На озере Треустан

Зимняя рыбная ловля

Сегодня у нас праздник — первенство челябинского гарнизона по зимней рыбной ловле. Участников — человек 50: штук 15 легковых машин и полный автобус. В салоне — тесно, люди расположились не только на сиденьях, но и на рыбацких ящиках. Говорили все сразу, поэтому было шумно. Позитивное настроение повисло в воздухе, как бы вовсю любуясь весенним солнцем, огромными лужами на дорогах и прямо на глазах тающим снегом.

Рыбные богатства

Зима закончилась, обновлялась жизнь. Метрах в 100 от дороги на проталине сидели несколько гусей: видимо, отдыхали после продолжительного перелета. В автобусе сразу заметили пернатых.

— Смотрите! — воскликнул мой старый знакомый, полковник в отставке, которому исполнилось уже почти 80 лет. — Ведь пережили же зиму! Весна пришла по-настоящему. Гуси прилетели!

Мы остановились прямо на берегу озера Треустан. Оно вытянулось с севера на юг на десяток километров. В самом широком месте протяженность водоема составляла около 3 километров. Вокруг узкой полосой расположился лес. И так как уровень в Треустане повысился, то деревья стояли словно по колено в воде. А кругом были еще и болота.

Озеро богато окунем. Я бывал там несколько раз и всегда возвращался с хорошим уловом. Причем местная рыба любила различную приманку. Например, до обеда клевала только на балансир, а во второй половине дня — лишь на блесну, причем обязательно темную. Утром ей нужен был мормыш, а вечером непременно следовало подавать мотыля…

Старт состязаний

Участники выстроились для открытия соревнования. Иван Дмитриевич Дадонов — главный судья и представитель правления, отвечающий за рыбалку, — провел всю церемонию. Наша команда состояла из двух человек: я и мой приятель Андрей выступали только в личном зачете.

Прозвучал сигнал, разрешающий начать состязания по зимней рыбной ловле. Строй тут же рассыпался, превратившись в почти бегущую вперед толпу. Она на ходу таяла и уменьшалась, как бы растекаясь по сторонам. Громкий топот заглушал скрежет буров о лед.

Минут через десять все уже распределились по своим местам, сели около лунок и ждали первой поклевки. Воцарилась тишина. Кто-то один направился к другому берегу. Шаги этого рыболова были отчетливо слышны.

Я посмотрел на Андрея, который цеплял на крючок к мормышке что-то оранжевое по цвету. Опустил свою приманку в воду. Глубина там составляла более трех метров. И тут увидел, что мой напарник сделал подсечку. Раз… и окунек оказался у него в руке.

«Первый результат есть», — подумал я. Но у меня все было тихо. Проверил другую лунку — результат тот же. Сбегал на третью точку и убедился, что и там все глухо.

Эксперименты с приманкой

В это время Андрей выловил еще пару окуньков. Я оглянулся по сторонам и заметил, что поклевки пошли и у других участников. Еще раз подкормил лунки и направился к приятелю. Оказалось, что на крючок вместо мотыля он насадил маленькие кусочки оранжевого пенопласта. Вот на него и ловил.

Я взял у напарника эту оригинальную приманку. Попробовал тоже предложить рыбам пенопласт, но у меня клева не было. Меж тем вокруг удильщики уже вовсю ловили. Я еще не начал психовать, но раздражение понемногу накапливалось.

Присел на ящик, достал мормышку, убрал пенопласт и насадил на крючок трех мотылей. Только опустил приманку на дно и начал поднимать ее, слегка покачивая кивком. И тут почувствовал рывок — произошла поклевка! Немедленно подсек и вытащил из воды окунька.

Это меня обнадежило. «Может быть, начнет стабильно клевать? — подумал я. — Ведь другие же ловят!». И действительно, почти все участники соревнования сидели и результативно рыбачили.

«Полосатый» клев

Я вновь опустил мормышку с мотылем. Она погрузилась на самое дно. Чуть-чуть пошевелил кивком, заставляя приманку на глубине тоже подергиваться. Результата все не было. Тогда я оторвал мормышку от дна и подтянул на 10 сантиметров. Остановил подъем и вновь поиграл снастью, работая только одной кистью. Эх… опять не клюнуло.

Приподнял еще повыше и опять легким движением руки заставил приманку вибрировать. И тут, наконец, сторожок дернулся и согнулся. Моя кисть ощутила этот рывок. Руки сразу отреагировали, выполнив подсечку. На лед вылетел «матросик», который на вид весил около 150 граммов. «Вот бы таких с десяток!» — подумал я.

Посмотрел на Андрея. Он тоже вытаскивал добычу из воды. Я снял очередного окуня с крючка, поправил мотыля и мормышку вновь бросил в лунку. Увидел, как леска уходила в воду. Но уже в паре метров вдруг замерла на месте.

«Зацеп, наверное? — мелькнула у меня мысль. — Хотя мормышка довольно-таки тяжелая. И вокруг чисто. Цепляться ей не за что!». Дернул рукой прямо за леску и почувствовал, что на крючке что-то есть! И действительно, новый полосатик тоже граммов на 150 запрыгал по льду.

Кто ищет, тот всегда найдет!

«Значит, рыба вверху, — сообразил я. — Нужно укоротить леску». Так и поступил. Начал опускать ее в воду и остановился где-то в полуметре от дна. Стал поднимать приманку, обеспечивая привычную игру движениями кисти. И вновь удар — очередной успех!

Вообще-то окунь клюет, как правило, на подъем. Опустишь мормышку до дна, а потом тянешь вверх, потрясывая сторожком. Пройдешь сантиметров 20, делаешь остановку. Ждешь секунду, две и снова поднимаешь. И вот, когда так действуешь, полосатик обычно реагируют.

Иногда окунь вдруг и на спуске начинает брать. Попробовал эту тактику — снова мне улыбнулась удача. «Кто ищет, тот всегда найдет!» — подумал я, торжествуя.

Подошел судья, посмотрел на мой улов.

— Как дела у других? — спросил я.

— Так же! — получил ответ. — А кто-то и вообще еще ничего не поймал!

У нас же клев продолжался. Я вытащил одного за другим нескольких полосатиков. Потом внезапно возникла пауза. Увеличил длину лески на 30 сантиметров. И сразу же рыбка зацепилась на крючок. Как только сторожок показал, что мормышка висит на глубине, клев возобновился.

Причем я все это время оставался на одной точке, никуда не уходил. Андрей же не сидел на месте. Он постоянно курсировал между тремя лунками. И почти из каждой вытаскивал окуней.

Активный лов

Соревнование продолжалось до четырех часов дня. В 16.20 должно было состояться взвешивание. Потом всех ожидало подведение итогов. Я глянул на циферблат своего наручного «хронометра». Отметил, что уже час дня. «Как быстро летит время!» — только и успел подумать, вылавливая очередного окунька.

Прикинул, что уже штук 40 поймал. В сумме они должны были потянуть килограмма на три. «И это хорошо», — решил я. Попробовал ловить прямо со дна. Опустил мормышку вниз «до упора», затем приподнял на 5 сантиметров, пошевелил сторожком и… поклевка!

Тем временем часы показали два пополудни. Прошло еще минут 30. На активную рыбалку осталось менее полутора часов. Я бросился проверять другие лунки. В голове вертелась мысль: «Может, что-то покрупнее клюнет?!».

Но этот забег результата не принес. Я вновь вернулся на прежнее место. И был вознагражден! Прямо со дна вытянул окуня граммов на 300. «Вот бы побольше таких», — не оставляла меня надежда. Не успел подумать, как опять произошла поклевка. На лед выскочил «матросик» примерно того же размера.

Небывалая удача

Только начал опускать леску, как сторожок снова согнулся. Моя рука ощутила удар. Вытащил еще одного полосатика — тоже около 0,3 кг весом. «Видно, подошла стая», — решил я. Начал с максимально возможной скоростью освобождать крючок и раз за разом окунать снасть в лунку. Мои усилия с лихвой оправдались. Я насчитал семь поклевок и ровно столько красавцев уложил на льду. Они переливались на солнце всеми цветами радуги.

В очередной раз мормышка ушла под лед и достигла дна. Тишина. Чуть поиграл сторожком и опять опустил приманку. Еще раз поддернул, и тут же последовала резкая поклевка. Почувствовав рывок, я сделал мягкую подсечку. Понял, что рыба бьется у самого дна. Потащил ее наверх, перехватывая руками леску. И вот трофей оказался передо мной.

Я увидел, что это «матросик» на полкило, не меньше! Вначале даже не поверил своим глазам. Позвал напарника, показывая свою добычу:

— Посмотри!

— Ты рыбачь давай! — только отмахнулся Андрей.

И снова леска нырнула в лунка. Опять удача меня не подвела. Новая поклевка принесла еще одного окуня, весящего с половину килограмма. Я уж не знал, что и думать. Много где успел порыбачить за свою жизнь, но ни разу не видел, чтобы такие крупные полосатики цеплялись на крючок один за другом. И тут же вытащил третьего «матросика» подобного размера.

Гиганты на прощанье

Быстро посмотрел на часы и удостоверился, что еще минут 30 в моем распоряжении осталось. Сразу после этого произошла почти незаметная поклевка. Чуть ударило в сторожок, совсем тихо. «Наверное, мелочь», — подумал я.

В это же время кивок начал сгибаться. Плавно подсек и вновь удачно. По сопротивлению рыбы понял, что она еще крупнее. И правда, когда вытащил трофей, прикинул, что тот может потянуть почти на килограмм. Ко мне тут же подскочил Андрей.

— Опускай быстрей мормышку! — сказал он. — Может быть, еще одного такого красавца вытащим?!

И действительно, опять произошла поклевка. Второй килограммовый полосатик вылетел на лед.

— Пора заканчивать! — объявил мой напарник и принялся сворачивать свои снасти.

Я же на прощанье еще раз опустил удочку в воду. Оставалась надежда, что успею вытянуть очередную рыбку. Но все было тихо. Клев прекратился. Я собрал свой улов в пакет. Получилось очень прилично. «Ну что ж, и за это спасибо», — подумал я.

Подведение итогов

Мы с Андреем пошли на взвешивание. И тут выяснилось, что в тройку призеров соревнования по зимней рыбной ловле, к сожалению, никто из нас не попал. Мне не хватило всего лишь одного окунька граммов на 100. У моего напарника оказался примерно такой же результат.

Но, когда я показал главному судье мои трофеи, он ахнул и сказал, обращаясь ко всем участникам:

— Идите посмотрите, у Михалыча окуней!

Все обступили меня, шумно обсуждая добычу. Потом мне вручили приз за самую крупную рыбу, пойманную на соревнованиях. Был еще один удильщик, который поймал одного «матросика» граммов на 700. А два моих последних полосатика оказались по 0,9 кг каждый!

Все участники соревнования остались довольны. Они наловили достаточно рыбы — не стыдно было возвращаться с озера. Но история на этом еще не закончилась…

Злоключения окуней

Через некоторое время среди удильщиков-любителей в Челябинске пошли разговоры о том, что кто-то очень умный решил на Треустане разводить промысловую рыбу. А для этого требовалось избавиться от всего окуня. И как можно было подобное проделать? Выход быстро нашелся.

Где-то за рубежом придумали капли, которые следовало добавить в воду, чтобы все полосатики легли на дно и уже не всплыли. Замысел, видимо, быстро осуществили. Хотя я даже не представляю, сколько потребовалось этого вещества, если учесть объем воды в озере. Напомню, что в длину оно было с десяток километров и в ширину три. А средняя глубина составляла около 2,5 м. Не знаю, зарыбляли ли потом Треустан ценными промысловыми породами.

Ничего не подозревая об этих событиях, мы на следующую зиму поехали на озеро. Подождали, пока окрепнет лед, и решили порыбачить по старой памяти. Первые сомнения у нас появились еще по дороге, которая почему-то выглядела совсем мало наезженной. А когда мы достигли Треустана, то оказались поражены полным отсутствием удильщиков!

В прошлую зиму народу было так много, что не все могли найти хорошее место для стоянки автомобиля. Сейчас же лед выглядел абсолютно пустым. Но мы решили, что, раз уж приехали, надо попытаться половить. Подошли примерно к тому сектору, где я год назад вытаскивал из воды крупных окуней. Просверлили лунки, сели рыбачить. Ответом нам была полная тишина.

Мы пробовали ловить на мотыля, на мормыша, экспериментировали с блеснами. Даже попытали счастья с «балдой» и балансиром. Но все было бесполезно. Потом к нам подъехал еще один рыбак, молча постоял и посмотрел на наши мучения. А затем сообщил, что окуня, видать, действительно извели. Мы выслушали компетентные объяснения незнакомца и поехали восвояси.

Возрождение водоема

С тех пор я года на три оставил Треустан в покое. Но вот однажды позвонил мой знакомый Миша Шуманский. Он предложил съездить на рыбалку на это озеро. Поделился новостью, что там начал активно клевать окунь.

— Ну что же, значит, поехали! — согласился я.

На Треустане оказалась прежняя обстановка, как в те времена, когда полосатика было навалом. Шуманский и его приятель ушли на другой берег к острову. А я остался на льду неподалеку от машины. Отошел от берега метров на 200, просверлил три лунки, подкормил их и сел рыбачить.

Наверное, с целый час поклевок не было. Я терпеливо ждал, надеясь на результат. И мои чаяния оправдались! Рыба стала хорошо ловиться. Окунь был помельче прежнего — примерно граммов по 100 каждая особь, но клевал азартно. Вскоре мне позвонил Миша и сказал, что и у них все прекрасно. Клев тоже был очень сильный. Через некоторое время мы закончили рыбалку и довольные уехали домой.

А я порадовался за озеро, за то, что оно пришло в себя. Было здорово, что не удалось вывести полосатика. Меня восхищало, что Треустан оказался победителем в этой настоящей борьбе. Озеро доказало, что оно продолжает свою жизнь таким, как его создала природа. Я также радовался за тех удильщиков, которые сидели рядом со мной и рыбачили.

И сейчас Треустан предстает перед поклонниками лова во всей красе. Сотни любителей рыбалки посещают его и зимой, и летом, получая истинное удовольствие от такого активного отдыха. Живи на здоровье, любимое озеро! Радуй нас своим окунем, теплыми рыбацкими кострами и красивыми зорями! Оставайся тут вечно! И пусть на твоих берегах будет счастлив каждый удильщик!