Летом на алтайских водоемах

Выловленный карась

В конце мая и до середины июня на Оби проходит вторая волна паводка, идущего от таяния снега и ледников в горах Алтая. Новое половодье значительно мощнее первого, весеннего. В этот период заливаются пойменные луга, на них заходит рыба на обильную кормовую базу. На таком огромном просторе трудно найти свою удачу. С другой стороны, есть хорошая возможность побывать на прудах, озерах и водохранилищах и там проверить в работе свои снасти.

В середине июня вода резко начинает уходить с лугов, а вместе с ней скатывается и рыба. В больших количествах она скапливается в протоках и устьях малых рек. Вот здесь и начинается самая интересная рыбалка.

Мои друзья свои снасти настраивают на сазана, но не возмущаются и когда на крючке с аппетитной насадкой оказывается лещ или крупный язь. Меж тем уровень воды в протоках продолжает снижаться. И здесь все меньше остается рыбы, которая спешит уйти на простор.

На лесном озере

Начало июня. На Оби вода цвета кофе с молоком и прибывает ежедневно по 40-50 сантиметров. В такой мути ловить рыбу — это просто несерьезное занятие. Так что мы с товарищем решили отправиться на речку Барнаулку. Она находится километрах в сорока от краевого центра.

Знакомые рыболовы сообщили, что на быстром течении на кусочки червя ловятся крупные пескари. Если честно, то в последнее время мы даже перестали вспоминать о подобных трофеях. К сожалению, перевелась эта рыбешка в наших водоемах… И только в верховьях малых рек еще можно половить знакомый с детства «деликатес».

Дорогу нам примерно объяснили, но мы в сосновом бору умудрились заблудиться. Свернули не на ту дорогу и в итоге подъехали к небольшому лесному озеру, за которым протекала речка Барнаулка. Добраться до нее на машине возможности не было. Так что мы оставили автомобиль у озера, взяли удочки, насадку, садки под рыбу и отправились за пескарями.

Охота на пескарей

Участок реки оказался интересным. Противоположный берег был покрыт зарослями тальника. Течение немного сбивалось, а глубина составляла до полутора метров. Это оказалось вполне приемлемо для ловли под поплавком.

Первые забросы сразу же вызвали поклевки. Но вместе с тем принесли и небольшое разочарование. В основном ловились плотвички сантиметров по 15 длиной и мелкие пескари размером с сигарету.

Потратив на такую рыбалку три часа, и исходив речку вверх и вниз по течению, мы решили перекусить и отправились к автомобилю. На берегу озерка разложили привезенные с собой припасы и в тени елей принялись за трапезу. Тут совсем неожиданно на середине озера раздался довольно сильный всплеск крупной рыбы.

Гольяны из «рога изобилия»

Мы решили, что, наверное, весной этот небольшой закрытый водоем «подпитывался» из Барнаулки. Во время паводка из реки в озеро мог попасть карась. Обычно по весне он уходит из приоткрытых шлюзов дамб и поднимается до расположенных выше по течению прудов.

Не закончив обед, мы быстро намешали прикорм из привезенных с собой съедобных компонентов и подбросили в воду. Взяли удочки, на которые пытались ловить пескарей, насадили на крючки червей и сделали первые забросы. Под маленькими поплавками глубина была около двух метров, так что в светлой воде рыба не видела, что происходит на берегу. Да и мы старались меньше двигаться, чтобы не настораживать обитателей озера.

Поклевки посыпались на нас сразу, как из рога изобилия. Но… вместо ожидаемого карася на крючках наших удочек трепыхались гольяны, причем крупные, с выпуклыми животами. Такой исход рыбалки нас не устраивал.

Нужно было срочно переоснащаться. Заменили на снастях поплавки, привязали более крупные, чем на плотву, крючки и насадили на каждый по крупному червю вместо кусочка. Как ни странно, но гольяны стали тревожить меньше. Однако и карася долго не было.

Редкий улов

И вот, наконец, она… классическая поклевка. Поплавок чуть вздрогнул, качнулся, слегка наклонил на бок антенну и медленно пошел в сторону центра озера. Незамедлительно последовала подсечка. На снасти ощущался вес солидного трофея.

Я аккуратно подвел к берегу, товарищ наклонился и взял в руки… трехсотграммового линя. Это была действительно удача! Лини, также как и пескари, стали на многих озерах большой редкостью. Увы, пойманный трофей оказался в единственном экземпляре. Зато караси сантиметров по 20 длиной ловились вперемежку с гольянами довольно активно.

К намеченному времени окончания рыбалки мы успели поймать по десятку «лаптей». А гольянов отправляли в сильный солевой раствор, чтобы вечером вывесить их подвялиться. Уж очень вкусная рыба получается.

В нынешнем году с товарищем вновь решили побывать на этом маленьком лесном озере. Но проблема оказалась в том, что дорогу к нему мы не запомнили. А искать специально не отважились. Так можно было и целый день прокататься вместо занятия ловлей.

Кажется, та рыбалка на озере ничем особо не выделялась, а запомнилась надолго. Кстати, пескарей я до сих пор мечтаю половить. Но, как мне кажется, в наших краях совсем не осталось рек, где еще водится эта рыба нашего детства…

Отпуск на Гребном канале

В тот год вторая волна паводка на Оби была довольна мощная. Вода из реки дошла до Гребного канала, который расположен сразу за городом на правобережье главной артерии Западной Сибири.

Шла вторая половина июня, начался очередной отпуск, и все свободное время я проводил с удочкой в руках. Рыба хорошо ловилась с глубины в пять метров. Так что короче семиметрового удилища в процессе ловли не применял.

Привозишь на канал ранним утром ведро прикорма, состоящего из распаренного жмыха, черствого хлеба, комбикорма и вареной перловки, а после полудня увозишь с собой такую же емкость, но уже наполненную рыбой. Попадались в основном плотва, подъязки и речные «лапти». Выловленные караси были крупные, весом примерно по 400 граммов. Вываживать их с большой глубины оказалось приятно.

Дикие карпы

Дня через три в мою «столовую» стали наведываться и сазаны. В первый выезд удалось взять пару трофеев — один потянул на четыре килограмма, а второй — на два с половиной. Однако во время следующей рыбалки произошла осечка, которая меня заставила обращаться к сазанам на «вы».

Я на поклевках оборвал 17 оснасток после мощных рывков диких карпов. Несмотря на достаточно длинное удилище, развернуть рыбу к берегу не удавалось. Следовал мощный рывок в глубь водоема, и оснастка не выдерживала возле самой вершинки на узле крепления. После такой крупной неудачи пришлось срочно отправляться в магазин и покупать удилище с кольцами точно такой же длины. Оснастил новую снасть безынерционной катушкой «Орион» еще советского производства. На основную леску поставил поплавок, прикрепил грузила и привязал небольшой, но карповый крючок.

Какое угощение любит рыба

Можно было полностью переключиться на ловлю сазана на бойлы, но на Гребном канале он к ним не приучен. Рыболовы применяли консервированную кукурузу в маленьких баночках. Казалось, что в них продукция по консистенции нежнее, чем в больших емкостях.

Также использовалась и ароматизированная вареная перловка. Мне больше нравилось ловить именно на нее. Карась кукурузу фактически не брал, а подлещик и плотва ею не интересовались.

Моя задача состояла не в том, чтобы наловить как можно больше рыбы. Главное — чтобы поклевок оказалось значительное количество. Поэтому я предпочитал ловить на вареную перловку. К тому же выяснилось, что и сазаны к такой каше были неравнодушны.

Хорошо изучив участок лова, я уже знал, когда на кормовой стол под мой поплавок подходит солидная рыба. Поклевки плотвы резко прекращались, и оставалось только ждать, когда подошедший «крупняк» обнаружит насадку.

Вареной перловки на прикорм уходило около килограмма. Плюс после каждой поимки крупной рыбы я отдельно подбрасывал в воду приготовленную крупу, которая также служила мне насадкой. Собирал перловку с глиной в комок и опускал прямо на кормовой стол.

Много сазанов не ловил. Максимум получалось взять до трех или даже пяти штук. Рыбалка продолжалась примерно до полудня, а потом на канале начинались тренировки спортсменов. Они «наезжали» на поплавки, так что удочки приходилось сворачивать.

Сазан на пустой крючок

Однажды ранним утром первым делом подбросил прикорм на участок ловли. Так как вода начала убывать, решил измерить глубину, не насаживая на крючок зерен перловки. Забросил, подождал, когда поплавок погрузится и покажет, сколько мне нужно убавить или прибавить его спуска по леске. Действительно, пришлось уменьшать.

Потом сделал повторный заброс. Поплавок только поднял над водой ярко-красную вершинку, и тут же нырнул в глубину. Я машинально выполнил подсечку и тотчас ощутил мощный рывок в глубь водоема.

По поведению рыбы понял, что на крючке засекся сазан. Но почему он схватил голый крючок? Это было загадкой. Вес карпа, которого я вывел, составил ровно два килограмма. До полудня поймал еще двух таких же сазанов. В моем улове оказалось также килограммов шесть плотвы, подлещиков и карасей.

Разгадка странного поведения карпа нашлась быстро. Те же бойлы крепятся на короткой нитке. Рыба, знающая их вкус, втягивает приманку в рот, а вместе с ней и крючок. В моем варианте дикий карп словно «пылесосом» подбирал с грунта все съедобные частицы. А заодно зацепил и крючок. Маловероятно, чтобы такие гиганты видели насаженную для них приманку — перловку.

Спор с коллегой

В один из дней моего отпуска мы отправились на Гребной канал с хорошим рыболовом Валерием Слободчиковым, публикующим заметки в местной прессе. Карпятник он был опытный, давал дельные советы и в этот выезд доказывал свою теорию насадки на сазанов.

Слово за слово, и мы заключили пари. Я заявил, что в течение дня поймаю сазана на голый крючок. На такой спор пошел бы любой карпятник, если б не знал, что место у меня прикормлено основательно и крупная рыба подходит на участок ловли, как в столовую.

Пришли на Гребной канал, и я сразу занял свою «точку». Обильно прикормил, подготовил снасть к ловле и начал тянуть из воды плотву и подлещиков. Примерно час товарищ надо мной подсмеивался и говорил, что спор я проиграл. Но все это продолжалось только до определенного момента, когда поклевки на моем участке вообще прекратились.

Как я выиграл пари

— Подойди ко мне, — попросил я товарища.

Он приблизился и я показал ему. что на моем крючке нет насадки. Сделал заброс точно в то место, куда несколько минут назад был подброшен прикорм.

Минуты две поплавок стоял неподвижно. Затем сделал маленькую подтяжку к берегу, сантиметров на пять, затем еще на пять. Неожиданно поплавок скрылся под водой. Последовала подсечка, и сазан начал отчаянно сопротивляться. Минут пять борьбы с достойным соперником, и вот уже трехкилограммовый красавец оказался на береговой отмели.

Я поднял трофей и с победным видом опустил в садок. Товарищ молчал, спор был явно проигран. Тут уже мне вновь захотелось доказать, что произошедшее — не случайность. Повторил заброс, вновь не насадив на крючок перловку, и буквально через минуту произошло то же самое.

Сазан попался чуть меньших размеров. Но это было явное доказательство, что дикого карпа можно поймать и на голый крючок. Спор был выигран. Пришлось объяснять товарищу весь «секрет» такой ловли.

Действительно, сазан подчищает грунт от корма и вместе со съедобными компонентами захватывает со дна маленький крючок. Возможно, и большой ухватил бы, но в этом направлении экспериментов не было.

Позднее мне также удалось поймать сазана на голый крючок на примерно таком же обильно прикормленном участке. Правда, к подобному удачному стечению обстоятельств и благоприятному исходу я был уже готов.

Губная помада для карася

Как только мы переехали в новый дом и познакомились с соседями, они уговорили меня сходить вместе на рыбалку. Отправиться решили на небольшое озерко, находящееся в 15 минутах ходьбы от моего нового местожительства. О водоеме я был наслышан, а вот ловить на нем пришлось впервые.

Удобных мест для рыбалки не так уж и много. Но как-то удильщики размещались на берегах и даже имели свои любимые участки. В первое посещение водоема соседи меня обловили. Я не расстроился, потому что к каждому водоему нужно вначале подобрать «ключик».

Прикорм у меня был отработан, а вот с насадкой пришлось провести ряд экспериментов. Начал опыт с хлебного мякиша. Соединил его с губной помадой, потому что надеялся, что красный цвет привлечет карася. Действительно, оттенок получился яркий, заметный, и рыба ловилась неплохо. Но был и неприятный момент: руки постоянно пачкались о помаду.

Я заинтересовался результатами эксперимента и решил его продолжать, сделав соответствующие выводы. В следующее посещение озера насадку из хлебного мякиша разделил пополам. В одну половину добавил «губнушку», а другую оставил без изменений. И что вы думаете? Обе насадки работали абсолютно одинаково.

Вкус чеснока

На следующий день добавил в хлеб несколько капель «зеленки» из флакона. Получился цвет водорослей. Плохо оказалось то, что руки вновь были испачканы, а каких-то изменений в клеве снова не замечалось. Так что я не стал продолжать опыты в этом направлении.

При смене цвета насадки повышения активности у у рыбы не наблюдалось. В мои же дальнейшие планы входило найти ароматизатор, который мог заинтересовать обитателей местного озера. Все показатели — по клеву и улову — улучшил чеснок. Добавлял я его и в прикорм, и в вареную перловку.

Через два дня рыбу к этому ароматизатору попросту приучил. Выловленный карась был крупный по местным меркам. Так что вскоре все мои товарищи брали исключительно перловку, сдобренную чесноком. Попробовал смазывать им и червей. В итоге от ротана не стало отбоя. Так и пришлось в начале июня использовать такую своеобразную насадку с природным ароматизатором.

Мятный пряник для плотвы

К середине первого летнего месяца ближнее к дому озеро затянулось плотной ряской. Я в тот период работал во вторую смену и, чтобы не терять много времени на поездки на дальние водоемы, решил поискать уловистое место на Оби в черте краевого центра. Пробовал поймать плотву у речного вокзала. Да там и задержался на долгое время, пока другие рыболовы не стали составлять мне конкуренцию.

Плотва попадалась некрупная — до 100 граммов, но клевала просто отменно. Подбросишь горсту прикорма, соединенного с глиной, чтобы быстрое обское течение не сносило угощение с облавливаемого участка. Плюс два десятка зерен вареной перловки. Эту же крупу насаживал и на крючок.

Чеснок, так понравившийся карасю, для плотвы не подошел. Пришлось думать и искать другой аромат, чтобы соблазнить местного чебачишку. Рецепт был отработан давно, но каждый раз приходилось вносить в него какие-то изменения. Кроме ароматизатора, потребовался еще и подсластитель.

Плотва обожает «десерт», поэтому даже в прикорм нужно было добавить два-три мятных пряника. Так что перловку варил, как обычно, а вот ароматизировал пакетиком ванилина и ложкой-двумя сахара. Эффект был налицо. Обычно времени с утра до полудня хватало, чтобы более сотни рыбешек оказывалось в моем садке. Это вполне приличный результат для трех часов ловли.

Завидный трофей супруги

Однажды с женой отправились на причал в выходной день. С утра народа мало было, а затем нашей рыбалкой заинтересовались. В скором времени рядом с нами сидели человек десять с удочками.

Самое интересное, что супруге попался сазанчик граммов на 800. Такой трофей наделал очень много шума. Причем не в рыбацкой среде, а у отдыхающих на набережной. Пришлось в скором времени сматывать удилища и идти домой, потому что постоянно кто-нибудь подходил и просил показать крупную рыбу.

Еще через день я вновь решил попытать свою удачу на причале. Но, увы, там мне места не досталось. Пришлось отправляться выше по течению Оби в небольшую заводь, где плотва ловилась так же отменно.