Начало сезона навигации

сезон навигации

Пришла теплая пора, лед на реках и озерах растаял. Снова открывается сезон навигации — значит, законсервированные на зиму лодки и катера пора готовить к спуску на воду. При этом нужно проверить их состояние, возможно, требуется что-то починить, обновить или дополнить.

Не стоит забывать, что не все виды рыбной ловли разрешены в период нерестовых ограничений. Особенно это касается использования снастей с борта маломерного судна. Нарушители могут получить штраф в размере до пяти тысяч рублей. Для многих такое наказание станет ощутимым ударом по семейному бюджету.

Будьте внимательны и соблюдайте правила рыболовства. Грубое их нарушение — например, нелегальная установка сетей или добыча обитателей водоемов в огромных количествах — может обернуться и возбуждением уголовного дела, и в перспективе даже судебным процессом… Так что я бы посоветовал не увлекаться и учитывать имеющиеся нормы и ограничения.

Предварительные процедуры

Давайте разбираться со всем по порядку. Начать, конечно, нужно с подготовки плавсредства к сезону навигации. В этом материале мы не будем затрагивать надувные резиновые лодки и ПВХ, а сосредоточим внимание на маломерных судах с жестким корпусом из металла или стеклопластика.

Первым делом приступаем к визуальной проверке, смотрим, не осталось ли где грязи либо следов от растаявшего льда или снега. Разумеется, это больше актуально для тех случаев, когда маломерное судно хранилось без чехла зимой под открытым небом. Впрочем, иногда бывает, что и в гараже или сарае может прохудиться крыша, и тогда вода будет проникать внутрь и влага осядет на поверхности лодки или катера.

Если обнаружите такие «участки сырости», то их нужно обязательно насухо протереть. Желательно полностью очистить корпус плавсредства от грязи, пыли, паутины и прочих нежелательных «спутников» долгого хранения в помещении.

Устранение вмятин

После завершения этих первичных и, можно сказать, самых простых дел приступаем уже к полноценному осмотру маломерного судна и поиску различных дефектов, если они имеют место быть.

Начнем с металлических плавсредств, поскольку немало рыбаков имеют в своем распоряжении сварные алюминиевые лодки. Сразу отметим, что им не грозит ржавчина, порой они служат достаточно долго, даже когда эксплуатируются в непростых условиях соленой воды.

Однако от вмятин на корпусе и от пробоин металлические лодки не застрахованы. В первую очередь нужно искать именно такие повреждения.

Что касается вмятин, их вполне можно устранить самостоятельно. Для этого достаточно обзавестись молотком и толстым деревянным брусочком. Но ни в коем случае не бейте кувалдочкой прямо по поверхности лодки! Так вы не избавитесь от вмятины, а только сделаете дефект еще более серьезным, а то и вовсе получите пробоину, грозящую течью.

Действовать нужно осторожно. С одной стороны прикладываете кусок ровного металла, а с другой — деревянный брусок, по которому начинаете аккуратно постукивать молотком. Бейте так до тех пор, пока не устраните вмятину на корпусе.

С особой деликатностью советую работать на окрашенных участках. Здесь требуются максимальная внимательность и умение соизмерять свои силы. В противном случае «операция по исправлению вмятины» обернется слезшей краской.

Впрочем, если лодка уже старая и вас не очень беспокоит ее вид с эстетической точки зрения, то можете не церемониться. А в крайнем случае просто подновите «колор» на бортах и днище.

Коррозия

В том случае, когда корпус не сварен, а соединен заклепками, есть реальная возможность обнаружить на нем ржавчину. Обычно она сразу очень хорошо видна. Это характерные рыжики, вначале небольшие, но потом могут расползаться. Вздувается краска, если ее сковырнуть, то под ней заметны очаги ржавчины.

Если длительный период времени не обращать на них внимание, то результатом процесса станет сквозная коррозия, устранить которую очень сложно.

Места особого риска — это те участки, где корпус соединен с другими элементами, сделанными из стали или иного материала. Так, например, на лодках иногда вырывает подуключины, и случается это в самый неподходящий момент, когда нужно бороться со стихией и максимально активно работать веслами. Частенько процессы «гниения» начинаются и в месте крепления мотора.

Все выявленные участки, на которых уже начался процесс коррозии, сперва нужно «освободить» от краски, затем зачистить до слоя блестящего металла. После этого обработать веществами против появления ржавчины. Дать хорошо просохнуть, покрыть грунтовкой, а сверху нанести слой водостойкой краски.

Проверка герметичности

После того как со ржавчиной справились, нужно осмотреть все заклепки и швы и убедиться, что они «держатся» и не пропускают влагу. Особенно тщательно следует проинспектировать место установки мотора и другие участки, которые подвергаются повышенной нагрузке. Большое внимание необходимо уделить проверке днища, кормы и носа.

Если сомневаетесь в герметичности какой-либо заклепки или шва, то проведите простой опыт. Место, где возможна протечка, следует снаружи присыпать зубным порошком. Потом его нужно смочить водой — желательно из пульверизатора. С внутренней стороны вызвавший сомнение элемент лучше всего хорошенько промазать керосином. Если герметичность нарушена, то вскоре появятся темные пятна.

Когда влагу пропускают заклепки, можно попробовать восстановить их свойства за счет дополнительного обжатия. После завершения этой процедуры необходимо повторить проверку.

Если герметичность так и не восстановилась, придется искать новые заклепки. При этом они должны быть несколько больше старых, поскольку диаметр закрываемых ими отверстий немного увеличился. После установки и обжатия заклепок желательно еще раз проверить, удалось ли справиться с проблемой протечки.

Стеклопластиковые корпуса

Тут в первую очередь нужно искать разного рода царапины и потертости. Они могут появляться на тех частях корпуса, которые касаются грунта, когда катер или лодка причаливает к берегу.

Особого внимания требуют места крепления переборок, транца, различных внутренних емкостей. На эти участки обычно приходится большая нагрузка, следовательно, и проверять их следует тщательно.

Если заметите серьезные дефекты или даже пробоины в корпусе, то лучше сразу обратиться в специализированный центр по ремонту. Собственными силами вряд ли получится справиться с такой проблемой.

Борьба с обрастаниями

В период эксплуатации лодки или катера днище может постепенно покрываться водорослями или иными живыми организмами. Если долго не обращать внимания на этот процесс, то со временем он приведет к снижению скоростных характеристик маломерного судна.

Вместе с тем резко усилится нагрузка на двигатель, от которого потребуется больше усилий, чтобы преодолеть возросшее сопротивление. Длительное использование мотора в таких неблагоприятных условиях снизит его ресурс. Не исключено, что раньше положенного срока понадобится ремонт.

После очистки корпуса от всего лишнего его следует обязательно обработать восковой мастикой. Если не найдете специализированный состав исключительно для катеров или лодок, то вполне можно довольствоваться и обычным препаратом для автомобилей.

В крайнем случае достаточно взять водоотталкивающую краску и нанести ее слой на корпус. Однако при таком подходе, скорее всего, на следующий год вновь придется бороться с обрастанием днища. Иногда помогает добавление в краску медной пудры. Ее нужно немного — пара столовых ложек на литровую банку.

Некоторые рыбаки покрывают корпуса лодок и катеров свинцовым суриком. Этот способ старинный, и он, как говорится, «на любителя». Вещество, конечно, довольно эффективно и можно использовать также для защиты металлических маломерных судов от коррозии.

Однако свинцовый сурик имеет и свои недостатки. Во-первых, он очень токсичен. Во-вторых, его применение окрашивает корпус в яркий оранжевый цвет, что по душе далеко не каждому любителю отдыха на воде.

Финальные штрихи

Владельцам катеров не помешает еще осмотреть ветровое стекло. Такой элемент имеется и на некоторых моделях скоростных моторных лодок. Обычно его изготавливают из органического стекла. Само по себе оно достаточно прочное, но со временем теряет прозрачность, покрываясь мельчайшими трещинками и царапинками.

Нередко ветровое стекло приходится менять. Такое решение желательно принять, если обнаружите сквозную трещину. Впрочем, можно попробовать вначале приостановить ее увеличение. Для этого на самом конце трещины рекомендуют сделать отверстие сверлом маленького диаметра.

Если на лодке или катере имеется тент, им тоже не помешает заняться. Вначале его следует очень хорошо просушить. Затем осмотреть — возможно, на поверхности появились сильные потертости или даже отверстия. Дырки желательно заделать заплатками из соответствующего материала. Иногда расходятся соединительные швы. Тут придется взяться за иглу и сшить их, используя для этого капроновую нить.

До спуска на воду нужно проверить целостность весел и уключин, осмотреть якорь и место крепления его к судну, убедиться в наличии на борту аптечки, спасательного жилета и черпака.

Современные катера обычно электрифицированы и имеют подчас довольно сложную электронику. Необходимо удостовериться, что вся аппаратура работает нормально, аккумуляторы и батарейки заряжены, осветительные приборы исправны. Если где-то перегорели лампочки, то их обязательно нужно заменить.

Иногда обнаруживается, что ржавчина добралась и до самих «патронов». Тут лучше перестраховаться и поставить новые элементы, чтобы не произошло короткого замыкания, когда электросеть катера будет работать под повышенной нагрузкой. По «закону подлости» такие неприятности могут поджидать в самый неподходящий момент — например, ночью, когда судно идет вдали от берега над глубоководным участком…

Ну а теперь, когда плавсредство готово к сезону навигации, еще раз напомним об ограничениях рыбалки с борта. В период нереста во многих регионах запрещено использовать моторные лодки и катера, поскольку звук работающего двигателя может распугать рыбу и нарушить процессы, связанные с ее размножением. В дальнейшем это приведет к снижению численности обитателей водоема.

Обычно после первой декады июня нерест уже завершается. Теперь можно закидывать удочку или спиннинг с борта маломерного судна. А вот установка сетей в большинстве случаев любителям запрещена. Так что старайтесь пользоваться исключительно разрешенными орудиями лова, если хотите избежать возможных «проблем с законом».

Всем отличного отдыха в летнюю пору на водоемах!

Сергей Серый, Омская область

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий