В марте за окунем

Выловленные окуни

От впечатлений, полученных на первой зимней рыбалке, я долго не могла отойти. Пару ночей видела во сне, как вытаскиваю дебютный трофей, как снимаю его с крючка, как мы идем по снегу и как дышу морозным и чистым воздухом. Постепенно я стала забывать об этих приключениях и настроилась на долгое ожидание теплой погоды, после установления которой можно будет сходить на обычную летнюю рыбалку. Но в начале марта отец сделал мне неожиданное предложение — еще раз отправиться вместе на замерзший водоем и добыть «полосатиков».

Окунек — это хищная рыбка. Она доступна для удильщика весь зимний сезон, поэтому ловить ее интересно. Отец рассказал мне, что собирается привлечь окуня на вертикальную блесну. Причем на крючок разрешил насаживать абсолютно любую приманку или даже вовсе обходится без нее.

Рынок рыболовов

Естественно, что я согласилась сразу же, отбросив все свои на тот момент казавшиеся важными дела. Маму тоже мы недолго уговаривали: в прошлый раз все прошло очень хорошо. Она меня отпустила с условием, что я надену все то, что надевала в прошлый раз, то есть утеплюсь основательно, возьму еду и горячий чай в термосе.

Осталось дело за малым — купить блесну и отправиться на рыбалку. Дабы я ощутила все прелести подготовки к походу, отец взял меня с собой на рынок, где настоящие рыбаки торговали профессиональными снастями. Мы отправились сразу в ту часть «базара», где продавали блесны. Богатство выбора меня поразило: все приманки были сделаны мастерски. Красивые блесны имели форму рыбок и яркую, блестящую поверхность.

За одним из прилавков отец увидел своего друга, который проконсультировал нас по всем возникшим вопросам. Он рассказал, что для окуня цвет блесны по сути своей значения не имеет, главное — это какая игра с ней проводится. Наш знакомый продавец также сообщил, что для ловли «полосатика» не стоит брать слишком крупные приманки. Их вес должен соответствовать условиям водоема.

Я даже и предположить не могла что, например, на обычной глубине, на которой мы чаще всего ловим рыбку (то есть метра три или чуточку больше), необходимо использовать блесны длиной около четырех сантиметров и шириной не более десяти миллиметров. Подобрали мы и крючок. Выбрали самый дорогой — крепкий, а потому очень надежный. Большие крючки нам посоветовали не брать, поскольку с маленьким удобнее вести нужную игру с блесной.

В заключение нам осталось подобрать лишь леску. Мы считали, что для ловли окунька лучше приобрести не 2-миллиметровую, а 3-миллиметровую. Однако продавец убедил нас купить и ту, и другую. Он пояснил, что бывают ситуации, когда клев на леске 0,3 мм бывает не очень хорошим, а стоит только взять более тонкую — и дело тут же идет на лад!

Ночь перед рыбалкой

Наконец, к походу за окунем все было готово. Мы привели в порядок снасти, запаслись приманкой, продуктами питания и конечно же теплым чаем. Осталось встать пораньше и двинуться в путь.

Я не спала почти всю ночь. Мне очень хотелось поскорее приехать и начать ловить окуня. Мне нравилась эта рыбка — ее расцветка, характер настоящего охотника и, наконец, ее вкус. Ведь трофей, добытый своими руками, гораздо аппетитнее самого дорогого товара, купленного в магазине.

Заснула я уже глубоко за полночь. Мне показалось, будильник прозвенел буквально через минуту после того, как закрыла глаза. А на самом деле прошло целых шесть часов, и я почти выспалась.

Мы встали, оделись, собрали продукты и снасти, взяли свой бур и черпачок для удаления льда из лунки. Отец привычным движением накинул на плечо ящичек для рыбки, после чего тронулись в путь.

На улице было еще темно, морозно и ясно виднелись звезды. Шагая по привычной ровной дорожке, я долго разглядывала небосвод, пытаясь найти знакомые ночные светила. Теплая одежда обеспечивала комфорт, а душу переполняла радость от предстоящего приключения.

Поездка на речку

До вокзала идти было всего четверть часа. И вот уже огни перрона встретили нас приятным теплым светом. Подошла электричка, внутри которой было необычайно тепло и малолюдно. Мы всегда приходили вовремя, поэтому отправления ждали всего пару минут. Вот вагон тронулся, и мы, набирая скорость, устремились в снежную пелену.

За окном на востоке небо было чуть ярче. Совсем скоро будет рассвет — как раз к тому моменту, когда мы доберемся до места. Ну а пока у нас было время поболтать о чем-нибудь и попытаться сквозь белое покрывало снега разглядеть очертания местности и насладиться пейзажем.

Электричка все ускоряла свой бег, и вот уже за окном появились знакомые деревца и показалось поле, за которым и находилась наша река. Пассажиры потихоньку потянулись к выходу, двери открылись, и мы выбрались из теплого вагона на свежий воздух.

Все было, как и в прошлый раз: перед нами виднелась лишь тонкая дорожка в довольно глубоком снегу. Однако на этот раз с электрички сошли еще несколько рыбаков, которые, видимо, также собирались ловить окуня.

Мы решили постоять в сторонке и пропустить их вперед. Они протоптали нам дорожку, по которой было легко и просто идти. До речки мы добрались быстро и весело. Обогнавшие нас рыбаки уже суетились на льду. Они вовсю сверлили лунки, видимо, спешили побыстрее обосноваться на новом водоеме и наловить изголодавшегося за ночь окуня.

Расчистка и бурение

Мы же пошли на свое место, где, по счастью, никого не было, и начали раскладываться. Мне вновь поручили расчищать лед, на котором планировалось сверлить лунки. Минут через десять необходимая нам площадка была готова. Пришло время взяться за бур.

Решили сделать три лунки на разной глубине. Отец мне сказал, что лучше всего окунь ловится на мелководных заливах, а также в районе пляжей и в местах со всевозможной водной растительностью. Наше место подходило по всем параметрам. Глубина была небольшая — от двух до трех метров, да и растительности тоже хватало. После того как отец пробурил все лунки, я начала выгребать из них лед, стараясь выбрать все до последнего кусочка, чтобы ничто не мешало ловить рыбу.

Наконец, подготовительная часть завершилась. Я, как и в прошлый раз, устроилась на теплом ящичке для рыбы, а отец сел на раскладной стульчик. Нам было удобно и комфортно. Я достала удочку с блесенкой и самостоятельно нацепила на крючок мотыля. Этой процедуре отец учил меня несколько часов перед поездкой. В итоге он сказал, что я очень способная и делаю все правильно.

Теперь пришло время продемонстрировать это на практике. Правда, сначала я думала, что мотыля не стоит насаживать на крючок на блесне. Но отец возразил, что наживка не помешает, а хуже уж точно не будет. Тем более что мы располагали хорошими запасами мотыля и могли его не экономить.

Первый «полосатик»

Справившись с насадкой, я опустила удочку в воду практически синхронно с отцом. Началась увлекательная игра с окуньком. Было ужасно интересно узнать, получится у нас или нет добыть трофеи в этот раз.

Первый поклев был, естественно, у отца. Он дернул и вытащил яркого «матросика» небольшого размера. Я подняла удочку и засеменила к отцу. Очень уж хотелось посмотреть на эту первую рыбку. Она была какая-то особенно красивая, мне ее даже стало немножко жалко. Однако перевешивало желание выйти победительницей из этой битвы с природой и вкусно поужинать.

Я вернулась на свое место и продолжила играть с блесенкой. Отец мне наглядно объяснил и показал, как происходит поклевка. Он говорил, что этот момент я должна ощутить рукой. Обычно следовал толчок, а затем тяжесть — значит, окунь заглотил блесну и повис на ней.

Если же клева не будет, то лучше опустить приманку на дно и резко выдернуть ее из воды. Это движение часто привлекает окуня. Он видит якобы плывущую рыбку и чувствует изменения в воде, вызванные подъемом мути со дна.

Капризы Фортуны

Такой маневр я и совершила, обновив мотыля. Мне казалось, что лучше его все-таки прицепить, особенно в ситуации, когда «полосатик» не клюет. Я слышала, что окунь — рыба стайная. Бывает так, что первый «экземпляр» хватается за крючок, а следом устремляются и все остальные.

А может быть и так, что сидишь и играешь с приманкой, а поклевки никакой. В этом случае самое верное решение — сверлить лунку в другом месте и искать стайку, которая охотится на мальков.

Увы, мне не везло… Мути я уже подняла немало, это было видно даже сквозь верхний слой в лунке, но, к сожалению, все без толку. Тем временем наша запасная лунка уже слегка подернулась ледком. Я решила перейти туда. Мне казалось, что там выше шансы поймать окуня, потому что под лункой больше глубина.

Удачная позиция

Переместившись, я первым делом снова обновила мотыля и начала играть с блесной, опуская ее до дна и выдергивая. И (о чудо!) после двух-трех таких движений почувствовала рывок. Это был окунь! Резко дернула удочку вверх, и вот он первый успех — «матросик», висящий на моем крючке. Я поняла, что место это куда лучше прошлого и стайка, видимо, где-то поблизости.

К тому моменту у отца уже накопилось достаточно много рыбешек. Это были приятные глазу окуньки. Я на них смотрела и представляла, как они будут выглядеть на сковороде, а потом в тарелке.

Между тем и у меня дело не стояло на месте, поклевки были. Чувствовалось, что окуньки изучали добычу, как бы раздумывали: стоит ли атаковать. И частенько их выбор оказывался в пользу нападения. За час мне удалось поймать девять «полосатиков». Я считала, что это совсем неплохо, пусть даже отец успел выловить вдвое больше.

Время пролетало стремительно, стрелки на часах бежали вперед. И вот уже полдень. Поклевки прекратились, словно кончилась рыба, причем одновременно и у меня, и у отца. Мы решили перекусить — горячий чаек и вкусные бутерброды. Устроили перерывчик на полчаса… и снова в бой.

Послеобеденная рыбалка

Теперь можно было и не насаживать мотылей. Они у нас, кстати, уже закончились, поскольку брали мы их немного, скорее для эксперимента. Один заядлый любитель лова сказал нам как-то, что рыба чует запах мотыля Причем такой аромат исходит только от него. Червяк, например, никогда не даст такого эффекта на зимней рыбалке, как мотыль.

Вот это утверждение мы и проверили, и, как оказалось, оно было верным. Но и без мотыля на крючке блесны дело шло. Вот я поймала парочку рыбешек, отец поймал пяток. Вот у меня еще клюнуло, вот — у него.

В итоге часам к трем дня мы выловили окуней столько, что отец решил прекратить рыбалку, поскольку другие «полосатики» уже не поместились бы к нам в ящик. Мы стали собираться, первым делом уложили всю добычу, потом взяли вещи.

Денек был просто отличным: солнце светило так ярко, что даже слепило глаза. Все вокруг оказалось белым. Лучи отражались от снега довольно интенсивно. Так часто бывает в марте, когда солнышко уже говорит о том, что скоро весна, а природа еще не очень-то с ним согласна.

Возвращение победителей

Обратная дорога до станции заняла, кажется, еще меньше времени. Мы довольно быстро добрались до места, подождали электричку буквально пять минут и наконец уютно уселись в теплом вагоне.

На душе было легко, спокойно и радостно. Вот уже и я стала самым настоящим рыбаком, который может ловить, и весьма неплохо, различные виды «подводных жителей». Охотиться на окуня мне пока понравилось больше всего. Тут, как я поняла, главным является удачливость. Стоит только попасть на стайку, как от количества поклевок можно просто устать.

Всю дорогу отец рассказывал мне как раз о фортуне, о том, что в жизни это один из главных факторов. Везучему человеку хорошо и на охоте, и на рыбалке. Ну а если наряду с удачливостью проявить еще и смекалку, а также знание всех тонкостей дела, то тогда в любой работе все точно получится.

Придя домой, я легла на кровать и просто «отключилась». Возможно, от усталости и холода. Или от эйфории, вызванной ощущением победы. Проспала я часа три. К этому времени выловленные окуни уже подоспели на сковородке и все были готовы к ужину. Как всегда, мы сели, плотно подкрепились за разговорами и рассказами о прошедшем дне. Мы с папой стали реальными рыбаками, и теперь все настоящие приключения были только впереди!

Я с тех пор просто обожаю подледный лов и «охоту» на окуней в особенности.