Подготовка внедорожной техники к зиме

внедорожная техника

Помните старую добрую пословицу, которая рекомендует заботиться о санях летом, а о телеге — зимой? Этот совет актуален и в наши дни, хотя гужевой транспорт из обыденного средства передвижения превратился в способ развлечения. Покатался часок по полю, набил себе шишек на разных частях тела да еще и денежки заплатил за такое удовольствие. Хотя сейчас, конечно, вместо саней и телег активнее используются автомобили, о которых тоже нужно заботиться, особенно с приближением холодов.

Многие рыбаки и охотники обзавелись внедорожной техникой, которая порой выглядит «чудаковатой» и может казаться примитивной, а на деле оказывается куда сложнее, чем стандартная машина в базовой сборке. Следовательно, и подготовки требует более тщательной.

Следует не только заменить летние шины на зимние с шипами или так называемой «липучкой». Предстоит выполнить и много других трудоемких процедур, причем браться за дело нужно сейчас. Дороги уже начали превращаться в труднопроходимые, а дальше ситуация продолжит меняться в худшую сторону…

По сути любая зимняя охота или рыбалка в отдаленных районах, куда приходится добираться на особой технике (гусеничной или колесной), — это всегда риск и большое приключение, которое оставляет в памяти массу эмоций. Порой даже сам процесс лова или добычи дичи дает меньше впечатлений, чем дорога до места назначения и обратно.

Самое частое явление, когда транспорт неожиданно застревает. Например, машина «ложится на брюхо», и все четыре колеса становятся почти не пригодными для передвижения, беспомощно крутятся в снегу или на не успевшей замерзнуть почве под ним. Иногда лопается или даже отрывается карданный вал. Такое недавно случилось с моим приятелем, который только успел выехать на «Ниве» на бездорожье.

В общем, всего, что может случиться, не перечислить. Поэтому подготовка к зимнему сезону, который по виду и ощущениям можно сравнить с передвижением по другой планете, должна проводиться обязательно. Особое внимание нужно обратить на автомобили российской сборки и сильно подержанный транспорт, поскольку они всегда в группе риска. Поездка в сильный мороз на такой технике, не прошедшей должной подготовки, может оказаться авантюрой.

Сохранение тепла

С чего начать? Давайте прикинем, что стоит сделать заранее в ожидании холодов. Не помешает настроиться на то, что зимой температура воздуха за окном может опуститься до 35 градусов (а то и больше) ниже нулевой отметки. Если в такой мороз наглухо застрять где-нибудь в пустынном месте, где даже костер разжечь не из чего, то и до трагедии недалеко.

Были случаи, когда охотники пытались согреться в салоне машины, но при этом не убедились… не забита ли выхлопная система. Последствия оказались весьма печальными… Так что, если вдруг застрянете где-то в холодную пору, вначале все проверьте и при необходимости очистите.

А уж потом запускайте мотор и грейтесь, но старайтесь не засыпать крепко. Ставьте на телефоне будильник, чтобы он периодически прерывал ваш сон, ведь заведенную машину нельзя надолго отставлять без контроля.

Если вы планируете совершать длительные поездки в холода, то обязательно в межсезонье проверьте печку в автомобиле. Она работает при заведенном двигателе и наличии тосола или антифриза в охладительной системе.

Затем нужно посмотреть на уровень охлаждающей жидкости в бачке. Если ее там мало, то не лишним будет выяснить почему. Скорее всего, причина тому — течь патрубков, помпы, радиатора, бачка с жидкостью или самой печки. Тогда при работе двигателя и включенного штатного обогревателя в салоне должен ощущаться посторонний запах, часто неприятный.

Все течи нужно устранить, при необходимости поставить новый бачок, подтянуть или заменить крепления патрубков. Если проблема связана с радиатором, печкой или помпой, то тут своими силами, скорее всего, не удастся справиться. Придется обращаться в сервисный центр или к знакомым механикам.

В любом случае в поездку не помешает взять как минимум литр охлаждающей жидкости про запас. Еще стоит помнить, что на сильном морозе материалы сужаются, следовательно, могут проявиться микропоры, которые летом не наблюдались.

Кроме работающей печки, есть и другие способы обеспечить зимой комфортные условия в салоне автомобиля. Проще всего взять теплые чехлы на кресла, лучше из натуральной шерсти. Возможно, оно будут смотреться грубовато. Зато, поверьте, в морозную погоду нижняя часть тела скажет вам «спасибо». Хотя, конечно, чехлы играют только вспомогательную роль, без хорошей печки они не помогут.

Запуск двигателя

Если в вашем внедорожнике мощный аккумулятор или даже два (сейчас спаренные батареи — не редкость), то можно еще до зимы прикупить электрический обогреватель мотора. Подключать его лучше у квалифицированного мастера. Тогда проблем с запуском двигателя в мороз возникнуть не должно совсем.

С одинарным простым аккумулятором, да еще видавшим виды, делать этого не советую. Можно его разом посадить, и тогда не заведется даже теплый «движок».

Есть обогреватели, которые работают от того же бензина. Однако они зачастую не предназначены для суровых сибирских условий, где и 40-градусные морозы — совсем не редкость, а скорее обыденность. В такой холод и обогреватели могут не запуститься.

Вспомнился один любопытный случай, который произошел со знакомым. Он поехал на зимнюю рыбалку на старенькой, повидавшей всякое «Ниве», и поджидал его неприятный сюрприз. До водоема добрался нормально, половил в свое удовольствие.

Надумал возвращаться… а машина ни в какую не пожелала заводиться! Мороз усиливался, а двигатель все не запускался. Только впустую крутился стартер, и с каждым его поворотом заряда аккумулятора становилось все меньше.

К счастью, у знакомого работал телефон, и рыбалка проходила в зоне действия сотовой сети. Удалось созвониться с приятелем, который дал смелый совет — слить тосол, нарубить дров и развести костер. Набрать в ведро воды или снега, нагреть на огне. Залить кипяток в систему через радиатор. Знакомый так и сделал, и… машина завелась, как и было положено, с первого оборота стартера.

Но это, конечно, актуально для стареньких русских внедорожников. С иномарками такие фокусы лучше не производить. Максимум, что можно сделать, — полить теплой водички (но не кипятка) на коллектор, если к нему есть доступ. И постараться при этом не брызгать на проводку или генератор. Но это стоит делать только в самой экстремальной ситуации. Ни в коем случае не нужно считать такой рецепт правилом на каждый день.

Бензин или солярка

Что еще важно? Конечно, учет расхода топлива. Зимой он увеличивается и иногда чуть не в два раза. Поэтому на всякий случай желательно взять с собой канистру с топливом. А то можно ненароком остановиться где-то посреди поля или леса с пустым баком, даже если вы по привычке едете по «знакомой местности».

Еще один интересный вопрос, но он скорее касается тех, кто не возится со своей внедорожной техникой для зимней рыбалки или охоты, а берет транспорт в аренду. Что лучше взять — машину с дизельным двигателем или бензиновым?

Обычная солярка, понятно, более дешева. Однако в сильный мороз запустить остывший мотор автомобиля, работающий на таком топливе, — большая удача. Так что лично я предпочел бы бензиновый двигатель, поскольку считаю его надежнее в этом плане. Зимой он заводится намного проще. Но, конечно, каждый автолюбитель выбирает сам…

В том случае, если за окном очень сильный мороз (свыше 40 градусов), а на охоту или рыбалку вы все же решили ехать, рекомендую обзавестись заранее специальными присадками, повышающими октановое число бензина, ну или хотя бы заливать 95-й вместо 92-го. Думаю, что шансы завести холодный мотор будут повыше.

Летом подобные эксперименты с топливом ни к чему. А вот зимой можно попробовать воспользоваться присадками. Лично я ощутил увеличение мощности и обратил внимание на снижение расхода горючего. Особенно это заметно в действительно дальних поездках — от 200 километров в одну сторону.

Когда зима уже окажется на пороге, желательно в теплом гараже поменять фильтр тонкой очистки. Как известно, в топливе может быть множество присадок и различных частичек, которые на морозе ведут себя не так, как при теплой погоде. Они могут формировать небольшие скопления, вполне способные нарушить нормальную подачу горючего в камеры сгорания или вовсе ее прекратить. Своевременное обновление фильтра должно избавить вас от такой проблемы.

Забота о моторе

При подготовке к зимнему сезону некоторые водителя стараются утеплить радиатор. Лучше использовать для этого что-нибудь негорючее и, желательно, легко снимаемое. В противном случае при движении по трассе наглухо закрытый радиатор может привести к перегреву двигателя.

Однако и переохлаждать мотор не надо. Если путь долгий, то он точно предполагает хотя бы 3-4 остановки, как правило, по часу или чуть более. За это время не укрытый двигатель будет быстро остывать. Некоторые автолюбители стремятся его «укутать» специальным одеялом, изготовленным из негорючего материала.

Производители указывают отрезок времени, в течение которого должно сохраняться тепло. Однако в реальных условиях этот показатель может быть меньше раза в два. Казалось бы, одеяло — простая мера подготовки, а может обеспечить до 5% экономии топлива и в несколько раз снизить нагрузку на двигатель, ведь, как известно, резкие перепады температур не сулят мотору ничего хорошего, сокращая его ресурс.

Перед путешествием не лишним будет вспомнить и о защите двигателя. Если летом еще можно было обойтись «бюджетным» пластиковым вариантом (пусть это и представляло опасность), то зимой самое время — сменить его на пусть и более дорогую, но и надежную металлическую «броню».

Не забывайте, что во время пути по вроде бы ровному полю или просто по участку вне трассы вам вполне могут попасться большая замерзшая кочка, прочный пенек или глубокая яма. Пластиковая защита в такой ситуации не спасет точно.

В век прогресса на внедорожную технику самой разной масти можно установить даже дополнительную «броню». Прикрыть рулевые тяги, коробку раздатки, мосты ну и, конечно, картер.

Хотя и такая мера предосторожности не обеспечивает стопроцентную защиту от тех неожиданностей, что могут скрываться под снежной «шубой». Поэтому, если вы хотите сохранить машину в целости, по незнакомым участкам местности передвигайтесь с разумной скоростью, не рискуйте попусту.

Элементы ходовой части

Серьезная процедура — проверка амортизаторов. По сути в любой внедорожной технике они берут на себя основной удар при движении по неровной местности. И если в них наблюдается течь, пусть даже и небольшая, — значит, срок эксплуатации данного амортизатора истекает. Зимой он может окончательно выйти из строя.

Будет особенно плохо, если это произойдет в разгар длительной поездки на рыбалку или охоту либо же на обратном пути. При появлении серьезных подозрений и сомнений рекомендуется ставить новый амортизатор. И запомните: их лучше менять в паре.

Пока возитесь с амортизаторами, оцените заодно руль на предмет люфта. Проверьте шаровые, разного рода пыльники. Осмотрите наконечники рулевых тяг. Убедитесь, что ничего не треснуло и не развалилось. Конечно, нужно проверить и тормозную систему. При необходимости поменять в ней жидкость.

Шины, естественно, перед долгим путешествием можно заменить на внедорожный вариант. После «переобувки» проверьте давление. А когда проедете с десяток километров, остановитесь и посмотрите — не ослабла ли затяжка всех болтов крепления колес. Про запаску, думаю, и отдельно упоминать не нужно. То, что она должна быть, — это уже «золотое правило». А если позволяет место, то желательно взять пару.

Несколько слов хочется сказать о внедорожной резине. У заядлых охотников и рыболовов обычно имеется два комплекта — с шипами и без них. Второй из этих вариантов подходит в том случае, когда основная часть пути пролегает по трассе. Первый больше соответствует маршрутам за пределами твердого асфальтового покрытия.

А что делать, если зимой используется «липучка»? Все просто — пора научиться правильно устанавливать на колеса противопробуксовочные цепи. Они понадобятся, если вам придется съехать с расчищенной и ухоженной трассы. По моему мнению, на гололеде и на целинной снежной дороге цепи «работают» даже лучше, чем шипы.

Завершающие штрихи

Машина довольно — сложная техника, особенно дорогой и тяжелый внедорожник. Автолюбители должны быть готовы к тому, что какой-то из элементов может неожиданно выйти из строя. Не нужно постоянно думать о плохом и мысленно готовиться к этому. Не исключено, что с неисправностью столкнетесь не вы, а встреченный на дороге бедолага. Если будет возможность, то постарайтесь выручить его.

Учитывая такую вероятность, запаситесь сухой и теплой одеждой. Возьмите любой топливный обогреватель: главное — чтобы он был безопасен. Кстати, носки и перчатки, если их хорошо разогреть и положить в термос, сохранят свою теплоту. Это не выдумка, проверено на личном опыте. Иногда очень помогает и придает сил простая замена мокрых перчаток, в которых руки уже замерзли, на сухие и теплые.

Перед поездкой не забудьте зарядить до максимума мобильный телефон. На всякий случай прихватите и запасной аккумулятор. Не помешает и шнур, позволяющий заряжать аппарат через «прикуриватель». Можно обзавестись и рацией. Возможно, она позволит связаться с ближайшими дальнобойщиками, а те уже передадут вашу просьбу о помощи дальше.

Хорошо, если в сотовом телефоне есть Интернет и карта местности со спутниковой навигацией. Продаются и GPS-маячки. Один из таких будет не лишним взять с собой в поездку, а дома на компьютере установить специальную программку, чтобы родные всегда знали, где вы находитесь.

Сергей Серый, Омская область

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий