Нам нужно лишь направление

Покорение бездорожья

Немного перефразируя слова известной всем песни, можно сказать: «Там, где «Лэнд Ровер» не пройдет и ваш «Крузак» там не промчится, наш вездеход легко пройдет, и ничего с ним не случится!». Если у вас есть обычный автомобиль, то он позволит вам совершить дальнее путешествие — например, от границ Тывы до берегов Байкала — и половить там местного омуля. С машиной повышенной проходимости можно уже спокойно съезжать с трассы и добираться до более глухих водоемов. Но если у вас имеется полноценный вездеход, то вы получаете шанс увидеть непокоренные районы нашей необъятной Родины.

Взгляд в прошлое

В России распространено такое любопытное выражение: «У нас нет дорог — есть только направления!». И зачастую это не пустые слова. Особенно применительно к рыболовам и охотникам, стремящимся посетить отдаленные водоемы или угодья. И для подобных поездок, разумеется, нужен особый транспорт.

Разработка полноприводных машин, так называемых внедорожников, началась в нашей стране около 80 лет назад — еще в 30-е годы ХХ века. Автоконструкторы, возможно, и задумывались о потребностях удильщиков и любителей пострелять по дичи, но прежде всего учитывался военный заказ. Транспорт повышенной проходимости создавался, в первую очередь, для нужд армии.

Уже в те времена была опробована формула внедорожников «4х4», то есть четыре колеса, и все они ведущие. Первым полноприводным автомобилем, созданным в нашей стране по этой схеме, стал «ГАЗ-61». Затем появились и другие подобные модели, отличающиеся повышенной проходимостью, — «ГАЗ-64» и «ГАЗ-67».

В 50-е годы был выпущен внедорожник «ГАЗ-69», завоевавший статус легендарного. Он до сих пор в строю. А в некоторых подтаежных деревнях это одно из наиболее надежных и доступных транспортных средств. На нем можно и на охоту съездить, и на рыбалку, и просто по тайге прокатиться, и сено подвезти, и до города добраться.

Другие отечественные автомобильные заводы также разрабатывали технику с полным приводом. Например, были созданы модели «Москвич-410» и «Москвич-415». Огромной популярностью у населения пользовалась машина «ЛуАЗ», обладающая почти вездеходными качествами. Хотя эти транспортные средства и производились на разных предприятиях, но основные конструктивные черты у них был схожи: все ведущие колеса, высокий клиренс, хороший крутящий момент и «раздатка» с пониженной передачей.

Специализированная техника

Но время не стоит на месте. Некоторые автомобили остались только в истории. Тот же «Москвич-415» теперь можно встретить фактически лишь в музее. Другие машины советского периода еще используются для трофи-рейдов — например, «ЛуАЗ» или «ГАЗ-69».

Меж тем технологии продолжали развиваться. В автомобилестроение внедрялись новые идеи. И вот, наконец, появились машины «ВАЗ-2121» и «УАЗ-469», завоевавшие особую любовь у сторонников активного отдыха на природе. Рыболовам и охотникам такой транспорт приносил в основном только положительные эмоции.

Автомобили отличались хорошей проходимостью и эргономичностью салона. Все внутри было сделано по последнему слову техники тех лет. На «Ниве» и «УАЗе» до сих пор можно глубоко забраться в тайгу или в тундру.

Однако для тех, кто хочет уехать от цивилизации еще дальше в поисках укромных озер и богатых дичью угодий, есть и более «специализированная» техника. Речь идет о вездеходах. Это обобщенное название группы транспортных средств, предназначенных для покорения бездорожья. К ней относятся болотоходы и автомобили на шинах пониженного давления, АТV и квадроциклы, гусеничные и шнековые вездеходы. Есть и техника более узкого назначения.

Вездеходы делятся на различные подгруппы, в том числе и по типу установленного двигателя. Мотор может работать на солярке или бензине. Как правило, дизель при том же объеме отличается большей тяговитостью и выносливостью. Но тут имеется и обратная сторона. Модель с бензиновым двигателем обычно набирает большую скорость, чем такой же транспорт, но с дизелем.

А теперь подробнее рассмотрим основные разновидности специализированной техники для охотников и рыболовов.

Болотоход

Речь идет о транспорте, изначально спроектированном для преодоления топкой поверхности. Он имеет от 4 до 8 колес низкого давления, благодаря чему способен двигаться по болоту, снегу, таежной местности и обычной земле. Вес этой техники не очень большой.

В нашей стране имеются фирмы, специализирующиеся на производстве болотоходов: «Норд-Авто», «Трэкол», «Мег Вест», «Сибэкотех», «Арктиктранс», «Лесник», «Ассоциация предприятий БМП» и другие. Подобную технику можно приобрести и за рубежом. Известными иностранными производителями считаются Ontario Drive & Gear Limited, Supacat, Muddox Inc, Gibbs Amphitrucks и так далее.

Некоторые умельцы пытаются собирать такой транспорт и сами. Благо, что в библиотеках есть много соответствующих чертежей и книг. А в социальных сетях и на различных интернет-сайтах можно найти советы и рекомендации «Кулибиных» и даже всяческие видеоинструкции по сборке болотоходов.

Материала для создания этой техники сейчас продается много — на любой вкус, начиная от профильного алюминия до листового железа разного по толщине. Также без проблем можно приобрести двигатель как новый, так и бывший в употреблении.

Самодельные болотоходы встречаются как с крышей, так и без нее — своеобразные «кабриолеты», в которых водитель и пассажиры «доступны всем ветрам». Особенности конструкции зависят от того, где и как будет эксплуатироваться данное транспортное средство. В основном большинство заводских болотоходов выпускают «закрытого типа». Пассажиры в них защищены от различных капризов погоды. На некоторых «самоделках» иногда ставят простые печки-буржуйки, чтобы было теплее.

Подвеска болотоходов может быть как независимой, так и жесткой. Но, кроме этого, для повышения устойчивости и проходимости изменяют расстояние между колесами. Оно может быть одинаковым. А иногда передние рулевые колеса стоят намного дальше от задних осей — к примеру, двух ведущих мостов. Встречаются и модели, где кузов разделен на два автономных отсека, которые соединены карданным валом.

Заводские болотоходы, конечно, выглядят более презентабельно, чем самодельные. Но и стоимость транспортных средств промышленной сборки внушает уважение. К таким можно отнести модели «Хищник», «Медведь», «Тигр», «Странник», «Трэкол», «Лопасня», «Петрович», «Тундра», Argo, Max и другие. Фирмы, занимающиеся производством подобной техники, обычно выпускают и дополнительное оборудование.

Сильные и слабые стороны

У болотоходов, как заводских, так и самодельных, есть немало плюсов и минусов. Главное преимущество такого транспорта — конечно же его высочайшая проходимость. Болотоход также обладает определенной плавучестью и может форсировать водные преграды, но при этом много теряет в скорости. В среднем по твердой поверхности он способен разогнаться до 60-80 километров в час. При езде по снегу, грязи или топи скорость несколько снижается, а при движении по воде падает очень сильно.

Привод может осуществляться как на все колеса, так и на два из них. Двигатель ставится дизельный или бензиновый. Мастера, собирающие болотоход самостоятельно, обычно довольствуются тем силовым агрегатом, который удается найти. Иногда монтируют двигатели от отечественных легковых автомобилей и даже малолитражек типа «Оки». Иногда устанавливают и с мотоциклов — например, «ИЖ» или «Урал».

Подобный вариант имеет свои плюсы и минусы. Двигатель от мотоцикла стоит дешевле и более прост в эксплуатации, но его мощность и скорость весьма ограничены. Тем более что вес болотохода намного выше, чем у двухколесного «железного коня». Следовательно, мотору придется работать в «натяг», и поездка по пересеченной местности будет сопряжена с серьезными трудностями.

Если болотоход промышленного производства, то двигатель может устанавливаться как импортный, так и отечественный. Зарубежные обычно меньше по размеру и весу, а по мощности не уступают российским или даже превосходят их. Однако и цена заграничных двигателей выше. Да и значительнее расходы на ремонт.

Российские же двигатели весят больше импортных, а мощность выдают меньше. Но, хоть отечественные моторы и собраны, и настроены «криво», в полевых условиях их можно отремонтировать — иногда с помощью кувалды и крепкого словца. Да и по цене российские двигатели намного доступнее иностранных. И починка обходится дешевле.

Одним из положительных качеств болотохода является его грузоподъемность в соотношении с собственным весом. Техника может увезти столько пассажиров, снаряжения и добычи, что они потянут на две трети от массы самого транспорта. А то и больше.

Пожалуй, что самым главным минусом болотоходов являются их цена и стоимость запасных частей. Покупатель может заплатить за модель заводской сборки в среднем от 600 тысяч рублей до 2,8 миллиона рублей. Самодельная техника, конечно, обойдется дешевле. И многое тут будет зависеть от стоимости элементов, которые потребуются для строительства болотохода.

Нужно также обратить внимание на еще одно обстоятельство — необходимость покупки специальных шин для такого транспорта. Эти расходы могут оказаться достаточно высокими. Однако лучше не экономить и постараться приобрести качественный товар. Тем более что шины производят разные: и для преодоления грязи, и для снежного покрова, и для водной поверхности.

Гусеничный вездеход

Охотники и рыболовы могут воспользоваться и другой техникой для покорения бездорожья — например, отличающимися высокой надежностью и проходимостью, как у танков, гусеничными машинами. С их помощью получится проехать туда, где даже и направлений нет.

Гусеничные вездеходы начали разрабатываться еще в прошлом веке, который сейчас кажется таким далеким. Эта техника создавалась, прежде всего, на танковой основе, правда уже без вооружений и мощной брони. Усовершенствованные вездеходы производились для нужд леспромхозов, для геологоразведки и для освоения тундры. Отдельно можно выделить транспорт, который конструировался для эксплуатации в условиях Арктики и Крайнего Севера.

Сегодня фирмы, занимающиеся производством гусеничных вездеходов, стараются также заинтересовать своей продукцией любителей охоты, рыбалки, туристических поездок вне привычных маршрутов. Такая техника сгодится и исследователям, которые отправляются в длительные экспедиции в удаленные и необжитые местности.

Разработки советских НИИ стали хорошим фундаментом для российских фирм, специализирующихся на выпуске транспорта повышенной проходимости. Чертежи и конструктивные схемы совершенствовались и дополнялись с учетом появления современных технологий и внедрения новых двигателей. Сейчас на гусеничные вездеходы устанавливают в основном дизельные моторы повышенной мощности, которые могут быть с турбиной или без нее.

Внутренняя эргономика также претерпела изменения, чтобы соответствовать последним запросам и требованиями. Вездеходы оснащаются радиостанциями дальнего радиуса действия, системами спутниковой навигации — GPS или ГЛОНАСС. Для более комфортного передвижения к местам охоты или рыбалки обычно предусмотрен уютный салон с мягкими сиденьями, которые могут раскладываться и превращаться в широкую кровать. Многие модели имеют автономные отопители и кондиционеры.

В нашей стране гусеничные вездеходы выпускаются на промышленных предприятиях, таких как «Завод вездеходных машин», «РМ-Терекс», «Заволжский завод гусеничных тягачей» (ЗЗГТ), машиностроительная компания «Витязь», «Курганмашзавод», и других. Известными отечественными моделями являются, например, «Пелец», «Медведь», «Бобр», «Метелица», «Ирбис», «Четра», «Тайга», Tinger и еще множество иных. Из иностранных производителей вездеходов «на слуху» следующие компании: Ontario Drive & Gear Limited, BAE Systems AB, Arktos Craft, Alaska Amphib. А одними из наиболее популярных марок считаются Argo, Max, Bandvagn и другие.

Преимущества и недостатки

Плюсов у данного вида транспорта много. Это и большая проходимость по различным видам поверхности. А если модель оснащена дополнительным винтом в задней части кузова, то может уверенно переплывать водоемы.

Но и у этой техники есть свои минусы по сравнению с теми же болотоходами. Один из серьезных недостатков — огромный вес. Обычно масса гусеничных вездеходов во много раз больше, чем у их колесных «собратьев». И если такого «тяжеловеса» засадить в топь, то без посторонней помощи ему будет не выбраться.

Еще один недостаток — значительный расход топлива. Некоторые модели отечественных вездеходов и их предшественников разрабатывались еще в советское время, когда меньше задумывались об экономии горючего. Соответственно, тогда на вездеходы ставили «прожорливые» двигатели. Это особенно заметно в сравнении с современными импортными моторами.

Некоторых потенциальных покупателей отпугивает даже не высокий расход топлива или большой вес вездехода, а его цена. Стоимость такой гусеничной техники составляет в среднем от 600 тысяч рублей до трех миллионов рублей.

Но если охотник или рыболов все-таки решится приобрести вездеход, то получит возможность путешествовать по суше почти без ограничений. Можно будет не задумываться над выбором конкретного маршрута. Достаточно взять курс в любом понравившемся направлении.

У гусеничного вездехода и его колесного «коллеги» есть одно общее свойство — способность преодолевать преграды практически на любой поверхности. Владелец такой техники становится не просто покорителем загородных трасс или бездорожья. Он получает возможность без ограничений «вживую» любоваться красотой бескрайних просторов. В большинстве случаев обитателям шумных мегаполисов недоступны такие радости. Лишь окунувшись в природную стихию, можно смело сказать: «Вот она — свобода! Абсолютная вольность в выборе направлений!».

Уход за техникой

И колесный болотоход, и его гусеничный «сородич» нуждаются в своевременном обслуживании. К примеру, неприятным сюрпризом на природе может оказаться разряженная аккумуляторная батарея. Ее не удастся «подпитать» в глуши, поэтому и двигатель транспортного средства не заработает. Так что возьмите себе за правило в обязательном порядке проверять аккумулятор перед каждой длительной поездкой на рыбалку или охоту.

Если на вашем болотоходе стоит бензиновый двигатель, то не забудьте перед стартом осмотреть свечи зажигания. Не помешает иметь их запас в дороге. При отказе одной свечи двигатель может запуститься, но будет «троить». А если из строя выйдут сразу две или более, то велики шансы, что мотор вовсе не заведется.

Нужно помнить не только о свечах, но и о масле, заливаемом в двигатель. Тут нужно учитывать текущий сезон. Используемое масло должно соответствовать времени года и погоде. Неправильный выбор сильно скажется на состоянии мотора. А если сильно затянуть со сменой масла, то износ двигателя будет увеличиваться очень быстро.

Немаловажную роль в подготовке к выезду служит осмотр колес или гусениц транспорта. Порванный трак или лопнувшая шина станут огромной проблемой в пути. Их починка или замена могут растянуться уже не на минуты, а на длинные часы. И совсем не обязательно, что в это время будет стоять прекрасная погода. Есть риск, что ремонтом придется заниматься под пронизывающим ветром, под проливным дождем или в сильную метель, стоя по колено в снежной каше или топкой грязи. В таких условиях не хочется лишний раз задерживаться в пути.

После возвращения домой желательно помыть транспорт. Особое внимание нужно уделить очистке узлов агрегата вездехода. Если под кожух, где находится подшипник, попадут грязь или песок, то они могут в итоге разрушить его. Не стоит забывать и об «электрике» вездехода. Раз в сезон необходимо проверять всю сеть на предмет окисления и обрывов и ликвидировать их.

Если у вас дизельный двигатель, то в холодный период рекомендуется не только обновить масло, но и сменить солярку на зимнюю. Это позволит сберечь ресурс мотора. Если оставить летнее топливо, то в сильные морозы оно просто «запарафинится». И тогда вам придется разбирать и ремонтировать двигатель. Солярку желательно заменить и в баке, и во всей топливной системе.

Ухаживайте за своим транспортом, и он «позаботится» о вас и вывезет в трудной ситуации. Удачных вам путешествий!

Виктор Иванов, город Абакан, Республика Хакасия

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий