Болотоходы для Сибири

выбор болотохода

В межсезонье и рыбакам, и охотникам иногда можно лишь посочувствовать. С погодой сейчас угадать очень сложно. Порой отправляешься в свои угодья по хорошей дороге, а возвращаться обратно приходится уже на буксире, поскольку путь ливнями размоет так, что он превращается просто в болото.

Иногда бывает и другая ситуация. Например, с утра подмораживает, и покрытие грунтовки становится твердым, почти как асфальт. А днем пригреет солнышко, потеплеет, чуть оттает земля… и дорога, совсем недавно создававшая впечатление надежной, кажется уже непролазной топью.

Ну а если планируется поездка на болото за дичью? Тут уж не только импортные «паркетники», но и отечественные «Нива» и «уазик», знаменитые вот уже с полвека своей проходимостью, неизменным дизайном и спартанским уровнем комфорта, не помогут.

Так что же делать? Отказаться от намеченной охоты, с которой связывалось столько ожиданий? Нет! Можно рассмотреть возможность добраться до места назначения на другом транспорте — например, на болотоходе. Это обычно недорогая и довольно надежная техника, простая в конструкции с минимальным количеством электроники.

Преимущества и недостатки

В большинстве случаев болотоходы выпускаются на шинах низкого давления, которые еще именуют пневматиками. Такой транспорт, как правило, неприхотлив и легок в обслуживании. При этом может развивать относительно неплохую скорость.

На асфальте болотоходу будет, конечно, непросто состязаться с гоночным болидом, да и просто с обычной машиной, адаптированной для городских условий, зато на пересеченной местности конкурентов почти не найти. А возможность преодолевать бездорожье как и раз и является одним из главных требований, которые большинство охотников и рыболовов озвучивают при выборе транспорта.

Благодаря шинам низкого давления болотоходы могут похвастаться отличным сцеплением с грунтом. При этом они практически не заминают растительный покров, не выдергивают траву с корнями, не продавливают глубокой колеи и способны двигаться почти по любым неровным поверхностям. Лучше всего болотоходы себя чувствуют, конечно, в топкой местности, где иногда попадаются участки открытой воды.

Если на пути встретится небольшая речушка или озерцо, то данный вид техники преодолеет препятствие без особых трудностей. Даже мелкие деревца и заросли, от которых водителю не удалось отвернуть, не станут серьезной проблемой. Огромные мягкие колеса настолько деликатно «перемахнут» через растительность, что пассажиры могут этого даже не заметить.

Нередко такая техника используется в поисковых и спасательных операциях. Известны случаи, когда лесники на болотоходах выручали заблудившихся грибников и охотников, которые забирались в густую чащу или в топь и уже не могли сами двигаться дальше.

В подобных ситуациях очень важно как можно скорее доехать до попавших в беду людей. Зачастую приходится не обращать внимания на мелкие препятствия и катить почти по прямой, не отклоняясь от проложенного маршрута, чтобы выбраться точно к потерявшимся любителям прогулок в лесу.

Когда я только начал приобщаться к охоте и рыбалке, знакомый лесник поделился со мной историей, как когда-то спас грибника. Тот устроился на твердой кочке посреди трясины и каким-то чудом сумел дозвониться до поисковой службы. В качестве ориентира мужик указал здоровенный дуб, макушку которого видел.

Спасатели выяснили, что ближе всего к месту происшествия находится как раз лесник. Его попросили подъехать и посмотреть, можно ли что-то сделать. Тут и пригодился болотоход, который позволил быстро достичь указанных координат. Заблудившегося грибника вскоре доставили на базу и оказали необходимую помощь…

Кузов у большинства моделей этой техники очень прочный, способный выдержать серьезные нагрузки. Если все узлы исправны, двигатель надежен и аккумулятор заряжен, то болотоход может работать в широчайшем спектре температур: в сильный холод нормально заведется и не замерзнет, а в условиях экстремальной жары не должен перегреться.

Единственный недостаток, который я бы отметил, — это весьма высокий расход топлива. А ведь горючее сейчас стоит немало, и цена его, думается, будет только расти… Тем не менее рыбаки и охотники интересуются болотоходами, спрос на них приличный…

Перед поездкой

Теперь давайте поговорим о том, как подготовить транспорт к путешествию. Болотоход — тоже машина, которой требуется топливо в баке, масло в моторе, охлаждающая и тормозная жидкости и многое другое. Перед стартом обязательно проверьте все системы досконально, чтобы не столкнуться с непредвиденной поломкой в какой-нибудь глухой чаще или посредине трясины, откуда непросто будет выбраться.

Желательно заблаговременно получить информацию о местности, в которую думаете отправиться. Можно пообщаться с «аборигенами», если имеются знакомые в тех краях. В крайнем случае есть вариант попробовать связаться с кем-то из работающих там егерей и лесников. Благо, что мобильные телефоны сейчас у каждого, а контактные номера соответствующих специалистов иногда указываются в Интернете.

Хорошо бы заранее выяснить, какая ждет местность: гористая с камнями и резкими перепадами высот, лесная с непролазными чащами или болотистая с обилием воды. В последнем случае рекомендую уделить внимание еще и герметизации проводки, чтобы «протечка» не привела к короткому замыканию и выходу техники из строя.

Что же нужно проверить перед поездкой? Да по сути-то все! Начать можно с топлива, прикинуть, сколько болотоход «кушает» на 100 километров пути по сложной местности. Соответственно, нужно залить столько горючего, чтобы хватило с избытком на дорогу туда и обратно.

Разумеется, заправлять технику следует только тем видом топлива, которое рекомендует завод-изготовитель болотохода. Если двигатель работает на бензине, то необходимо смотреть, чтобы октановое число было правильное — 92 или 95.

И еще обязательно нужен запас горючего — как минимум 20% от объема бака, но желательно больше. Ну и на всякий случай можно прихватить сверх того дополнительно хотя бы одну канистру с топливом, ведь вдали от цивилизации никакой заправки не будет точно.

Перед выездом непременно проверьте в двигателе уровень масла. Всегда вовремя меняйте его, чтобы избежать серьезных поломок. Не экономьте на мелочах, иначе это может вылиться в приличные проблемы, требующие дорогостоящего ремонта!

Проверьте наличие тормозной жидкости. Если ее вдруг стало заметно меньше, то, вероятно, где-то в системе есть неисправность, из-за которой происходит утечка. Такие нарушения нужно обязательно устранять.

Обязательно обратите внимание на колеса. Давление в шинах желательно начать проверять за несколько дней до старта. Если оно падает — значит, где-то есть прокол, и, следовательно, необходим ремонт. Как и у автомобиля, шины у болотохода — весьма уязвимое место, и пробить их довольно легко… А на спущенном колесе далеко не уедешь.

Непременно убедитесь в исправности осветительных приборов. Как правило, это мощные 12-вольтовые фары. Они обязательно должны быть герметичными. Если внутрь попадет вода, то лампа перегорит. Тут следует проявить особое внимание. Ведь бывали случаи, когда при движении уже в темноте по сырой местности или в дождь фары вдруг выключались. Это очень опасная ситуация.

Потребности и возможности

Когда задумываетесь о выборе болотохода, прикиньте заранее, насколько часто и активно будете его использовать. Если вы заядлый рыбак и охотник и действительно регулярно отправляетесь в труднодоступные места, то советую купить технику со всеми ведущими колесами.

Тем, кто покупает транспорт для редких «покатушек» на пикник к озеру, можно рекомендовать модель с приводом только на одну ось. Зачем платить больше, если использоваться та или иная опция просто не будет?

То же самое можно сказать и про вместимость. Если вы обычно выбираетесь на охоту или рыбалку в одиночестве или с четвероногим другом, то есть ли смысл покупать большой и дорогой болотоход? Возможно, вам лучше подойдет компактная модель, рассчитанная на перевозку пары человек?

Если же вы предпочитаете устраивать вылазки на охоту или рыбалку большой дружной компанией, то и при выборе болотохода ищите вариант, чтобы количество пассажирских мест было соответствующим.

По поводу грузоподъемности тоже не помешает подумать. Налегке собираетесь путешествовать без приятелей или будете возить с собой группу знакомых, захватив не только все необходимое снаряжение, но и массу не совсем нужных вещей?

Перегруз болотохода негативно скажется на всех агрегатах, и на силовой установке, и на двигателе, и на подвеске… А если планируете ездить налегке, то, опять же, зачем переплачивать и покупать более серьезную, мощную и дорогую технику?

Сергей Серый, Омская область

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий