С «закрытыми глазами»

Охотник на снегоходе

Могут ли охотники заблудиться? Редко, но все же иногда такое бывает. Хотя о полной утрате ориентации в ухоженной тайге, тем более гористой, слышать не приходилось. Надо, видимо, уточнить, о чем я говорю. Все сибирские «ухоженные» леса поделены на охотничьи участки. И от одного к другому ведут тропы-путики. По ним же можно идти от зимовья к зимовью. Эти «дорожки» отмечены затесами на деревьях. И даже малоопытный охотник, попав на путик, поймет, что такие «знаки» приведут его к жилью.

Были случаи, когда по таежному «тесу» промысловики с Нижней Тунгуски пешими добирались до Охотского моря, повторив путь первопроходцев. Не терялись, а твердо знали, что за несколько дней дойдут до реки, селения или перевального хребта. Так что блуждать вроде бы и негде. Вся тайга размечена… Однако вот какую «таежную побывальщину» довелось мне узнать в зимовье на реке Киренге.

Обсуждение замыслов у костра

Четверо соболятников на снегоходах после зимних праздников поехали в лес проверять ловушки. В выходные дни охотники хорошо отдохнули, настроение у них было приподнятое. Приятелей переполняла радость от общения с домочадцами, застолья и фейерверков.

Отъехав от поселка не так уж далеко, но успев порядком помучиться на малоподъемном «пыхуне» — вымороженном суровыми холодами снеге, соболятники устроили «табор» и развели костер — «гуливан». Хотелось продолжить веселье и сохранить праздничное приподнятое настроение.

Охотники сгрудились вокруг жаркого костра, согреваясь горячим чаем и другими напитками. Приятели оживленно обсуждали маршрут и решали вопрос: как быстрее за световой день добраться до первого зимовья, до тепла.

У костра в разгар зимы с кружкой в руках можно беспечно беседовать разве что минут 15-20. После этого на смену удовольствию от дружеского общения приходят мысли о комфорте. О том, что неплохо бы поскорее оказаться хотя бы в таежном захудалом зимовье, где замерзшего путника ждет железка-печь, а сухие дрова сулят спасенье, сытость и блаженный отдых. Вполне понятно, что едва ли не у каждого из четверки одновременно рождались мысли о кратчайшем пути.

Соболятники доверились хозяину первого зимовья, самому активному в розливе согревающих напитков. Ему ближние угодья были хорошо известны. Охотникам казалось как бы даже неприличным сомневаться в этом. Тем более что «передовик» заверил: с закрытыми глазами может довести до зимовья, ставшего за прошедшие годы почти родным. Причем доставит своих спутников по самому короткому «профилю»…

По глубокому снегу

Непосвященному читателю необходимо пояснить, что это за «дороги» у сибиряков-охотников появились. Так называемые «профиля» за несколько лет до того были сделаны геологами сейсмопартии, которые искали нефть.

Тайгу прорубили бульдозерами вдоль и поперек. Для охотников это было благо. Не пихтовой чащей по чудницам бродить, а по прогалу шириной в 4-5 метров. Ни снегом тебя не осыплет, ни мелколесьем не хлещет…

Приятели безоговорочно доверились своему проводнику, что вызвался даже ночью довезти их «поезд» из мотонарт до таежного жилья. Если еще и луна из-за гор выкатит, то такое путешествие по «профилю» — одно удовольствие.

Правда, это по первой пороше. А когда снег глубиной более метра, каждая сотня шагов на лыжах превращается в тяжкое испытание, какого и врагу не пожелать. При такой ходьбе опытный охотник расчетливо тратит свои силы. Намечает перед собой ориентиры: то разлапую листвень, то чернотину выворотня — и, дойдя, переводит дыханье и чуток отдыхает.

Долго засиживаться нельзя. Устанешь даже быстрее, чем если бы шел без перерыва. Ноги начинают невесть отчего тяжелеть, одолевает сон. И хотя кажется, что вроде бы посидел, поднабрался сил, а шаги замедляются. Все чаще раз от разу хочется отдыхать теперь уже через короткие отрезки пути. Это касается пеших охотников или тех, кто идет на лыжах.

Водительское мастерство таежников

Но у наших соболятников была техника, специально сконструированная для езды по снегу. Правда, с оговорками в инструкции по эксплуатации. Предельная глубина снега для успешной езды — 40 сантиметров, подъем в гору — под углом не более 22 градусов.

Скажите об этом любому «буранисту»-таежнику, он вас не поймет. Ему нередко приходится рассекать своим «железным конем» снег глубиной до 150 см. И по сотне метров «тянигусить» на каждом из многочисленных подъемов, где угловые градусы никем не измерялись.

Мотор по причине предельного зарывания в снег по самое ветровое стекло натужно ревет и грозит перегревом, а то и поломкой. Приходится хотя бы на несколько минут охлаждать его, используя это время для другой работы. Например, для того, чтобы обтоптать рыхлый снег у гусениц и перед рулевой лыжей. Так легче будет потом выскочить из ямы по целику.

Особого мастерства требует езда по заснеженному уклону, да еще с долгим подъемом, чтобы технику не стащило с «профиля» в непроходимую чащу. Или хуже того — не разбило о ближайшее дерево! Казусов таких много.

Для собственного спасения водитель превращается в каскадера-циркача. Держась за руль, лавирует меж деревьев и кустов. Балансирует на грани возможного, понуждая норовистого «коня» идти туда, куда надо, не под уклоны и не в скрытую уклоном яму, оставленную взрывниками-геологами…

По горам, по долам

По общему согласию, проводник на своем снегоходе возглавил «поезд». Решительно свернул с прямого, казалось бы, всем знакомого «профиля» на боковой, поперечный. Пояснил, что путь здесь намного короче, хотя есть и закавыка — «горушка» с покатями, немного превышающими те, что указаны в инструкции по эксплуатации техники.

Но бравую компанию на первых порах это ничуть не встревожило. Бывали, мол, и не в таких передрягах. Вчетвером «железного коня» или прицеп-нарту можно вызволить из любого снежного плена. Но опытных охотников весьма озадачило, когда после часового преодоления первой «горушки» и хорошего уклона, по которому спустились хотя и не с ветерком, но без хлопот, перед собой они увидели еще одну, оскалившуюся каменюками-останцами.

Кто-то мудро, хотя и робко, заметил, что ежели этак и далее пойдет, то лучше, пока не поздно, вернуться на первый всем знакомый профиль или домой в поселок. Однако проводник, что называется, «закусил удила». У него явно взыграло самолюбие, и он объявил:

— Еще «горушка», а там до зимовья останется пустяк — 5-6 верст!

Но препятствие оказалось непреодолимым. Как и предупреждала инструкция, подняться на эту «горушку» было нельзя. После безуспешного ее штурма охотники на снегоходах стали совещаться, не доверяя более проводнику. «Всем миром» решили: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет».

Попытка объезда

Опять подвернулся поперечный «профиль», показавшийся удобным для обходного маневра. Но с особинкой, которая вскоре проявилась. Соболятники проехали километр-другой (хотя как их считать при тяжком для водителей и их техники продвижении), когда направление новой дороги изменилось.

Ясным днем по солнцу еще можно было бы определить части света и прикинуть, куда вел обходной «профиль». Но сейчас условия не позволяли сориентироваться. Как на грех, приятели не имели при себе и компаса. Понадеялись, что хорошо знают дорогу, и не стали брать лишний груз. Оно и понятно: уставшему путнику и иголка в тягость.

Перекусив, охотники часа два продвигались по малоизвестному объезду, рубя и пиля многочисленные поперечные деревины. Уже по такому признаку следовало бы им догадаться, что этой дорогой давно никто не пользовался. Видимо, никому и в голову не приходило, что ее надо расчищать. Здесь не появлялись ни ягодники, ни лесники, которые могли бы вести работу по предотвращению распространения пожаров.

Так что приятели теперь не столько ехали, попеременно зарываясь в снег, сколько пилили деревья. Кто-то уже сожалел:

— Пожалуй, лучше бы дома за это время кубов десять дров заготовил… А не у черта на куличках!

Ощущение того, что они к этому мифическому месту близки, у охотников появилось с наступлением сумерек. Тьма сгущалась, повалил снег.

На привале

Проводник, обещавший самое малое через пару часов сон в натопленном желанном зимовье, сник и уже не верховодил. Ему указали место «вторым номером». Руководствуясь интуицией, какая обнаруживается и обостряется в критических ситуациях не только у лошадей и всех диких зверей, но и у людей, охотники на снегоходах колесили по «профилям».

За «косым» снова выбрались на поперечину, с нее — по прямой, что вел под угорицу. К 7-8 часам вечера все наконец-то поняли: зимовье им не светит, а провести морозную ночь придется на «гуливане».

Топоры и пилы помогли быстро наготовить дров для разведения огня. У кострища охотники долго и тщательно обсуждали, куда завтра ехать. Самые смекалистые прямо на снегу головешками вычертили пройденный маршрут.

Согласно этой схеме, утром держали курс на восток. А к сумеркам выходило, что на несколько километров и даже более того продвинулись, если уж не прямо на запад, то примерно в обратном направлении.

Родные места

Небо в тучах и снегопад не позволяли просмотреть хотя бы ближний хребет, где, похоже, была гарь или даже вырубка, так как с появлением на небе звезд соболятники, к своему удивлению, увидели их через частокол сухих деревьев подозрительно низко. Наиболее любознательные, что для многих охотников в общем-то характерно, начали размышлять: что бы это значило?

Буквально через несколько минут после того момента они стали свидетелями местного «северного сияния». Такое зрелище можно увидеть, пожалуй ежедневно, если вечерком на 3-5 километров отдалиться от своего городка или поселка.

После того как там, по-видимому, включили фонари уличного освещения, небо заметно озарилось. Самый догадливый по части физики природных явлений притянул к себе проводника и, указав на светлую полосу по горизонту, изрек фразу, которая всем надолго запомнилась:

— Куда ж ты завел нас? Так это же огни нашего родного селения! С нашим поводырем, можно не сомневаться, мы за неделю до Иркутска докатимся!..

Услышав такое, о чем, наверное, и сами догадывались, все очень обрадовались «открытию». И теперь уже незлобиво похлопывали проводника по спине и подтрунивали над товарищем. Ночью, однако, далее не поехали, благоразумно сознавая: если уже днем так закружили и заблудились, то что может быть во тьме?! О езде или ходьбе с закрытыми глазами больше и не вспоминали.

Валерий Тарасов, Иркутская область

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий