В последний месяц весны

Охотники не успевают толком насладиться зимним промыслом, а рыбаки — отвести душу в азартном подледном лове, и вот на пороге уже новый сезон. Активно наступает весна, на севере страны «панцирь» на водоемах становится все тоньше и опаснее, в некоторых регионах реки выходят из берегов… Значит, приходит пора менять одни снасти на другие, ведь увлечение у нас, у рыбаков и охотников, продолжается круглый год. Одновременно с обновлением снаряжения пора задуматься и о своей технике.

Место лыж занимают болотные сапоги, а преемником короткой удочки становится спиннинг. «Железные кони», которые не подводили нас весь зимний период, сейчас стоят и ждут своего часа, когда мы обратим на них внимание. Уделить им время необходимо.

Транспортные средства с гусеницами

Специализированная техника хорошо служит в собственный сезон. Например, вот замер снегоход, готовый уехать в гараж до наступления очередной зимы. Но, прежде чем отправить транспорт на отдых, стоит прочистить все трущиеся детали подвески и гусеницы, а также смазать изнашивающиеся механизмы. Зарядить аккумулятор, предварительно отключив его от бортовой сети снегохода. Проверить проводку и протянуть все соединения.

Лишь после того, как все эти технические операции проделаны, «железного коня» можно зачехлить и оставить отдыхать до новых холодов. Зимой он вновь будет служить верой и правдой, помогая быстро добраться к месту охоты или добычи рыбы.

Однако «гусеничная техника», которая используется в период морозов, не ограничивается снегоходами. Есть же еще и мотобуксировщики. Они тоже выручают рыболовов и охотников, когда необходимо преодолеть заснеженное расстояние до места промысла, а после добычи вывезти добытые трофеи до лагеря или дома.

Многие модели «мотособак» ближе к концу весны также приходится отправлять на консервацию. Но перед этим стоит проверить все узлы и агрегаты. Самое пристальное внимание нужно уделить подвеске и гусенице аппарата. Как и у снегохода, это одно из проблемных мест.

Проверьте состояние подвески в целом и отдельных ее частей. А гусеницу осмотрите и убедитесь, что нет надрывов или других повреждений. Если вы неожиданно узнаете о поломке посреди бескрайних зимних просторов, то вряд ли это добавит вам радости, особенно когда придется чинить аппарат, ежась от холода на пронизывающем ветру.

Своевременная проверка снизит риск появления такой проблемы. Если в апреле или мае обнаружите какую-то неисправность, то у вас будет впереди целое лето на то, чтобы найти нужную запчасть и произвести ремонт.

Конечно, не все мотобуксировщики нужно отправлять на покой до зимы. Есть и такие модели, которые готовы поработать и весной, и даже летом. Речь идет о «мотособаках» с катковой подвеской. Они спроектированы для эксплуатации в любой сезон. Разумеется, в теплое время износ гусеницы будет выше, чем зимой, да и ресурс подвески тоже уменьшится, но использовать буксировщик все же можно.

Техника на время распутицы

Весной наступает такой период, когда снег уже в целом сошел и ледоход на водоемах начался, но до конца еще не освободил воду от «панциря». А тропы и дорожки до места лова или угодий «развезло» распутицей так, что можно оставить в грязи даже болотные сапоги. Тут рыбаков и охотников на пернатую дичь выручит другая техника. И вот на «сцену» выступают квадроциклы, болотоходы и каракаты.

«Четырехколесные байки» хороши своей скоростью и маневренностью. Но, прежде чем отправляться в путь, стоит проверить транспорт: убедиться, что аккумулятор заряжен, а давление в шинах держится на нужном уровне. Также нельзя забывать о состоянии подвески.

Кроме того, нужно глянуть: все ли в порядке с охлаждением двигателя? У некоторых моделей оно жидкостное, а у других — воздушное. Квадроцикл используется в межсезонную распутицу, поэтому грязь может забрызгать все элементы — снизу доверху. Если в результате окажется ограничен доступ воздуха, то мотору это совсем не понравится. Так что следите за чистотой своего агрегата…

Итак, зимний снег уже сошел, но земля еще твердая. Квадроцикл прекрасно работает в этот период, легко преодолевая как небольшие участки грязи, так и начинающуюся распутицу. Однако ситуация постепенно меняется. Солнце начинает припекать сильнее, дневная температура ползет вверх, а сильных заморозков уже и ночью не дождешься.

Иногда почва раскисает до такой степени, что даже квадроцикл с мощными шинами и грунтозацепами не справляется и вязнет в весенней грязи. На этот раз ответ даст болотоход. Подобная техника выпускается и российскими компаниями, и зарубежными. Каждый производитель стремится доказать надежность своей продукции, убедить потенциальных покупателей, что все сделано на совесть.

Проверку для болотоходов устраивают обычно в весенний или осенний период, когда грязь и слякоть повсюду и повсеместно. Однако для шин на низком давлении это не препятствие. Они способны преодолеть не только жидкое месиво и раскисшую глину, но и небольшие топи и разлившиеся водоемы, перед которыми остановятся квадроциклы и подготовленные внедорожники.

Высокой проходимостью обладают и каракаты. Нередко такой транспорт на шинах низкого давления самостоятельно собирают энтузиасты, которым нужна недорогая техника для работы в сложных условиях. Конструкция и компоновка сидячих мест и двигателя позволяют рыбакам и охотникам с комфортом добираться до выбранного для промысла участка, а затем возвращаться с грузом домой или на базу.

Но даже у проверенного «танка» могут быть поломки. Порой эти неприятности, как нарочно, поджидают в самых неподходящих местах — посреди топи или большого участка грязи. Чтобы такого «счастья» с вами не случилось, лучше всего заранее проверить свой болотоход или каракат.

Пристальное внимание нужно обратить как на шины низкого давления, так и на все детали подвески. Непредвиденный камень или коряга способны повредить какой-либо из узлов, а вы это не заметите, если не будете осматривать технику перед началом сезона активной эксплуатации. Не помешает также проверить двигатель и другие агрегаты. Если за транспортом не следить и не ухаживать за ним, то он запросто может подвести вас в самое неподходящее время.

Забота о мотоледобурах

Зимой «панцирь» на водоемах был только в радость «пингвинам». Они после первых сильных морозов с энтузиазмом выбегали на лед. Затем его толщина все возрастала, и вот в ход пошли мотобуры. Но с наступлением весны эта техника отправляется на отдых.

Что можно сделать до того, как убрать мотобур в сарай? Прежде всего — позаботиться о ножах, если, конечно, не собираетесь заменить их к следующему сезону, как поступают некоторые из владельцев.

Предположим, что у вас в планах нет таких расходов. Значит, придется приложить немного усилий: снять ножи, вытереть их насухо и смазать либо литолом, либо жиром. А затем убрать в коробку до нового сезона. Тогда ножи прослужат как минимум еще один сезон.

Сами же мотобуры требуют такого же внимания, как и другая техника. Если ею не заниматься, не реагировать на появляющиеся тревожные симптомы, то она в какой-то момент просто перестает работать. Тут уж придется заниматься ремонтом, который может «влететь в копеечку».

Все соединения лучше заблаговременно проверять как весной, после окончания сезона, так и осенью. Проводку и топливную систему также стоит инспектировать. Если заметите протечки или начинающиеся обрывы, то сразу же меняйте и ремонтируйте. Лишь та техника, за которой следят, будет служить своему хозяину долго и качественно.

Перед сезоном навигации

Весна — в разгаре, вскрывшийся лед освобождает водоемы, которые были скованы всю зиму. Слышны треск и грохот на реках и озерах, показалась открытая вода. Как ловить в таких условиях? На лед уже не выйдешь: его просто нет. Но не существует ситуации, из которой предприимчивый рыбак не нашел бы выход.

И вот уже снимаются чехлы с дюралевых лодок и ПВХ. Первые плавсредства появляются на еще холодных водоемах. Разумеется, не нужно забрасывать снасти с борта, если такие действия в вашем регионе запрещены в период нерестовых ограничений. Лучше подождать, пока завершится «месячник по охране рыбных запасов».

Каждый владелец моторки знает, какой проблемой может стать внезапно заглохший на реке двигатель. Поэтому нужно проверить его заранее — до спуска на воду. Также необходимо убедиться, что с зажиганием все в порядке и топливная система исправна.

Деревянные лодки имеют свои нюансы эксплуатации. До начала сезона навигации следует проинспектировать все швы и стыки на наличие протечки.

Лодки ПВХ также требуют внимания. По причине естественного износа материала или из-за неправильных условий хранения швы могут ссыхаться и начать пропускать воздух. Можно самим заняться починкой. Благо, сейчас есть магазины, в которых представлен большой ассортимент ремонтных комплектов.

Но если поблизости имеются надежные фирмы, специализирующиеся на обслуживании лодок ПВХ, то лучше доверить эту работу профессионалам. Там же можно усилить защиту корпуса и днища вашего плавсредства.

Подготовленные внедорожники

Весенняя грязь и половодье, затапливающее прибрежные территории, осложняют рыболовам доступ к водоемам, а охотникам — к заветным угодьям. Привычные маршруты становятся «непролазными» для обычных машин.

Зато там могут пройти подготовленные внедорожники. У таких автомобилей, как правило, широкие колеса с хорошими грунтозацепами, шнорхель для преодоления водоемов, защита электропроводки от замыкания на случай попадания влаги, лебедка для вытаскивания «танка» из топи и т.д.

Это не обязательно УАЗы или «Нивы», хотя многим любителям активного отдыха на природе нравятся именно отечественные неприхотливые марки. Неплохой проходимостью отличаются и иностранные машины с полным приводом — например, «Лэнд Крузер Прадо» (Toyota Land Cruiser Prado) 70-й серии, «Ниссан Террано» (Nissan Terrano) в кузове W21, «Митсубиси Паджеро» (Mitsubishi Pajero) и другие подобные автомобили.

Есть и «супер-монстры внедорожья» с колесной формулой 6х6. Они обычно не выпускаются серийно миллионными партиями, поскольку спрос на такой специфичный транспорт не очень высок. Зато эта техника обеспечивает грандиозную проходимость, причем почти в любую погоду весной, летом, осенью или зимой.

Автомобили с шестью ведущими колесами производятся как за рубежом, так и в России. Но все же таких транспортных средств очень мало. Некоторые энтузиасты сами собирают подобную технику. Мне как-то довелось увидеть машину на основе «Нивы», но с колесной формулой 6х6. Этот автомобиль сконструировали новосибирские любители…

Конечно, любая техника имеет свои плюсы и минусы в тех или иных условиях эксплуатации. Там, где пасует одна разновидность транспорта, другая может выиграть… и наоборот. Абсолютно универсальных вариантов для любителей охоты и рыбалки нет. Но есть одно общее правило. Любую технику нужно содержать в чистоте и исправном состоянии, тогда она не подведет.

Всем рыболовам и охотникам хорошего весеннего сезона!

Виктор Иванов, Республика Хакасия

Голосов еще нет