Тигроловы. Часть 1

Тигренок фото

Давно это было. В начале лета я получил задание отловить тигренка для столичного зоопарка. Москвичи не ведают, что сделать это можно только тогда, когда выпадет первый снег, а значит, в ноябре. Местонахождение зверя тогда можно обнаружить по следу.

В поисках

Наступил ноябрь, но снега до середины месяца не было.

К поимке тигра мы готовились основательно. Прокопию было поручено изготовить рогатины, хорошо их просушить, но не пересушивать. Кузьма должен был приготовить крепкие веревки для связывания лап, Иван — запастись мешками для обвязки головы тигра, изготовить утепленные муфты для лап, чтобы можно было надеть их на связанные лапы зверя. Иногда проходит больше недели, пока с тигром доберешься до села.

Наконец, во второй половине ноября пошел снег. Рано утром мы нагрузили рюкзаки всем необходимым и отправились в дальний и опасный путь. Три собаки-тигролова, чуя предстоящую охоту, не играли, как бывало при выходе в тайгу, а, притихшие, шли за нами.

Прежде всего, нужно отыскать тигров. На предполагаемом месте у Красных скал следов не было. До позднего вечера мы бродили по сопкам и оврагам, но безрезультатно. Не было и следов кабанов — любимой пищи тигра. Не брезгуют полосатые также изюбрем и оленем, но тигру их не догнать. Хищник пробежит пятьдесят метров, а олень и изюбрь — в сто раз больше. С кабанами тигру проще: он выслеживает табун и нападает на отставшего или нерасторопного поросенка. Просто так, ради удовольствия, тигр не убивает. К своей добыче он приходит несколько дней, пока не съест тушу.

К ночи мы собрались в назначенном месте. Ночлег организовали у отвесной скалы. Здесь — и родник, и защита от ветра. Пихтовый лапник послужил мягкой постелью. А наутро — снова в путь. Маршрут у каждого — свой и изменению не подлежит.

Четыре дня мы колесили по тайге, но безрезультатно. Появилась мысль прекратить поиски. Продукты подходили к концу, остались лишь сухари да чай.

Разлученный с матерью

Но вот, наконец, удача! Иван обнаружил следы тигров. Мы пошли по их следу и к полудню увидели все семейство. Они чинно прохаживались недалеко от кукурузного поля. Тигрица шла впереди, за ней степенно следовали тигрята. В бинокль было хорошо видно, как тигрица обнюхивает землю. Наверное, дикие кабаны приходили ночью на убранное поле.

Мы с трех сторон приблизились к тиграм и открыли беспорядочную стрельбу вверх. От сильного шума они бросились бежать по кукурузному полю. Нам нужно было отбить от матери одного тигренка и начать его преследовать.

Наконец-то нам это удалось: тигрица с одним детенышем направилась в одну сторону, а второй тигренок побежал в другую. Вчетвером мы начали оттеснять его от матери, продолжая стрелять вверх.

До самого вечера мы преследовали тигренка. Было видно, что он устал — мы находили его лежки.

Стало темно, и пришлось прекратить преследование.

Больше всего меня беспокоила тигрица. Если она найдет детеныша, то бросится на защиту. В этом случае выход один — стрелять на поражение. Для расправы тигрица выбирает такое место, где человек и не предполагает. Нападает она неожиданно.

При других обстоятельствах при встрече с человеком тигр издает громоподобное рычание, отпрыгивает на несколько метров в сторону и начинает усиленно бить себя хвостом по бокам.

В нашем случае ситуация иная — человек напал на ее дитя. Мать будет защищать его до конца. Может, они снова объединились и ушли подальше из этих мест. Нагнать их будет сложно, еще сложнее — отбить тигренка. Зверь опасен, одним выстрелом в упор его не остановить. Даже смертельно раненный, он сможет расправиться с человеком.

Охота на тигра

Наступил третий день преследования. Мы шли за тигром по равнине.

В бинокль увидели, как тигренок лег отдыхать, и поспешили подойти к нему, чтобы поднять. Мы так близко подошли к нему, что чуть не случилась трагедия, когда тигренок вскочил и прыгнул в нашу сторону. Сделай он еще два прыжка, и кто-то из нас двоих мог бы пострадать.

Вторая пара охотников шла в полукилометре от нас и следила, чтобы тигрица не подошла на выручку детенышу.

Нас выручила собака, которая бросилась на зверя, в то время как мой напарник выстрелил вверх из карабина. Тигренок прыгнул в кустарник и скрылся в мелколесье.

И тут мы обнаружили, что у нашего спасителя Индуса на правом боку выступила кровь. К счастью, рана была неглубокой. Если бы Индус приблизился к зверю еще на пару сантиметров, мы лишились бы собаки.

Нам удалось рассмотреть тигренка. Ему было около двух лет, но выглядел он как взрослый тигр: ростом около полутора метров и весом до двухсот килограммов. И нам предстояла опасная работа по его поимке.

Окончание погони

Чуть свет мы были уже на ногах. Перекусив остатками ужина и выпив по кружке горячего чая, вышли на след тигра.

Еще раз обговорили план действий на предстоящий день: двое шли по следу тигра, а двое других охраняли впереди идущих и наблюдали за боковыми подходами.

Пройдя километр, вышли на лежку тигра. Судя по растаявшему снегу на месте лежки, ушел недавно. Спустя час увидели в бинокль и его самого.

Он шел не спеша, иногда переходя на бег: сказывались усталость и голод. В одном месте он набрел на останки зайца, доел его, потом прошел немного по следу лисицы и резко повернул к сопкам.

Теперь мы шли по равнине без остановок, задерживаясь ненадолго лишь для того, чтобы в бинокль установить местонахождение тигра.

Он чувствовал, что мы идем по следу, но усталость вынуждала его делать короткие остановки. Зверь отдыхал, потом переходил на бег.

Крупными прыжками он направился к Красным скалам, перед которыми был низкорослый дубняк. Войдя в дубовую рощу, тигр растворился среди деревьев.

На южном склоне снег растаял, и мы долго не могли обнаружить нашу цель. Это нас встревожило. В дубняке обнаружить след практически невозможно. Тигру легко затаиться в его дебрях, а потом неожиданно броситься на человека.

Собак мы с утра взяли на короткие поводки. Чуя зверя, они нервничали. Отпускать нельзя — тигр их уничтожит. Отпустим тогда, когда зверь будет окружен со всех сторон.

В дубняке след был потерян. Потратив полчаса, мы решили подойти к высокой скале. На пути росли высокие елки и лиственницы, покрытые белым снегом. До скалы оставалось несколько десятков метров, когда собаки повели себя очень странно: Индус путался у ног, мешая идти, а Альфа стремилась вперед, к скале.

И тут сквозь деревья я увидел тигра: он сидел под самой скалой. Большие камни защищали его, делая невозможным подход с тыла.

Условным знаком я подозвал товарищей, и мы начали обсуждать, как подойти к тигру.

Это интересно

Амурский тигр — один из самых редких и дорогих охотничьих трофеев в мире. Стоимость хорошей шкуры на «черном рынке» достигает $10 тыс.

В Китае мясо амурского тигра считается ценным лекарственным сырьем. Из-за этого интереса практически все тигры в Уссурийской тайге были в свое время почти полностью уничтожены. Теперь их поголовье выросло, по разным данным, до 500–700 особей.

Амурские тигры относятся к особо охраняемым видам — как в России, так и в КНР, на территории которой они тоже встречаются. Но если российский браконьер, попавшись, отделается штрафом, пусть и очень высоким, то в Китае за охоту на амурского тигра полагается смертная казнь.