Рыбалка. День второй

рыбалка по открытой воде

Прошло немного времени после нашей с Юрием вылазки на водоем. За окном — тоска: никаких перемен! Зима даже на воробьиный шаг ближе не стала, разве по ночам украдкой, будто воровка, подступает, да и то робко очень. Лужицы под окном за ночь подстынут, будто стеклом тонким и очень хрупким покроет, а за день все на прежние места становится — вновь дождик мелкий барабанит. В выходные морозцем наконец-то сулятся, но в такое даже не верится…

Насадка для гурмана

Юрий, как в воду глядел: мы с ним вновь на рыбалку собираемся. Снасти — даже самим не верится — снова летние кладем. Такое хоть в нашу местную «Книгу Гиннесса» заноси! Не бывало, наверное, чтобы в средине ноября ловить по открытой воде.

Я собрался вновь за налимами — неделю назад неплохо брал. Червей накопал, самых жирных отложил в сторону. Их у меня не только себе, а на бригаду рыболовов хватит. Накануне на базар сбегал. В первый раз впустую, на второй раз повезло — нашел и купил кусок баранины. Как-то ее случайно в качестве насадки попробовал осенью.

Просто мясо тогда на рыбалку взяли, чтобы суп варить, а оно лишним оказалось. Нарезал полосками… и на крючок. И сам не ожидал, а налимы начали брать на баранину так, что черви им не нужны стали! Потом пробовал на свинину и говядину — не тот коленкор получился! Налим, видишь ли, гурманом себя проявил — ему только баранина по нраву.

На нынешнюю рыбалку по открытой воде я собрался во всеоружии: и черви, и мясо. Юрию ничего о баранине не сказал, оставил от него в тайне. А то вдруг еще засмеет, пальцем у виска покрутит. Думаю про себя: «Клевать будет, тогда расскажу и насадкой необычайной поделюсь. У меня ее шмат целый — на обоих за глаза хватит. На суп даже выкроить можно…».

Поехали в полдень. Погода на этот раз тихая — не сравнишь с той, что неделю назад была. Тучи на небе подвинулись, просветы голубые появляться стали. Главное — ни дождя, уже давно оскомину набившего, ни ветра холодного нету.

Дорога серая, зимой по-прежнему не пахнет. Доехали без сучка и задоринки — даже не буксовали нигде — на то же самое место. Небо уже наполовину расчистилось, заголубело. Такое в нынешнюю осень — редкость… да и какая!

Я таил, а Юрий… перехитрил

Уже на месте оказалось и тут выяснилось, что напарник лодку-резинку с собой взял, а еще… удочки зимние! Конечно, со снастями я сам промашку дал: не предусмотрел. В рюкзаке бы и для них места хватило — не помешали бы. Благо, опыт лова зимними удочками по открытой воде поздней осенью имелся.

Разгрузились. Юрий сразу на реку пошел. Пойду, говорит, попробую на опарыша, авось на уху выцеплю. А мне предложил идти к кострищу огонь разводить. Дров, мол, хватит с лихвой — от прошлого раза остались. До кострища шагов сотня-полторы. Я груз свой взвалил на плечи, подхожу и места былого не узнаю.

Дрова наши (куча ведь большая лежала!) — будто корова языком слизнула: только пара головешек виднелись обугленных. Но зато рядом с ними навес из еловых веток вырос, лежбище из лапника выстлано. Видимо, хорошо кто-то посидел, с комфортом. И полешки все спалили, и шалаш построили — ни ветер, ни дождь не страшил.

Я хотел было Юрия позвать — дрова снова запасать, но он уже далеко от берега, над удочками склонился. И тут меня вокруг пальца обвел! Делать нечего, иду в лес поглубже, даже удочки не распутал — время пока не налимье. Таскаю, выбирая сухостоины, на напарника нет-нет да взгляд кидаю. Он перемещается с места на место. Не клюет, значит, или на рыбу попасть не может.

Много дров тащить не стал: зачем зря перенапрягаться? Для других людей запасать? Развожу огонь, котелок с водой на рогатину — как вскипит, Юрию дам знать — вместе перекусим. Сухие еловые ветки занялись быстро и бодро, чай заклокотал. Даю знать напарнику: тот будто этого и ждал, к берегу быстро причалил. С садком подходит.

— Хвастать нечем, — говорит Юрий, — окуни да и то плохо клюют, на стайку нигде не наткнулся: то один, то два, и тишина снова. Но с десяток все-таки выманил — на уху хватит. Погода, похоже, меняется.

А оно и видно было. Небо к вечеру очистилось, голубым стало. Мы пили чай, не спешили с удочками. Успеем еще… сумерки не наступили…

Морозец, тишина и… как блин, луна

Стемнело быстро. Мы удочки забрасываем. Я на одной на червя ловлю, на другой — на баранину. Сидим у костерка, ожидаем поклевок. Юрий только на червей рыбку приманивает.

Я прислушиваюсь к той удочке, которая бараниной «заряжена», ожидая, что вот-вот на нее клюнет налим и обязательно крупный. Но тишина, ни один колокольчик не прозвенит. Мы снова на чай налегли. Ждем, когда окончательно стемнеет. Тогда, мол, налимья пора настанет.

Наконец-то я не выдержал, пошел проверять. Подхожу, а уже метра на полтора от берега вода ледком покрылась… подмораживает! Подымаюсь обратно, должно темнеть, а вокруг светлее стало: из-за леса луны краешек показался. Юрию сказал, а тот в ответ однозначно объявил:

— Не в ту погоду приехали! Бывал я за налимами при луне — пустой номер! Да нам-то что! На уху есть уже… Посидим еще или в избушку пойдем? Там и тепло, и уху сварганим, и прикорнем чуток. А утром я снова с лодки попробую…

Решили с ухой повременить, подождать удачи рыбацкой еще часик-два. То мы около снастей сидим, то у костра басни травим. Час прошел, другой на исходе. Луна уже стесняться перестала, тихой сапой из-за леса вынырнула полностью и во всей своей красе показалась. Даже фонаря не надо: светло от нее, как днем, хоть газету читай или крючки навязывай! Юрий рукой махнул:

— Все, закончилась ночная рыбалка! Оставляем снасти и айда в избушку охотничью, утра дождемся: может, тогда повезет.

Решили на лодке до ночлежки доплыть — не оставлять же ее здесь. Вдруг кто наткнется да и угонит еще? Поплыли. Ледок тонкий уже по всей Подкове, и только на средине еще вода рябит, луна в ней качается, в колыбели будто.

— Обратно как добираться будем? — намекнул я. — Застынет.

— Как пришли, так и уйдем! — отозвался Юрий. — Впервой что ли?

Ночной турнир

Мы поднимались к избушке. Она, как обычно, была незапертой. У печки, будто нас поджидали, дрова принесены. Присмотрелись: на столе — керосиновая лампа с отражателем, заправлена. И еще под столом емкость с этим горючим на запас. Чиркнули спичкой — в доме жильем потянуло.

На окне пару гильз пустых заметили. Охотники, видать, на неделе побывали. Они и шахматы потрепанные оставили. Значит, ночь лунную без скуки коротать можно.

Уху сварили царскую: сначала кусок баранины в котелок бросили, а потом и всех Юриных окуней. Луковиц побольше положили, одну — в шелухе даже. Потом лавровый лист, перцу покруче. Запахло не то щами свежими, не то ухой, но аппетитно. Блюдо, однако, получилось… пальчики оближешь!

Перекусили, чайком вдоволь побаловались: Юрий где-то смородины черной углядел, наломал веток. Их и заварили — запах по всей избушке. За шахматы взялись. Ночь долга — поспать еще успеем. Луна тут как тут. Она к нам в окно шпионом заглядывает, светит, почти как лампа керосиновая, не хуже, будто высматривает, чем тут мужики занимаются.

А мы в шахматы «рубимся» — партия за партией! Я подивился: со школы фигурок этих в руках моих не бывало, а играю… как гроссмейстер. То мат ставлю, то напарник за несколько ходов до конца сам соглашается, что продул.

Так до очередного чаепития и просидели за клетчатой доской. Я прямо кум королю, сват министру. Шутка ли… все игры без поражений и вничью даже ни разу! Юрий пьет чай, рукава закатывает и приговаривает.

— Вот сейчас перекусим, тогда только держись! Играть по-настоящему буду! Все-таки надеюсь, что раза два-три верх за мной будет! Должен же и я в победителях оказаться?!

Заели, видать, шахматы мужика. Чай на скорую руку выпил и снова за фигурки обшарпанные взялся. Уже за полночь — покемарить бы надо. Но вдруг Фортуна к напарнику лицом повернулась. Он от радости расцвел будто, на чаепитие прерываться на дает. Про то, что мы на рыбалке, похоже, и вовсе забыл.

— Давай, — говорит Юрий, — еще партию! А потом еще…

За окном — та же луна, в ее свете трава искрится. Застыло все уже, значит. А Юрий еще и шутить пытается:

— Давно надо было на рыбалку с лодкой поехать! И отдохнули бы вдоволь, и лед бы на реке давно стоял. А то декабрь уж скоро….

Виноваты сами — оказались в капкане

Вышли из избушки — светает вовсю. Звезды на небе и луна, пока мы играли да потом немного дремали, по другую сторону Подковы в лес закатилась. Трава хрустит под ногам. Смотрим на залив: нигде вода не темнеет, от берега до берега застыло.

Юрий бегом к лодке. Она скукожилась на холоде, стала похожей на клячу старую с опухшими боками. Напарник ее подкачал, а толку нет… ни с места. Попытался на лед встать — не держит, проламывается.

Я нашел ему доску обрезную, протягиваю, как утопающему соломину. Друг разбил ледяные оковы вокруг лодки. Она ожила, но вперед не двигается. Снова доской орудовать надо. Вижу, что тут без моей помощи не обойтись. Прыгаю в лодку, встаю на самом носу и давай вокруг лед колошматить.

Думал, что все легко и быстро пойдет… А не тут-то было! Лед, хоть и не толстый (сантиметра два будет), но прочный. Доской еле прошибает, да и освобождать путь надо пошире, чтобы веслами работать было удобно. А долбить его долго придется. Кажется, и конца, и края не видно… километр с гаком до основного не замерзшего пока русла.

Я теперь и сам не рад, что оделся слишком тепло. Пот по спине уже чуть ли не ручьем катится, шапка мохнатая на глаза сползает. Колени да и все штаны мокрые, водой ледяной забрызганы. Но работаю, не переставая. Лодка наша медленно, но выбирается из ледяного капкана. Вот уже и снасти наши показались.

— К удочкам давай! — громко и властно скомандовал Юрий, будто он настоящий капитан огромного корабля.

Я, как заправский ледокол, провел наше суденышко к снастям, которые оставил напарник. Осторожно их вытащил и выбросил на замерзшую поверхность. Черви на крючках все живые — их хоть снова насаживай, хоть обратно в коробку возвращай.

Подбираюсь к своим удочкам. На баранину — никого. А вот на червя обрыбился — налимчик сел небольшой. Его даже к родному семейству отнести трудно: размером — с четвертушку всего. Снял малыша с крючка и обратно бросил в воду: побегай, подрастай!

Наконец-то мы к нашей «Ниве» выбрались, дух перевели. Хотел я было чай поставить и передохнуть у костра. Но тут вспомнил, что всю свою заварку, сахар и даже пару коробков спичек в избушке забыли. Авось, мол, кому-то и пригодится! Юрий, собиравшийся было с утра окуней подразнить с лодки, передумал:

— Не было рыбы с вечера, и сейчас ждать не стоит. Хватит, попутешествовали уже! Лучше потом со льда, теперь уже скоро…

Эпилог

Но осень нынче особенная. В эти выходные последняя декада ноября началась, а погода — хоть на рыбалку по открытой воде отправляйся! И впереди тепло сулят. На этот раз мы с Юрием не поедем, а лучше просто в шахматы либо у меня, либо у него дома поиграем…