Лодочные моторы

двигатель для водного транспортного средства

Каждый рыбак, охотник или турист, имеющий водное транспортное средство с двигателем, желает, чтобы тот работал, «как часы», и никогда не подводил. При этом моторы бывают съемные или стационарные, разные по мощности, надежности, требованиям к топливу и многим другим характеристикам. В нашей стране чаще всего используются отечественные (российские или советские) двигатели для лодок, а также американские, японские и китайские. Есть и другие производители, но их продукция менее распространена.

Каждая компания рекламирует свою технику, указывая на ее надежность, мощность, качество, дешевизну или иные факторы. Любителям активного отдыха хочется приобрести двигатель с лучшими характеристиками и по минимальной цене. Но возможно ли это?

Обычно есть определенные закономерности. Например, если мотор очень мощный и надежный, то он вряд ли будет самым дешевым. Когда же вам предлагают двигатель по крайне низкой цене, то не мешает проявить больше внимания к его качеству. В такой ситуации приходится делать выбор, руководствуясь собственными критериями. Но простой человек всегда хочет, чтобы было и подешевле, и понадежнее.

При ненадлежащих условиях эксплуатации двигателя для водного транспортного средства— например, при использовании топлива, которое не рекомендовал производитель, — возможны различные неприятные сюрпризы. Скажем, поломка какой-то из деталей теоретически способна привести к выходу из строя всего агрегата. Если это произойдет где-то на отдаленном водоеме, то владельцу моторки не позавидуешь. Но винить во всем он должен будет только себя.

Американские двигатели

Как правило, агрегаты, выпущены на территории Соединенных Штатов, отличаются очень хорошим качеством и приличной мощностью. Большинство предприятий работают уже далеко не первый год и прекрасно себя зарекомендовали. Используются проверенные технологии, имеются давние традиции производства.

Двигатели создаются весьма надежные, но они не самые дешевые на российском рынке. Их обслуживанием должны заниматься подготовленные работники в специализированных центрах. Владельцам моторов рекомендуется привозить их для сервисных процедур через определенные промежутки времени. На эти цели тоже желательно отложить кое-какие денежные средства.

Двигатели порой бывают требовательны к качеству топлива и моторного масла. Если какой-то любитель охоты или рыбалки в глухом таежном уголке вдруг решит сэкономить на регулярном обслуживании, хорошем горючем и смазочных материалах (или просто не сможет их найти поблизости), то рискует столкнуться с определенными проблемами.

Японские двигатели

Моторы, произведенные в Стране восходящего солнца, в целом хорошие помощники рыбаку и охотнику. Это качественная техника, в основном по средней цене. Производители японских моторов стали широко известны на российском рынке еще с начала 2000-х годов и сразу же завоевали популярность, поставляя очень надежную продукцию.

«Линейка» двигателей очень широкая. Это и высокооборотистые моторы для быстроходных катеров, и менее мощные агрегаты, разработанные специально для ПВХ и резиновых лодок. Для любителей есть даже электромоторы, обладающие своими преимуществами. В общем, имеются самые разные моторы на любой вкус и «кошелек».

Двигатели очень надежные, но требовательные к качеству топлива и наличию специализированных масел. Кроме того, необходимо регулярно проводить обслуживание в сервисных центрах и проверять все элементы моторов. Экономить на этих процедурах не стоит. Использование дешевого горючего или масла может испортить хорошую технику.

Китайские двигатели

Произведенную в Поднебесной продукцию можно поставить особняком среди других известных лодочных моторов. Она в основном выигрывает благодаря своей цене. Среди китайских двигателей есть очень мощные агрегаты. Те, кому не требуется много лошадиных сил, тоже найдут для себя подходящий вариант. В стране выпускаются и доступные электромоторы.

Однако немало владельцев китайских двигателей критикуют их за невысокое качество. Иногда отказывает электроника, порой выясняется, что некоторые детали сделаны из «сырого металла». Не исключены и другие «сюрпризы».

Конечно, во время активного отдыха на природе возможно всякое. От поломки мотора не застрахованы и другие производители. Но считается, что с китайской продукцией такие случаи происходят намного чаще. Хотя минимальная стоимость моторов, собранных в Поднебесной, порой перевешивает все аргументы критиков.

Российские и советские двигатели

Отечественная техника зарекомендовала себя давно. Советские и российские моторы отличаются средней стоимостью и хорошей «ремонтопригодностью». Многие модели двигателей можно починить практически на «коленке», если, конечно, иметь необходимые знания, навыки, набор инструментов и запчастей.

Элементы отечественных моторов обычно делают с хорошим запасом прочности. Между деталями нередко есть большие зазоры, через которые может проходить любая грязь. Хотя, разумеется, нежелательно, чтобы посторонний мусор попадал в двигатель.

Если у мотора нет электростартера, а обычный вдруг перестанет работать, то маховик иногда удается запустить с помощью банальной бельевой веревки и экспрессивной лексики. Имея под рукой пару отверток, ключей и молоток, можно раскрутить и собрать обратно почти любой отечественный лодочный двигатель. Принцип конструирования у многих из них похожий.

Самостоятельные доработки

Советские моторы, как правило, создавали с большим потенциалом мощности. При желании и кое-каких навыках ее можно самостоятельно увеличить. Однако при этом стоит учитывать, что любой водный транспорт имеет предел прочности. Лодки и катера разрабатываются под двигатели определенной мощности. Если она окажется намного больше, то на пиковых нагрузках не исключены повреждения.

В период бурного развития лодочного движения и водно-моторного спорта активно разрабатывались новые агрегаты и совершенствовались имеющиеся. Из модели «Вихрь-20» сделали «Вихрь-25», а потом и «Вихрь-30». Для малых судов часто использовался мотор «Ветерок-8», а потом и «Ветерок-12».

Для гонок на водоемах проводили своеобразный «тюнинг». Например, настраивали карбюраторы, изменяли впускные и выпускные каналы. Кто-то экспериментировал с углами винтов, которым придавали нужные характеристики. Некоторые участники пробовали установить двойной карбюратор, электронное зажигание, электростартер.

Под тот или иной двигатель для водного транспортного средства изготавливались самодельные винты с улучшенными характеристиками. Все мастерили вручную. Заготовка отливалась, а потом дорабатывалась уже самим любителем соревнований, который хотел победить. Одним из активных участников таких состязаний был мой отец — Сергей Юрьевич Иванов. Он неоднократно побеждал или входил в число призеров на гонках моторных лодок…

Каждый решает сам

Сейчас в специализированных магазинах в основном продаются импортные двигатели. Если кто-то из охотников или рыболовов хочет приобрести отечественный мотор, то обычно ищет в Интернете на сайтах с объявлениями. Чаще всего покупают уже бывшие в употреблении агрегаты. Иногда их выставляют на продажу в ужасном состоянии, но за приличные деньги.

И что же лучше: купить импортный или отечественный двигатель? Тут однозначного ответа нет. По техническим характеристикам советские лодочные моторы не уступали иностранным. Конечно, не нужно сравнивать «Вихрь-25» и «Меркурий»: это будет несерьезно.

Но если есть толковый слесарь, разбирающий в чертежах, которые можно найти на просторах Интернета, то из «Нептуна» при желании удается сделать двигатель мощностью в 40 лошадиных сил с измененными лопастями винта. Но не стоит забывать о вопросах безопасности. Например, если ваша лодка рассчитана на двигатель в 12 л.с., то не нужно ставить на нее мотор мощностью в 25 л.с., иначе может произойти все что угодно.

Хотя, конечно, выбор всегда останется за вами. Взять ли водометный катер или моторку, ПВХ или обыкновенную резиновую лодку типа «прощай, молодость». Тут все зависит от вас, от ваших возможностей и потребностей, от того, как именно вы планируете отдыхать на водоеме в теплый период.

Виктор Иванов, г. Абакан

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий