Шерстяная кисточка

90-е годы ХХ века как только не называли, но мне кажется, что самым точным из всех определений будет «безвременье». Это был период хаоса и неразберихи, который напрямую или косвенно коснулся практически каждой семьи. Не обошло стороной и меня, простого любителя рыбалки…

Наша прежде такая тихая и спокойная контора, где жизнь текла просто и размеренно, вдруг затрещала и лопнула по швам. Руководство не увольняло никого из сотрудников и даже на откровенные опоздания и прогулы смотрело сквозь пальцы. Просто у работников фирмы были до того маленькие зарплаты, которые к тому же выплачивались с задержкой в три-четыре месяца, что многим, как и мне, пришлось уволиться. Начался период скитаний и поисков другого места, где можно было трудиться.

Вечерами, желая отвлечься от роившихся в голове беспокойных мыслей, я брал удочку и шел к реке, чтобы немного развеяться хотя бы во время рыбалки. Это занятие для меня всегда было превыше всего. Но даже оно теперь не всегда помогало.

Коллектив рыбаков

Однако все в мире находится в равновесии, и мне в конце концов повезло. Однажды, прогуливаясь по совершенно безлюдной вечерней улице (а в то странное время были и такие), я неожиданно встретил своего бывшего одногруппника по вузу Вареника. Такое меткое прозвище досталось Варенникову Валерию Валерьевичу. Знакомство наше было «шапочное», ибо Вареник никогда не являлся моим приятелем, а тем более другом.

Валерий же искренне обрадовался нечаянной встрече и, несмотря на мои попытки разойтись побыстрее, затащил к себе в гости. Чувствовалось, что он в это время был, как говорится, «на коне». Его детское, не поддающееся загару белесое лицо с румяными и пухлыми, как у девушки, щеками светились радостью и довольством.

Вникнув в суть моей проблемы, он обещал помочь. Я, честно говоря, мало верил его словам. Мне казалось, что однокашник позвал в гости только для того, чтобы похвастаться своей новой квартирой и продемонстрировать уровень достатка.

Однако ровно через неделю Вареник позвонил и сказал, что уже решил мою проблему. Таким образом, мы оказались с ним в одном коллективе и стали друзьями. В однокурснике было столько энергии и любознательности, что я не мог не удивляться. Тем более что прежде (в студенческие годы) считал Варенникова серым и нудным человеком.

Микроклимат в новом для меня коллективе был комфортным. Меня хорошо приняли, дали интересную работу. К тому же подавляющая часть мужчин оказалась рыбаками. Работать в коллективе единомышленников было увлекательно, а темы во время разговоров поднимались самые разные.

Идеальный отдых

В самый первый же выходной день на новом месте Вареник пригласил меня на рыбалку.

— Поедем на моем российском джипе, — хитро улыбнувшись, проговорил мой товарищ.

Сидеть с удочкой мне всегда нравилось, особенно зимой. Подледный лов гораздо больше бодрит душу, нежели летняя рыбалка. По душе мне была и прелюдия. Обожаю ехать в автомобиле на большой скорости к замерзшему руслу реки, сидеть в теплом салоне, слушать легкую музыку и предвкушать предстоящее удовольствие…

Видеть, как величественные белые от инея деревья, подобравшись, как сказочные русские богатыри в огромных меховых шапках, пролетают мимо тебя. Ты же неудержимо мчишься вперед в белое безмолвие и ощущаешь, как к горлу от умиления и торжества незабываемых мгновений подкатывает ком.

Что может быть лучше?! Ехать на полной скорости, а чтобы следом, не поспевая, летела разухабистая русская поземка. Чтобы она сердилась и неистово выла, но нам, закаленным мужикам, не пристало ее бояться, не таких видывали! Эх, зима-зимушка, прелестница ты наша!..

Яркие попутчики

Русский джип оказался старым, дребезжащим на всех кочках и неровностях местности УАЗиком. В салоне помимо водителя, моего друга-Валерия, находились еще два человека. Одного я уже успел узнать. Он работал в нашей фирме и сидел в соседней с нами комнате. Нашего коллегу звали Шуриком.

Он действительно очень походил на знаменитого персонажа из «гайдаевской» комедии. Очки на его тщедушном носу сидели так же, как и у Шурика. Вот только роста наш сотрудник был богатырского и голосом больше напоминал актера Алексея Булдакова, а так — вылитая копия Александра Демьяненко.

Второй попутчик был гораздо меньше первого. Отличался он не только телосложением, но и возрастом. На вид ему давно перевалило за шестьдесят. Однако он оставался «непоседливой егозой» — и минуты не мог оставаться на месте. Говорил без умолку, видно, что знал себе цену и привык к тому, чтобы его слушали. Хотя внешность имел самую непримечательную. Женщины о таком человеке сказали бы коротко: незавидный.

Но видно было, что жизнь немало поносила его по свету и наградила колоссальным опытом. Казалось, что у этого человека два лба. Уши напоминали развесистые оттопыренные лопухи, острые хищные скулы выдавались далеко вперед. На его лице не оставалось ни одного миллиметра, на котором бы не было морщин.

Он имел темперамент холерика, говорил очень легко и быстро. С нами пробыл недолго, но за это время успел поведать несколько забавных баек, связанных с рыбалкой. Мне же больше других запомнилась его финальная история.

Уловистая нитка

«Рыбалили мы один раз на Ставке. Погода, я вам скажу, бешеная была. Ветер такой, что мог запросто взрослую скотину свалить с ног. Ну мы, значит, укрылись за пригорком и продолжали удить. Уж очень хотелось поймать побольше рыбы, столько собирались, и на тебе…

Ветер вроде бы сжалился над нами, метель утихла. А морозец стал позабористее, или может нам так показалось, давно ведь на холоде торчали. Только не шла рыба, хоть тресни. Уж что только мы не делали! И лунок я набурил уже с дюжину… а результата все не было!

А тут мимо проходил человек — уже не паренек, но и не мужичок. И рыбы у него с собой было столько… Бог ты мой!.. Ну, разговорились, стали «пытать», как умудрился столько добыть, когда у нас чистый «голяк». И ловил он, понимаешь ли, как и мы, на мотыля.

Я ему и говорю:

— Видать, ты, паря, что-то темнишь…

А он говорит:

— Ладно, скажу, так и быть. Я шерстяную кисточку на крючок мормышки привязываю. И мотыля тоже, само собой.

Сказал и пошел своей дорогой. А что нам оставалось делать? Где в этом глухом месте взять «нить Ариадны»? Как назло, носков ни у кого не было шерстяных. Вот тогда я и вспомнил, что на мне свитер, связанный любимой тещей. Ну и распустил я с рукавчика немного, отрезал, чтобы, значит, всем хватило…»

Старая лунка

— Ну и как результат? — спросил я, ожидая услышать окончание его истории.

— А попробуй… Узнаешь сам! Все, приехали! — ответил наш рассказчик, и, легко соскочив с подножки, пропал в непроглядной тьме.

Мы же отправились дальше, навстречу приключениям. И вот, наконец, прибыли на место. Стали поторапливаться не спеша, как принято у заядлых и знающих себе цену рыбаков. Немножечко «посасывало» под ложечкой, что-то нас ждало впереди.

Прошел час, другой… а результат нулевой. У меня невыносимо ныла правая рука, на которую недавно неудачно упал, поскользнувшись на припорошенном снегом льду. После этого я пробурил четыре «скважины», и боль только усиливалась…

Недалеко от себя заметил не лунку, которая замерзла некоторое время назад. Мне с детства внушали, что ни один уважающий себя рыбак не станет снова буриться на этом же месте. Однако в сложившейся ситуации я решил попробовать «обновить» лунку.

Оригинальный «букет»

Работать стал осторожно, чтобы не сломать бур. Крутил то вперед, как положено, то обратно. При этом поглядывал по сторонам, желая убедиться, что никто не смотрит на меня. Но у остальных рыбаков и своих дел хватало.

Наконец, появилась возможность опустить снасть в черное «жерло» лунки. Совершенно неожиданно я ощутил на другом конце лески приятное для меня подергивание. Потихоньку и планомерно завел и выбросил на лед приличного окуня. Можете себе представить, что за полчаса я вытащил семь примерно таких же «экземпляров». Причем у рыбаков, сидящих невдалеке от меня, по-прежнему было пусто.

Однако фортуна переменчива. Вытянув снасть в очередной раз на лед, я обнаружил на блесне пучок вершков от травы. К низу «букета» была привязана обычная ржавая гайка. Видимо она выполняла роль якоря в этой странной «конструкции». Сама же «зелень», вероятно, прельщала рыбу своим запахом. Пока вытаскивал из лунки траву, она прилично измочалилась. К тому же на морозе замерзла, и хотя я и пытался водрузить ее обратно, толку уже не было.

Так и закончилась наша очередная рыбалка. Конечно, вы вправе спросить меня: а что же будет, если к блесне привязать шерстяную кисточку? Не буду долго томить вас, а скажу сразу… Хотите узнать — проверьте сами!