Двух- и трехколесные друзья

Специальный мотоцикл

Каждому охотнику и рыболову хоть раз в жизни, но обязательно приходилось подсчитывать стоимость добытого. Кто-то делал это из чистого любопытства, а кого-то заставляла необходимость экономить семейный бюджет. Ведь на самом деле не каждому «по карману» ехать в глушь на дорогом авто, тратить уйму бензина и рисковать машиной, чтобы поймать полкило рыбки или подстрелить пару уток. Может быть, в таких условиях лучше воспользоваться помощью двухколесного друга? Возьмем и другую ситуацию – густой лес или узкий полуразрушенный мост, по которому проедет разве что мотоцикл или скутер, а на охоту или рыбалку так хочется!

Выбор двух- и трехколесных транспортных средств сейчас огромен. Желающие могут приобрести скутеры, специальные мотоциклы, мотовездеходы, каракаты. Не то что ранее, когда был только мопед «Карпаты». А счастливчики могли достать мотоцикл «Иж-планета» или «Урал». Кстати, последний производится до сих пор. Все те же хромированные спицы, выдающиеся влево и вправо части двигателя, характерные, словно усики у пчелы, зеркала заднего вида.

Российские модели

Современные отечественные тяжелые мотоциклы нередко оснащаются дисковыми тормозами и новой системой амортизации, улучшающей ходовые качества. Повышенную проходимость транспорту с коляской обеспечивают два ведущих колеса, а возможность включения задней скорости упрощает маневрирование и позволяет выбраться из грязи. При этом благодаря мощному двигателю можно разогнаться до 100 километров в час.

Однако у тяжелых российских мотоциклов есть и серьезные недостатки. В первую очередь, это, конечно, «прожорливость». Некоторые модели потребляют до 10 литров бензина на 100 километров. Для мотоцикла такой расход достаточно велик.

Кроме того, нельзя не обратить внимание на солидную массу этих транспортных средств, доходящую до 300 килограммов. Такой мотоцикл сложновато ворочать в одиночку. А ведь иногда бывает, что охотнику или рыболову требуется перекатить свою технику через овраг или погрузить в лодку, чтобы перебраться на другой берег реки при отсутствии моста.

Японские мотоциклы

Что делать в этом случае? Искать, что попроще, подешевле и полегче! Неплохим вариантом для таких условий будет скутер или мотоцикл с маленьким объемом двигателя. Если окунуться в каталоги двухколесных транспортных средств и пробежаться глазами по моделям, сразу откинув безумно дорогие спортивные машины, то глаз может остановиться на японской технике.

Есть специальные мотоциклы, предназначенные именно для езды по бездорожью. Они оснащаются особыми колесами с толстой резиной, мощным протектором и прочными спицами. Двигатель получает дополнительную защиту от проникновения грязи, воды и посторонних предметов в его узлы.

А сами мотоциклы в целом выгодно отличаются весом и размерами. Такого двухколесного друга уже можно поместить в лодку, спокойно переплыть на другой берег и продолжить движение. При этом расход топлива у подобных японских мотоциклов, как правило, невелик. Он едва превышает 4-5 литров на 100 километров.

Но есть и минусы. Во-первых, различные запчасти, узлы и агрегаты стоят достаточно дорого, и быстро достать их не всегда удается, что затрудняет ремонт техники. Во-вторых, на таких мотоциклах нет возможности перевозить какой-то объемный дополнительный груз. Отсеков для него не предусмотрено, поэтому улов или подстреленную дичь можно забрать лишь в рюкзаке, повесив его на собственные плечи.

Тихие скутеры

В любом случае такие специальные мотоциклы предназначены, в первую очередь, для любителей экстремального отдыха. Звук ревущей машины, мчащейся по бездорожью, не каждому придется по душе. Совсем иное дело — тихий и маленький скутер.

На большинство маломощных моделей не требуется получать дополнительные права, если у вас уже есть водительское удостоверение какой-либо категории. Скутеры передвигаются сравнительно медленно, зато и бензина потребляют очень мало, да и весят немного. Так что использовать их весьма приятно.

Это, пожалуй, одни из самых доступных двухколесных транспортных средств, если не считать велосипедов. Однако на скутере со стандартной резиной можно с комфортом ехать разве что по сухому асфальту. На мокрой и скользкой трассе, а тем более в условиях бездорожья управление значительно затрудняется. Так что в некоторых случаях водителю приходится не ехать на скутере, а просто катить его рядом.

Избежать такой ситуации помогут специальные внедорожные шины. Они обычно имеют жесткую боковину, многослойную резину и более четко выраженный рисунок протектора. На таких шинах можно спокойно разогнаться на твердом грунте, на влажной почве, на траве, на асфальте и любой лесной тропинке.

Техника для профессионалов

Все описанные средства передвижения чаще используются сторонниками активного отдыха или охотниками, для которых вылазка за дичью является чем-то вроде похода на пикник. К этой же категории относятся и удильщики, посещающие любимый прудик или озерцо пару-тройку раз в месяц, исключительно в летний период и при хорошей погоде.

Совсем другое дело — заядлые рыбаки и охотники. Они и зимой, и летом, и в дождь, и в мороз пробираются по снегу, льду или бездорожью в поисках знатного трофея. Для таких людей придуманы совсем иные, более серьезные, средства передвижения — например, каракаты и мотовездеходы. Это относительно современный вид колесной техники, отличающейся высочайшей степенью проходимости.

Охотникам и рыболовам следует помнить, что от того, насколько правильно подобран мотовездеход, будут зависеть комфорт и удобство передвижения, возможность преодоления различных препятствий на пути и доставки трофеев. Благодаря особой конструкции этот транспорт можно использовать в течение всего года и почти при любых условиях.

Однако учтите, что из-за чрезмерно экстремальных нагрузок некоторые узлы и механизмы могут выйти из строя. А ремонт столь сложной техники проводится только в специальных мастерских.

Утилитарный транспорт для охотников

Мотовездеходы во многом похожи на мотоциклы, однако часто имеют более двух колес. При этом не отличаются большими размерами, а следовательно, легко перевозятся в прицепах автомобилей.

На территории России продаются мотовездеходы, которые условно делятся на спортивные и утилитарные. Первые из них не очень подходят для целей охотников и рыболовов, а вот вторые — иное дело.

Утилитарные мотовездеходы отличаются большими колесами с глубоким протектором, усиленной рамой с защитой двигателя и важных узлов и двойным багажником, который устанавливается как сзади, так и спереди. Техника, предназначенная для охотников, нередко оснащается дополнительным оборудованием.

На мотовездеходах обычно установлены четырехтактные двигатели с автоматической трансмиссией. Возможен полный привод, включение пониженной передачи и блокировки дифференциала, ведь в труднодоступной местности далеко не всегда можно найти того, кто выручит вас, вытащив из глубокой колеи.

Мотовездеходы для охотников также обязательно имеют высокий клиренс и большой ход подвески. Все это необходимо для преодоления бездорожья и различных препятствий, которые неминуемо возникнут на пути любителя пострелять по дичи. Кроме того, технику желательно оснащать шинами низкого давления, благодаря которым можно без труда преодолевать многие проблемные участки пути.

Особенности мотовездеходов

Прекрасно, если транспортное средство охотника оснащено современным глушителем и изолированным двигателем. Это обеспечит относительную бесшумность хода. Рыболову же заботиться о подобных опциях не всегда обязательно.

Мотовездеходы хороши еще и тем, что не требуют особой заботы. Достаточно вовремя менять масло, следить за уровнем охлаждающей жидкости, обновлять фильтры и не перегружать машину, и она прослужит вам верой и правдой долгие годы.

Кроме того, мотовездеходы характеризуются минимальным выбросом в атмосферу выхлопных газов. Стоимость эксплуатации такой техники ниже, чем у внедорожников, поскольку расход топлива меньше и запчасти дешевле. Для управления мотовездеходом достаточно прав тракториста-машиниста, которые выдаются в Гостехнадзоре.

Эти транспортные средства могут пригодиться не только для путешествий. Опытные рыбаки, например, используют мотовездеходы в качестве индивидуальной платформы для ловли. Достаточно просто загнать технику на мелководье и расположиться на ней! А улов или охотничью добычу можно погрузить в прицеп и увезти с собой.

Гибриды машины и мотоцикла

От мотовездеходов, бороздящих просторы бездорожья, перейдем к технике совсем уж диковинной. Причем удивляет в ней все — и название, и внешний вид, и возможности. Поговорим о каракатах — это своеобразные гибриды автомобиля и мотоцикла, только более оригинальные и проходимые.

Чаще всего такой транспорт имеет кабину, три огромных колеса, напоминающих перекачанные баллоны, и ряд иных деталей, предназначенных для более или менее комфортного передвижения. Каракат способен ехать по болотам и тундре, по мелким речкам, непролазной грязи и полному бездорожью, да еще и таща за собой немалый груз.

Положительным моментом в случае с каракатом является и то, что ставить его на учет в ГИБДД и получать номерные знаки не нужно. Достаточно зарегистрировать транспортное средство в Гостехнадзоре.

Еще совсем недавно каракаты были делом рук кустарей. Из чего только такую технику не собирали! Использовали даже инвалидные кресла. Однако сейчас и промышленность начинает выпускать модели каракатов, которые сразу же находят своих покупателей, особенно из среды охотников и рыболовов.

Преимущества экзотики

Почему же так происходит? Почему каракаты расходятся, как горячие пирожки? Ответ прост: у них есть целый ряд неоспоримых преимуществ перед иными видами техники для экстремального отдыха и передвижения.

Во-первых, это цена. Тут просто мало конкурентов. Каракаты обычно в разы дешевле снегоходов, мотовездеходов и иной техники. Далеко не все охотники или рыболовы согласятся выложить больше 10 тысяч долларов за технику, на которой собираются несколько раз в год выезжать на природу.

Во-вторых, экономичность. Каракат потребляет меньше топлива, чем мотовездеход и многие модели мотоциклов. Да еще и использует один из самых дешевых видов горючего.

В-третьих, всесезонность. Чаще всего скутеры, мотоциклы и мотовездеходы используются лишь летом, при хорошей погоде и на более или менее хорошей дороге. А каракат может передвигаться практически по любой поверхности зимой и летом, даже по первому и весьма тонкому льду.

Эта же возможность позволяет любителям рыбалки выезжать на водоемы в разгар весны, когда снегоходы уже пылятся в гараже, а лодки еще не извлечены из ангаров. Каракаты часто используются вплоть до самого распаления льда, потому что могут без труда преодолевать закраины и карабкаться на маленькие «айсберги».

В плане безопасности эта техника в некоторых аспектах предпочтительнее мотовездеходов или снегоходов, потому что, например, не должна утонуть в полынье. Пассажир и водитель почувствуют разве что резкий толчок и ощутят выброс адреналина, не более.

Каракат пригодится и любителю зимней рыбалки, прикрывая его своими огромными колесами и от холодного ветра, и от зевак. Весной и осенью транспорт можно с успехом использовать для поездки на охоту. На нем допустима поездка и за болотной ягодой, и за орехами.

Слабые стороны

Однако у каракатов есть и свои недостатки — например, проблемы с надежностью. Но эта проблема чаще всего возникает у тех видов техники, которые собирались самостоятельно. Подобный транспорт может неожиданно сломаться где-нибудь — например, посреди болота, где произвести ремонт будет крайне сложно.

Не отличаются каракаты и маневренностью. Они малоповоротливы из-за своих огромных колес, прыгают на ухабах и, если наличие гидроусилителя конструкцией не предусмотрено, водителю приходится нелегко.

Помимо прочего, каракаты сложны в хранении. Далеко не у каждого рыболова или охотника есть столько свободного места в гараже или сарае. А хранить колеса каракатов на открытом воздухе вообще нежелательно. Для них лучше сооружать дополнительные укрытия, надежно защищенные от солнечных лучей. В противном случае шины быстро придут в негодность.

В общем, есть множество вариантов транспортных средств, которые может приобрести охотник или рыболов. Выбор каждый делает сам, учитывая собственные предпочтения, цели, задачи и финансовые возможности.

Николай Хромов, г. Мичуринск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий