Вездеходы на шинах низкого давления

техника на шинах низкого давления

Красивейшие места скрываются в непролазных топях и дремучих чащобах Сибири и тундры. Охотники и рыболовы в большинстве своем предпочитают «протоптанные» маршруты, по которым проще ездить. А некоторые и вовсе оставляют машины почти возле самого берега, чтобы меньше было идти. Но есть люди, которые стремятся повидать такие места, куда, как говорится, сам Макар телят не гонял. И для этого нужен особый транспорт.

Легковой автомобиль обеспечивает комфортабельное и скоростное передвижение по хорошей дороге. Так можно легко и быстро добраться до места «цивилизованной» рыбалки или обустроенной охотничьей базы, которых в нашей стране немалое количество.

Если же хочется чего-то более экстремального, или просто нет желания ловить на платных водоемах или стрелять специально прикормленную дичь на дорогих площадках, то стоит попробовать забраться подальше в дебри. В этом случае вам, скорее всего, понадобится уже внедорожник с полным приводом российского или иностранного производства.

С помощью такой машины можно заехать в глушь тайги или прокатиться вдоль берегов бурных рек — например, Ангары или Енисея — и там уже наслаждаться рыбалкой. Либо добраться до общедоступных угодий, чтобы пострелять пернатых в весенний сезон.

Но, вероятно, вам придется сидеть с удочкой или бродить с ружьем в компании незнакомых единомышленников. Внедорожники широко распространены и пользуются большим спросом среди любителей рыбной ловли и охоты. Поэтому многие готовы отправиться в те же места, что и вы.

На автомобиле, который подвергся процессу тюнинга для повышения проходимости, можно забраться еще дальше. Но не факт, что и там вы будете один на один с природой. Совсем другое дело — это вездеходы на шинах низкого давления. Они специально приспособлены для того, чтобы с их помощью исследовать нехоженые тропы.

Основы основ

Автомобильная шина при нормальном объеме может иметь давление в среднем от 1,5 до 3,5 атмосферы, но чаще этот параметр составляет около 2 атм. У такой покрышки малое пятно соприкосновения с поверхностью — асфальтом или грунтом.

Шина низкого давления отличается тем, что она намного крупнее обыкновенного колеса автомобиля. Пятно соприкосновения с поверхностью у нее больше. А давление в шине значительно меньше. Благодаря этому колесо слабее проваливается в грунт, а проходимость транспорта повышается.

Подобные шины могут ставить как на стандартные рамы и кузова автомобилей, например, отечественных УАЗов, «Газелей», «Нив», так и на изготавливаемые индивидуально. При создании вездехода на базе обычной машины, как правило, делаются различные модификации.

Мастера удлиняют кузов, ставят дополнительные шасси, меняют двигатель на более мощный и оборотистый. Иногда вместо привычного бензинового мотора используют дизельный. Эти доработки обычно необходимы, поскольку у транспорта на шинах низкого давления возрастает нагрузка на двигатель.

Индивидуальные кузова вездеходов делаются как из алюминия, пластика, так и из жести — все зависит от возможностей и желаний заказчика. Моторы также могут быть установлены разные — от форсированных бензиновых до тяговитых низкооборотистых дизельных. С учетом потребностей будущего владельца транспорта привод делают на два или на четыре колеса. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.

Что же они могут?

Многофункциональный вездеход на шинах низкого давления способен решать немало задач. Широта его применения значительна — от сыпучих пустынь и вязких болот на юге до сложной природы Заполярья. Проходимость такого транспорта очень велика, а надежность российской техники в большинстве случаев сопоставима с автоматом Калашникова.

Кроме удовлетворения потребностей охотников и рыбаков, транспорт на шинах низкого давления используется и во многих других отраслях. Такие вездеходы способны преодолевать множество километров по тундре, забрасывая промысловиков на их участки. А форсирование водных преград напоминает переправу на легком катамаране, который не утонет из-за своего небольшого веса и объема воздуха, находящегося в накачанных колесах. Вездеходы на шинах низкого давления могут применяться даже в сельском хозяйстве — скажем, для орошения полей.

Кроме непосредственно водителя, в салон такого транспортного средства обычно помещается еще человек 5-7 — например, любителей охоты и рыбалки со своим снаряжением. А вездеход может легко увезти еще до 500 килограммов груза сверх того, а некоторые модели и более.

Помимо предусмотренных конструкцией мест для размещения снаряжения и добытых трофеев, иногда используют прицеп на шинах низкого давления. Туда можно положить в среднем от 500 до 1000 кг груза — от мешков с мукой и сухарями и других припасов до бочек с горючим, которые так необходимы в глухих поселках. Подобные прицепы обычно продаются в фирмах, занимающихся выпуском самих вездеходов.

Дополнительное оборудование

Если вы приобретаете технику на шинах низкого давления, то вам могут предложить различные полезные опции. Например, дополнительные баки под горючее. Топлива никогда не бывает слишком много, особенно если предполагается поездка в отдаленные районы. Пусть лучше горючее останется в запасе, чем внезапно опустеет бак посреди тундры или глухой тайги.

Другая немаловажная опция — это установка дополнительного светового оборудования. Обычно речь идет о так называемой «гирлянде с прожекторами», направленными как вперед, так и назад и по сторонам. Ведь хорошо освещенная дорога с ясно видимыми препятствиями — залог успешной поездки.

Третья, но далеко не последняя опция — оснащение вездехода штатной сертифицированной радиостанцией, способной работать на разных частотах, принимать и передавать сигналы на многие километры. Дополнительно я бы посоветовал взять усилитель. Ведь иногда хорошая и устойчивая, а главное своевременная связь способна спасти человеческую жизнь: вашу, попутчика, или промысловика, или просто охотника, попавшего в беду.

Четвертая опция касается отопления. В салоне вездехода, как и в любом автомобиле, устанавливается печка. Но иногда ее не хватает, особенно в холодное время. Для лучшего обогревания салона как в движении, так и на месте стоянки лучше иметь устройство для автономного отопления. Оно может работать как на газовой основе, так и на электрической — все дело в стоимости.

Есть еще одно важное дополнение, способное повысить проходимость транспорта в зависимости от поверхности и особенностей местности, по которой вы будете передвигаться. Речь идет об автоматической регулировке давления в шинах. Его можно изменять, не вылезая из кабины — снижая или увеличивая по мере необходимости.

В прежние годы и ныне

Самодельные вездеходы все чаще стали мелькать на фотографиях в Интернете. Нередко можно и «вживую» увидеть подобную технику, пересекающую снежные просторы недалеко от населенных пунктов.

В постройке вездеходов на шинах низкого давления нет ничего сложного. «Рукастый» слесарь-механик вполне способен собрать такой транспорт на базе мотоцикла или автомобиля.

В наши дни не составляет особого труда найти интересующий чертеж, а уж по нему можно изготовить практически любую деталь из имеющегося в наличии материала. Современные технологии это позволяют.

В советские годы на создание самодельного вездехода даже при удачном стечении обстоятельств требовалось несколько лет. Сейчас на подобный проект тратится на порядок меньше времени. При неспешной работе можно управиться за несколько месяцев, хотя иногда процесс растягивается до пары лет.

Раньше «Кулибины» только мечтали о «легком» металле в свободной продаже. Теперь же в любом среднем городе можно найти магазин, торгующий листовым алюминием разной толщины. И цены будут довольно-таки «демократичными». А рекламные вывески «Варим аргоном» встречаются чуть ли не через каждые 500-1000 метров.

Своими руками

Что и говорить, технологии ушли вперед вместе со временем. Сейчас шины низкого давления для самодельного вездехода можно приобрести через Интернет. Там и выбор больше, и цены ниже. Но если вы только пробуете себя в постройке подобной техники и не решились вложить много денег в этот проект, то можно обойтись и камерами от «трактора».

Стоит только заметить, что заранее нужно сделать под них обода. И камеры лучше накидывать на импровизированные шины, изготавливаемые в основном из брезента или какой-то другой плотной ткани.

Такие самодельные вездеходы обойдутся при постройке недорого, но они могут быть неказистыми и выглядящими нелепо. Особенно если сравнивать их с заводскими моделями, над дизайном которых думали конструкторы, просчитывая каждую деталь, модернизируя и изменяя ее, доводя до совершенства.

Не забывайте, что самодельные механические транспортные средства требуют регистрации. Существует строгий регламент, касающийся объема двигателя и его номинальной мощности, длины и ширины вездехода (по колее и фактической), световых элементов, приборов и агрегатов управления, системы безопасности водителя и пассажиров, массы в пустом и груженом виде и многих других нюансов. Зарегистрировать «самоделку» непросто, хотя это и возможно.

Однако некоторые люди, живущие в деревнях или на окраинах городов, не хотят утруждать себя бюрократическими процедурами и пытаются эксплуатировать «кустарные вездеходы» на свой страх и риск. Пробуют выезжать на подобной технике на шинах низкого давления на охоту или рыбалку. Хотя, конечно, это небезопасно и грозит наказанием.

На обычном автомобиле порой нужно «делать крюки», чтобы добраться до заветной протоки или угодья. А на транспорте с шинами низкого давления достаточно знать только направление, и можно ехать напрямик, не боясь провалиться под лед или забуксовать в грязи. Легкий вес «самоделки», а также достаточная мощность мотора, установленного на нем, дают хорошую проходимость и скорость передвижения как по снегу, так и по земле.

Зимой и летом

В холодное время техника на шинах низкого давления способна быстро ползти по сугробам, фактически не проваливаясь. Морозная погода не дает перегреваться двигателю внутреннего сгорания с воздушным охлаждением.

Летом на подобных вездеходах также можно уверенно ездить. Но лучше поставить шины низкого давления с небольшим или серьезным протектором. Благодаря этому проще будет преодолевать как «грязевые ванны», так и водные преграды, и твердую землю.

Если же вы используете ваш вездеход только в один из сезонов, то и шины вам потребуются одни. До начала следующего периода эксплуатации технику желательно осмотреть и направить на консервацию. Эта процедура не занимает много времени, зато благоприятно сказывается на состоянии деталей и долговечности агрегатов.

Стоит проверить компрессию в цилиндрах, свечи, а также всю электрику перед отключением аккумуляторной батареи. Также нужно осмотреть переднюю и заднюю подвески, «резинки», шланги на наличие износа, трещин.

Фильтры лучше всего менять перед началом сезона либо по мере необходимости. И на период консервации желательно укрыть ваш вездеход чехлом, тентом или пологом, чтобы защитить от попадания на него грязи, влаги, пыли, песка и других инородных тел.

В любом случае все эти хлопоты окупятся сторицей. Имея вездеход на шинах низкого давления, можно забраться в очень красивые места, где воздух чище, а рыба клюет чаще. Отдыхая там, будешь ценить природу еще больше, открывая с каждым днем что-то новое.

Виктор Иванов, г. Абакан

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий