«Друг» на каждый сезон

"Мотособака"

О мотобуксировщиках, или, как их еще называют, «мотособаках», сказано уже немало. Существует огромное количество разрозненного материала в сети Интернет. Написано большое количество очерков и статей самими охотниками и любителями подледного лова, находящимися в восторге от такого транспорта. Однако мы расскажем не только о зимних «мотособаках», но и о тех, которые можно использовать в любое время года благодаря чуть измененной конструкции. Эти модели уже понравились многим владельцам и стали для них настоящими «всесезонными друзьями».

«Мотособаки» заслужили популярность очень быстро. Кажется, что они появились на рынке совсем недавно. Но уже сейчас их можно увидеть во многих регионах России, особенно в тех местах, где дорожное полотно не радует своей идеально ровной и чистой поверхностью.

Возможно, изобретателей этой техники вдохновило своеобразное использование населением мотоблоков. Ведь очень часто их дорабатывают народные умельцы, преобразуя в тихоходные, но довольно напористые средства передвижения, используемые, например, для того, чтобы в один или два приема вывезти весь урожай с участка.

«Мотособаки» же завоевали уважение не только и не столько у садоводов, сколько у любителей охоты и рыбалки. В общем, у тех, кто предпочитает ходить не по привычным ровным дорогам и тропинкам, а по глухим местам, где зачастую каких-либо путей нет вовсе.

Плюсы мотобуксировщиков

Преимущества «мотособак» над иными видами транспорта очевидны. Во-первых, это высочайшая проходимость по различным видам поверхности, в том числе по рыхлому снегу. Во-вторых, компактность, благодаря которой можно перевозить мотобуксировщик в кузове небольшой машины или в прицепе легкового автомобиля. При этом сравнительно небольшой вес техники облегчает ее транспортировку и выгрузку. С такой операцией спокойно справится пара взрослых мужчин.

Маленькие размеры «мотособаки» также позволяют избежать дополнительных расходов на строение отдельного ангара или какого-то иного помещения для хранения этой техники. Она вполне поместится в обычном гараже рядом с машиной.

Но это еще далеко не все сильные стороны «мотособак». Покупателей привлекает и то, что они необычайно просты в эксплуатации. Никаких прав на управление этими средствами передвижения грозное ГИБДД не требует. Кроме того, мотобуксировщики могут смело передвигаться и по раскисшему грунту, и по замерзшей водной преграде, чего не скажешь о владельцах автомобилей, которым в большинстве регионов строго запрещен въезд на лед.

Другие преимущества «мотособак» придутся по вкусу экономным пользователям и тем охотникам и рыболовам, у которых ограничены материальные возможности. Возможно, именно на эту категорию покупателей и рассчитывали конструкторы.

С одной стороны, мотобуксировщики отличаются очень привлекательной ценой. В этом можно убедиться, сопоставив ее со стоимостью даже самых дешевых снегоходов. С другой стороны, «мотособаки» порадуют владельцев и мизерным расходом топлива, что особенно актуально в нынешних условиях, когда горючее дорожает прямо на глазах.

Удобное средство передвижения

Видимо, все эти причины в комплексе породили небывалый рост спроса на мотобуксировщики. Особенно часто мысли о приобретении подобной техники посещают рыболовов или охотников, пробирающихся по рыхлому снегу или бредущих по нескончаемому полотну размокшего осеннего грунта и наблюдающих, как мимо с комфортом проезжают конкуренты на «мотособаках». Многие из таких «пешеходов», узнав цену транспорта, решаются на его покупку.

Конечно, больше всего мотобуксировщики востребованы зимой, однако современные модели являются всесезонными. Так что, возможно, пора уже сейчас задуматься об удобном и практичном средстве передвижения. Особенно если вы собираетесь на рыбалку на большой по протяженности водоем.

«Мотособака» позволит своему владельцу, затратив минимум физических сил и времени, забраться максимально далеко от переполненных конкурентами районов. А в зимнее время можно не ограничиваться скучной прибрежной рыбалкой, а отъехать подальше и проверить свою удачу над замерзшими глубоководными местами.

Обычно весь маршрут рыбака и план его действий сводятся к погрузке мотобуксировщика в прицеп автомобиля, поездке на машине до намеченной реки, озера или пруда. Там «мотособака» спускается на землю, снег или лед и далее двигается несколько километров своим ходом до импровизированной стоянки. Если же клевое место сравнительно недалеко от дома, то можно сразу поехать на мотобуксировщике.

Какие используются двигатели

Производители такой техники оперативно отреагировали на возрастающий спрос, выкинув на рынок большой выбор новых моделей. Конструкторы прислушивались к мнению простых покупателей и дорабатывали свои детища в угоду потребителям. Так появились мотобуксировщики, оснащенные вариатором, который до этого использовался на снегоходах, где крайне хорошо себя зарекомендовал.

Некоторые модели стали выпускаться в различных комплектациях. В зависимости от их начинкиварьируется и цена. Конечно, в отличие от автомобилей, где производители приманивают внешним видом, удобством салона, комфортом управления либо наличием дополнительных элементов безопасности, создателям «мотособак» особо похвастаться нечем. Покупатель выбирает разве что тип двигателя и вариант сцепления.

Например, можно приобрести мотобуксировщик с более старым, хотя и не менее надежным мотором мощностью в 6,5 л.с. Или взять более современную модель, у которой двигатель в девять «лошадок». Обеспеченные покупатели имеют возможность купить и дорогой мотобуксировщик с мощностью мотора в 12-15 лошадиных сил.

На рынке есть и четырехтактные китайские двигатели, работающие на дешевом бензине марки АИ-92. Они оснащаются автоматической или вариаторной коробкой передач.

Доработка моделей

Некоторые производители в стремлении уменьшить массу мотобуксировщиков и их стоимость решили отказаться от определенных элементов конструкции, таких как, например, капот. Одновременно в угоду потребителям началась борьба за усиление и повышение надежности элементов конструкции, которые больше других подвергаются нагрузкам.

Обычно особо укрепляется грузовая платформа. У современных мотобуксировщиков она усилена настолько, что без труда позволяет перевозить, кроме водителя, еще и одного пассажира средней комплекции. Новые модели «мотособак» избавлены от громоздких элементов кузова, что позволило уменьшить габариты и общую массу, благодаря чему техника стала еще более мобильной.

При этом в конструкторских бюро продолжается работа по улучшению моделей. Так, недавно было решено оснащать мотобуксировщики средствами дополнительного освещения. Это очень полезное снаряжение как для любителей подледного лова, так и для тех, кто ездит за рыбой или дичью ранней весной или поздней осенью, когда на улице темнеет так же быстро, как и зимой.

Литая гусеница

Современные мотобуксировщики часто комплектуются импортными двигателями, которые считаются более надежными и долговечными. Возросшая мощность моторов позволяет брать с собой прицепы, часто имеющие обычную парную колесную базу.

Новейшие «мотособаки» являются всесезонными благодаря специальным цельнорезиновым гусеницам и пружинной подвеске. Пару слов хочется сказать именно об элементе, позволяющем использовать привычный рыболову-зимнику мотобуксировщик в любое время. Речь идет о литой гусенице, которая применяется не только в России, но и в США, странах Евросоюза и Китае.

Это изобретение позволяет без особого труда преодолевать практически любые неровности, перемещаться даже по болотистой местности — и это все при нагрузке не менее двух сотен килограммов. Так что всесезонные мотобуксировщики могут спокойно ехать не только по снегу, в том числе и рыхлому, но и по лесистому ландшафту, по высокой траве степей, по асфальту — в общем, по любому покрытию и грунту.

В последнее время все больше покупателей отдают предпочтение катковой подвеске. Она обладает рядом неоспоримых преимуществ, наиболее значительными из которых являются всепогодность и настоящая всесезонность.

Конструкция этого типа подвески абсолютно не требует смазки снегом. Катки в ней просто двигаются по внутренней поверхности гусеницы. Это означает, что с таким типом подвески можно ездить по лишенной снега поверхности в любое время года. Несомненным плюсом является и использование пружин, которые обеспечивают относительную мягкость хода.

Однако эти неоспоримые достоинства конструкции, увы, повышают стоимость мотобуксировщика. Да и проходимость его заметно снижается, особенно по рыхлому снегу и таящему льду. А в некоторых случаях ехать вообще невозможно.

Техника для грибников

В общем и целом, как всегда, выбор остается за покупателем. Однако чаще всего перед покупкой «мотособаки» стоит определиться: в какое время года и в какую именно погоду она будет в основном использоваться. Далеко не всегда рыболовы являются фанатами-универсалами. Некоторые предпочитают посидеть с удочкой на берегу только в теплое время года и при хорошей погоде.

Вместе с тем мотобуксировщик может потребоваться не только рыбакам. Очень часто это средство передвижения применяют для поездок в лес, например за грибами или ягодами. Для этого достаточно сани-волокуши заменить прицепом с пневмоколесами, например такими, как у каракатов.

После такой переделки вполне можно забираться в глубь леса, куда не проедут другие средства передвижения. «Мотособака», как верный друг, протащит своего хозяина там, где даже каракат не всегда сможет пройти. Например, в узкие места между деревьями.

Механическая упряжка

Итак, мы много рассказали о мотобуксировщиках, об их разновидностях и вариантах использования. Однако пока не поговорили о самом принципе устройства этого вида техники. По своей сути его не зря называли «мотособакой», поскольку оно напоминает упряжку.

На специально сконструированной платформе размещен небольшой по размерам обычный двигатель внутреннего сгорания. Работа его цилиндров при помощи вариатора или автоматического редуктора передается на ведущую звездочку, а уже она приводит в движение гусеницу. К самой платформе с помощью жесткой сцепки прикреплены сани. В них располагается человек, который с помощью рычагов управляет направлением движения и скоростью мотобуксировщика.

Сани-волокуши чаще всего изготавливают из полиэтилена высокого давления. Он обеспечивает великолепное скольжение по снегу и льду. Если необходимо двигаться по иной поверхности, то к мотобуксировщику прицепляют тележку с колесами, как у караката.

«Мотособаки» — прекрасное средство для перевозки не только людей, но и снаряжения рыболовов и охотников. На некоторых моделях есть даже специальные стульчики, чтобы можно было ездить с дополнительным комфортом. Но большинство владельцев такого транспорта предпочитают управлять им, стоя либо сидя на своих вещах, экономя тем самым место.

Мотобуксировщики — не самые быстрые средства передвижения, поэтому рулить ими крайне просто. В отсутствие коробки передач как таковой, которая заменена автоматическим редуктором либо вариатором, управлять «мотособакой» могут как женщины, так и мужчины. Ну а уж какую выбрать модель из обширного ряда, предлагаемого производителями, каждый решает сам.

Николай Хромов, г. Мичуринск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий