Чтоб мотор весной завелся

Консервация лодочного мотора

Итак, период навигации подошел к концу, и перед каждым владельцем судна малого типа, стоит крайне важный вопрос: как уберечь свою лодку, катер или яхту. И самое главное — как сохранить в рабочем состоянии железное сердце — мотор. Собственно, о защите корпусов лодок в зимний период мы уже рассказывали ранее, а вот о двигателе поговорим сейчас.

Вне зависимости от того, отечественный или импортный двигатель заставляет перемещаться по воде ваше судно, алгоритм действий будет примерно схож. И те несколько советов, что мы постараемся сейчас вам дать, позволят весной, как только акватория избавится от ледяного плена, легко завестись и отправиться на заветные рыбные места с ветерком.

Быть может, что-то из этих рекомендаций покажется прописной истиной некоторым опытным владельцам лодок и катеров. Однако не все хозяева водных транспортных средств являются экспертами в технических вопросах. Поэтому важно рассказать обо всех необходимых операциях с двигателем, не упуская ни одного нюанса.

Начнем с главного: вне зависимости от того, в каких условиях будет храниться лодочный мотор — в холодном помещении или отапливаемом, на балконе, в кладовке, гараже или лодочном сарае, — консервация ему нужна. А теперь бегло пройдемся по этапам.

Водные процедуры

* Если мотору довелось поработать на морских просторах, то ему потребуется «принять ванну», чтобы очиститься от соли. Двигатель должен минут 15 — 20 пошуметь винтом в баке, наполненном пресной водой. Такая несложная процедура позволит убрать все следы соли как с наружных частей, так и из сочленений.

* Освободите систему охлаждения от воды. Если мотору придется зимовать в неотапливаемом помещении, то влага внутри может превратиться в лед. А каждому известно, что происходит с ней при замерзании.

Если же двигатель останется в теплом помещении, то эта жидкость также не принесет ничего хорошего. Испаряясь и конденсируясь, вода постепенно будет разрушать систему подачи, резиновые прокладки и пластиковые части. Соприкасаясь с металлическими элементами, влага может образовывать окислы и ржавчину.

Чтобы полностью избавиться от воды, установите мотор на подставку, отсоедините провода от свечей и проверните ручной стартер несколько раз. Это заставит оставшуюся в каналах воду выйти.

Избавление от нагара и грязи

* Тщательно очистите мотор от внешней грязи. Наружные поверхности легко отмываются с помощью бензина или керосина. После такой обработки насухо протрите их.

Снимите нагар, если он образовался на деталях двигателя. Сделать это тоже довольно просто, причем совсем не обязательно разбирать мотор.

Установите разогретый двигатель свечными отверстиями вверх. Подготовьте смесь керосина и масла в пропорции 8/2 и залейте ее в каждый цилиндр. Вставьте свечи и оставьте мотор на половину суток.

За это время весь нагар размягчится и отстанет от деталей двигателя. По прошествии 12 часов слейте смесь и дайте мотору поработать с полчаса. Все, что не вымылось, просто выгорит.

Два метода «масляной защиты»

* После этого приступаем непосредственно к консервации лодочного мотора. Для ее проведения есть два достаточно эффективных способа. Первый из них потребует опять поставить прогретый двигатель свечными отверстиями вверх. Потом нужно поочередно загнать его поршни в нижнюю — мертвую точку. Затем при помощи шприца залить через каждое свечное отверстие до 70 кубиков обезвоженного авиамасла МС-20.

Получить его достаточно просто. Масло надо нагреть до температуры чуть выше точки закипания воды. Потом следует дождаться, когда на поверхности перестанут появляться пузыри. Это означает, что вся содержавшаяся в масле вода выкипела и никакого конденсата не образуется.

После введения авиамасла нужно подождать пару минут, а затем аккуратно на 3 — 4 оборота провернуть за маховик коленвал. Потом поставить мотор вертикально и сделать еще пару оборотов. В результате масло тонкой пленкой покроет металлические части двигателя, и они получат надежную защиту на период бездействия. Последним штрихом станет установка свечей на место.

Есть и второй способ консервации. У прогретого до рабочей температуры двигателя отсоединяют шланг бензобака и прямо в смесительную камеру шприцем вкачивают небольшими порциями до 150 кубиков автотракторного масла. Маховик в это время продолжает работать. Масляный туман, образовавшийся в кривошипной камере, обволакивает все подвижные детали двигателя, покрывая их защитной пленкой.

Финальные штрихи

* Итак, консервация лодочного мотора почти завершена. Теперь все отверстия карбюратора и дейдвуда чопим, то есть ставим заглушки. Подойдут скрученные из бумаги или вырезанные из дерева.

* Не забываем про редуктор! Полость нужно промыть бензином, а затем заполнить обезвоженным маслом. Как его приготовить, описывалось чуть раньше.

* Снимаем гребной винт. Гребной вал нужно покрыть тонким слоем солидола. После этого можно вернуть на место и сам винт.

* Еще раз осматриваем весь двигатель. Все места, где происходит трение наружных элементов, аккуратно покрываем консистентной смазкой.

* Не стоит лениться или пытаться сэкономить, оставляя неиспользованное горючее в баке. Есть риск, что образуются смолистые вещества, которые могут серьезно подпортить всю топливную систему мотора. Так что горючее лучше слить и тщательно промыть чистым бензином сам бак. Хранить его нужно в сухом месте и непременно со снятой с горловины крышкой.

Заключительные моменты

Моторы не с механическим, а с электростартером требуют к себе чуть большего внимания. К примеру, если лодку планируется оставить на зиму на открытом воздухе, то обязательно нужно снять с нее дистанционное управление вместе с проводами. Этим элементам лучше переждать зиму в сухом месте, а не подвергаться воздействию всех ветров.

Аккумулятор также стоит занести в закрытое помещение, защищенное от влаги, и хотя бы раз в два месяца подзаряжать. В противном случае до весны он не доживет.

Подвижные части двигателя, благодаря консервации, будут достаточно защищены. Но все же стоит раз в месяц на протяжении всей зимы прокручивать мотор вручную, обновляя спасительную масляную пленку.

Пожалуй, если все сделать правильно и ничего не упустить, то весной двигатель вашей лодки заведется сразу и не потребует к себе особого внимания.

Арсений Маврин, г. Казань

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий