Подарок зимы

ушастый зверек

Есть старая поговорка: сколько людей — столько и мнений. Наверно, это так и есть. У каждого из нас свое видение происходящего в мире, в семье… во всем. Недавно я побывал на охоте в своем родном Тисульском районе. В этих краях не появлялся уже два года…

Словно в другом мире

Приехал я в Тисуль в начале января нынешнего года. Честно говоря, очень люблю зиму, даже немного больше, чем лето. Многие, вероятно, скажут: «А что в ней хорошего?.. Холод, ветер, снег… Куда ни глянь — все замерзло, иней. Брр! Даже на улицу выходить не хочется…».

Но… Если взять лыжи, ружье, необходимые для охоты документы, собрать рюкзак, тепло одеться, сесть на снегоход и уехать в лес, в тайгу, то… словно попадаешь в другой мир. Хорошо хотя бы на сутки отправиться туда, куда не добрался еще Интернет, где люди живут обычной жизнью, а не телевизионными сплетнями…

Так я и сделал в начале этого года… Только сел не на снегоход, а на рейсовый автобус и уехал в Старый Берикуль. Это поселок в тайге в 36 километрах от районного центра. С 20-х годов XIX века и до 1990-х здесь добывали золото в промышленных масштабах.

Когда я приехал на старый рудник, погода стояла отличная, из-за слабого ветра было немного морозно. Почуяв меня, все окрестные собаки решили дружно «поздороваться». Неподалеку на горе работала пилорама, куда-то шли по дороге несколько женщин, а в центре поселка пятеро мужиков закупали продукты в местном магазине.

Это были трудяги с прииска из здешней артели. Золото у нас ищут круглый год, зимой и летом. Работа каторжная, но… другой здесь нет. Теперь это обычная жизнь полузаброшенного таежного поселка…

Сам Берикуль со всех сторон зажат горами. Улицы частью лежат на дне V-образной долины. Некоторые дома стоят на склонах горы. Через весь поселок тянется главная улица, а параллельно дороге течет неширокая мелкая речка — Мокрый Берикуль. Раньше через нее были перекинуты с десяток мостов, а сейчас осталось только три. Я перебрался на другой берег около бывшей конторы рудника, надел лыжи и начал подниматься в гору.

Тут пришлось немного попыхтеть, но оно того стоило. Вид с вершины горы потрясающий! Вокруг — ели, пихты, сверкающий снег и чистейший воздух! Это, конечно, совсем не то, что городской смог в крупных мегаполисах, когда и сам не поймешь, чем дышишь…

Внизу под горой весь Старый Берикуль, как на ладони! Ощущение, будто попал в другой мир! Стоит только некоторое время просто стоять, смотреть и чувствовать, как это место становится частью тебя!

По следам обитателей тайги

Немного отдохнув после подъема, я пошел по горе в сторону высоковольтной линии. Она тянется от Старого Берикуля до поселка Макаровский, что находится на берегу Кии. Вдоль линии для обслуживания ЛЭП проложена просека, на которую часто выбираются звери. Я тоже решил пройтись по ней и посмотреть заячьи следы.

Подходя к просеке, вначале заметил старые признаки активности лисиц. За первые полтора часа насчитал 11 ямок, оставшихся после мышкования рыжих плутовок. Также несколько раз по пути мне встретились «козьи тропы».

Дальше меня ждали три ущелья, очень красивых и глубоких. Немного не дойдя до первого из них, я заметил в стороне между деревьями довольно свежий след. Подумал, что это опять лисица пробежала, но, подойдя к нему поближе, понял, что ошибался. Совсем незадолго до меня тут прошли два волка.

Из любопытства я решил пойти за ними и посмотреть, куда они направились. Серые хищники добрались до первого ущелья и, не спускаясь вниз, свернули с просеки и скрылись в кустах. Волки двигались по следам косуль, и я оставил зверей в покое, сел недалеко от обрыва на бревно, чтобы отдохнуть и попить кофе. Зайцев, к сожалению, пока нигде не встретил.

Но тут меня ждал сюрприз! Пока наслаждался ароматом кофе, загляделся на склоны соседней горы и вдруг краем глаза заметил очень быстрое движение на краю ущелья! Как будто снег пошевелился. Не двигаясь, стал всматриваться в то место и вдруг понял, что вижу… заячьи уши! Представляете?!. Полдня проходил и, кроме следов, ничего не обнаружил, и, наконец, такая удача!

Руки сами, автоматически, очень медленно подтянули ружье на колени, а глаза следили за краем обрыва. Уши «косого» тоже больше не двигались, замерли в ожидании… Тогда я подумал: «Раз он не убегает, то надо попробовать достать фотоаппарат. Возможно, удастся сделать хороший снимок…».

Пока полез в карман, отвлекся на секунду, а когда снова посмотрел вперед, то ушей уже не было… Сразу пришло в голову, что заяц успел сбежать!.. Но вскоре выяснилось, что я ошибался.

«Косой» выскочил чуть в стороне от своего укрытия, сел прямо напротив меня (правда, между нами было несколько десятков метров) и… замер. Поскольку фотоаппарат был у меня уже в руках, я сразу «щелкнул».

Ушастый зверек не придал этому никакого значения, просто сидел и смотрел на меня. То ли он еще никогда не оказывался так близко к человеку, то ли был очень любопытным. Это его и погубило… А у меня в рюкзаке появился первый трофей.

Прогулка на лыжах по живописным местам

Чтобы опомниться и прийти в себя после неожиданной встречи с «косым», я решил еще немного посидеть и попить кофе. Передохнув, начал собираться, чтобы идти дальше. Рюкзак теперь казался более увесистым, но эта тяжесть была не в тягость.

В ущелье я спускаться не стал, обошел его по склону горы. Настроение было великолепное, погода радовала. День выдался ясный, но немного морозный. Все-таки зима — прекрасное время года!

Еще через два с лишним часа подошел ко второму ущелью. Оно было самым большим из трех и наиболее красивым. Осенью здесь очень живописно: пихты, кедры, ели перемешаны с кустами кислицы, малины, рябины. Все это горит на солнце, как пожар! Со стороны ущелье выглядит в такие моменты, как самая яркая картина!

Зимой это место покрыто глубокими снегами, в которые взрослый мужчина провалится по пояс. А на дне ущелья, если снимешь лыжи, то уйдешь в сугробы с головой!

В теплое время тут течет ручей Макарачек, впадающий в реку Кия в нескольких километрах отсюда. На дне его много больших камней, и надо быть осторожным, когда переходишь ущелье поперек. Однажды летом у меня ушло около двух часов на то, чтобы преодолеть путь от одного склона до другого. Сегодня же я решил просто обойти это ущелье, как и первое. Не видел смысла спускаться вниз.

Дальше мне стали чаще попадаться «козьи» и лисьи следы. Косули направлялись в основном в сторону Кии, а рыжие плутовки кружили по просеке и склону горы. Подходя к Макараку, я надеялся увидеть заячьи петли и малики, но увы… Здесь были лишь старые наполовину занесенные следы.

Судя по количеству снегоходных «трасс», было понятно: местные беляки знали повадки людей, как свои собственные. Лишь единственный из ушастых зверьков отличался от своих сородичей, но… он уже лежал у меня в рюкзаке.

Дойдя почти до Макарака, я сошел с просеки и стал спускаться с гор вниз к реке. В одном месте наткнулся на делянку. Видимо, кто-то из окрестных жителей решил подзаработать на лесе, не отходя далеко от дома.

Незабываемое зрелище

Место все равно было красивое, и я достал фотоаппарат. Подойдя ближе к делянке, щелкнул затвором и увидел… как из кустов около нижних бревен поднялась со снега… рысь! Раньше мне никогда не доводилось встречаться с ней в живую.

Но это и неудивительно, ведь рысь — один из самых скрытных диких зверей нашей тайги. Многие ли видели своими глазами эту хищницу в природе, на свободе? Думаю, что единицы. Даже большинство профессиональных охотников ни разу в жизни не сталкивались с рысью в угодьях…

Автоматически, ни о чем не думая, я снова сделал кадр, постаравшись поймать в объектив грациозного зверя. Про ружье даже не вспомнил… Так мы стояли и смотрели друг на друга с полминуты, и никто из нас не двигался. Потом она заскочила за кусты, где лежала, и ушла в тайгу. А я подошел к бревнам, сбросил рюкзак, сел и перевел дыхание.

Пока восстанавливал силы, меня посетила вот какая мысль. Сегодня у многих есть снегоходы, квадроциклы, различные технические «самоделки», карабины с прицелами. Все поля, пригорки, зимние болота и окрестные леса изъезжены вдоль и поперек, но самая обычная история после этих охот у семи, а то и восьми человек из десяти: исколесили всю округу, заглянули под каждый куст, проверили околки, но… ничего не нашли, даже не видели. И так повторяется из раза в раз.

Совсем другое дело, когда человек приходит в лес не хозяином, а гостем, не пытается устанавливать свои правила, просто наблюдает и слушает, как живет тайга, то все меняется. Когда сидишь на упавшем дереве, можно за один день увидеть больше, чем с «седла» снегохода, на котором гоняешь половину зимы! Понимание такой простой вещи должно прийти к человеку, научить этому невозможно…

Уже темнело, и надо было выходить в поселок. Ночевать в тайге я в этот раз не собирался. Когда добрался до Макарака, уже сгустились сумерки, но мне повезло: остановилась попутка, и не пришлось звонить брату и просить его встретить меня на машине. Через час я уже был дома.

Вот такие незабываемые дни дарит нам иногда зимняя Природа. Пусть они почаще бывают в жизни каждого из нас. Попробуйте — оно того стоит!