Дедушкина охота

рыжая плутовка

Ванька Жуков испытывал некий комплекс по поводу своих имени и фамилии. Он помнил, как первый раз пришел в школу и что случилось на перекличке-знакомстве. Произнеся его фамилию и имя, улыбнулась молодая учительница и сказала, как бы про себя: «Значит, Ванька Жуков…».

Тогда ребенок не понял, в чем дело. Да и немудрено, откуда мог знать маленький семилетний мальчик, что его полный тезка уже давно живет своей особенной жизнью в рассказе писателя Чехова…

Ванька навсегда запомнил реакцию на свое имя Анастасии Петровны, так звали первую учительницу. Но смысл ее веселья уяснил спустя некоторое время, когда весь класс познакомился с бессмертным произведением Антона Павловича. И сразу же после прочтения рассказа мальчика стали дразнить.

В тот день домой Ванька примчался чуть ли не бегом и весь в слезах. Он говорил родителям, что больше никогда не пойдет в школу. Спрашивал у них, почему у всех детей нормальные фамилии. Даже над Синичкиным и Пузыкиной никто и никогда не смеялся. А он Жуков, носящий такую же фамилию, как и знаменитый во всем мире маршал, подвергается страшным нападкам. Неужели не нашлось никакого другого имени, кроме как Ванька?

Вечером, когда мальчик немного успокоился и готовился ко сну, услышал, о чем говорили родители на кухне. Оказывается, Иваном его назвали в честь дедушки — папиного отца. Мама при рождении сына собиралась дать ему имя Артем. Но отец настоял на своем.

На следующий день, когда Ваня пришел из школы, папа усадил мальчика рядом с собой и стал говорить о дедушке. Из рассказа ребенок понял, что речь идет о замечательном человеке, прекрасном охотнике и рыболове. Дедушка и повоевать успел, за что имел боевые награды, и страх на браконьеров нагонял, так как работал егерем в глухом лесном краю.

В конце разговора папа сообщил сыну потрясающую новость. На зимних каникулах его отправят погостить на кордон, к дедушке. О, как Ваньке, городскому мальчику, хотелось побывать в этом загадочном месте! Поохотиться на зверей, половить рыбу в пробуренной лунке. Может, удастся и говорящую щуку поймать, как сказочному герою Емеле?

Завораживающая красота

И вот наконец-то настал долгожданный день, когда в город приехал дедушка, большой Ванька Жуков, чтобы увезти с собой в глухое урочище маленького тезку.

В деревенской местности все, что попадалось на пути, интересовало ребенка и поражало экзотикой и необычностью. И корова, стоящая в «деннике», которая лениво пережевывала сено. И тепло, которое, как от печки, исходило от нее, рыжей красавицы с белым пятном на лбу. Видимо, из-за этой отметины корову и прозвали Лысухой.

Особо же Ваньке понравились высокие пихты и сосны, укрытые волшебными кудряшками снега.

В первый же день дед с внуком отправились на зимнюю рыбалку. Мальчик и раньше слышал это словосочетание, но не представлял, как здорово стоять на бесконечном белом покрывале у пробуренной лунки под ярчайшим солнцем и любоваться искрящимися, переливающимися от его лучей мельчайшими снежинками. Восхищаться нависающими шапками деревьев, в которых сновали почти незаметные из-за далекого расстояния тенькающие синицы. Да еще порхали румяные снегири, словно яблоки на снегу.

Любование окружающим пейзажем прервал чуть хрипловатый дедушкин голос. Оказывается, мальчик прозевал поклевку. Старший Ванька Жуков незлобиво пожурил юного рыболова и посоветовал ему впредь не отвлекаться от «главного дела в жизни».

Через пару минут случилась поклевка у дедушки, и мальчик был поражен движениями рук своего пращура. Они чем-то напоминали работу ветряной мельницы, но не простой, а взбунтовавшейся, которая крутилась не по воле стихии, а сама по себе. Движения чередовались: влево — вправо, влево — вправо… и так до тех пор, пока судак средних размеров не появился в жерле лунки.

После того, как дедушке удалось поймать еще трех клыкастых, улыбнулась удача и внуку. Конечно, мальчик вытащил свою рыбину не так изящно, как старший Иван, но от этого радости не убавилось.

Мальчику очень понравился подледный лов, и огорчало лишь одно обстоятельство… Никак не удавалось самостоятельно пробурить лунку.

Уроки следопыта

На следующий день два Ивана не пошли на рыбалку. Дело в том, что во дворы соседей повадилась бегать лисица и уже, судя по всему, утащила пару куриц. Нужно было срочно что-то предпринимать и разобраться с рыжей плутовкой.

Вначале дедушка не хотел брать внука с собой, но затем уступил настойчивым просьбам. Бывалый охотник и не собирался в этот день добывать зверька, а просто решил преподать ребенку небольшой наглядный урок. Пусть городской мальчик хоть немного станет разбираться в хитросплетениях лисичкиных следов.

И вот наши охотники отправились на поиски рыжей плутовки. Вышли на ее след, и дедушка приступил к уроку-импровизации. В этот день мальчик узнал, что отпечатки лап зверя на снегу могут очень много сказать опытному человеку. След по свежей пороше дает довольно полную картину жизни лесного обитателя. Хороший охотник способен определить пол зверя и его приблизительный возраст, направление движения и состояние — голодное или сытое.

Нужно рассмотреть и запомнить след именно той лисицы, за которой ты идешь, чтобы не сбиться на другую «кумушку». И не спутать его с собачьим. Лапы рыжей плутовки (самки) оставляют на снегу удлиненные отпечатки, овальные, похожие на «лодочку». Когти у лисицы острые, поскольку она почти никогда не ходит по дороге, как собака. Оттиск получается тонкой и правильной формы.

У собаки же следы почти круглые. Отпечатки когтей толстые, тупые, часто неправильной формы. Это из-за того, что животное часто бегает по асфальту или щебенке, по твердому грунту или сидит на привязи. Вот когти собаки и направлены в разные стороны.

Пройдя немного, Жуковы заметили, что следы лисицы сближаются. Дедушка объяснил внуку, что в этом месте она перешла на шаг. Вот стали видны следы еще двух прыжков, небольшой бугорок и ямка в снегу, несколько капель крови. Это все, что осталось от зазевавшегося грызуна. Тут рыжая плутовка перекусила мышатинкой.

Жизнь на кордоне

В этот день лисичке удалось уйти от охотников. Ванька-младший был страшно разочарован. Он ведь и не подозревал, что дедушка устроил ему показательный урок, а добывать зверя и не предполагал.

Вечером, прихлебывая чай из огромной круглой пиалы, дедушка рассказывал внуку, какая существует разница между сытой лисой и голодной — мышкующей. Оказывается, если след «патрикеевны» петляет туда-сюда, то она ищет добычу. Наевшаяся идет более прямолинейно…

Ваньке очень хотелось поучаствовать в охоте на лисицу, но дедушка сказал, что она испугалась и ушла в другое место. На самом же деле фронтовик не хотел, чтобы внук увидел смерть зверька.

Почти до самого конца каникул мальчик прожил на кордоне. За это время успел научиться в соответствии с погодой выбирать нужную насадку. И уже правильно, как опытный рыбак, выводил на поверхность клюнувшего обитателя водоема. Вот только бур по-прежнему не слушался ребенка.

— Но это «дело наживное», — сказал его полный тезка, любимый дедушка, которого давно уже никто не называл Ванькой Жуковым, а величали Иваном Акимовичем.

Геннадий Лысенко, г. Новосибирск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий