По воде и суше — с ветерком

Эксплуатация СВП

Суда на воздушной подушке (СВП) нельзя назвать чудом современной мысли. Это уже давно знакомые, весьма надежные и, можно сказать, одни из самых проходимых средств передвижения. Они перемещаются благодаря самой воздушной подушке и тяге, которую создает винт.

Если вы планируете приобрести такой транспорт, то необходимо знать обо всех его достоинствах и недостатках, тонкостях ухода и управления. В этой статье мы попытаемся как можно более понятно и доступно рассказать об СВП, сделав акцент на самую распространенную категорию среди гражданского населения — на модели массой до пяти тонн.

Универсальный транспорт

Судно на воздушной подушке при правильной его эксплуатации дарит большую свободу передвижения. Вы сможете без остановки путешествовать по широчайшему набору поверхностей: по воде, почве, снегу, льду и даже болоту. СВП позволит вам с комфортом заниматься рыбалкой, охотой и туризмом в отдаленных районах, а также предаваться другим видам активного отдыха.

Основное назначение такого транспорта — это именно перемещение по труднопроходимой местности. Например, на СВП можно быстро и легко передвигаться по болоту. Да и по рыхлому снегу, тонкому весеннему или осеннему льду и конечно же по мелководью нет ничего лучше, чем судно на воздушной подушке.

При этом именно езда на замерзшей поверхности является одной из самых простых и приятных. По льду судно на воздушной подушке способно развивать головокружительную скорость — часто более 100 километров в час. Но стоит ли так разгоняться, если не сможешь быстро остановиться? Так что лучше удерживать скорость в разумных пределах — например, около 50 километров в час по знакомой местности и еще меньше — по новым районам.

Водная стихия

Чаще всего суда на воздушной подушке используются для передвижения по озерам и рекам. Поэтому нередко СВП называют и катерами. Скорость по воде у них, как правило, ниже, чем по снегу или льду. Однако подавляющее большинство таких моделей прекрасно плавает. Так что по воде можно двигаться с заглушенным мотором. Запас плавучести судна позволяет подобные действия.

Перемещение по воде помогает экономить горючее, а гибкое ограждение в данном случае практически не изнашивается. При этом можно совершать меньше маневров, поскольку видимость на открытых озерах или речных заводях прекрасная, а препятствий мало.

Вместе с тем не стоит полностью расслабляться и забывать об осторожности. Неприятный сюрприз будет грозить тому, кто попытается без снижения скорости съехать с берега на воду и продолжить движение по ней. Катер может сильно «клюнуть носом» и в отдельных случаях даже перевернуться. В результате в опасности окажутся и пассажиры, и груз, и даже гибкое ограждение.

На суше

Передвижение СВП по земле куда более инертное, нежели по воде. Однако оно менее свободное, чем по снегу или льду. Нужно учитывать и то, что сцепление на различных типах грунта может довольно сильно отличаться. И не забывайте, что оно гораздо меньше, нежели во время движения по воде.

Сложнее всего судну на воздушной подушке перемещаться по высокой траве. А ведь это часто необходимо поздней весной, летом и ранней осенью, чтобы добраться до места охоты или хорошего клева. Для безопасного передвижения необходимо не разгоняться более 30 километров в час.

Однако даже на этой скорости нужно избегать захода в плотный камыш. Такие заросли вы попросту не преодолеете. Упругий камыш приподнимет гибкое ограждение, из-под него выйдет воздух, и катер опустится на землю.

Резкое торможение

При перемещении по твердой поверхности старайтесь не приближаться к другим людям, поскольку СВП способно поднять столб песка или пыли. Мотор в таких условиях быстрее загрязняется. После поездки его придется чистить. При движении по земле надо всегда быть начеку, чтобы можно было произвести экстренное торможение при появлении на пути человека, животного или какого-либо препятствия.

Для резкого сброса скорости судно необходимо развернуть на 180 градусов и дать полный газ. Этому маневру иногда приходится подолгу учиться. Лишь после многих попыток такая операция обычно с первого раза получается так, как надо.

Однако тут есть и свои тонкости. К примеру, если винт двигателя вращается по часовой стрелке, то разворот необходимо совершать только через правый борт. И, соответственно, наоборот — через левый, если против часовой.

С судами, имеющими два винта, все куда сложнее. Необходимо четко знать, какая из половин загружена в данный момент сильнее, и разворот совершать в ее сторону.

Важнейший элемент

Так что перед покупкой судна на воздушной подушке в первую очередь задумайтесь о его дальнейшем назначении. Определите, по какой поверхности вы будете перемещаться больше всего. Отталкиваясь от такой задачи, и выбирайте тип гибкого ограждения, служащего для удержания воздуха под днищем катера.

Это один из самых важных элементов, примерно как колесо у автомобиля, без которого он не тронется с места. Так и ни одно СВП не будет двигаться без гибкого ограждения. Оно делается из специальной ткани, часто довольной дорогостоящей. Да и относительно возможности ее замены также стоит осведомиться, насколько затратной и длительной будет такая процедура.

Почему нужно уделить столь пристальное внимание этому вопросу? Просто потому, что материал время от времени изнашивается. Да и повреждения в нем также нужно уметь устранять.

Вместо сердца — пламенный мотор

Вторым по важности элементом, на который также следует обратить внимание, является силовая установка. Это механическое «сердце» катера. Оно влияет на тягу при разгоне и на саму скорость транспорта.

В настоящее время на выбор чаще всего предлагаются два варианта силовой установки — одновинтовой и двухвинтовой. Первый считается более надежным. Все просто: один винт, один мотор, одна трансмиссия — меньше деталей, следовательно, и ломаться практически нечему. Кроме того, такой агрегат обычно имеет более скромные размеры, а следовательно, позволяет рациональнее использовать палубное пространство.

Одновинтовая силовая установка издает меньше шума при работе и проще управляется. Это обстоятельство особенно важно для начинающего владельца СВП. Вообще новичку не стоит сразу рваться в бой и забираться слишком далеко даже на относительно надежном одномоторном судне.

Подготовка к путешествию

Вначале нужно позаботиться о дополнительных средствах помощи в нештатной ситуации. На борту всегда нужно иметь отопитель автономного типа, который особенно необходим в суровых сибирских условиях при путешествиях зимой. Следует позаботиться и о наличии запасного аккумулятора, лебедки, сотового телефона с заряженной батареей, а лучше — радиоточки и минимального набора ключей.

При движении СВП в сильный мороз очень часто на лопастях образуется наледь. Ее нужно периодически устранять, соскабливая. Понять, что она уже появилась, можно по усилившемуся шуму и вибрации.

Если планируете путешествие зимой по региону, где вероятны сильные морозы, то еще до отправки тщательно осмотрите гибкое ограждение, нет ли льда на нем или внутри. Не стоит забывать, что оно может примерзнуть к застывшей поверхности в случае длительной остановки. В такой ситуации двигатели запустить не получится, поскольку это приведет к повреждению гибкого ограждения и окончательному прекращению поездки.

Для спасения СВП из ледяного плена потребуется соль. Ее запас никогда не помешает, особенно если судно часто используется зимой. Посыпав солью вмерзшие участки ограждения, вы можете довольно быстро и безопасно его «освободить».

Проверка всех систем

Перед тем как отправиться в путь, необходимо освоить азы управления судном и получить представление о тонкостях диагностики видимых неполадок. Перед поездкой обязательно проверьте винты на чистоту и целостность.

Моторную часть следует осмотреть на предмет наличия утечки масла или топлива. Также необходимо оценить надежность крепления узлов подтяжкой гаек, тросов и стяжек. Последнее особенно актуально, так как вибрация при работе винтомоторной установки порой сильна. В результате этого крепления узлов могут ослабиться.

Перед запуском винтов катера нужно убедиться, что рядом нет пешеходов. Кроме того, стоит проверить наличие защитной сетки и ее чистоту. Этот элемент защищает винты от повреждения посторонними предметами, способными вывести лопасти из строя. А такая поломка потребует дорогостоящего ремонта.

Если рядом с винтомоторной установкой нет людей, животных и опасных предметов, можно стартовать. Запустив двигатели и включив малую тягу, рекомендуется прислушаться к их работе. Возможно, появятся подозрительные звуки или возникнет сильная вибрация. Перед отправкой в путь также не помешает оценить, хорошо ли катер отзывается на управление, плавно ли повышаются обороты двигателя и воздушной тяги.

Обязательно выясните, каковы максимальные обороты вашего мотора. Обычно на предельной мощности его можно держать не более 10 секунд. Если вы заметите, что двигатель судна работает неравномерно или наблюдаются «провалы» в тяге, то следует незамедлительно остановить СВП и установить причины этого явления.

Особенности маневрирования

Двигаясь по суше, старайтесь не разгоняться до максимальной скорости, даже если под вами ровная поверхность. Желательно, чтобы спидометр показывал не больше 40 километров в час, в том числе и на знакомых участках местности.

Если вы окажетесь на ровной глади открытого водоема, то можно двигаться немного быстрее. Но даже в таких условиях нужно удостовериться, что над поверхностью не виднеются куски острых скал, стволы деревьев или другие потенциально опасные предметы. Помните, что торможение и иные резкие маневры на СВП крайне затруднительны. Сбавлять скорость и менять курс лучше заранее.

Однако, если правильно учесть все эти тонкости, можно спокойно наслаждаться приятным путешествием. Управление катером достаточно простое. Даже новичку хватит часа, чтобы освоиться в кабине и начать движение. Главное, запомнить пару важных правил — не раскручивать мотор до больших оборотов надолго и всегда сообщать знакомым или близким людям о своем планируемом маршруте.

Новичкам на СВП лучше не отправляться на разведку малознакомой или вовсе не известной территории. В районах с суровым климатом попадается довольно много участков местности, куда обычный спасательный транспорт просто не проедет. Так что работникам экстренных служб придется задействовать для помощи вертолет или другое судно на воздушной подушке. А уж эвакуация СВП в случае неожиданной поломки может растянуться вообще на недели.

Хранение в ангаре

Иногда опытные охотники или рыболовы предпочитают эксплуатировать СВП не весь год, а только в некоторые сезоны. Все остальное время судно хранится в специальном сухом и защищенном от непогоды плотно закрытом помещении. Отопление в нем не требуется, а активная вентиляция необходима, поскольку нужно обеспечить постоянный приток свежего воздуха.

Если надежного ангара или подобного ему сооружения нет, то СВП можно оставить и просто так, прикрыв тентом или навесом. Эти нехитрые шаги позволят обезопасить судно от чрезмерного загрязнения. Также необходимо принять меры для защиты основных узлов и агрегатов.

Единственное место, где судно на воздушной подушке долго держать нельзя, — это открытая вода.

Консервация СВП

Перед длительным хранением необходимо проделать целый комплекс действий. Вначале нужно будет обесточить бортовую электросеть. Обычно для этого достаточно отключить кнопку массы.

Затем необходимо полностью очистить весь корпус, а также гибкое ограждение от воды, льда или снега. Потом снять с борта весь такелаж и все дополнительные элементы, которые можно демонтировать.

Корпус желательно тщательно обработать антикоррозийными шампунями. Затем СВП рекомендуется установить на кильблоки либо на трейлер, чтобы свести к минимуму вероятность повреждения гибкого ограждения или днища.

Требует консервации и силовая установка судна. Выполнение этой нелегкой операции лучше доверить специалистам. Хотя, если вы обладаете соответствующими техническими знаниями, можете все сделать и самостоятельно. Не забудьте также отсоединить и поместить в теплое помещение аккумуляторную батарею.

«Оживление» катера

После того как период консервации прошел, следует очень тщательно осмотреть судно и провести ряд операций. Сначала можно оценить уровень заправочной жидкости. Если он недостаточен, то нужно поднять его до необходимого минимума.

Затем производится зарядка, установка на нужное место аккумуляторной батареи, предварительный пуск двигателя и проверка его работоспособности на минимальных оборотах либо на холостом ходу.

Современные суда на воздушных подушках имеют сложные моторы, оснащенные электронными системами и подключенные к бортовым компьютерам. С их помощью можно изучить состояние всех узлов и агрегатов судна. Если приборы показывают какие-то сбои, то их обязательно нужно устранить.

Какие могут быть проблемы

Кстати, о неисправностях. Основная масса всех неполадок обычно приходится на силовую установку. Как мы уже отмечали, она может состоять из одного или двух двигателей. Опытные мастера советуют отдавать предпочтение моторам российской, немецкой, японской или американской сборки, поскольку к ним проще всего найти запчасти. С двигателями иных стран-производителей будет больше хлопот.

Выполнить все работы можно и самостоятельно, главное — чтобы под рукой была соответствующая инструкция. Нужно знать, как верно менять масло, воздушные и топливные фильтры, свечи зажигания и иные расходные элементы. Если своими силами сделать все проблематично, то всегда можно обратиться на пункт технического обслуживания. Как правило, найти квалифицированного мастера труда не составляет.

Чаще всего, если двигатель нормально заводится, работает без шумов и излишней вибрации, никаких дополнительных действий производить не следует, за исключением периодической смены масла да фильтра.

В процессе эксплуатации СВП можно повредить стеклопластиковый корпус. Подобный ремонт обычно проводят в специализированной мастерской. Однако, как и в случае с двигателем, особой сложности в этом нет.

Периодически подлежит замене либо мелкому ремонту и гибкое ограждение судна. Обычно при правильной эксплуатации оно служит достаточно долго. При круглогодичном использовании его может хватить на несколько лет. А если путешествовать на СВП только зимой или летом, то данный срок можно удвоить. Конечно, бывают и непредвиденные ситуации, избежать которых не всегда удается, но это уже скорее исключение из правил.

Николай Хромов, г. Мичуринск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий