Сто бед, но рыба на обед

машина повышенной проходимости

«Отпуск — значит, пора доставать удочки и ехать на речку!» — подумали мы с другом и начали прикидывать, куда бы нам податься. По старинке расстелили подробную карту, стали вглядываться в очертания сибирских водоемов. На одних были уже много раз, до других весной можно доехать разве что на судне с воздушной подушкой, на третьих уже очень мало рыбы. Выбрать цель для новой поездки оказалось очень непросто. Начали было уже отчаиваться, и тут взгляд наш упал на скромную речушку, протекающую на севере соседнего региона.

Пару лет назад мы там порыбачили, привезли неплохой улов. Поймали на двоих по три крупных щучки, с десяток приличных окуней, под сотню плотвичек ну и, конечно, ершей. Без них никуда! Решили вновь посетить эти края, тем более у нас там имелось заветное местечко. Оно находится прямо за березняком, где речка чуть поворачивает. Там ровный, низкий берег, и очень удобно ловить.

На этом и порешили, собрали пожитки, обдумали все хорошо и пришли к единому мнению, что ехать нужно на двух надежных машинах повышенной проходимости, ведь российские дорогие непредсказуемы. Автомобили забили всем необходимым, взяли продукты, лопаты, тросы, топоры… в общем, все что нужно.

Запланировали тронуться в путь еще затемно — часа в три ночи. Прикинули, что в такое время дорога будет свободна, так что без помех преодолеем значительную часть пути. Мы надеялись, что уже к полудню доберемся до цели. Ведь от нашего места жительства до пункта назначения, если считать сухими километрами, было не так и далеко.

И вот наступил день перед отъездом. Мы хорошенько проверили машины до старта — мало ли что. Но все было в нормальном рабочем состоянии и никаких опасений не вызывало. Приятель снарядил еще прицеп, в котором лежала надежно закрепленная небольшая «плоскодонка». Ее планировали по пути завезти к знакомым, сделав «крюк». В прицеп запихнули одеял побольше, ведь собирались рыбачить с ночевкой.

Коварные ямы

Наконец, двинулись. Ночь, еще темно, до рассвета пара часов или чуть более. Фары рассекали темноту и вырывали из нее узкую асфальтовую дорогу всю в ямах и колдобинах. Это традиционное явление для наших мест, да, видимо, и для многих других российских регионов. Вместе с тающим снегом «сходит» и асфальт. Этому у нас уже давно никто не удивляется.

Мы ловко лавировали между ямами. Дорога была своя, родная, каждый ухаб и провал в асфальте хорошо нам знакомы. Так по местами ровной и гладкой, а кое-где сильно разбитой трассе проехали десятки километров без спешки и приключений.

Вот уже и забрезжил рассвет. Следующий участок пути мы знали хуже. А дорога все так же оставляла желать лучшего. В голове промелькнула мысль, что не помешало бы и скорость сбросить. Ведь, если колесо на полном ходу попадет в такую выбоину с рублеными краями, в лучшем случае придется доставать запаску.

Но у меня мозг обычно работает быстрее, чем тело. Я еще только собирался поднять ногу с педали газа, когда наяву осуществились мои худшие ожидания. Автомобиль на скорости прошел поворот, и тут на глаза мне попалась глубокая яма. Увернуться от нее я не успел! Колесо с гулким звуком провалилось, раздался громкий удар.

На руле я почувствовал характерную тяжесть, машину стало потихоньку уводить с дороги. Хорошо еще, что скорость к тому моменту снизилась. Свернув к обочине, я остановился и включил «аварийку». Друг припарковался чуть поодаль и сразу подошел к моему внедорожнику. Вместе мы занялись оценкой тяжести повреждений автомобиля.

Замена колеса

Даже беглый осмотр сразу дал неутешительные результаты. Правое переднее колесо было почти уничтожено. Штампованный диск оказался сильно помят. На покрышке виднелась приличная «грыжа», воздух со свистом уходил из колеса.

Делать было нечего, пришлось ставить «запаску». Благо, я всегда вожу ее с собой, да и домкрат тоже. Замена колеса — дело нехитрое, но неприятное. С помощью домкрата мы с приятелем подняли машину, быстро открутили болты и поставили «запаску». А на ее место «водрузили» поврежденное колесо.

После этого продолжили поездку, однако на душе остался неприятный осадок. «Вот и рыбалочка! — с грустью думал я. — Не успел ничего поймать, а на расходы уже налетел!». Одно радовало: «добротный» асфальт скоро закончится, и начнется куда более предсказуемое бездорожье.

Проползли мы по трассе еще с десяток километров, и вот новая напасть. В зеркале заднего вида я заметил настойчивое мигание дальним светом. Это были фары машины моего приятеля. «Что могло случиться? Тоже колесо?!» — удивился я.

Остановился на обочине, снова включил «аварийку». Машина приятеля замерла неподалеку. «Но ведь вроде уже довольно светло… Как он ухитрился-то?!» — мучили меня вопросы.

Проблемы с прицепом

Я подошел поближе и разглядел картину во всех подробностях. Прицеп лежал на боку, его правое колесо было сложено и подогнуто под днище.

Оказывается, приятель тоже в последнюю секунду заметил выбоину на дороге. Машинально успел шевельнуть рулем, и автомобиль увернулся от ямы. Однако прицеп попал именно в нее! Колесо почти оторвалось. Хорошо, что оно не отлетело совсем, а то прицеп мог бы и перевернуться. Тогда лодке был бы «каюк».

«Что делать? — задумались мы. — Тут уже установкой «запаски» не обойдешься. Колесо приваривать нужно или менять всю ось!». В полевых условиях без специальных инструментов подобный ремонт был невозможен.

Пришлось отсоединить прицеп и водрузить лодку, надежно зафиксировав ее, на багажную решетку на крыше моего автомобиля. А предварительно мы постелили там все имеющиеся в распоряжении одеяла. Они должны были выступить в роли «амортизатора». С ними и лодка бы осталась цела, и на крыше не появилось бы царапин.

Теперь нужно было разобраться с прицепом. Мы решили пока просто спрятать его в кустах, положившись на «авось». А потом при случае приехать на более вместительной машине и увезти прицеп на ремонт.

Выбрали подходящие укрытие. Дождались, пока по трассе прекратится движение, и укатили прицеп с дороги. Дотащили до нужных кусов и замаскировали там. Хорошо еще, что прицеп не был слишком большим и тяжелым. А вокруг имелось огромное количество растительности на любой вкус и цвет.

Привал с перекусом

Заняли места в машинах и возобновили поездку. «Ну вот и приятель пострадал! — мысленно сокрушался я. — «Знатная» у нас рыбалка получится!». Но делать было нечего, только продолжать путь.

Еще через пару километров мы вздохнули с облегчением. Начался участок трассы с ровным и гладким покрытием. «Сюда уже пришел ремонт — значит, и до остальной дороги доберется тоже!» — с оптимизмом подумал я. Но, как водится, хороший асфальт быстро закончился. Мы наконец-то добрались до съезда с основной трассы.

Теперь можно было перевести дух. Больше уже не требовалось напряженно высматривать на дороге выбоины и стараться объехать каждую из них и судорожно дергаться, когда какое-то из колес машины все же иногда случайно попадало в яму.

Остановившись на обочине, мы сделали привал. Оживленного движения тут не наблюдалось, поэтому можно было перекусить прямо рядом с грунтовкой. Осмотрели лодку и решили, что никуда она от нас не убежит. Вытащили бутерброды из сумки, термосы с чаем, подкрепились. Настроение чуточку улучшилось. Теперь можно было ехать дальше.

Впереди нас ожидал серый грунт дороги. Она выглядела гораздо ровнее заасфальтированной трассы и поначалу напоминала просеку. По обеим сторонам был весьма плотный лес. Дальше грунтовка вышла на небольшую поляну. Слева, видимо, находилось болото, остовы деревьев еще торчали из воды. Но большей частью произрастала тут лишь трава, лес поредел.

Древний мост

Эти места мы знали неплохо и помнили, что впереди у нас серьезное препятствие. Нам нужно было проехать по старенькому деревянному мосту. Даже «аборигены» не могли сказать, сколько ему уже лет. Сооружение выглядело очень ветхим.

Мост был построен через небольшую сильно заболоченную речушку шириной всего в несколько метров. Другого способа переправы не имелось. В остросюжетном кино отчаянные герои могли бы, вероятно, предложить разогнаться на машине и перелететь через речку. А подготовленные спортсмены с разбега имели бы шансы перепрыгнуть это препятствие.

Но мы ехали на рыбалку, так что не стали рисковать и пытаться переправиться с ходу. Вместо этого притормозили и вышли осмотреться. Мост представлял собой унылую картину. Поперечные доски с момента нашего прошлого визита подгнили еще сильнее. Теперь они ощутимо продавливались под весом человека. Продольных досок не было совсем. В общем, все это смотрелось довольно рискованно…

Мы стали искать способ, как сделать переправу безопаснее. Проверили «лишние» поперечные доски, лежавшие вне основной колеи. Парочка из них, выглядевшая относительно свежей, не была как следует прибита гвоздями. Видимо, кто-то периодически пытался «латать» мост, но не довел дело до конца. Мы подняли эти доски и положили их вдоль. Затем отыскали еще парочку подходящих и разместили следом.

В итоге у нас получилось что-то вроде усиленной колеи. Друг пешком перешел по мосту на другой берег и стал меня направлять, чтобы я ехал ровно по выложенным нами доскам. Потом мы поменялись и приятель тоже нормально переправился. Затем вернули доски обратно и продолжили путь…

Через озерцо грязи

Снова перед нами простиралась неприятная болотистая местность. Дорога пролегала прямо по ней, по самому, вероятно, сухому участку. Проползли мы буквально с пару километров, и перед нами возникло самое настоящее озерцо жидкой грязи. «Странно, что тут еще не высохло!» — удивился я. Колея входила в это «озерцо» и буквально через пять метров выныривала.

Объехать его не было возможности. Слева находилось явное болото, а справа — остовы деревьев. «Сквозь них точно не проберешься, иначе мудрые рыбаки уже давно бы сделали обход!» — пришло мне в голову. Нужно было ехать вперед.

Первым рискнул я, включил пониженную передачу и без спешки «прополз» трудный участок на грани того, чтобы завязнуть. Вторым двинулся мой приятель, но увы, ему не повезло. Он не сумел выбраться из этой грязи. Чуть проехал середину и встал.

Я без особой радости вылез из автомобиля, натянул болотные сапоги и пустил в ход лебедку. С ее помощью привязал свою машину к остову дерева. А приятель прокинул крюк и прицепился к моему внедорожнику. Я подтянул себя поближе к дереву, а друг тоже включил лебедку и стал вытаскивать собственный автомобиль из грязи. Хорошо, что выбрался без особых проблем. Вдвойне нам повезло, что остовы деревьев оказались прочны…

По бревнышкам

Поехали дальше, и вот вновь дорога превратилась в просеку, слева и справа появился лесок. Мы знали, что впереди нас ждет новое испытание, еще более опасное. Это был мост через овраг, промытый когда-то бурной речкой.

Теперь сооружение почти полностью разрушилось. Виднелись огромные дыры, и глубина была приличной, метров пять, не меньше. По дну оврага бежала уже не такая бурная, как раньше, но живенькая речушка, весело шурша по камешкам и частям моста.

Что делать, взялись за топоры, благо, лесок был поблизости. Нарубили сухих берез, их после одного засушливого года было довольно много. Отсекли острые ветки, чтобы случайно не пропороть колеса. С помощью этих деревьев постарались хоть немного починить мост, прикрыв его самые слабые места.

Попробовали переправиться. Приятель опять перешел пешком и наводил меня. Я осторожно поехал по мосту. Сперва все было неплохо, но потом вдруг задние колеса провалились! Должно быть, я передними случайно сдвинул незакрепленные бревна. А задняя ось попалась в эту ловушку. Автомобиль встал намертво, любое маневр лишь усугублял ситуацию.

Пришлось звать на помощь приятеля. Он подцепил мою машину повышенной проходимости за заднюю проушину к своему внедорожнику и аккуратно начал вызволять из плена. С третьей попытки сумел-таки вытащить автомобиль обратно на берег.

«Что делать?» — задумались мы. Снова пошли рубить сухие деревья. Но на этот раз стали лучше связывать их веревкой. Хорошо, что у нас был целый моток. Тщательно уложили бревна, закрепили их и поехали. Опять я рискнул первым, но теперь все прошло, как по маслу. За мной перебрался приятель и тоже без происшествий.

Долгожданная рыбалка

Благополучно переправились, а заодно и мост подлатали. Может, теперь на месяц-другой хватит. И остальные рыбаки, которым придется ехать этой же дорогой, нам спасибо скажут.

Мы твердо знали, что на заключительном участке пути мостов больше нет. Поэтому весело двинулись вперед. По дороге до речки ничего особенно важного с нами не случилось. Преодолевали грязь по краю дороги, смело пересекали большие лужи. Под колесами была уже знакомая почва, а впереди виднелась река.

Мы планировали приехать к полудню, а добрались уже ближе к вечеру. Каждое наше приключение отняло довольно много времени, поэтому ловить пошли уже на заходе солнца. Возвращаться собирались другим путем — более длинным, но уже без серьезных препятствий. А по дороге должны были еще завезти лодку знакомым моего друга.

К слову, поймали мы много и с лихвой окупили затраты, но не количеством добытой рыбы, о которой почему-то думалось меньше всего, а самим удовольствием от процесса ловли, от отдыха на берегу реки, от созерцания еще одного уголка живой и чистой природы, до которого пока не добралась цивилизация.

Советуем и вам в выходные дни выбраться на водоем. Провести время с пользой и интересом, а если получится, то и наловить рыбки!

Сергей Серый, Омская область

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий