Сложение, вычитание, умножение… Супруга — вся в делах, по самые очаровательные ушки, и заниматься математикой с сыном — первоклашкой, второклашкой или третьеклашкой (нужное подчеркнуть) — предстоит вам. Что делать?
Конечно же, собираться на рыбалку! И пусть ваша любимая половинка не поднимает удивленно брови и не терзает вас с наследником вопросами вроде: «Куда это вы отправляетесь с удочками, когда таблица умножения еще не вызубрена?» Смело сообщайте, что «телескопички» — это учебное пособие, а идете вы ни много ни мало — на урок.
Открываем «учебники»
Нет, конечно, никаких книжек на рыбалку брать не будем. А вот несколько удилищ, коробочка с запасными снастями и разнообразные насадки и наживки — пригодятся.
Наживляем и забрасываем. Итак, первая задача с одним неизвестным: у папы две удочки, у сына — одна. У кого первого клюнет?
Ну, это — так, зарядка для мозга. Дать точный ответ на эту задачу не возьмется никто, кроме подводных обитателей. Помнится, когда автор этой статьи сам — буквально — пешком под стол ходил, отправился он со своим отцом на рыбалку. Нормальная удочка была одна на двоих. В итоге отец выломал в лесу подходящий ореховый хлыст и на берегу на скорую руку соорудил из него поплавочную снасть. И что бы вы думали? Не прошло и пары минут, как на шустрого червячка, нанизанного на крючок этого чуда рыболовного промысла, повесился ерш. Собственно, так одним рыболовом на свете и стало больше.
Сегодня я уже и сам — отец второклашки. Настала пора прививать любовь к этому увлекательному занятию и своему сыну.
А заодно — и в математике малость «хвосты» подчистить.
Раз рыбешка, два рыбешка…
Итак, процесс пошел. Пара плотвичек, десяток ершей, окуней с пяток, бычков‑головешек под четверть сотни…
— Ну-ка, сын, а скажи-ка, сколько ты хищников поймал?
— А бычки — хищники?
— Точно!
— Тогда… Ммм… Два окуня, шесть ершей, бычков — десять, плотвичка… Ой! Плотвичка — мирная… — старательно загибает пальцы.
Я (улыбаясь):
— Ты еще на ногах начни пальцы загибать! В уме считай, как в школе учат.
Краснеет, а глаза — хитрющие!
— Да ладно, па! Восемнадцать!
Вдруг замечает, что поплавок резко ныряет, и хватает удочку. На крючке — судачишка. Чуть длиннее ладони.
— Девятнадцать!
— Э, нет, сынок! Это — еще не хищник! И даже — не половинка хищника. Малек это. Отпускаем!
— Так он же крупнее самого большого нашего ерша!
— Малыш он еще. Ну, вот, смотри: мы с мамой — взрослые, а в тебе пока росточку немного. Так и этот судачок пока — первоклашка еще. Мама и папа у него — каждый килограмма по 2–3, наверное, а бабушка с дедушкой — так и за десять, может. Вот подрастешь немного, и в старших классах про теорию относительности учителя расскажут. А пока давай отпустим этого недоросля обратно.
— А недоросль — это кто?
— А это ты в седьмом классе на уроке литературы узнаешь.
Отпускает судачишку в воду и говорит задумчиво:
— Пап, вот мы вчера бутерброды с икрой ели. А как вот даже такой ершик, — берет самого маленького ершишку, — из такой малюсенькой икринки вырастает?
— А об этом, сынок, есть целая наука — ихтиология. Вот будете зоологию изучать, там и про рыб, и про птиц, и про животных, и даже… Во! Про червей даже все расскажут!
— Здорово! А учиться, оказывается, интересно. Ой, пап, а у тебя тоже клюет!
Подсечка, и на том конце лески вновь ощущается живое трепыхание. Минута, и в садок отправляется небольшой серебряный карась. Затем — еще один, пара ершей, окунь граммов на 300… Хорошо! Рыбешка клюет и у меня, и у наследника. Так, вернемся к занятиям.
— Слушай, сын, я тут малость подзабыл. Вот смотри, мы уже поймали 57 рыб, 6 оказались слишком мелкими, и мы их отпустили. Сколько у нас рыбы-то осталось?
— На уху хватит, еще и пожарить останется, — пытается отшутиться маленький хитрец. Но я не сдаюсь:
— Ну, а в цифрах — сколько?
Малец шевелит бровями и с надеждой смотрит на поплавок. Не станет же отец отвлекать, если клюнет. Но тому будто самому интересно, что там юный математик ответит: застыл, даже не шевелится.
Наморщил лоб и, наконец, выдает:
— 51. Но мы еще наловим! Еще же не домой?
— Молодец! Да нет, домой еще рано. А знаешь что, скажи-ка мне: вот если у нас — 3 удочки на двоих и 51 рыбина, что на них пойманы, то по сколько рыб приходится на каждую удочку, если разделить их поровну?
— А мы умножение и деление только начали учить.
— Ну что ж — хороший повод попробовать что-то узнать раньше, чем твои одноклассники. Учитель спросит: «Сколько будет 51 разделить на 3?», а ты уже знаешь, что это… Вижу по глазам, что и задор берет: все же для мальчишки важно быть круче, чем другие, но и кучка рыбы сама на три части раскладываться никак не хотела. Решаю помочь.
— Вот смотри: цифра 51 для удобства может быть разбита на две неравные части — кучки. 30 и 21. Если 30 разделить на 3, сколько получится?
— Ну, это просто. 10.
— А 21 разделить на 3?
— 8? Нет, 7? Точно, 7! Значит, на каждую удочку поймали по 10 плюс 7, всего — по 17 рыб. А когда люди начали ходить на рыбалку?
— Есть такая наука — история. Ее вы тоже будете изучать. И как жили наши далекие предки, и то, что тысячи лет назад рыбалка была не развлечением, а жизненной необходимостью. От того, поймает племя рыбу или нет, зависело, поедят ли люди или лягут спать голодными. Ну а сегодня почему-то многие считают рыбалку бесполезным занятием…
Ну а мы еще поупражнялись в математике, наловили порядочно рыбы — чтоб не только кошке хватило, — и вечером, за столом, уминая аппетитную ушицу, сын хвастался матери: и как закидывал, и как подсекал, и тем, что он теперь — настоящий добытчик, совсем как древний человек, и его «племя», пока у него есть удочка, голодать точно не будет… И о достижениях в науках тоже поведал, рассказав, как складывал, вычитал, умножал и делил рыбу.
А еще позже вечером мы, все втроем, еще и правописанием занимались. Завтра в школе по расписанию — сочинение на тему «Самый интересный день каникул». И что за беда, если рассказ будет не о летнем дне, а о том, как мы занимались математикой на речном берегу?
Баловство или несомненная польза?
Если смотреть на рыбалку с чисто бытовой точки зрения, то пользы от нее немного. Ну, посудите сами: за рыбой можно и в магазин сходить, а время потратить на генеральную уборку дома, приколачивание очередного шкафчика или переборку двигателя авто. Наконец, можно заняться уроками с подрастающим поколением. Но если взглянуть на это хобби — пожалуй, одно из самых древних на земле — с другой стороны, то сложно найти что‑то более полезное.
Итак, в чем же польза рыбалки и как она перекликается с учебной программой? Прикинем:
- дальние прогулки на свежем воздухе. Ну, чем не физкультура? Тут и тренировка выносливости, и закаливание, и преодоление препятствий;
- запоминание дороги и ориентирование на местности;
- сбор грибов по дороге и изучение особенностей жизни и поведения рыб, а если, готовясь к рыбалке, вы сами добываете наживку, то многое можно узнать и о жизни насекомых. Вот вам и природоведение;
- необходимость подсчитать улов, разобраться, сколько попало на крючок хищников и сколько — мирной рыбы, сколько пришлось отпустить мальков и какая доля достанется кошке, а сколько хвостов потребуется на уху — пожалуйста: математика;
- описание всего самого интересного, что случилось на рыбалке, да так, чтобы не наделать ошибок в названиях рыбы и запятых с мягкими знаками не напропускать… Значит, пришло время правописания;
- прочтение друзьям всего того, что написал о вчерашней рыбалке. Да с выражением, в лицах и красках, чтобы завидно стало!.. Это — литература.
Итоги и выводы
Учеба для маленьких сорванцов — не самое лучшее развлечение. Скучно корпеть над учебниками и тетрадями, когда за окном почти по‑летнему светит сентябрьское солнце, а друзья‑соседи весело гоняют мяч.
А вот рыбалка — это совсем другое дело. Ни один мальчишка не способен справиться с древним охотничьим инстинктом. И воистину мудро поступают те родители, что способны объединить приятное с полезным, причем — так, чтобы и ребенку было интересно.
Правда, стоит предупредить. У такого подхода к точным наукам есть один побочный эффект. Сын мне как-то пожаловался, что после той «математической» рыбалки он еще долго вместо цифр складывал и отнимал в голове карасиные, ершовые, бычковые да окуневые кучки.
Зато оценки в дневнике были — на радость родителям. А по субботам и воскресениям супруга едва ли не сама собирает нам с сыном удочки и отправляет на берег учиться. А заодно — и свежей рыбки к столу принести. Грозится в скором будущем и сама взяться за «телескопичку», чтобы освежить, так сказать, в памяти школьную программу. Малец шевелит бровями и с надеждой смотрит на поплавок. Не станет же отец отвлекать, если клюнет.
Арсений Маврин, г. Казань