Готовимся к навигации на Севере

Маломерный флот

Мягкий весенний воздух, богатый запахами и нагретый солнцем, приятно тревожит душу рыбаков, любителей открытой воды. Тает снег, вскрываются реки и озера, не терпится опустить в мутный поток приготовленные за зиму привычные снасти или же испытать что-то новое. И тут серьезную помощь в достижении наших целей может оказать маломерный флот… Правда, нужно учитывать Правила рыболовства и не отправляться в плавание на «моторках» по оживленным водоемам до тех пор, пока в вашем регионе продолжается период так называемого «нерестового запрета».

Начало навигации — дело ответственное и требует серьезного к себе отношения. Вода не терпит безалаберности и часто за нее наказывает, иногда весьма драматичным образом!

В нашей Эвенкии отношение к маломерному флоту немного другое, чем на «материке». Для нас лодки или катера — это скорее необходимость, средство передвижения от одного поселка к другому. Водный транспорт позволяет произвести заброску в охотничьи угодья и помогает доставить обратно традиционные продукты питания, такие как рыба, мясо, грибы, ягоды, и другие.

По этой причине мы и стараемся относиться к своим «моторочкам» как-то более тепло и бережно. Но начала навигации ждем так же, как и везде, — с мечтами и надеждой на удачу!

После завершения сезона

Условия хранения маломерного флота у нас, конечно, не всегда очень комфортные. Лодки из металла, как правило, проводят холодный период под открытым небом. Их аккуратно переворачивают и ставят на какие-нибудь строения или просто делают упор на 200-литровую бочку. Иногда бережно укрывают подручным материалом и оставляют зимовать на родных тележках.

А моторам везет больше. Они пережидают морозы в теплых гаражах и даже в квартирах. Двигателям, как членам семьи, выделяется жилая площадь — правда, не в комнате, а где-нибудь в коридоре или в «темнушке». В худшем случае моторы зимуют в прохладном сарае.

Поздней осенью после завершения сезона навигации важно слить всю воду из системы охлаждения. И в течение всего периода хранения при минусовых температурах не стоит даже пытаться «продернуть» мотор. Любая попытка запустить двигатель в мороз может привести к повреждению каких-то узлов и деталей, не предназначенных для эксплуатации в холодных условиях.

У нас на Крайнем Севере обычно не проводят какую-то специальную консервацию моторов. Из-за отсутствия сервиса они работают, как правило, на износ. Ремонт и замена узлов осуществляются при явной поломке, так как диагностику сделать просто негде.

Весенняя активность

Техническое обслуживание проводится перед началом навигации. Первым делом я проверяю масло в редукторе и картере (если мотор четырехтактный) и наличие смазки в трущихся узлах подвески. Затем оцениваю состояние топливной системы, промываю отстойник и заменяю фильтры. Очень рекомендую поставить еще один.

Можно непосредственно в шланг подачи топлива из бензобака врезать дополнительный фильтр тонкой очистки. Так он всегда будет на виду. Для оценки его загрязнения достаточно без лишних манипуляций просто посмотреть на него и при необходимости с легкостью заменить.

Также необходимо промыть топливные баки. Обычно за период навигации там накапливается приличное количество грязи и воды. Если эти отложения не убрать, в будущем они могут повлиять на нормальную работу двигателя. Вот вроде и все нехитрые действия для «пробуждения» моторов и настройки их на сезон в наших условиях.

На Крайнем Севере лодки подготавливаются к спуску, наверное, так же, как и везде. «Пластиковые» суда у нас не используют, поскольку у рек каменистое дно. А у плавсредств из металлических сплавов первым делом проверяется целостность корпуса, состояние заклепок, швов и др. При необходимости проводятся покраска корпуса, обновление номеров, мойка салона.

Особое внимание я обращаю на рулевой механизм и работоспособность кнопки «стоп». По-моему, это одни из самых важных деталей, которым просто необходимо уделить время. При резком маневре на рулевые приводы ложится очень большая нагрузка. Они должны ее выдерживать и желательно с запасом. Если все же маневр пошел не так, как надо, всегда можно заглушить двигатель и избежать неприятности.

Я исхожу из своего опыта сплавов по порогам наших мелководных речушек, когда в экстремальных ситуациях счет идет на секунды. Рыбаки Сибири, думаю, со мной согласятся…

Что прихватить в плаванье

Площадь Эвенкии очень велика. Видимо, по этой причине поездки за 150-200 километров не считаются далекими путешествиями. Однако свой отпечаток на экипировку судна налагают. Все должно быть с запасом!

Нужно взять с собой продукты долгого хранения, одежду, солидный набор инструментов, при помощи которых можно при необходимости в походных условиях разобрать двигатель, а потом вернуть все на место и запустить его. Желательно иметь знания, позволяющие починить даже иностранный двигатель (при наличии запчастей, конечно).

В этом плане районы Крайнего Севера просто удивительны. Иногда встречаешь в тундре оленевода, который, наверное, и трамвай-то никогда в глаза не видел, однако может где-то за чумом отремонтировать импортный снегоход. Или видишь на берегу в старом и рваном плаще 70-летнего бородатого дедушку, который копается в сложной системе современного дорогостоящего лодочного мотора…

В набор вещей, которые надо проверить перед поездкой, обязательно включаю аптечку. К стандартному комплекту добавляю еще некоторые медикаменты, желательно с многосторонним действием (для экономии места). Но я спасатель, поэтому обладаю определенными знаниями в этой области. Если же у вас нет соответствующей подготовки, то с лекарствами лучше не экспериментировать!

Обычно я еще беру дополнительное количество перевязочных материалов, отдавая предпочтение армейским пакетам. Прихватываю также средства местного обезболивания, но не внутримышечные (поскольку делать пробы на реакцию человека бывает просто некогда, да и для этого нужно специальное образование), а спрей.

Объясню, для чего требуется такой набор. Рыба у нас ловится немаленькая, следовательно, и крючки используем приличные. И если удильщик случайно подсекает самого себя, то трудно бывает извлечь из его тела «жало» без анестезии. Плюс к этому я вожу с собой одноразовые скальпели, которыми можно сделать небольшой надрез, чтобы проще вытащить крючок.

Хотелось бы обратить ваше внимание на мою профессию. Я долгое время работаю пожарным-спасателем, поэтому обладаю определенными навыками и опытом. Без такой подготовки было бы морально сложно воспользоваться скальпелем в полевых условиях и сделать надрез кричащему человеку…

«Домашний флот»

Моя «Обь» — в основном лодка семейная. На ней стоит «тридцатый» мотор. Его хватает для того, чтобы сгонять на рыбалку — например, ельчиков подергать или хариусов. Или просто выбраться на природу с родными, позагорать.

Для серьезных путешествий у меня совсем другой транспорт. Целый флот из ПВХ — полтора десятка единиц. Грузоподъемность у них — от 200 до 1200 килограммов, а мощность двигателей — от 2,5 до 40 лошадиных сил. Вы, конечно, скажете, что это многовато. Но я отношу себя к настоящим любителям рыбалки. А эту категорию людей полностью здоровыми считать нельзя!

Очень люблю путешествовать, сплавляться по северным рекам. Помогаю организовывать поездки своим друзьям и их знакомым. К сожалению, в Эвенкии уже маловато осталось мест, где я еще не побывал. Когда думаю об этом, даже как-то грустновато становится.

К каждой поездке я готовлюсь тщательно, подстраиваюсь под условия сплава и местности. Учитываю дальность путешествия и другие факторы. В результате за пару десятков лет у меня накопилось огромное количество сопутствующего рыбалке оборудования.

По весне я надуваю лодки из ПВХ, не все, конечно, а те, которые планируется в этом сезоне использовать. Они пару дней остаются на лежке. Потом смотрю, какая из них «сдулась» с превышением нормы. Обязательно промываю все с пеной. Это позволяет «убить двух зайцев» — позаботиться о чистоте и одновременно найти маленькие дырочки.

ПВХ — материал эластичный. В теплую погоду вполне может после прокола крючком держать баллон в надутом состоянии, при не очень большом давлении, конечно. Иногда целый день проплаваешь на вроде бы целой лодке, а, проснувшись утром, обнаружишь ее сдутой! Такое часто бывает осенью, когда ночи становятся прохладными. И тут без пены и приличного давления в баллоне не обойдешься!

Транспорт для глубоких озер и мелководья

Надувные лодки, рассчитанные как минимум на четырех человек, у меня двух видов. Первые — это килевые с пайолами. Их мы используем для поездок по глубоким рекам и озерам, к примеру, по таким, как Нерингда на плато Путорана. Водоем большой — около 50 километров в длину. Поэтому приходится проезжать большие расстояния на полном ходу.

Тут важно, чтобы лодка держала курс. Это достигается жесткостью дна, которую как раз и обеспечивают пайолы. Они тянут киль, который разбивает волны, хотя и не так эффектно, как на металлической лодке.

Но при сплаве по мелководным рекам лодки такой конструкции быстро выходят из строя по ряду причин. Во-первых, пайол практически всегда помещают в какие-либо направляющие, чаще всего металлические. И при трении о камни дно в этих местах приходит в негодность.

Во-вторых, как ни надувай лодку и киль, а все равно не добьешься жесткости, сопоставимой с деревянной. Материал все равно будет проминаться на камне. Так что основные удары придутся на «душу» ничем не защищенного транца. Это приведет к перетиранию полотна дна. Также весьма вероятно измочаливание деревянного транца. А подобную поломку практически невозможно устранить в походных условиях.

Второй вид конструкции лодок из ПВХ, на котором я хотел бы остановиться, — это суда с надувным плоским дном. Они как раз хорошо подходят для сплавов по мелководью, но годятся и для скоростной езды, хотя в управляемости похуже, чем килевые.

На лодках с плоским дном я обычно использую легкие двигатели с водометными насадками. Само плавсредство весит немного, что позволяет без проблем стащить его с мели или косы, если ошибешься с выбором фарватера.

Транец на таких лодках повредить о камни практически невозможно, потому что он лежит на надувном дне. При сплаве по порогам и перекатам я уменьшаю давление во всех баллонах, не в ущерб плавучести. Лодка становится мягкой, податливой. Пробить ее почти нереально.

Один двигатель на две лодки

При подготовке к сплаву особое внимание уделяется выбору моторов. Я имею в виду мощность, вес и конечно же расход топлива. При использовании вертолета для заброски на начало маршрута мы, как правило, ограничены по массе. Тут важно не взять лишнего и не забыть нужного!

За многие годы у меня выработались определенные правила и нормы при сборе. Обычно мы отправляемся группой в 10 человек. Для поездки нам хватает трех лодок. Две из них — «пассажирские» длиной в 4,5 метра и грузоподъемностью в 800 килограммов. Третья немного побольше — до 5,5 м. В ней везем продукты и основное снаряжение.

На маленькие лодки ставим моторы мощностью от 2,5 до 6 лошадиных сил, на грузовую — от 18 до 40 л/с. Этот большой транспорт применяется также для поездок вверх по течению реки и для рыбалки в районе лагеря.

При таком раскладе уменьшаются общий расход топлива и вес, соответственно. При необходимости можно исключить один маломощный мотор и сплавляться на двух лодках, используя единственный двигатель. Метод буксировки в подобной ситуации подходит плохо. Он затрудняет управление и ставит под угрозу безопасность экипажа.

Более эффективным кажется способ «толкания». Ведущая лодка крепится к ведомой с помощью жердей и больших затяжек от кабелей, упираясь ей носом в транец. На стадии сборки из обоих плавсредств выпускается немного воздуха. Затем он подкачивается до нужного давления, и две лодки по сути становятся одной, но крупной. Управление практически не страдает, ходовые качества тоже (конечно, если не иметь в виду глиссирование)…

Жизнь дает нам много уроков. Мы их усваиваем и превращаем в опыт, который становится на порядок ценнее, если им можно поделиться. И, что самое интересное, нам необходимо учиться на любых событиях — не только хороших, но и плохих. Все это пригодится! А тем, кто по случаю приобрел негативный опыт на рыбалке, хочу посоветовать не торопиться ломать удочки. Лучше прислушаться к классикам, не давать поспешных зароков и верить, что все будет хорошо!

Олег Фарков, Красноярский край

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий