СВП российского формата

Управление СВП

Суда на воздушной подушке (СВП) становятся в последнее время все популярнее. Они удобны в использовании и могут доставить рыбака или охотника в самые заповедные места, куда на другом транспорте не добраться. Мы уже не раз писали об использовании СВП, но на этот раз хотелось бы подробно поговорить о нюансах выбора российских моделей и их использовании.

Общая характеристика

Главное преимущество такого вида транспорта — в воздушной подушке. Она по большому счету напоминает обычную автомобильную камеру, находящуюся под высоким давлением. В ее середину подается сжатый воздух. И когда он наполняет пространство между землей и подушкой, груз начинает скольжение по образовавшейся прослойке. У малых СВП на подобный процесс требуется примерно 10-20 секунд. Как только это происходит, начинается движение вперед.

Благодаря воздушной подушке судно может развивать большую скорость (до 40-50 км/час на боковом скольжении) по сложно проходимой местности, преодолевая уступы с метр высотой. Эта техника активно эксплуатируется как летом, так и зимой. СВП — единственные транспортные средства, которые полностью безопасно использовать на реках во время ледостава. По ровной поверхности (но не по асфальтовой дороге) суда на воздушной подушке передвигаются намного быстрее, чем колесный транспорт.

Только вот с задней передачей у СВП обычно бывают проблемы. Она на малых суднах российского производства чаще всего отсутствует. Транспорт приходится поворачивать и подталкивать в нужную сторону самостоятельно. Так же придется поступать и при высоком выходе на берег.

И, наконец, самый распространенный недостаток для всех видов СВП — их шумность. Ведь, для того чтобы поддерживать давление в подушке, необходима постоянная работа двигателей. А они функционируют отнюдь не беззвучно.

Где СВП более востребованы?

Судно на воздушной подушке приобретают жители разных регионов России. Однако чаще всего покупателями становятся охотники и рыболовы из мест с речными акваториями. И это не случайно: на льду, воде, укатанном снегу судно меньше контактирует с поверхностью и показывает отличные ходовые качества. Оно легко преодолевает песчаные косы, отмели, пологие берега, затяжные пригорки (до уклона в 15 градусов).

Не менее активно СВП используют в степных районах. Но при этом важно учесть, что кочки и растительность могут увеличить расход топлива и снизить ресурс ограждения воздушной подушки. А в холмистой и тем более в гористой местности разъезжать на таком транспорте довольно затруднительно. Это чаще всего происходит из-за неплотного соприкасания контура гибкого ограждения с землей. Даже на небольшом уклоне судно может скатываться и сбиваться с заданного курса.

Но, кроме рельефа местности, на проходимость СВП влияют и другие факторы. Например, мягкость гибкого ограждения, тяга от маршевого винта, общий клиренс судна. У некоторых моделей, где вместо «юбки» используются надувные баллоны, иногда при проезде через бугор на низкой скорости происходит вывешивание. Причина этого — неплотное прилегание скегового ограждения подушки к земле.

Без практики опасно

Для легального управления СВП нужно получить права, позволяющие рулить маломерными судами. Однако эксперты советуют перед самостоятельной поездкой откатать не менее сотни часов с инструктором. Такая практика необходима для безопасного вождения.

К примеру, очень сложно сразу понять, как удержать нужный угол поворота или перейти на меньший радиус. Ведь искусственный занос на подобном судне не уменьшает скорость. И даже если корпус машины развернется, это совсем не значит, что транспорт собирается отправиться по заданной траектории. Тут лучше проскочить прямо, развернуться и войти в тот же угол более плавно.

Важно маневрировать судном на опережение, четко осознавая, что СВП буквально парит без тормозов и управляется только воздушными рулями. Для остановки нужно просто сбросить газ. Тормозной путь будет зависеть от типа поверхности и может достигать 200-300 метров. К примеру, на льду он будет самым длинным, а на грунте — коротким.

Навык управвления СВП приходит с опытом. И если вы новичок в этом деле, то лучше не испытывать судьбу и не разгонять судно до предельных скоростей. Учтите, что экстренно остановить транспорт можно одним способом — развернувшись на 180 градусов. Но для этого необходимо иметь приличный запас свободного места вокруг. К примеру, в лесной полосе или на узких реках развернуться будет довольно проблематично. В незнакомых местах разгоняться на СВП по максимуму тоже не стоит.

При отправке судна необходимо следить за тем, чтобы к воздушному винту никто не приближался и не стоял на надувных элементах. Эта «вертушка» представляет собою потенциальную угрозу. Перед тем как заводить мотор, уберите с палубы все лишние вещи и инструменты.

Повнимательнее нужно быть при въезде на возвышение не под прямым углом. Плохо рассчитав скорость и тягу судна, легко скатиться и врезаться в близстоящее дерево или столб. Учтите, что на рыхлом снегу, сбросив газ, вы можете прокатиться как минимум метров 10, а под уклоном и все 20. Такого расстояния бывает вполне достаточно, чтобы скатиться с обрыва.

Еще одна опасность, о которой стоит знать будущим владельцам СВП, — риск отказа техники в мороз. «Парящий внедорожник» иногда оказывается в таких сложно проходимых местах, что в случае аварии добраться до него остальному транспорту будет непросто. Это обстоятельство обязательно нужно учесть перед дальней поездкой и взять с собой все, что может пригодиться в экстренных случаях: рацию, ремонтный комплект, аварийный отопитель, лебедку, веревку (длиной около 20 метров), запас топлива и др.

Правильный подход к выбору

В зависимости от вида и модификации СВП общие достоинства и недостатки такого транспорта могут быть выражены в большей или меньшей степени. Довольно сложно дать однозначную рекомендацию при выборе судна на воздушной подушке. Исходить нужно из индивидуальных предпочтений покупателя, его целей и задач.

К тому же у каждой модели могут быть скрытые плюсы и минусы, о которых новый владелец порой даже не догадывается. Иногда стоит задавать вопросы напрямую производителям или интересоваться нюансами на всевозможных специализированных форумах.

Те, кому нужен транспорт для коммерческих перевозок, обращают внимание на надежность силовой установки, гибкого ограждения, на расход топлива и грузоподъемность. Проходимость в данном случае отходит на второй план. Чего не скажешь о СВП для рыбаков и охотников, которым порой необходимо пробираться в самые удаленные места. Тут уже важны не только надежность конструкции и мощность двигателя, но и вездеходные свойства судна.

Гнаться за внушительными габаритами судна не стоит: иначе проиграете в маневренности. К тому же, чем легковеснее СВП, тем проще его откопать, если оно вдруг застрянет в каком-нибудь овражке или заснеженном кустарнике. В любом случае лопата в бардачке зимой и в начале весны просто необходима.

В первую очередь эксперты советуют обращать внимание на вместимость и грузоподъемность судна и на то, сколько километров оно может пройти после одной заправки. Хорошо ознакомьтесь с эксплуатационными режимами, а уж остальные нюансы — на ваш вкус и кошелек.

К примеру, для тех, кто предпочитает охотиться по-крупному, есть резон приобрести СВП, рассчитанные на перевозку 6-12 пассажиров. Такой транспорт может взять груз до двух тонн, а значит, без проблем доставит добытого оленя, лося или массивного кабана вместе с дополнительным топливом и снаряжением стрелков. Однако и стоит подобная техника намного дороже, чем обычные «двухместки».

«Юбка» веером и баллоны

При выборе СВП немаловажно учесть тип гибкого ограждения. Нужно исходить из того, на какого рода местности вы планируете эксплуатировать транспорт и как сильно его будете нагружать. Например, для широких рек и водоемов, где есть место для разворотов и тормозного пути, подойдут «пальчиковые» СВП с сегментированной «юбкой». А на узких горных речках или лесных тропах им уже будет тесновато. Для такой местности лучше подойдет судно на баллонах.

Транспорт с «юбкой» и мощным двигателем хорошо использовать на кочковых болотах, каменистых поверхностях, пашнях и пр. Но при этом нужно будет регулярно следить за состоянием крепления каждого элемента («пальчика»). Если во время поездки некоторые из них выпадут, то может серьезно пострадать весь контур.

СВП со скеговой конструкцией, как правило, пользуются популярностью у частников, поскольку имеют хорошую плавучесть, курсовую устойчивость да и по цене доступны. Такой баллонный легковесный транспорт с надежной защитой из полиуретанового листа (толщиной не менее двух миллиметров) неплохо себя проявляет и на сложной ледяной поверхности.

Но все же проходимость скеговых СВП немного ниже, чем амфибийных. Да и с нижним баллоном небольшого диаметра есть опасность при боковом скольжении над гладью пруда постепенно погрузиться в воду.

Мне кажется, что для эксплуатации на озерах и реках лучше приспособлены «пальчиковые» СВП с низким центром тяжести и невысоким клиренсом. Это убережет от заваливания судна на бок и залива корпуса водой. Правда, нужно заранее учесть особенности эвакуации транспорта после повреждения гибкого ограждения или отказа важного узла.

Не помешает заблаговременно подумать о возможности замены изношенных элементов. Например, гибкое ограждение с полиуретановым покрытием обычно выходит из строя после пары лет эксплуатации — особенно при частых поездках по снегу, воде и песку. Некоторые материалы рассчитаны в среднем на 300 часов использования. А покупка нового ограждения «влетит в копеечку». Замена нижней части 6-, 7-метрового судна может обойтись в 100-150 тысяч рублей.

Быстрые, но «прожорливые»

В отличие от многих других видов транспорта, предназначенных для спокойного и неторопливого покорения бездорожья, СВП позволяет «прокатиться с ветерком». Максимально быстро оно может двигаться по льду, а не по воде, как многие думают. И чем легче судно, тем оно быстрее. Скажем, небольшие модели, в которых установлены от двух до четырех пассажирских сидений, способны разгоняться до 100 километров в час.

Однако на поле или воде скорость будет гораздо ниже, но тоже весьма неплохая — до 60-70 км/ч. Медленнее всего СВП едет по густой траве, а в высоких зарослях и вовсе может застрять. Поэтому перед покупкой судна важно поинтересоваться, как оно будет вести себя на различных поверхностях.

Расход топлива — еще один немаловажный фактор, о котором лучше тоже расспросить заранее. СВП, как правило, отличаются отменным «аппетитом». Даже самые малые одноместные суда в среднем «съедают» около 8-10 литров горючего в час. На «прожорливость» судна влияют его размеры, количество и объем двигателей и тип подушки. По сути, расход топлива у СВП примерно такой же, как и у обычных катеров, но при этом скорость может быть раза в полтора больше.

И по воде, и по суше

При выборе судна на воздушной подушке немаловажно узнать о таком аспекте, как плавучесть. Просто некоторые российские СВП во время преодоления водоема при отказе двигателя и большой нагрузке могут уйти на дно. Чтобы этого не допустить, нужно повысить плавучесть судна. Достаточно просто подвесить под борт специальные емкости, которые будут сами выталкиваться из воды и поддерживать весь транспорт на поверхности.

На бюджетных моделях СВП подобного оснащения в базовом комплекте может не быть. Но, даже если вы самостоятельно обеспечите судно необходимыми средствами для повышения плавучести, оно элементарно может не «встать на подушку» из-за перегрузки. Придется выбрасывать за борт все лишнее. Но, к примеру, на середине водоема делать это не захочется…

С перевозкой СВП особых сложностей возникнуть не должно. Для моделей со скромной грузоподъемностью подойдут обычные автомобильные прицепы. Лучше подобрать такой, на который судно может самостоятельно заехать.

Достойный ответ иноземным «подушкам»

Ассортимент малых СВП с каждым годом заметно растет. Если раньше покупатели приобретали в основном иностранные модели, то сейчас весомую часть рынка занимают российские производители, предлагающие достойную альтернативу зарубежной продукции. Серьезные преимущества отечественных разработок — их приспособленность к суровому климату и приемлемые цены. Среди наиболее известных отечественных моделей — «Пегас», «Хивус», «Стрелец», «Жук», «Корсар», «Мирас», «Арктика», «Нептун», «Кайман» и др.

Их различают по типу нагнетающей подушку системы, по принципу устройства трансмиссии и гибкого ограждения подушки, по грузоподъемности, дизайну и др. Каждая из модификаций СВП имеет свои минусы и плюсы, досконально узнать которые удается лишь во время тестовых заездов, а такая возможность выпадает не всегда.

Эксперты советуют выбирать транспорт простой по конструкции и управлению. Если предполагается, что придется часто проскакивать препятствия, то лучше присмотреть модель с мощным двигателем, который позволит при необходимости посильнее «газовать».

Среди российских СВП особой популярностью пользуются «Пегас», «Хивус» и «Стрелец». Нет однозначного мнения о том, какая из этих моделей лучше. Разберем некоторые их нюансы.

«Снежная поземка»

Словом «хивус» (иногда произносится как «хиус», хвиус» или «фиюз») жители Восточной Сибири называли сильный морозный ветер. Поморы же использовали этот термин, когда упоминали снежную бурю с поземкой. Возможно, слово приглянулось нижегородским производителям, которые назвали «Хивусами» несколько своих творений. СВП получились очень мощными и устойчивыми. За маршевым винтом установлены воздушные рули самолетного типа. Они помогают менять направление движения.

Знатоки нередко отмечают у «Хивуса» надежный ход без резких колебаний и подпрыгиваний. Все объясняется особенностями конструкции. Под корпусом СВП спрятаны три многосекционных скега, склеенных с помощью высокопрочного пластика — виниплана. Два баллона лежат вдоль бортов, а килевой — посередине. Так подушка «Хивуса» поделена на две полости — каждая со своей юбкой. Они увеличивает управляемость и маневренность машины. При нажиме на педали открывается дренажная заслонка, быстро освобождая давление одной из секций.

Другой важный элемент — продольная перегородка в каждом из пневмобаллонов. В верхней части скега постоянное давление обеспечивает запас плавучести и гасит удары. На нижнем «этаже» этот параметр можно регулировать, исходя из условий движения. К примеру, во время езды по льду или укатанному снегу давление повышают почти до максимума. А перед сложными маневрами нижние секции немного приспускают. Чаще всего подобные модели СВП заказывают госструктуры — к примеру, МЧС.

«Летающий конь»

«Пегас» выглядит современным, красивым и эффектным: приплюснутый, обтекаемый, с подъемными дверями и гнутыми лобовыми стеклами. Его создавали, учитывая одновременно дизайн автомобиля и самолета. Под капотом — мощный двигатель. Алюминиевый винт при вращении обеспечивает маршевую тягу и наполняет воздухом «юбку».

Под днищем «Пегаса» нет пневмобаллонов, вместо них используется гибкое ограждение. Корпус транспорта герметичен. Если какой-то участок «юбки» повредится, то его можно заштопать проволокой или веревкой, и судно доберется до места назначения.

Грузоподъемность у «Пегаса» примерно такая же, как у «Хивуса». А к особенностям управления нужно привыкнуть. Некоторые владельцы «крылатых лошадок» сравнивают их с движением карт на льду, когда нужно не зевать и при необходимости корректировать курс. Из-за низкой посадки за рулем «Пегаса» кажется, что буквально летишь. Но по той же причине все препятствия на пути становятся более ощутимыми.

Маневренный крепыш

СВП «Стрелец» хорошо запоминается благодаря оригинальной, каркасно-рамной конструкции без жесткого корпуса. Она облегчает судно и позволяет ему легче выдерживать удары, равномерно принимая нагрузку. Вот почему «Стрелец» неплохо проявляет себя на сложных участках с порогами, перекатами, валунами и пр. Благодаря специфике сборки несложные повреждения можно отремонтировать прямо на месте.

По резвости судно нечто среднее между «Пегасом» и «Хивусом» — около 80 километров в час по снегу и 60 км/ч по воде. Совмещенная система нагнетания воздуха у «Стрельца» выглядит надежной и долговечной, но она намного более шумная, чем у других моделей СВП.

Судно обладает рядом полезных опций: системой подкачки баллонов, запасными камерами и удобным складным тентом. В отличие от «Хивуса» и «Пегаса» «Стрелец» имеет более скромные габариты (вместимость — 4 пассажира) и грузоподъемность всего 350 кг. Но при этом считается, что он маневреннее. Однако когда судно перегружено, ему сложно преодолевать пороги.

Зато, по отзывам владельцев, аппетит у него скромнее, чем у «собратьев». К примеру, 100 километров пути можно преодолеть за пару часов, израсходовав около 17 литров топлива. Хорошо показал себя «Стрелец» и в суровые морозы, доходящие до 30 градусов ниже нуля, при сильном ветре.

Не все так гладко

Несмотря на множество преимуществ, СВП все же нельзя считать идеалом. У любого транспортного средства есть свои недостатки. Некоторые из них чаще всего проявляются зимой.

  • Прежде всего стоит помнить о том, что разогнавшееся судно на воздушной подушке не остановится сразу при первом нажатии тормоза, как сделал бы колесный или гусеничный вездеход.
  • Есть риск повредить гибкое ограждение. Для этого достаточно наехать на бревно или другое препятствие с острыми краями. К тому же при температуре ниже 20 градусов мороза недорогие ткани, использующиеся в некоторых моделях СВП для создания «юбок», быстро теряют эластичность.
  • Разрыв ограждения можно почувствовать по крену или по снижению скорости. В определенных случаях транспорт продолжает движение даже с трехметровой «пробоиной». Но делать это нежелательно, поскольку повреждение только увеличивается. Лучше сразу устранить проблему, если есть такая возможность. Для ремонта понадобятся ацетон, клей, пневматический домкрат, валик для прокатки и веревка для шнуровок (толщина — 5-6 мм).

  • В сильные морозы винт и корпус могут обмерзнуть. По словам некоторых владельцев СВП, в холодную погоду лопасти и «корма» судна быстро покрываются ледяной коркой, что серьезно затрудняет движение. Спасает обтирание тряпкой, смоченной антифризом. Чтобы избежать моментального обмерзания транспорта, эксперты советуют трогаться не с воды, а заходить с берега и сразу вставать на глисс. Более стойки к обмерзанию модели с обшивкой из поликарбоната и ПВХ, а алюминиевый винт покрывается льдом реже пластикового.
  • Ремень привода может намокнуть. Это чаще всего происходит при резком старте в дождь и туман и пр. При самом неблагоприятном развитии не исключен разрыв ремня. А в результате будут еще более неприятные последствия. Поэтому специалисты советуют использовать не клиновые, а зубчатые ремни. Они не скользят и хорошо справляются со своей задачей даже при солидном весе транспорта.
  • Неправильная загрузка СВП уменьшит его проходимость на сложных участках — например, во время преодоления порогов горной реки. Очень важно не нарушать центр тяжести судна. Этот навык приходит с опытом. Но на некоторых моделях есть горизонтальный руль, помогающий корректировать центровку.
  • Базового ремонтного комплекта СВП не всегда хватает для качественной починки в походных условиях. Особенно трудно устранить проблемы, связанные с редуктором и повреждением нижнего яруса скегового ограждения задней части судна. На случай столкновения желательно иметь в запасе вытяжные клепки и ручной инструмент для их крепления.
  • К весомым минусам СВП можно отнести большие расходы на обслуживание и заправку. Но, приноровившись, набравшись опыта и соблюдая все хитрости и правила эксплуатации судна, эти задачи реально сделать менее затратными. В любом случае СВП — техника, о которой нужно заботиться не как об автомобиле, а как о самолете!

Максим Ишуткин, Республика Башкортостан

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий