Поездка за тайной

Большой улов рыбы

Про это озеро я еще в детстве слышал много разных рассказов от деда и отца, заядлых рыбаков и охотников-профессионалов. Молва о загадочных событиях, происходивших на водоеме, передавалась из уст в уста…

В долгие зимние вечера мужики собирались у нас в доме скоротать время за беседой. Я часто получал от родителей задание нащипать лучины, так как электричества тогда в деревне еще не было, а керосин в послевоенные годы в сельмаг привозили не всегда. Выбирал сухое полено с прямыми волокнами, чтобы хорошо кололось, и брал в руки большой молоток.

Мне тогда не хватало силенок, чтобы отделить щепки ножом. Однако уже через полчаса от полена ничего не оставалось, кроме лучин. Кстати, от этого слова произошло и традиционное название одного из способов добычи рыбы. В старинные времена ее «лучили» — привлекали светом щепок, которые ночью зажигали на носу лодки…

И вот мы, малышня, забравшись на русскую печку, старались не пропустить ни одного слова из рассказов о том, что в озере якобы обитает огромный змей, который охотится на рыболовов. Дескать, даже зимой некоторые удильщики слышали, как он проламывает лед. А какие-то люди утверждали, что их знакомые видели в тумане большое существо, которое било по воде хвостом.

Легендарный водоем

…С тех пор прошли десятилетия. Как-то в начале марта со мной связались два брата — Олег и Виталий Никитины. Оба — заядлые рыбаки, которые за теми же карасями могут проехать 500 километров. Братья пригласили меня на подледный лов на это озеро. По величине оно считается вторым в Сибири, его превосходит только Таймырское. Конечно, это озеро Чаны.

Водоем располагается на территории пяти районов Новосибирской области: Здвинского, Барабинского, Чановского, Купинского и Чистоозерного. Согласно легенде, свое название озеро получило еще в старину. У тюркоязычных народов, живших в те времена в этой местности, слово «чан» относилось к сосуду больших размеров.

По мнению ученых, озеро появилось на завершающем этапе последней ледниковой эпохи — примерно от 13 до 10 тысяч лет назад. Вот с какой древностью нам предстояло познакомиться!

Площадь водоема не постоянна. Идет значительное его уменьшение. Если в конце XVIII века озеро занимало около 12 тысяч кв. км, то к 60-м годам ХХ столетия уменьшилось в разы — до двух тысяч квадратных километров.

Долгое время на живописных берегах Чанов не было крупных поселений. Озеро изобилует островами, и вот на одном из них, Медвежьем, только в XVIII веке обосновались рыбаки, но уже через несколько лет покинули деревеньку. Такая же судьба постигла поселок, появившийся на полуострове Темный.

В Новосибирске есть улица, названная в честь знаменитого ученого-энциклопедиста, географа Петера Симона Палласа. Он в XVIII столетии совершил поездку на Чаны и назвал возможную причину ухода рыбаков. Жителей поселка якобы напугала огромная змея, которая вроде как живет в озере, ломает лодки и рвет снасти…

Утомительная дорога

За обсуждением этой темы мы и преодолели более 400 километров, следуя к водоему. Я на озеро ехал впервые, наслушавшись рассказов о больших уловах рыбы в любое время. Дескать, даже в любое бесклевье на Чанах всегда можно поймать своего окуня.

Из Новосибирска мы двинулись по омской трассе через Коченево, Чулым, Каргат до Барабинска. От него повернули налево к озеру. Нашим конечным пунктом была деревня Квашнино, входящая в состав Зюзинского сельсовета.

Зимой и в начале весны дорога для езды тяжелая и однообразная. Тем более что мы путешествовали на «Газели». Из Новосибирска отправились в 10 вечера и пробыли в пути около 8 часов. На озеро приехали почти в 6 утра.

У Квашнино залив уже был густо усеян рыбаками, но не равномерно. На «Газели» не очень-то поедешь по целине. Поэтому мы спустились по колее к берегу озера и направились в разрешенный район. Колеса по ступицы погружались в снежную кашу с водой. Глубина некоторых сугробов доходила до 40 сантиметров. А снег толщиной в 10-15 см на льду был пропитан водой.

Результативная рыбалка

Мы выбрали место, остановились и начали забуриваться. Снег держал нас над водой, только изредка проваливались. Было довольно тепло. Температура воздуха не опускалась ниже пяти градусов мороза.

Над степью всходил красный диск солнца. Тени быстро из длинных становились короче и короче. Все вокруг менялось. Снег под солнцем искрился, но уже не был таким ослепительно белым, как в разгар зимы.

Рыбаки довольно-таки часто таскали окуней. В озере также обитали весьма многочисленные «популяции» серебряного карася, сазана, язя, судака. Меньше было плотвы, щуки и леща. И уж совсем редко попадались золотой карась, пелядь, елец, линь, озерный гольян, пескарь и верховка. При этом удильщикам очень нравилось, что в выловленной в Чанах рыбе не было обнаружено описторхов…

Из семи пробуренных лунок я использовал в основном четыре. Первого окуня поймал через полторы минуты после того, как опустил в лунку леску. На обыкновенную мормышку-капельку с мотылем «матросики» клевали один за другим.

Глубина составляла до полутора метров. Я опускал мормышку, и, чем ближе ко дну она оказывалась, тем мельче шла «игра». Окунь брал на любом этапе. Но чаще всего он атаковал приманку почти на дне.

В обед, около 2 часов дня, клев стал хуже. Мы перекусили, и тут, как по заказу, рыба активизировалась. Продолжали сидеть с удочками до 6 вечера, а ровно в 18.00 бросили клич: «Домой!». Я пересчитал свою добычу: 128 окуней. Весь большой улов рыбы потянул на 8,3 кг. Самый крупный трофей весил 270 граммов.

Отдых на свежем воздухе

Лица у большинства рыбаков стали уже красные, обожженные солнцем. Мы собрались, завели машину и попробовали выехать со льда. Но не тут-то было! Днем снег подтаял, и на закругленном ребре берега образовалась грязь шириной до двух метров. К счастью, неподалеку дежурил предусмотрительный тракторист со своей техникой. За небольшую плату он согласился нам помочь.

Вскоре мы уже ехали по дороге, а лучше сказать по направлению к дороге. А меня все не покидали мысли о загадочном существе, которое могло обитать в озере. Местные жители веками рассказывали различные легенды. Да еще есть информация, что во время раскопок древнего поселения на берегах Чанов археологи нашли много предметов с изображением змеевидного ящера. Возможно, люди уже тогда думали, что в озере кто-то живет. Однако реального подтверждения существования какого-то большого змея до сих пор нет. Так что, скорее всего, это просто легенды.

За такими думами долгая обратная дорога оказалась намного короче. Мы ехали почти молча. Видимо, хорошо отдохнули на свежем воздухе. В школе после окончания каникул нам всем, как правило, задавали написать сочинение на тему «Как я провел лето». И ученики обычно заканчивали его одними и теми же словами: «Усталыми и довольными мы возвращались домой…».