие плавсредства, изготовленные из коры деревьев. Люди, обладающие необходимыми знаниями, опытом и материалами, могли сделать такой транспорт за считанные часы. Интересно, что в регионах, где деревья не росли, отдаленно похожие лодки сшивали из шкур животных при помощи китового уса.

Одновременно эволюционировали и весла. Обычный шест постепенно преобразовался и принял современный «лопатообразный» вид. А для управления долбленкой обычно хватало одного длинного весла с двумя одинаково расширенными концами.

Одним из первых письменных руководств по изготовлению деревянных плавсредств можно считать описание работы Ноя по созданию ковчега. Несколько энтузиастов решили построить уменьшенную копию этого судна, и у них получился вполне пригодный к длительному путешествию транспорт.

Дело мастера боится

В наше время сложно встретить серийное производство деревянных лодок. Обычно их изготавливают мастера, работающие на заказ. Свои знания они передают по наследству. Но с каждым годом настоящих специалистов в этой сфере остается все меньше.

Так что, если вы хотите приобрести новую деревянную лодку «ручной работы», тщательно подбирайте исполнителя для такого заказа. Стоит получить как можно больше достоверной информации о предыдущих «творениях» мастера, ознакомиться с готовыми «изделиями», пообщаться с другими клиентами и т.д.

В среднем опытный профессионал способен построить лодку за 4-5 дней. Некоторые успевают и за меньший срок. Все зависит от сложности заказа и наличия необходимых материалов. Такое судно может стоить в среднем от 15 тысяч рублей и выше.

С килем или плоским дном?

При выборе деревянного плавсредства нужно заранее определиться, какая из двух разновидностей лодок вам больше подходит. Одни выбирают килевую, другие — плоскодонную. Последняя из них пользуется популярностью из-за своего удобства и устойчивости.

В плоскодонке человеку комфортнее расположиться, разложить под рукой необходимые принадлежности (снасти, оружие и пр.). Такое судно сложнее перевернуть или опрокинуть, и, следовательно, в нем будет на порядок безопаснее, чем в лодке с килевым днищем.

Однако и у другой разновидности есть свои преимущества. Косные (килевые) лодки отличаются большей маневренностью и быстроходностью, чем плоскодонки. Но требуют определенной сноровки и хорошего чувства равновесия. Нужно уметь правильно переносить центр тяжести, чтобы случайно не зачерпнуть воды через борт во время путешествия по реке или озеру.

При желании эту характеристику лодки можно улучшить. Для этого понадобится оснастить ее борта различными приспособлениями для хранения снастей, грамотно разместить якорь, садки, защитный тент и пр. Тогда судно станет более устойчивым на воде, и риск перевернуться намного снизится. А вообще килевые лодки достаточно практичны и хорошо подходят для быстрого плавания и перевозки грузов.

Тонкости производства

Существует несколько технологий изготовления деревянных корпусов. В основном различия касаются составляющих обшивки и сборки каркаса. Кто-то предпочитает заказывать его сложной формы и с покрытием специальной доской.

Лодки с плоским дном, как правило, обшиваются водостойкой фанерой. Ее способности к изгибам ограничены. Но для устойчивого судно такой материал подходит в самый раз. При этом плоскодонка может быть как весельной, так и моторной.

В килевых лодках используют специальные выгнутые доски с отличной гидродинамикой. Несмотря на большой вес, такие судна очень маневренные и легко управляемые.

Объединяет все типы лодок шпоновая технология, когда профиль плавсредства обшивается тонкими пластинами из дерева. Они соединяются водостойким клеем. В результате корпуса судов отличаются легкостью, прочностью, эстетичностью и относительной дешевизной.

Держатели весел

На лодках встречаются уключины как из дерева, так и из металла. Первые вручную изготавливают умельцы для самодельных плавсредств, а вторые производят на специализированных заводах. Среди металлических уключин выделяют три разновидности: серповидные, рожковые и поперечные.

Последние на фоне первых двух оказались самыми неудачными. Поперечные уключины обеспечивают жесткое крепление: стержни уключин идут через середину весельных стволов. Однако такое решение имеет ряд недостатков.

Владельцы жалуются, что из-за этой конструкции весла нередко ломаются. Кроме того, уключины оказались не очень практичны при сильном встречном ветре. Они не позволяют придать лопастям весел горизонтальное положение. В результате людям в лодке приходится тратить больше сил, чтобы преодолеть сопротивление ветра.

Рожковые и серповидные уключины лучше сохраняют весла от поломок. В этом им помогает специально встроенная манжетка с выпуклым валиком, направленным в сторону рукояти. Эти детали, изготовленные, как правило, из толстой кожи, не дают веслу сползать в воду при работе и предохраняют его от изнашивания в уязвимых для поломок местах.

Какие есть преимущества

Ценители деревянных лодок, прежде всего, подчеркивают их особое тепло и комфорт. Подобные ощущения испытываешь в частном доме или бане, построенных из бревен. Лодка с деревянным корпусом хороша и своей натуральностью: в ее изготовлении используются экологически чистые материалы (чаще хвойные породы).

Такое судно отличается легкостью, маневренностью, хорошей плавучестью. Даже если оно перевернется, то, скорее всего, не утонет. А это может спасти жизнь хозяина транспорта.

Также считается, что деревянные лодки обладают еще одним преимуществом. Они обычно издают меньше шума во время движения в сравнении с плавсредствами, у которых металлические или пластиковые корпуса. Этот плюс смогут оценить как рыболовы, так и охотники, которым совсем ни к чему распугивать потенциальную добычу.

На определенных моделях деревянных судов, имеющих высокую мачту, есть возможность отправиться в путь не только на веслах или с включенным мотором, но и под парусом. Подобное плавание, конечно, прибавит романтики. Появится шанс представить себя на месте древнего морехода.

При большом желании и определенных навыках лодку можно соорудить самостоятельно в домашних условиях. Да и стоить она будет значительно дешевле, чем ее металлические, резиновые, пластиковые и ПВХ аналоги, особенно если сделать все своими руками.

Слабые места

Наряду с преимуществами деревянная лодка имеет и ряд недостатков. Самый главный минус — относительно низкие водоотталкивающие свойства. Даже при регулярном уходе и соблюдении всех правил по эксплуатации корпус редко может долго сохранять герметичность. Как говорится в народе, «вода всегда дырочку найдет».

На это в большей степени влияют даже минимальные перепады влажности. Из-за них меняются изначальные размеры дерева в поперечном сечении, что приводит его к частичной деформации. Если намочить сухую доску, то ее ширина увеличится на 7-10%. Разбухание будет сопровождаться немалым давлением, что может нарушить места склеивания и размещения заклепок. А при высыхании досок есть риск, что появятся трещины.

Так что срок службы у деревянной лодки гораздо меньше, чем у ее металлической соплеменницы. В среднем он составляет около 5-7 лет. Однако при регулярном смолении и своевременном ремонте этот срок можно увеличить в несколько раз. У бережливых хозяев хорошие лодки используются по 20 лет, а то и дольше. Важно отправляться на ней в плавание хотя бы раз в сезон, чтобы не ускорять усыхание досок.

Кроме сложных отношений с водой, деревянная лодка не отличается высокой прочностью. Особенно это касается механических повреждений. Если, к примеру, судно на скорости налетит на большой камень или другую прочную поверхность, то потребуется очень сложный ремонт.

Зачем смолить?

Как и другие виды лодок, деревянное плавсредство нуждается в тщательном осмотре перед спуском на воду. За долгие морозные месяцы корпус может повредиться, что впоследствии приведет к течи. Лучший способ избежать таких неприятностей — просмолить и покрасить лодку. Делать это нужно только после основательной ее чистки и сушки в перевернутом виде на солнце.

Важно помнить о правиле — обрабатывают лодку только снаружи, а не изнутри. Для этой процедуры понадобится разогретая смола. Обычно ее набирают в старое ведро или ненужную металлическую емкость и ставят на огонь. Бывает так, что у разогретой смолы плохое качество вязкости. Это можно исправить, добавив к ней немного машинного масла.

Очень важно заливать смолу в хорошо вычищенные щели, иначе она не «схватится» как следует из-за частиц грязи. Тогда все придется начинать заново. Засмолив все необходимые отверстия в лодке, нужно оставить ее для просушки не менее чем на 12 часов. А потом еще обработать поверхность олифой или старым машинным маслом. Когда это покрытие окончательно высохнет, можно приступать к покраске.

Другой способ

Иногда лодку не смолят, а конопатят. Для этой процедуры после шпаклевки нужно хорошенько прочистить все швы и стыки. Затем готовят специальную смесь, состоящую из примерно двух частей мела, одной части свинцового глета, сухих цинковых белил и сурика. Этим наполнителем конопатят все щели и отверстия лодки.

Потом нужна повторная процедура шпаклевки как изнутри, так и снаружи. А вот для пазов описанную выше смесь обычно разбавляют еще и равным количеством масляного лака или олифы.

Однако вместо такого мудреного состава конопатить можно и грубошерстными, суконными полосками, паклей или жгутами ваты, предварительно обработанными смолой. Есть и еще несколько вариантов:

  • смесь мела, масляного лака и олифы, либо свинцового сурика;
  • обычный густотертый сурик;
  • смесь охры, мела и льняного масла;
  • водоупорная замазка и пр.

Насыщенные цвета

Когда вы убедитесь, что смола хорошо подсохла, наступает время для покраски. Здесь актуальны два постулата. Во-первых, краска должна быть только масляной. Во-вторых, чем больше нанести ее слоев, тем меньше будет течи. Экономить в таком деле — вам же и дороже выйдет!

Для поставленной задачи хорошо подходит специальный лакокрасочный состав, предназначенный для деревянных судов. Его цена в среднем составляет около четырех тысяч рублей за литр. Этого количества обычно хватает для обработки 12 квадратных метров поверхности. Такая краска хорошо отталкивает воду и всевозможных «прилипал» вроде ракушек, водорослей и др.

Однако перед этим лодку нужно хорошо почистить металлической щеткой или каким-либо скребком. Процедура позволит снять ржавчину и остатки старой облупившейся краски.

Я стараюсь придать лодке новый насыщенный цвет — черный или зеленый. Некоторые полагают, что ускорить процесс поможет удобный валик для покраски и штукатурки. Но я отдаю предпочтение только хорошей кисти. Мне кажется, что лишь с ее помощью можно качественно обработать даже самые мелкие щели и отверстия. Для покраски днища обычно использую железный сурик.

После завершения процедуры лодка должна подсохнуть в тенечке около 5-7 дней. Затем для пущей надежности можно покрасить ее еще раз. Эту операцию в отличие от смоления рекомендуется повторять ежегодно.

Отдать швартовы!

Когда все мероприятия по подготовке лодки успешно проведены, можно смело отправляться на водную прогулку вдоль берега. Дальние плавания за рыбой или дичью стоит отложить на несколько дней, чтобы как следует проверить судно на прочность. В первые сутки после спуска на воду дерево еще не успело расшириться и набрать влаги, поэтому местами не исключена течь. А вот через два-три дня полноценных испытаний лодка будет окончательно готова к длительным путешествиям.

Для увеличения срока службы деревянного транспорта нужно придерживаться нескольких несложных правил. Необходимо помнить, что летом она должна почаще находиться на плаву, чтобы доски не высохли и не образовалась течь. А после завершения навигации и перед новым сезоном желательно проделать ряд процедур:

  • лодку следует тщательно очистить, желательно промыть ее с мылом со всех сторон, начав с подводной части;
  • в районе ватерлинии корпус лучше обработать керосином или бензином, избавляя обшивку от масляных следов;
  • старую краску желательно снять шкуркой, а потом покрыть лодку олифой;
  • места с плесенью промывают слабым раствором любого отбеливателя (к примеру, хлоркой);
  • лодка должна тщательно высохнуть до наступления морозов;
  • сушить и хранить судно следует в перевернутом виде, слегка приподняв над землей (лучше на деревянных прокладках), иначе загнивание наступает быстрее;
  • весла оставляют на лодке или внутри нее на подкладках;
  • от осадков судно следует укрыть брезентом или листом фанеры;
  • прогнившие части своевременно удаляют и заменяют на новые;
  • расшатавшиеся борта закрепляют дополнительными перемычками из брусков нужного сечения с предварительно вырезанными пазами для циркуляции воды на днище.

Дырка в доске — не проблема

Плохой уход и ошибки в хранении могут привести к гниению материала или к появлению в нем жучков-древоедов. Это неизменно влечет за собой образование нежелательных отверстий в лодке. Обычно их не так уж сложно заметить даже невооруженным глазом. Так что при малейшем подозрении на течь нужно провести тщательный осмотр корпуса.

Если обнаружите небольшую дырку, не спешите отправлять лодку на дрова. Существуют несколько простых способов ремонта даже без необходимости замены целой доски. Самый распространенный из методов — обработка отверстия эпоксидной смолой.

Но для начала проблемное место нужно хорошо очистить от гнили и мусора, тщательно прошкурить. Затем смешать эпоксидную смолу с опилками, чтобы лучше держалась. Полученный состав заливается в дырку и залепляет ее. Кто-то в качестве «заплатки» использует обычную ветошь, пропитанную эпоксидкой.

Нужно подождать, чтобы слой смолы с опилками (или его заменителем) подсох. Потом для пущей надежности можно еще раз прошкурить и закрыть сверху стеклотканью с той же эпоксидкой. После этого снова обработать смолой либо закрасить.

Старый рецепт мореплавателей

Однако такой метод не всегда подходит для крупных отверстий (более 3-5 сантиметров в диаметре), поскольку периодически меняющее ширину дерево способно со временем вытолкнуть «затычку» с ее места. Тогда все придется начинать заново.

Еще нужно учесть, что стеклотканевая обработка прибавляет судну вес. Да и дерево внутри такой «шубки» быстрее гниет. Поэтому отремонтированную указанным способом лодку необходимо просушивать после каждого заплыва.

Некоторые умельцы вместо смолы используют эмали для покрытия ванн. Берут, например, двухкомпонентную эпоксидную краску (белую или голубую). Другие предпочитают гелькоут, который можно приобрести в специализированных магазинах. Только нужно помнить, что он обычно в 5-8 раз дороже эмали.

Более крупные отверстия ремонтируют по старым рецептам мореплавателей. Для этих целей подбирают сильно просохшее дерево и мастерят из него пробку размером с имеющуюся дырку. Потом обмазывают ее края натуральным казеиновым клеем и как следует забивают «затычку» в отверстие. Остается только подождать сутки и тщательно зашлифовать это место. И тогда о проблеме можно забыть.

Попутного вам ветра и удачной рыбалки или охоты!

Максим Ишуткин, Республика Башкирия

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий