Готовим лодку к навигации

Подготовка лодки

Совсем скоро теплые лучи солнца растопят лед на реке, и начнется навигация. Все больше рыбаков в настоящее время предпочитают ловить рыбу не с берега, а с лодки. Многие выбирают моторные версии, потому что на них быстрее и проще перемещаться по водоему в поисках чешуйчатых трофеев. Цены на этот вид транспорта сейчас не очень большие, да и всегда можно приобрести подержанный образец. Так что наши советы о том, как правильно провести подготовку лодки и мотора к сезону навигации, многим будут кстати.

Чаще всего водный транспорт хранится на берегу в сарае. Поэтому первым делом проверьте, нет ли влаги внутри лодки. Если есть, то всю жидкость необходимо убрать, вытерев досуха.

Наружную поверхность лодки также необходимо привести в порядок. В случае необходимости — отмыть от грязи и протереть. Только после этого вы сможете тщательно осмотреть ее поверхность на предмет поиска и устранения возможных дефектов.

Плюсы и минусы сварных лодок

Одними из самых распространенных водных транспортных средств являются металлические. Если ваш лодка — сварная, то, скорее всего, она сделана из сплава алюминия и магния. Это очень хороший материал, надежно защищенный от коррозии.

Однако на нем могут образовываться вмятины. Так что следует проверить, нет ли их на вашей лодке… Если повреждения имеются, то желательно их выправить.

Дело это несложное: достаточно взять деревянную доску и поместить ее внутрь лодки за вмятину. Также потребуется стальная пластина, которую следует держать перед повреждением снаружи. Постукивая по металлу и корректируя направление ударов, вы можете быстро восстановить прежнее состояние поверхности.

Кстати, такие лодки сварной конструкции довольно редко красят. Ржавчине они не подвержены, поэтому вкладывать лишние средства совершенно не обязательно. Но, если вы хотите придать вашему металлической «ладье» уникальный облик, можно и покрасить.

Дюралюминиевые лодки

Об использовании этого материала для создания транспорта обычно говорит наличие клепок. Такой сплав, увы, подвержен коррозии. Следовательно, к оценке состояния поверхности нужно отнестись с особым вниманием. Первые тревожные признаки — это мелкие «раковинки», вздутия краски, серые и беловатые пятна. Они говорят о начале химической реакции с участием алюминия.

Особенно тщательно осматривайте места приклепа стальных деталей. Все дело в том, что разные металлы при соприкосновении могут вызывать окисление. А этот процесс способен ускорить образование ржавчины. Если заметите очаги коррозии, то незамедлительно зачистите их до металлического блеска, а затем загрунтуйте.

После этого осмотрите все клепаные швы. Сквозь них может поступать вода, если вам попадется некачественная лодка. Особенно внимательно изучите состояние швов в так называемых «местах нагрузок». Это прежде всего там, где прикрепляется мотор. Также тщательно осмотрите корпус в тех местах, где он ударяется о грунт при причаливании или о воду на высокой скорости.

Если швы не внушают доверия, то можно проверить их керосином. Это распространенный способ выявления дефектов. Он предполагает, что вы разведете в воде мел и нанесете его снаружи лодки на швы. Затем изнутри их же хорошенько промажете керосином. Если после этого на побелке появятся темные пятна — значит, в этом месте герметичность шва уже нарушена.

Необходимо срочно принять меры, или ситуация будет только усугубляться. Лучше всего клепки в этом месте поменять на новые. Не рекомендуется брать вытяжные. Считается, что они менее долговечны. Не ошибитесь и с размером: после извлечения клепки на то же место встанет уже чуть большая по диаметру.

Лодки стеклопластиковые

Тут главное — обратить внимание на царапины и потертости поверхности там, где корпус соприкасается с грунтом при швартовке. Также необходимо тщательно осмотреть места приклейки набора к корпусу, включая все переборки, емкости плавучести, детали крепления транца. Как правило, именно они испытывают большие нагрузки, поэтому дефекты тут не так уж и редки.

Переверните лодку и осмотрите ее внешнюю поверхность. Запомните, что нарастание водорослей на днище способствует сильной потере скорости и увеличению нагрузки на мотор. В результате он может даже выйти из строя. Для предотвращения такого развития ситуации необходимо периодически мыть днище — хотя бы раз в месяц.

Допустимо натереть корпус стеклопластиковой лодки любой автомобильной восковой мастикой, что позволит уменьшить нарастание водорослей. Сейчас появилось и довольно много специальных красок, которые можно использовать для этой цели. Не поленитесь и воспользуйтесь одной из них, пока еще есть время.

Некоторые российские умельцы, не желая переплачивать, пытаются делать подобные составы собственными силами. По мнению таких мастеров, в обычную краску достаточно добавить алюминиевую пудру из расчета примерно две столовые ложки на литр и хорошенько размешать до однородной массы.

«Ахиллесова пята»

Стальные корпуса моторок сейчас модно покрывать свинцовым суриком. Самый распространенный из них имеет пигмент ярко-оранжевого цвета. Для начала его нужно заместить на масляном лаке. Это добавит гладкости, уберет все неровности и подарит вашему транспортному средству немного дополнительной скорости — пару километров в час.

Настоящей «ахиллесовой пятой» у моторных лодок часто являются ветровые стекла. Как правило, они изготавливаются из плексигласа. Сам по себе этот материал довольно прочен. Однако из-за долгого нахождения на солнце или под воздействием резких перепадов температур способен в различных местах давать трещины.

Остановить их распространение можно с помощью высверливания. Это достаточно простой, но весьма эффективный прием. Трещина в самом начале убирается тонким сверлом, диаметр которого обычно составляет от 1,5 до 2 мм.

Опытные путешественники также не рекомендуют оставлять тяжелые предметы рядом с ветровым стеклом. Оно может стать хрупким под длительным воздействием ярких лучей солнца. Тогда резкий неосторожный удар, например, биноклем способен привести к созданию новых трещин.

Другие элементы лодок

Тент тоже стоит проверить. После зимы его достаточно развернуть, хорошенько протереть, просушить (можно феном) и осмотреть. В ходе такой инспекции нередко можно заметить распоротые швы, потертости или разрывы. Все это следует устранить. Швы рекомендуется зашить более прочной нитью или даже леской. А на места разрывов наложить заплатки, лучше изнутри. Так вы не нарушите эстетичный вид тента.

У деревянных лодок внимательно отсмотрите уключины — не отрываются ли они от корпуса. При наличии на лодке якоря изучите его состояние, а также каната, которым он крепится. Если будут выявлены какие-то повреждения, то их необходимо устранить. Также убедитесь в наличии на лодке брезента для тушения пожара и черпака на случай протечки.

У современных лодок повышенное внимание уделите и электропроводке. Тщательно осмотрите все соединения, контакты, нет ли на них окислов или их обрывов. Все лампочки лучше вывернуть из патронов и детально осмотреть. Цоколи во избежание их окисления, коррозии и последующей консервации в патроне желательно покрыть тончайшим слоем графитной смазки. Только после этого их можно ввернуть на место.

Как позаботиться о новом двигателе

Ну и, наконец, внимательно осмотрите мотор. К услугам рыболовов сейчас множество видов двигателей. Современные импортные подвесные моторы чаще всего представляют собой весьма сложные агрегаты. Они имеют электронное зажигание, впрыск топлива и используют другие достижения технического прогресса, облегчающие жизнь человеку. Так что, если у вас нет специальных знаний в данной области, в эти узлы самому лучше не лезть. Достаточно ограничиться только внешним осмотром.

Если же лодку вы купли только сейчас и мотор у вас новый, то нужно с особой осторожностью отнестись к периоду его обкатки. Это один из самых важных периодов в «жизни» двигателя. В это время происходит притирка рабочих поверхностей, всех деталей, осадка прокладок до необходимого значения, а также верное прилегание маховика на конусе коленвала.

После того как период обкатки пройден, следует провести полное техническое обслуживание мотора. Часто это делают мастера в сервис-центрах. Обычно такие работы подпадают под категорию гарантийного обслуживания.

Иногда даже обкатку мотора доверяют профессионалам во избежание различных неприятностей, связанных с неумелыми или слишком агрессивными маневрами в этот период. Обычно стоимость такой услуги составляет всего несколько процентов от цены двигателя. Зато знания и умения мастера позволяют избежать множества проблем при дальнейшей эксплуатации мотора.

Реанимируем старый двигатель

Но это относится к новеньким агрегатам, которые довольно дороги. А как же быть тем, у кого моторная лодка вместе с ее «сердцем» передается буквально из поколения в поколение?

Что делать с двигателем, который несколько холодных месяцев лежал в чаще всего неотапливаемом и продуваемом всеми ветрами сарайчике? Как привести его в чувство и настроить на рабочий лад, пробудив от зимней спячки?

В первую очередь, следует не спеша произвести его внешний осмотр. Быть может, вы сразу увидите какие-то дефекты. Затем нужно полностью очистить мотор от скопившейся пыли и грязи и осмотреть его уже более тщательно. Все найденные вами забоины, которые часто возникают на подводной части и на гребном винте, следует зашлифовать.

Система запуска двигателя

Нужно обратить внимание на свечи зажигания, выяснить, в порядке ли зазор. Если что не так, то сразу отрегулировать его. Свечи следует вывернуть. В том случае, если мотор консервировался на зиму, нужно промыть цилиндры топливной смесью. Все свечи требуется очень внимательно отсмотреть. Не спешите, тщательно и аккуратно очистите нагар на электродах.

Если появится необходимость в замене свечей, нужно помнить, что для каждого мотора они подбираются соответствующие. Часто характеризуются калильным числом. Если их подобрать неумело, то может возникнуть ряд неприятных явлений, связанных с неполным выгоранием остатков топлива на юбочке изолятора. Если свечи будут выдавать слишком мощную искру, то возникающее в этом случае калильное зажигание заставит мотор работать жестко. В итоге он может застучать.

Если у вас контактная система зажигания, то тщательно проверьте ее. Обратите особое внимание на прерыватель. Осмотрите все его контакты, очистите их от возможного налета путем промывания бензином либо ацетоном и установите необходимый зазор. Подробно осмотрите все крепления, затяните расшатавшиеся либо плохо затянутые болты.

Топливная система

Эта часть мотора должна быть герметичной. Особенно важно выявлять дефекты до бензонасоса. Допускается небольшое засасывание воздуха, а подтеки возникать не должны.

Уделите внимание топливному фильтру. Его следует обязательно промыть и хорошенько продуть. Также прочистите и высушите топливный бак. В нем мог образоваться конденсат за время хранения в сарае. Это чревато остановкой двигателя в самый неподходящий момент. Еще одним неприятным следствием может стать выход из строя бензонасоса.

Проверьте всю проводку в силовом агрегате. При необходимости насухо вытрите и очистите от грязи и пыли все электроразъемы. В завершение замените масло в редукторе и смажьте необходимые узлы согласно инструкции по эксплуатации, прилагаемой к вашему мотору. Обычно более капризными являются импортные двигатели. Они приспособлены для использования только качественных горюче-смазочных материалов.

Подводная часть

После осмотра мотора на предмет серьезных проблем наступает время поиска незначительных дефектов. На подводной части, чего мы уже касались вскользь, могут возникать глубокие царапины или даже зазубрины. Все их необходимо тщательно запиливать, зашкуривать и заполировывать. Помните, что гладкая и хорошо защищенная подводная часть мотора — это залог его надежной работы и увеличения коэффициента полезного действия на несколько процентов.

Во время подготовки лодки помимо оценки состояния мотора не поленитесь обязательно осмотреть и гребной винт. Этот узел хорош тем, что он легко заменяем. Да и стоимость его на сей день не так высока. Так что при сильных повреждениях целесообразнее поставить новый гребной винт.

Но, если проблемы не столь значительны, можно устранить их самостоятельно. Например, на винтах, сделанных из алюминиевого сплава, часто можно видеть загибы лопастей. Их довольно легко отрихтовать на торце любого деревянного бруска. А все неровности можно запилить. У ровного, полированного винта коэффициент полезного действия увеличивается почти на 15%.

На самом гребном валу повнимательнее осмотрите отверстия для шпонок. Часто во время работы или особо активного движения может произойти так, что они сомнут металл вокруг себя. В результате на поверхности вала появятся небольшие бугорочки — аккурат возле отверстий.

Ясно, что такие шпонки придется заменить. Но не всегда это удается сделать правильно. Бывает так, что после такой процедуры гребной винт вдруг заклинивает. Чтобы избежать такой неприятной ситуации, необходимо проявить смекалку и вооружиться бархатным напильником. Им надо будет обработать гребной вал около шпоночных отверстий.

Сделав все это, можно отправляться в путь!

Николай Хромов, г. Мичуринск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий