Иссык-Куль — красивейшее озеро

Рыбалка на озере Иссык-Куль

Зимой мы с товарищем обычно в путешествия не отправляемся. Мы, как говорят, «дикие» туристы. Палатка, одеяло, по теплому свитеру на брата — вот и все наше походное имущество. Да еще набор крючков, лесок, блесен в специальной коробочке. Отпуск летом обычно берем сразу на месяц… и вся страна — перед нами: выбирай на вкус!

На протяжении всей зимы мы долго думали, обсуждали «за» и «против», прикидывали, в каком направлении лучше отправиться в теплый период. Только весной окончательно определились. Решили, что пойдем по следам нашего кумира — путешественника Николая Михайловича Пржевальского.

На озере Балхаш мы уже были. Там нам очень понравилось! Теперь собрались двинуться дальше по маршруту Пржевальского — на озеро Иссык-Куль в предгорьях Тянь-Шаня. Прочитали всю литературу, которую смогли найти, про этот водоем. А ближе к концу весны решились ехать.

Но, как известно, человек предполагает, а Бог располагает. Вот и наши замыслы пришлось скорректировать. Отпуска мы смогли получить только в самый разгар лета — ближе к августу.

Пополнение группы

Наконец, рюкзаки, палатка — в сборе. Наша команда в веселом настроении забралась в поезд, следующий по направлению «Москва — Фрунзе» (раньше был такой маршрут. — Прим. автора). На этот раз мы ехали втроем. Вместе с нами решил отправиться еще один наш приятель, которого все звали Гешей. Он учился в том же классе, что и я. Мы даже сидели за одной партой.

Товарищ надежный во всех отношениях. Но было одно серьезное «но»! Геша не увлекался ни рыбалкой, ни охотой. А путешествовал только в наш районный центр. Следовательно, никакого опыта походной жизни не имел вообще. Мы предупредили друга о трудностях «дикого» туризма. Но Геша согласился делать все, что скажем. Так захотелось ему посмотреть другие края после наших рассказов о путешествиях!

Через трое суток пассажирский состав прибыл в город Фрунзе (ныне Бишкек в Киргизии. — Прим. редакции). Мы со всеми вещами выгрузились из тамбура и устроились в привокзальной гостинице. Местный поезд отправлялся рано утром. Он состоял из пяти древних деревянных вагончиков, которые скрипели и трещали ужасно!

Иногда рельсы подходили вплотную к глубокому ущелью, где протекала река Чу. Стоило вагончику качнуться в сторону пропасти… и наш Геша бледнел и хватался руками за столик. Мы с Василием только переглядывались и думали: а что же будет в горах?!

Изучение обстановки

К счастью, старенький состав благополучно дополз до станции Рыбачье (ныне город Балыкчы в Киргизии. — Прим. редакции). Здесь уже можно было выйти к берегу озера. Поселок и все кругом нам понравилось сразу. Тишина, чистое небо, яркое солнце! Населенный пункт вытянулся на пару километров вдоль озера.

При железнодорожной станции были небольшая гостиница и столовая — все, что нам надо! Двое суток мы знакомились с обстановкой. Рядом обнаружили неплохой пляж и причал, где стояло десятка два лодок. Решили, что, вероятно, воспользуемся одной из них, чтобы плыть вдоль берега озера. Хотелось порой ставить парус, а иногда браться за весла.

Рано поутру или уже под вечер мы шли на пляж, заглядывая по пути на причал, знакомились с местными рыбаками, смотрели их улов. На второй день впервые повстречались с дедом Федором, который на своей лодке пришвартовался прямо возле нас. Показал нам, что сумел поймать — пару килограммов плотвы и красноперки.

В гостях

Федор рассказал, что он сам родился уже в этих краях. А его дед был из уральских казаков, войско которых сформировалось на реке Яик несколько веков назад. Он служил в городе Верный (ныне Алма-Ата в Казахстане. — Прим. редакции). Отец Федора по государственным делам был направлен в поселок Рыбачье, ставший впоследствии городом.

Мы тоже сообщили, откуда приехали. Федор очень обрадовался, когда узнал, что нас можно считать земляками его деда (он родился примерно в наших краях. — Прим. автора), и пригласил к себе домой на уху. Рыбак жил с женой, которую звал Марфинькой. Весь вечер с интересом расспрашивал о родине деда — хорошо знакомых нам местах.

Домик у Федора был небольшой, сложенный из дикого камня и покрытый глиной. У нас такие строения называли мазанками. Земля вокруг была обнесена глинобитным забором — дуваном по-местному. Во дворе росли две яблоньки и пара абрикосов.

Зачем нужно просыпаться пораньше

Наутро дед Федя пригласил нас на рыбалку на озере Иссык-Куль. Обещал показать нам местные хитрости и приемы лова. На рассвете мы уже пришли к нему. Наш Геша от поездки на рыбалку отказался наотрез.

— Вы что?! — возмутился он. — Как можно проснуться в четыре часа утра ради пары килограммов плотвы или красноперки?!

Но мы-то, конечно, считали, что вставать в такую рань определенно стоило. Хотя бы для того, чтобы полюбоваться бесподобным утром! Тишина, чистейшее небо, вода, как зеркало — нигде ни морщинки! А за озером как будто висели над берегом две огромные снеговые вершины. А воздух?! Его можно было пить, словно нектар!

— Дойдем за пару часов до гор? — полюбопытствовали мы у деда Феди. — Очень хочется посмотреть на снежного барса в его естественных условиях — в живой природе.

Наш собеседник только рассмеялся в ответ:

— Два дня будете идти до этих вершин! Они только кажутся такими близкими из-за прозрачного воздуха!

Легенда о появлении озера

Рыбачил дед нахлыстом, сам делал искусственные мушки. Подарил и нам пару подобных приманок с крючками. Часа за два мы наловили с половину ведра рыбы.

Федор попутно рассказал нам об озере. В длину оно около 180 километров, а в ширину только 8-12 км в среднем. Самое глубокое место на южном берегу у местечка Каджи-Сай, где скалы вплотную подходят к воде.

Как говорят старожилы, в давние времена там, где сейчас Иссык-Куль, протекала горная река, которая впадала в Чу. Потом было мощное землетрясение. В результате удара стихии грунт раскололся, и образовалось большое озеро. И сейчас в него впадает несколько горных речушек, но ни одна не вытекает. Иссык-Куль даже зимой никогда не замерзает…

Начало путешествия по воде

Дед Федя помог нам купить лодку у местного рыбака. И мы, не теряя зря времени, в тот же день после обеда отправились в путь. У передней скамьи установили шест, на котором можно было поднимать парус. В первый день преодолели по воде всего около 20 километров.

Переночевать решили в небольшом заливчике, где разбили лагерь. Успели немного порыбачить на вечерней заре. Ловили по совету деда Феди нахлыстом на его мушки. Результаты были лучше, чем при использовании поплавочной удочки или донки.

Попадались уже привычные трофеи — красноперка и плотва. На уху этой рыбы нам вполне хватало. Наш дед Федя еще говорил, что в озере водятся особи и покрупнее — например, сазан или форель. Но клюют они редко, поскольку очень осторожны и привередливы к приманке…

Недовольный любитель комфорта

Плыли мы вдоль северного берега — более пологого и населенного, чем южный. С утра и до 10-11 часов ветра не было абсолютно. Нам приходилось активно орудовать веслами. При этом лодка поддерживала скорость в 4-5 километров в час. Лишь только Геша был недоволен и изрядно нас поругивал. Ему не нравилось, что нам не сиделось в уютном Рыбачьем!

— Гостиница, столовая, пляж — все было рядом! — ворчал мой школьный приятель. — А тут напрягайся изо всех сил, как бурлак на Волге! Да еще меню однообразное: утром — уха, и вечером она же! Отощаю с вами совсем!

И надо признать, что удивительная красота природы, окружавшей нас, Гешу совсем не интересовала.

Вот в такой атмосфере мы потихоньку доплыли до поселка Чолпон-Ата (ныне город. — Прим. редакции) — курортного местечка. Прошлись по магазинчикам, хорошо пообедали в столовой. И опять двинули вперед!

Форели из горной речушки

Поселок Чолпон-Ата находился где-то посредине нашего маршрута по озеру. Режим похода мы соблюдали постоянно. Просыпались около пяти утра и пару часов рыбачили. Потом готовили завтрак и около 8.00 отчаливали от берега. Плыли до полудня, затем отдыхали и обедали. И до 7-8 часов вечера продолжали путешествие под парусом, пока сохранялся приличный ветерок.

Между прочим в устье какой-то небольшой горной речушки нам удалось поймать четырех довольно приличных форелей. Опять сработал метод нахлыста, предложенный дедом Федей.

Постепенно мы добрались до красивого зеленого поселка Ананьево в межгорной долине. Отсюда ходил автобус через перевал до города Алма-Ата. Посовещавшись, решили на этом завершить наше путешествие, поскольку отпуск уже подходил к концу и время поджимало.

К счастью, нам удалось пристроить лодку местным удильщикам, после чего мы автобусом добрались до Алма-Аты, а там уже сели на поезд и поехали домой. От путешествия и рыбалки на озере Иссык-Куль у нас сохранилась масса положительных впечатлений.