Дементий

зубастая хищница

Зима — прекраснейшее время. В этот период природа отличается необычайной чистотой, белизной, если хотите. Зимой хорошо провести время в лесу, пройдя не один километр на лыжах. Грудь дышит легко и свободно… Но постепенно, потихоньку снег начинает терять свою неподражаемую белизну, и на смену трескучим морозам приходят погожие весенние деньки со звонкой капелью. Большие и малые водоемы Сибири торопливо сбрасывают с себя ледяные оковы. Рыбаки всегда с нетерпением ожидают эту пору…

Чудо природы

Конечно, и зимой было неплохое время. Рыбаки знают не понаслышке, как хорошо провести день на заснеженном водоеме, чтобы добыть судака или другой, пусть и менее ценный трофей. И как потом с хорошим уловом нестись по дороге белого безмолвия в ожидании долгожданного домашнего тепла с чашкой крепкого чая, щедро заправленного душистым медом.

Да, зима прекрасна, и с этим не поспоришь. Можно увидеть такие великолепнейшие картины, о которых жителям южных регионов остается только мечтать. Вот из-за бархатистого сугроба поднимается бледноватый, чуть заметный глазу дымок. Ты преодолеваешь подъем на сугроб и застываешь на месте, пораженный невиданной красотой.

От пара, который невесть как образовался под слоем снега, высокие былинки прошлогодней травы покрылись инеем и восхищают редких обитателей леса своей торжественностью, с которой не могут сравниться даже невесты в первый день свадьбы. Петляя по лыжне, проложенной в здоровом хвойном лесу, неоднократно встречаешь на своем пути белочек, деловито обследующих то зеленые лапы ели, то коричневые стволы сосен…

Но вот приходит весна, природа начинает оживать. Все просыпается после тягучей зимней спячки. У нас, в Сибири, лед сходит примерно в двадцатых числах апреля, но на разных реках и озерах конкретные сроки отличаются.

Я стараюсь никогда не пропустить это время, чтобы полюбоваться на неподражаемое чудо природы. И каждый год ледоход отличается от предыдущего. Это зависит не только от уровня воды. И даже льдины, лениво плывущие или стремительно несущиеся по течению, по внешнему виду всегда индивидуальны.

Я давно уже не мальчишка, но, когда стоишь на берегу разбухшей от полноводья реки, всегда почему-то хочется кричать. Заорать во весь голос от переполняющих душу впечатлений, от грандиозности данного события.

Не отказываю я себе и в удовольствии вылавливать из воды холодные мелкие льдинки. Каждая из них имеет свою, только ей присущую форму с причудливой конфигурацией. И просто диву даешься, какое совершенство из обычного кусочка льда сотворила вода! Приходится лишь жалеть, что эта красота скоротечна…

Привередливая рыба

В это время в верховьях малых рек вода обычно быстро осветляется, появляется возможность ловить на поплавочную удочку. Только нужно соблюдать все действующие ограничения.

Еще я заметил, что, если разлив был незначительным, хищников поймать сложнее. А после мощного паводка та же щука, например, ловится хорошо. У нее начинается самое активное время, связанное с нерестом. Да и другие виды рыб стараются не уступать в аппетите зубастой хищнице сибирских водоемов.

Как-то в одно время я приноровился ловить плотву на мотыля, который перед заброской окунал в баночку с укропным маслом. Чебак — привередливая и пугливая рыба. Прежде чем заглотить приманку, долго трогает ее, теребит. Нервы мне плотва потрепала прилично, хотя уловы и были неплохими.

В очередной раз устав от ее выкрутасов, я решил уйти домой пораньше, чем обычно. К тому же в этот день не очень хорошо себя чувствовал.

В тот год разлив был приличный, и вода далеко выходила из своих берегов, на короткое время заполняя все окрестные ямки и низины. Теперь же река вернулась в свое русло, и вокруг нее осталось множество больших и малых луж. Проходя мимо одной из них, я краем глаза заметил, что в воде мелькнуло что-то серебристое.

Сердце забилось учащенно: наверное, там рыба! Чтобы проверить свою догадку, необходимо было тщательно обследовать заинтересовавшую меня лужу. Я смело вошел в воду.

В ловушке

Первые шаги были успешными, затем мои ноги, как детские салазки с горки, резко устремились вниз. Мне даже в голову не приходило, что лужа может оказаться такой глубокой! Вероятно, на этом месте была приличная яма.

Вода доставала мне до самого горла. Нужно было срочно выбираться на сушу! Однако сделать это оказалось непросто. Ноги постоянно скользили, и мне пришлось приложить много усилий для того, чтобы осуществить свое намерение.

Не скрою, что в то время меня обуял ужас. Но это был не страх от падения. Просто ледяная вода совсем не подходила для купания. От холода мне стало судорогой сводить обе руки. Хорошо хоть, что мысли пока оставались четкими и ясными.

Я, как смог, быстро и расчетливо достал из-за пояса свой верный рыбацкий нож и, закрыв глаза, резанул им левую руку. Рана получилась неглубокой, но вполне достаточной, чтобы снять судорогу.

А самым неприятным во всем случившемся было то, что на ногах моих красовались высоченные сапоги — бродники. Они быстро наполнились водой и стали тяжеленными! Идти в них в таком состоянии было почти невозможно.

Сделав пару неловких, неуклюжих движений, я ухватился кровоточащей рукой за замеченный мною куст ивняка и, резко дернув на себя, попытался выбраться на поверхность. Ноги плохо слушались. Было такое ощущение, что все мои конечности сделаны из дерева.

Одинокий сапожник

Однако, собрав всю волю в кулак и напрягшись из последних сил, сумел-таки вылезти из проклятой ямы. А когда выбрался, то со всех ног побежал в деревню. Не могло быть и речи о том, чтобы топать до своего дома. Я для этого слишком замерз и устал. Пришлось свернуть к первому попавшемуся жилью.

Это был дом сапожника Дементия — единственного мастера по обуви на три деревни. Многие бабушки, придя к нему с очередной просьбой, начинали с того, что долго жаловались на свое бедственное положение. В конце концов добрый ремесленник соглашался бесплатно все отремонтировать.

Жил Дементий одиноко. Компанию ему составлял только пес Иваныч, такой же старый, как и сам хозяин. Домик, в котором обитал сапожник, был низеньким и неказистым. В глаза любого человека, посетившего сей непритязательный двор, бросалось отсутствие чердака на крыше. Обычная, саманная «литуха», каких сейчас в деревнях уже не осталось. Из хозяйства имелась только латаная-перелатанная лодка.

В то время Дементий был уже в приличных годах, но держался бодро и передвигался пружинистой быстрой походкой, словно молодой парень. Однако эта энергичность и живость никак не сочетались с дряблым морщинистым лицом и лысой, круглой, как шар, головой. Голос у сапожника был чуть глуховатый. Но если ты не видел его во время разговора, то никак не мог определить возраст собеседника.

Поражали глаза Дементия. Во время разговора они то вспыхивали ярким озорным огнем, то вдруг резко тускнели. Об этой особенности я узнал чуть попозже. До этого мне лишь изредка доводилось видеть его, когда он проходил мимо нашего дома с удочкой. Как выяснилось в разговоре, у него не было других увлечений, кроме ремонта обуви и ужения. А рыбаком он считался знатным…

Спасительное тепло

Вот к нему и занесла меня судьба в этот непростой день. Войдя в курс случившегося, Дементий достал из комода пузырек с одеколоном и сказал меня разуться. Затем, обильно смочив мои многострадальные подошвы пахучей жидкостью, налил из блестящего медью самовара чай. Согревшись, я уже не смотрел на жизнь так печально, как некоторое время назад.

Моя одежда была повешена рядом с топившейся печью. Я же пока что облачился в брюки и куртку, принесенные сапожником из второй крохотной комнатушки дома. Мне стало вдруг необыкновенно комфортно и уютно находиться в этом маленьком неказистом строении рядом с приветливым жизнерадостным человеком. И я живо откликнулся на просьбу хозяина рассказать обо всем, что со мною приключилось.

— Значит, так, — сказал мой спаситель. — Ты погрейся здесь еще немного, обсохни. А через часок с тобой сгоняем к этой луже.

Вскоре мы уже стояли с удочками на «берегу» временного водоема. Можете не верить, но в этот день мы выловили три зубастых хищницы! После такой удачной рыбалки опять пошли к Дементию домой. Там на скорую руку сварили уху и сели кушать.

Любопытная история

Во время ужина мой новый приятель рассказал мне интереснейшую историю. Оказывается, жизнь изрядно носила его по нашей грешной земле. Он раньше ходил в экспедиции с геологами и рабочим. Однажды заблудился в лесу, долго отыскивал дорогу, пока не вышел на широкую поляну. Метрах в ста он увидел небольшое круглое озерцо, за которым текла лесная речушка.

Оба водоема соединялись между собой неглубоким ручейком. И по нему чуть ли не на брюхе, помогая себе хвостом, окуни переправлялись из озера в речку. Дементий пожалел их и даже не стал пытаться рыбачить. Он не взял из этого ручья ни одного «матросика», хотя те могли бы значительно улучшить рацион геологов и рабочих…

Еще много историй я услышал в этот вечер. На следующий день вынужден был уехать в длительную служебную командировку. При прощании попросил Дементия сходить еще раз на нашу лужу.

— Как вернусь, обязательно поинтересуюсь результатом! — в полушутливой форме сказал я, пожимая руку старику.

Приехал обратно только через два месяца. Стоял теплый летний солнечный день. Все лужи, которые были как-то связаны с весенним разливом, уже давно высохли. Сгорая от нетерпения, я побежал к маленькому саманному домику без чердака, чтобы встретиться со своим пожилым приятелем.

Однако окна его жилища оказались заколоченными березовыми нестругаными досками крест-накрест. В этот день, как и в последующие, хозяина не оказалось дома. Так я и не узнал, сколько же рыбы было в той злополучной яме…